СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока химии в 9 классе по теме "Соли: состав, классификация и общие химические свойства в свете теории электролитической диссоциации ""

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока химии в 9 классе по теме "Соли: состав, классификация и общие химические свойства в свете теории электролитической диссоциации ""»

  • 28.04.2021.

  • Предмет: химия

  • Класс:

  • УМК: О.С. Габриелян. Химия. 9 класс Учебник / Москва ; Дрофа, 2019 г

  • Название темы, раздела курса химии: Обобщение знаний по химии за курс основной школы ( 11 ч)

  • Место урока: 8 урок в теме «Обобщение знаний по химии за курс основной школы»

  • Тема урока: Соли: состав, классификация и общие химические свойства в свете теории электролитической диссоциации

  • Тип урока: Урок систематизации и обобщения знаний и умений. ( по ФГОС )

  • Методы обучения: Метод кластера,  общение, системно- деятельностный .

  • Формы работы с учащимися: фронтальная, беседа, химический эксперимент

  • Технологии, применяемые на уроке: ИКТ, исследовательская технология, интенсификация обучения на основе схемных и знаковых моделей учебного материала, технология сотрудничества

  • Основные понятия урока: вещества, состав веществ, классификация веществ, химическая реакция, условия возникновения и протекания химической реакции, признаки химической реакции , химические уравнения, коэффициент, исходные вещества, продукты реакции, типы химических реакций, ионы, электролитическая диссоциация, реакции ионного обмена

  • Цель  урока: Создать условия для систематизации и обобщения, закрепления знаний учащихся, и осмысления практической значимости изученного материала о веществах- солях , химических реакций на основе освоения различных способов деятельности и выработки умений по применению знаний в комплексе.


  • Задачи урока:

Образовательные: обучающиеся должны повторить знания о классификации веществах, химических реакциях, правилах их составления, продолжить формирование умений и навыков: составление формул веществ, химических уравнений, расстановка коэффициентов, составления реакций ионного обмена, (предметный результат).

Развивающие: обучающиеся должны продолжить работу по развитию интеллектуальных и мыслительных умений (умение анализировать, сравнивать и обобщать); развивать познавательный интерес при выполнении лабораторных опытов, развивать речевые навыки, умения использовать изученный материал для выполнения типовых и нетиповых заданий (метапредметный результат).

Воспитательные: обучающиеся должны продолжить воспитывать культуру общения через работу в группах «ученик-ученик», «ученик-учитель» , умение слушать и слышать другого человека; воспитывать такие личностные качества, как внимание, наблюдательность, инициатива, самостоятельность, нравственные качества - способности к взаимовыручке, сотрудничеству, адекватной самооценки (личностный результат).

Планируемые результаты:

ФГОС

Урок должен помочь обучающимся 9 класса сформировать следующие универсальные учебные действия;

Метапредметные (познавательные, регулятивные, коммуникативные, личностные):

     1 ) Личностные УУД: Уметь управлять своей учебной деятельностью и определять свои потребности; научиться общаться со сверстниками, показывать свою убежденность, осознать возможность познаваемости окружающего мира на основе научных методов: наблюдения и эксперимента

      2) Регулятивные УУД:  организовывать свое рабочее место под руководством учителя; определять цель и составлять план выполнения задания; уметь наблюдать за химическим экспериментом, анализировать, конструктивно оформлять свои выводы, оценивать уровень своих знаний и умений, владеть основами самоконтроля и самооценки


      3) Познавательные УУД:  научиться устанавливать причинно-следственные связи;.

     4) Коммуникативные УУД: участвовать в диалоге на уроке; сотрудничать с одноклассниками ; принимать решения и реализовывать их; точно выражать свои мысли.


Предметные: совершенствовать знания, умения и навыки учащихся по теме «Соли: состав, классификация и общие химические свойства в свете теории электролитической диссоциации; наблюдать и описывать химические реакции с помощью родного языка и языка химии.

знать / понимать

понятия: состав веществ, классы веществ,, химические реакции, типичные реакции , признаки химической реакции, уравнения реакций-молекулярные и ионные,. коэффициент, исходные вещества, продукты реакции, типы химических реакций, электролитическая диссоциация, реакции ионного обмена, ионы,.

