Цель:
Обобщить знания учащихся по теме «Люби живое»
Прививать любовь и бережное отношение к природе.
Развивать умение выступать перед аудиторией
Воспитывать умение слушать выступающего и делать выводы.
Оборудование:
Медиапроектор, компьютер
Название отделов (карточки)
Бейджики для корреспондентов.
Карточки с характеристикой зайца.
Карточки с текстом
Книги: В.Бианки «Лесная газета», В.Л.Дуров «Мои звери»
Презентация «Земля – наш дом родной»
Ход урока
Орг. момент.
Звучит мелодия.
Учитель: Бесконечная Вселенная.… В этой завораживающей воображение бесконечности множество звезд, планет.… Но самая прекрасная планета во всей Вселенной – это наша планета Земля. Земля – наш дом. А человек в нем хозяин. Но мы не одни на нашей планете, с нами братья наши меньшие: птицы, рыбы, звери. Мы в ответе и за эту красоту, и за братьев наших меньших.
Ученица читает стихотворение:
Есть просто храм,
Есть храм науки.
А есть ещё природы храм –
С лесами, тянущими руки
Навстречу солнцу и ветрам.
Он свят в любое время суток,
Открыт для нас в жару и стынь,
Входи сюда,
Будь сердцем чуток,
Не оскверняй её святынь.
2.Открытие конференции
- Дорогие друзья! Уважаемые корреспонденты, сегодня этот урок будет не совсем обычный. Он пройдёт в виде конференции.
- Что такое конференция?
- Конференция – это собрание, совещание представителей каких-либо государств, организаций, групп людей.
Тема нашей конференции «Земля- наш дом родной» .
Этот урок будет обобщением по разделу «Люби живое».(Слайд 1)
Задача нашей конференции: познакомиться с жизнью животных, их повадками, отношениями между людьми и «братьями нашими меньшими».(Слайд 2)
А помогут нам это сделать авторы литературных произведений, которые вы прочитали по теме «Люби живое» и ваши активная работа, ваше внимание, умение слушать своих товарищей.
- А кто такие корреспонденты?
- Корреспондент – сотрудник газеты или журнала, радио и других органов информации, посылающих им сообщения с мест.
В президиум приглашаются корреспонденты «Лесной газеты» из отделов (Слайд3)
Вести из леса
Рыбацкий узел
Почта
Городские новости
Сельские новости
(Ребята – корреспонденты занимают места в президиуме.)
3.Выступление участников конференции.( Слайд 4)
.Отдел «Вести из леса»
- Зимой трудно птицам и зверям. Голодно и холодно в лесу. Как пережить это тяжелое время года?. Слово предоставляется ….., корреспонденту отдела «Вести из леса».
Мы услышим сейчас рассказ Виталия Валентиновича Бианки «Птицы под снегом».
-Скакал заяц по болоту. С кочки на кочку, да – бух! – сорвался и в снег по самые уши.
И чувствует косой: под ногами у него живое что-то шевелится. В ту же минуту из-под снега кругом него с громким хлопаньем крыльев пошли вырываться белые куропатки. До смерти перепуганный заяц кинулся назад в лес.
Оказалось – целая стая белых куропаток ночевала в лесу на болоте. Днём они вылетают, ходят по болоту, клюют ивовые почки. Поклюют – опять в снег.( Слайд 5)
Там тепло и безопасно. Кто их под снегом заметит?
-
Что нового из этого сообщения узнали для себя о жизни белых куропаток?
Они ночуют под снегом, днём вылетают, ходят по болоту, клюют ивовые веточки.
А каким увидел зайца корреспондент?
Кто хочет дополнить о зайце?
(Дополнение).
Зайцы очень осторожны. Они никогда не пойдут прямо к своей лёжке. Будут путать следы, петляя. И подпрыгивают иногда выше, чем на метр, взлетая над травой, они успевают оглядеться – ведь рядом могут быть враги.
Назовите автора произведения, рассказавшего нам о зайце.
Иван Сергеевич Соколов- Микитов «Листопадничек»
Почему автор так назвал своё произведение?
Охотники называют осенних зайчат листопадничками, потому что они рождаются, когда с деревьев осыпается золотой лист.
Сейчас попробуем дать характеристику зайчику из рассказа Ивана Сергеевича Соколов- Микитова.
4.Работа в группах.
Каждая группа получает листок с характеристикой зайца. Они должны доказать, что зайчик обладал тем или иным качеством.
Смелый - убежал из родного гнезда искать журавлиные тёплые страны.
Легкомысленный - побежал, не подумав о последствиях.
Боязливый - в хатке у бобров было темно, сыро, можно было замёрзнуть, побоялся прыгать в холодную воду.
Решительный – решился научится плавать
Беспокойный – переживал о старой матери. О своём тёплом гнездышке. Не давал никому покоя.
Группа отвечает:
Мы считаем….
5. Отдел «Рыбацкий узел»
(Слайд 6)
-Слово предоставляется ….. корреспонденту отдела «Рыбацкий узел».
