СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока «Художественное точение изделий из древесины»

Нажмите, чтобы узнать подробности

"Художественное точение изделий из древесины"

Цели: формировать у учащихся знания, умения и навыки по точению древесины; развивать художественный вкус; воспи­тывать трудовые качества личности.м

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока «Художественное точение изделий из древесины»»

Тема урока «Художественное точение изделий из древесины»

Цели: формировать у учащихся знания, умения и навыки по точению древесины; развивать художественный вкус; воспи­тывать трудовые качества личности.

Инструменты и оборудование: набор токарных резцов; ножов­ка; штангенциркуль, измерительная линейка, карандаш; патрон, планшайба, смазка; заготовка из березы; образцы готового из­делия; таблица с чертежами изделий и технологические карты.

Оформление доски: тема урока; новые слова (крючок, гребенка); домашнее задание.

Информация для учителя

Объясняя особенности приемов работы, необходимо демон­стрировать эти приемы — выполнять их, а не только показывать изображения на плакатах, таблицах. Хорошо, если учащиеся по­пробуют самостоятельно выполнить эти приемы под наблюде­нием учителя.

Учащиеся должны запомнить, что по завершении каждой опе­рации нужно проверять правильность ее выполнения, а учитель показывает, как это делается. Так учащиеся приобретут весьма важное умение — проверять качество работы в процессе ее вы­полнения.

Заканчивая объяснение каждой операции, необходимо сооб­щать учащимся о наиболее характерных ошибках, которые могут быть допущены, а также о мерах по их предупреждению.

Ход урока

      1. Организационный момент

      2. Проверка домашнего задания

1. Устный ответ по карточке

Карточка

        1. Прочитай вопрос и подготовь ответ на него.

- Как выточить конические и фасонные поверхности?

        1. Для этого вспомни:

  • каковы приемы точения конических деталей;

  • каковы приемы точения фасонных деталей;

  • как точить фасонными резцами;

  • чем контролировать размеры вала и отверстия.

3. Сделай вывод.

    1. Работа с классом: тестирование. Выполнение теста 8.

III. Переход к изучению новой темы

Изготовлению любого изделия предшествует разработка его конструкции. Она осуществляется в несколько этапов. Сначала составляют техническое задание, в котором обосновывают це­лесообразность разработки изделия. Затем разрабатывают эскиз проекта (принципиальные решения об устройстве изделия, его основные параметры, габаритные размеры и т. п.). После этого составляют технический проект, содержащий окончательные тех­нические решения об устройстве изделия. Заключительная стадия конструирования — разработка рабочих чертежей.

План

      1. Выполнение чертежа фасонных деталей.

      2. Инструменты для точения художественных изделий.

      3. Приемы точения внутренней поверхности.

IV. Изучение новой темы

1. Рассказ учителя

О выполнении чертежа

Выполнение чертежа детали, имеющей форму вращения с фа­сонными поверхностями, начинают с проведения штрихпунктирной линии. Затем вычерчивают профиль детали сплошной основной линией симметрично относительно осевой линии. Так­же вычерчивают радиусы, образующие конусы, сферы и другие элементы. Проставляют диаметры и длины цилиндров и кону­сов, расстояния на оси, радиусы скругления профилей, размеры фасок.

О фасонном и внутреннем точении

Инструменты, применяемые для фасонного и внутреннего то­чения. Внутренние поверхности сложной формы обрабатывают специальными крючками и кольцами (рис. 26, а), стамесками для расточки углублений (рис. 26, б), а также специальными выточ­ками (рис. 26, в), форма режущих кромок которых соответствует профилю расточки. Учитывая, что резание древесины на дне глу­бокой выточки происходит довольно далеко от подручника, ручка стамески должна быть прочной и длиннее обычной.

в

2. Демонстрация приемов внутреннего точения

Особым видом токарной работы является вытачивание внут­ренних полостей. Пустотелые изделия получают, как правило, из заготовок цилиндрической формы, укрепленных в патроне или на планшайбе.

Заготовке придают грубый контур, подрезают ее торец.

Просверливают отверстие глубиной на 10—15 мм меньше глу­бины выточки и растачивают его полукруглой стамеской.

Предварительно поперек направляющих и точно на высоте центра отверстия устанавливают подручник.

При малой частоте вращения стамеску осторожно вводят в от­верстие и определяют глубину резания.

Перемещают инструмент вдоль стенки отверстия, растачива­ют его вчерне, а потом и набело до нужных размеров.

Выравнивают дно, перемещая стамеску от центра дна к краю. Делают это постепенно, периодически вынимая резец для охла­ждения и вывода стружки.

По мере углубления гнездо расширяют боковой стороной ре­жущей кромки стамески, укладывая ее на подручник под углом к оси вращения. В глубине выточки эта кромка должна прилегать к стороне, обращенной к токарю.

Правая рука, удерживающая ручку инструмента, при этом вытянута вперед, за ось вращения шпинделя, а левая — плотно прижимает стамеску к подручнику.

После окончания вытачивания внутренней полости заготовку обрабатывают с наружной стороны и отрезают от припуска.

V. Практическая работа

        1. Вводный инструктаж

Закрепление заготовки на станке.

Изготовление изделия по технологической карте.

Зачистка поверхности шлифовальной шкуркой.

Отрезание изделия и зачистка торцов.

        1. Текущий инструктаж

Проверка организации рабочих мест учащихся (рабочий стол, инструктаж, приспособления).

Соблюдение правил техники безопасности, санитарии и ги­гиены труда при выполнении задания.

Инструктаж по выполнению отдельных операций и задания в целом.

Концентрация внимания на наиболее важных приемах.

Оказание помощи слабо подготовленным учащимся.

Рациональное использование учащимися учебного времени.

        1. Заключительный инструктаж

Объяснение способов устранения ошибок.


Анализ успехов и ошибок в работе.

          1. Закрепление изученного материала

  • Как выполняют чертеж точеных деталей? (Примерный от­вет. Точеные детали — это всегда тела вращения, поэтому на чертеже их изображают только на главном виде и про­ставляют размеры диаметра, радиуса или сферы.)

  • Какова технология точения внутренних поверхностей? (Сначала изделию придается внешняя форма, затем от центра к краям вытачивают полость, применяя для этого полукруг­лую стамеску и крючок.)

  • Какими резцами и как точат фасонные поверхности? (Для фасонного точения применяются стамески или фасонные рез­цы, имеющие определенный профиль лезвия.)

  • Как контролируют размеры полости точеной детали? (Контроль внутренних размеров осуществляют с помощью нутромера и линейки.)

    1. Подведение итогов урока

Домашнее задание

      1. Прочитать § 11. Читать конспект урока.

      2. Подготовить устный развернутый ответ на вопрос.

  • Каковы приемы точения декоративных изделий?