уметь составлять формулы, классифицировать, называть неорганические вещества,

уметь составлять уравнения химических реакций молекулярные и ионные,

описывать признаки химических реакций, давать анализ химическим реакциям.

приводить примеры веществ,

обращаться с химической посудой и лабораторным оборудованием, проводить эксперимент с учетом ТБ


работать с таблицей растворимости веществ, как справочным материалом



  • Способы отслеживания результатов работы ;

Применение учащимися опорных понятий темы при фронтальном опросе, отчете по эксперименту, выполнения заданий самоконтроля

Тесты, задания для индивидуальной работы и самопроверки знаний

1. Задание контролирует знание понятия «вещества», классификация веществ, номенклатура

2. Задание контролирует применение теоретических знаний о составе, классификации и типичных реакциях солей

3. Задание контролирует умение выполнять химический эксперимент, оформлять отчет.

4. Задание – самоконтроль, контролирует комплексное применение понятий: вещества-соли ,состав, номенклатура, типичные реакции. электролиты, электролитическая диссоциация, ионные уравнения.

  • Обеспечение урока:

компьютер, проектор, электронная презентация "СОЛИ",

раздаточный материал (тесты для самоконтроля, опорная схема темы, рабочие листы , листы для отчета, )., фломастеры,

  • Оборудование и реактивы: Химический эксперимент по группам:

1) штатив для пробирок, растворы: СuSO4., . NаOH, , пробирка

2) штатив для пробирок, растворы: Nа2 SO4, H 2SO 4l., пробирка

3) штатив для пробирок, растворы: BaCl2, Na2 SO4., пробирка

4) штатив для пробирок, растворы: СuSO4., Fe (гвоздь), пробирка

Структура урока: Урок систематизации и обобщения знаний и умений (ФГОС)

1.

Организационный этап

2.

Мотивация к учебной деятельности.

Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности

3

Этап актуализации знаний.

4.

Этап обобщения и систематизации знаний

5.

Этап применения знаний и умений в новой ситуации

6.

Этап контроля усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция

7.

Этап рефлексии учебной деятельности.

Этап подведения итогов занятия


8.

Этап информации о домашнем задании











Технологическая карта


Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

УУД

1.

Организационный этап

Цель: подготовка учащихся к работе на уроке, организация внимания и создание рабочего и психологического настроя учащихся,

Взаимное приветствие учащихся и учителя; фиксация отсутствующих;

Подготовка их к работе на уроке;

психологический настрой учащихся

Добрый день всем ! Пусть он действительно будет для нас Добрым. !

Давайте его начнем с хорошим настроением., и по окончанию урока , я уверена, все будут довольны собой, результатами своей работы .


Ребята, у вас на столе есть рабочий лист .


Подпишите его.

Все записи, вы делаете в нем.

И в конце урока сдадите мне для проверки.


Приветствуют учителя, рассаживаются , проверяют готовность к уроку.

эмоционально настраиваются на предстоящую учебную деятельность. Быстро включаются в рабочий ритм

Регулятивные УУД: готовятся к началу урока.

Предметные УУД: настрой обучающихся на урок.

Коммуникативные УУД: настраиваются на совместную работу и общение с одноклассниками и учителем.

Личностные УУД: Положительное отношение к учению, к познавательной деятельности

2.

Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности

Цель : выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности выполнения требований учебной деятельности.

Создаёт условия для возникновения внутренней потребности включения в деятельность («хочу»);

Актуализирует требования к ученику со стороны учебной деятельности («надо»);

Устанавливает тематические рамки учебной деятельности («могу»).

Для урока взят девиз , Латинской пословицы,

“Повторение – мать учения”,

СЕГОДНЯ НА УРОКЕ

Что знаете – будете повторять!

Что забыли – будете вспоминать!

Знания свои будете применять!


Задания разные будем выполнять !