А я буду говорить не о рыбах, а о грызунах, ведущий полуводный образ жизни.
Речной бобр – крупный грызун, достигает 30-32 кг. Жизнь его тесно связана с водой. Бобр прекрасно плавает и ныряет, имеет ряд особенностей, связанных с водным образом жизни. Мех бобра очень густой и почти не намокает. Хвост широкий, плоский и служит рулём, когда бобр плывёт или опорой, когда бобр сидит на задних лапках.
- Что ещё узнали о жизни бобров из данного произведения?
У бобров хатка в 2 этажа
Строят на речке плотину, подгрызают острыми зубами толстые деревья, ветер подует, упадет дерево в воду
Толстым хвостом громко пришлёпывают, как штукатур лопаткой.
Едят мягкие ивовые прутья
Любят чистоту и порядок.
У меня есть дополнение. Я хочу рассказать об ондатре.( Слайд 7) Ондатра живёт в норах, устраиваемых в берегах водоёмов. Вход в нору скрыт под водой. Питается рогозом, камышом, тростником. Она даёт очень красивый мех.
6.Работа в группах.
Задание: вставьте пропущенные слова, восстановив текст, и узнаете, кого ещё можем отнести к речным обитателям.
« Первыми заметили пика большие……………………. …………….
Они подлетели и закружились над кораблём. Они кричали от досады. Что не могут прикончить разом мышонка: боялись с лёта разбить себе клюв о твёрдую кору. Некоторые опустились на воду, и вплавь догоняли кораблик.
А со дна реки поднялась………………………… Она ждала, когда …………………….. скинут мышонка в воду. Тогда ему не миновать её страшных зубов.
(Ответ: белые чайки, щука, чайки)
Проверка: зачитывает один из группы. (Слайд 8)
0ткуда этот отрывок?
«Мышонок Пик» В.Бианки.
Виталий Валентинович Бианки побывал в экспедициях в самых разных уголках страны и везде изучал природу. Природа и стала главным героем его произведений, которые сам писатель называл «сказки-несказки». В 1927 г впервые напечатана «Лесная газета», которая превратилась в своеобразную энциклопедию жизни леса и его обитателей.
(показать книгу «Лесная газета»)
Но вернёмся к главному герою: мышонку Пику.
Назовите эпизоды, которые вас заставили поволноваться за мышонка:
Чуть не убил мальчик.
Чуть не склевали чайки.
Чуть не поймала щука, птица: рыболов-скопа, змея, жулан.
Чему научился мышонок во время своего путешествия?
Научился находить себе пищу, лазить отлично.
Физкультминутка. ( Слайд 9)
Мы трудились очень много,
Отправляемся в дорогу (ходьба на месте).
Побывает тут и там,
Поглядим по сторонам. (повороты корпусом)
Нам навстречу скачет зайка (прыжки)
В небе кружат птицы (дети машут руками).
Но пора вернуться в школу,
Надо нам учиться. (дети сходятся)
7.Отдел «Почта»
Но не только мышей преследуют опасности. В отдел «Почта» пришли письма с жалобами. Слово корреспонденту из отдела «Почта».
Корреспондент. Я вам хочу зачитать жалобы, которые пришли в наш
адрес. Определите, о ком идет речь и какую пользу оно приносит
-
Жалоба 1( Слайд 10) Сама знаю, что не красавица. Покажись я, многие шарахаются в сторону, а то и камнем бросят или ногой пнут. А за что?
Придумали ведь, что от меня на руках бородавки бывают. Чушь какая-то.
Не всем же быть красавицами! А вот польза от меня людям большая.
((Здесь говорится о жабе. Одна жаба сохраняет от гусениц и червей целый огород. Если в доме завелись тараканы, принеси жабу – и они исчезнут).
Жалоба 2 ( Слайд 11)
На земном шаре, нет, пожалуй, такого существа, о котором рассказывали бы столько легенд и небылиц, как о нас. Не нравится, что темноту мы любим, что на обычных птиц и зверей не похожи. Но мы же друзья человека, а не враги. Что же нам делать? Ведь такими мы уродились. Любим висеть вниз головой. А обижают нас не заслуженно.
(Это летучие мыши.
Охотятся только ночью, но польза от них огромная. Уничтожают вредных насекомых).
8.- Ребята, в защиту кого вы хотели бы выступить сегодня?
Я бы хотела выступить в защиту кукушки. ( Слайд 12)
-Кукушка – единственная из всех птиц, которая подкладывает свои яйца в чужие гнёзда и никогда сама не выкармливает своих птенцов. А знаете, почему она это делает?
Кукушка – птица насекомоядная и к тому же очень прожорливая. А главное- она поедает таких гусениц, которых, кроме неё и иволги, не едят другие птицы. Ведь среди гусениц есть и мохнатые. А кукушка ест их всех подряд.
Кукушата не могут есть таких гусениц, как взрослые кукушки. Вот и выкармливают их другие птицы. Подкладывая яйца в чужие гнёзда, кукушка спасает своих птенцов от голодной смерти.