Вот и план работы

(слайд 1)

Но на доске нет записи темы урока

Я предлагаю вам самим определить её,

Слушают и участвуют в обсуждении ,настраиваются на дальнейшую работу.



Личностные УУД: самоопределение; положительное отношение к учению, желание работать на уроке.

Регулятивные УУД: целеполагание; учебно-познавательная мотивация ;

планирование учебного сотрудничества

3.

Этап актуализации знаний.


Цель: актуализировать опорные понятия , непосредственно связанные с темой

урока;

Создаёт ситуацию для самоопределения учащихся на результат познавательной деятельности на уроке,

Актуализация опорных понятий:

Вещества. Классификация, номенклатура


Мир неорганических веществ многообразен и по составу их делят на классы.

Какие классы веществ вы знаете?

Выполните задание 1.



Какого класса СЛОЖНЫХ веществ нет в вашем списке?


Тема урока….(слайд 2)


Подводит учащихся к теме урока

В совместной деятельности формулирует тему








Составляют формулы веществ, называют и классифицируют вещества



Участвуют в беседе с учителем, отвечают на поставленные вопросы.




Формулируют тему урока ,

Регулятивные УУД:

Оценка (выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено , осознание качества и уровня усвоения).

Познавательные УУД:

поиск и выделение необходимой информации и структурирование знаний,

4.

Этап обобщения и систематизации знаний

Цель: репродуктивное воссоздание изученного ранее материала,

привести в систему знания по теме, получить представление о качестве усвоения учащимися материала,


Организует работу, а затем фронтальную беседу по опорным понятиям темы

Из всех классов неорганических соединений класс солей наиболее многочисленный.
Соли широко распространены в природе и играют важную роль..


Пищевая, поваренная соль, пищевая, питьевая сода, медный купорос, перманганат калия (марганцовка), аммиачная селитра и… ---- вот перечень солей , имеющихся у нас в доме

(слайд 3)

ДАВАЙТЕ, составим единый «химический портрет» под названием С О Л И.

Выполнение задания 2 (ответы на вопросы)

фронтальная беседа,

составление КЛАСТЕРА (слайд 4-10)

ВНЕСЕНИЕ ПОПРАВОК


Портрет готов! (Слайд 11)













Вспоминают информацию - характеристику класса веществ- солей,





Участвуют в работе по повторению: в беседе с учителем и составлению КЛАСТЕРА на доске




Коммуникативные УУД: уважительно относиться к своим одноклассникам; умения понимать эмоции других людей;


Познавательные УУД:

развитие умения структурировать знания, , умения осознанно и произвольно строить речевое высказывание, Ориентировка в системе знаний, извлечение из памяти сохранённой информации

5.

Этап применения знаний и умений в новой ситуации


Цель: выполнение экспериментальных заданий на изученную тему, применение знаний и умений в комплексе.



(слайд 12 )

«Теория без практики мертва и бесплодна. Практика без теории невозможна и пагубна. Для теории нужны знания, для практики сверх того, и умения.» М.В. Ломоносов.


  • А сейчас я предлагаю поработать команде практиков


В инструкции дано задание, которые вы должны будете выполнить в течение 5-7 минут, а затем рассказать своим одноклассникам о проделанной работе, составив отчет


При выполнении работы соблюдайте правила техники безопасности

(слайд 13 )


(слайд 14)



  • Предлагает выполнение задания 3 ( все и у доски 2 человека)


Записать уравнения (молекулярные, ионные) возможных реакций, между веществами

А) K3 PO4 и Na OH –

Б) хлорид магния и карбонат калия


Беседа , объяснения


Отчет о работе на листе ( анализ химической реакции, запись уравнения реакции, вывод -правило)


















Учащиеся повторяют правила Т.Б.,






Учащиеся осуществляют учебные действия для решения заданий












Представляют отчет по работе, защита отчета.

Познавательные УУД:

анализ объектов с целью выделения признаков.


Коммуникативные УУД: уважительно относиться к своим одноклассникам; умения понимать эмоции других людей;

Регулятивные УУД: умения анализировать и оценивать действия.


6.

Этап контроля усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция




Цель: проверка уровня понимания учебного материала в системе , применение его для выполнения заданий.


  • Воспроизведение, проговаривание записи кластера – по цепочке)

  • Выполнение тестовых заданий по теме «Соли ».


Работа индивидуальная


Выполнение теста «Соли».


Самопроверка по ключу.

Выставление баллов, самооценка.












Выполняют проверочную работу- тест

Применяют знания для решения поставленных задач

Осуществляют самопроверку, оценку результатов по ключу, выставляют баллы








Регулятивные УУД:

Осуществлять самоконтроль процесса выполнения задания, самооценку своей работы: обнаруживать отклонения и отличия от эталона, понимание причины ошибки и собственные границы «знания».

Познавательные УУД:

развитие умения структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач, Ориентировка в системе знаний; применение их на практике, извлечение из памяти сохранённой информации


Коммуникативные: УУД: управление поведением самоконтроль, коррекция,

7.

Этап рефлексии учебной деятельности.

Этап подведения итогов занятия

Цель этапа: установление соответствия между поставленными задачами урока и его результатами, анализ учебной деятельности, самооценка своей деятельности


Организует подведение итогов урока,


Вот и подходит к концу урок.


Давайте проверим, справились ли мы с планом, который составили для работы на уроке

Что знали – повторили!

Что забыли – вспомнили!


Знания свои применяли!


Задания разные выполняли !






Организует рефлексию — осмысление учащимися своей деятельности.

Подведем итоги урока (слайд 15)

1.Оцените знания и умения – за выполненный тест

Если вы набрали:

6 баллов – – оценка«5»

4-5 баллов – оценка«4»

3 баллов – оценка«3»

Меньше 3 баллов – вам нужно повторить материал темы


2. . ВСПОМНИТЕ,

ВНАЧАЛЕ УРОКА У ВСЕХ БЫЛО ХОРОШЕЕ НАСТРОЕНИЕ???

А сейчас ? Оцените его.



Перед работой на уроке я высказала предположение, что ХОРОШЕЕ НАСТРОЕНИЕ в начале работы приведет к хорошим результатам в конце. Так и получилось.


Проводит анализ настроений учеников.


И как тут не привести высказывание древнего китайского философа Конфуция

Учиться, а время от времени повторять изученное, разве это не приятно ?


Древний мыслитель и философ Китая

(551 до н. э. - 479 до н. э.)

(слайд 16)
















Оценивают свою учебную деятельность , Проводят подсчет баллов и выставление оценок.

Выявляют положительные и отрицательные моменты в своей деятельности на уроке.

Получают моральное удовлетворение от своей работы.



Участвуют в выборе активной команды, анализируют свое настроение


Личностные УУД адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности; способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности

Коммуникативные УУД:

умение полно и доступно для окружающих выражать свои мысли

Регулятивные УУД : способность осознать уровень усвоения материала, оценивание эффективности своей работы, вклада в достижение поставленных целей, степени успешности своей индивидуальной образовательной деятельности

8.

Этап информации о домашнем задании

Цель этапа: разъяснение, постановка домашнего задания, способствовать осознанию необходимости выполнять домашнее задание как метод закрепления полученных знаний и умений;


Спасибо за работу, запишите

Домашнее задание ,


Читает подготовленную запись на доске:

(слайд 17)


  • На «5» баллов -- хим. реакций для солей ( типичные свойства + особые свойства)

  • На «4» балл - хим. реакций для солей (типичные свойства)

  • Творческое задание (дополнительная оценка) подготовить сообщение об отдельной соли.

Записывают домашнее задание, задают вопросы, осмысливают задания

Выбирают задание с учетом своих желаний, убеждаются в их посильности.

Личностные УУД : - формирование личностного самоопределения, умение оценить свои потребности в плане будущего. Формирование позитивной мотивации на выполнение домашнего задания


Релаксация ( по времени)

Благодарит за урок, пожелание удачи на следующих уроках.

Урок закончен. Ещё раз благодарю всех за работу

Жду вас на следующий урок химии.

Завершение урока. (слайд 18)



СЛУШАЮТ МУЗЫКУ