-
Вспомним, в каком рассказе могла пожаловаться птица на людей?
В. Астафьева «Капалуха», глухарка.
Ребята потревожили гнездо глухарки. В гнезде лежало 4 рябеньких светло коричневых яйца.
Как она проявляла свой материнский инстинкт?
Своими распущенными крыльями прикрывала своих будущих птенцов, сохраняя для них тепло. Выщипала сама пух и грела голым животом.
- О материнстве, о преданности и жертвенной любви матери слагают стихи и песни. Какие пословицы о материнской любви вы знаете?
- Всякой матери свое дитя мило. – Материнское сердце не знает покоя. - Золото и серебро не стареют, отец и мать цены не имеют. – При солнышке светло, при матери добро.
9. Отдел «Городские новости» (Слайд 13)
Слово предоставляется …………….,корреспонденту отдела «Городские новости»
Я – корреспондент городских новостей. И хочу прочитать вам письмо мальчика.
Какого жука я в лесу повстречал!
Он топал, как бык, и рогами качал.
И очень серьезным и грозным он был-
Я даже дорогу ему уступил.
Мне имя его неизвестно пока,
Но я не забуду лесного жука.
Я в городе в библиотеку пойду,
Жука моего по рисункам найду.
Узнаю, где водится, как он живёт,
Зачем ему крылья и что он жуёт.
И будут страницы, как травы шуметь,
И будут, как птицы, трамваи звенеть.
Я всем расскажу про жука своего,
Как славно, что я не обидел его!
- Не напомнило ли вам это письмо какие-то истории?
В.Л. Дуров «Наша Жучка». Мальчику пришлось выполнять страшное задание. Был очень рад, что Жучка осталась жива. С тех пор он полюбил животных, а когда вырос, стал воспитывать зверей и учить их, то есть стал дрессировщиком.
Это был Владимир Леонидович Дуров.
Он обходился со своими животными ласково, терпеливо, приучая к себе, за удачно выполненный трюк обязательно угощал каким-нибудь лакомством. Он много лет мечтал о своём собственном театре, где главными артистами будут не люди, а звери. Он приобрёл в Москве дом, поселил в нём своих животных, устроил зал для выступлений перед публикой. Назвал всё это «Уголок Дурова». Владимир Леонидович Дуров внимательно наблюдал за животными, изучал их повадки. И для ребят создал книгу «Мои звери» (показать книгу).
7. Отдел «Сельские новости»
( Слайд 14)
Слово предоставляется………. ,корреспонденту отдела «Сельские новости»
Он привел с собой помощников.
Мальчик:
Мотылёк, как же так?
Целый день ты летал
И совсем не устал?
Расскажи, как ты живёшь?
Что ты ешь? Что ты пьёшь?
Где твой мир? Где твой дом?
Расскажи обо всём.
Мотылёк.
Я живу на лугах, и в садах, и в лесах,
Я летаю весь день в голубых небесах.
Солнца ласковый свет озаряет мой кров.
Мне еда и питьё – ароматы цветов. Но живу я недолго – не более дня.
Будь же добрым со мной и не трогай меня!
Ребята, я слышала про мальчика, который обменял дорогую игрушку самосвал на светлячка и был этому рад. Не подскажете ли мне: кто этот мальчик и откуда?
Это Дениска из рассказа В. Драгунского «Он живой и светится».
- А кто знает, почему светится светлячок?
- Что бы вы посоветовали сделать Дениске?
8. Подведение итогов конференции.
Наша конференция подходит к концу.
Скажите, чему вас научили писатели, их произведения? О чём заставили задуматься?
Они научили нас видеть живое вокруг себя. Все хотят жить!
Здесь уместно вспомнить слова Михаила Михайловича Пришвина:
Мои молодые друзья! Мы хозяева нашей природы, и она для нас кладовая солнца с великими сокровищами жизни. Мало того, чтобы сокровища охранять – их надо открывать и показывать.
Для рыбы нужна чистая вода – будем охранять наши водоёмы. В лесах, степях, горах разные ценные животные – будем охранять наши леса, степи, горы. Рыбе – вода, птице - воздух, зверю – лес, степь, горы. А человеку нужна Родина. И охранять природу – значит охранять Родину.
(слова Пришвина прочитать по группам)
9. Рефлексия
Своё отношение к конференции
- Что вы увидели, что вы услышали, что почувствовали на конференции?
- Давайте передавая слово по кругу обратимся к людям Земли с просьбой:
(под музыку) (Слайд 15)
Берегите землю. Берегите
Жаворонка в голубом зените,
Бабочку на листьях повилики,
На тропинках солнечные блики,
На камнях играющего краба,
Над пустыней тень от баобаба,
Ястреба, парящего над полем
Ясный месяц над речным покоем,
Ласточку, мелькающую в жите.
Берегите землю! Берегите!
Дети исполняют песню "Давайте сохраним" муз. А. Черный, сл. Н.Старшинов