СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока-конференции по литературному чтению "Земля-наш дом родной"

Нажмите, чтобы узнать подробности

конспект урока- конференции по литературному чтению в 3 классе на тему "Земля - наш дом родной". Цель: повторить и обобщить изученный материал

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока-конференции по литературному чтению "Земля-наш дом родной"»

Цель:

  • Обобщить знания учащихся по теме «Люби живое»

  • Прививать любовь и бережное отношение к природе.

  • Развивать умение выступать перед аудиторией

  • Воспитывать умение слушать выступающего и делать выводы.

Оборудование:


  • Медиапроектор, компьютер

  • Название отделов (карточки)

  • Бейджики для корреспондентов.

  • Карточки с характеристикой зайца.

  • Карточки с текстом

  • Книги: В.Бианки «Лесная газета», В.Л.Дуров «Мои звери»

  • Презентация «Земля – наш дом родной»



Ход урока

  1. Орг. момент.

Звучит мелодия.

Учитель: Бесконечная Вселенная.… В этой завораживающей воображение бесконечности множество звезд, планет.… Но самая прекрасная планета во всей Вселенной – это наша планета Земля. Земля – наш дом. А человек в нем хозяин. Но мы не одни на нашей планете, с нами братья наши меньшие: птицы, рыбы, звери. Мы в ответе и за эту красоту, и за братьев наших меньших.

Ученица читает стихотворение:

Есть просто храм,

Есть храм науки.

А есть ещё природы храм –

С лесами, тянущими руки

Навстречу солнцу и ветрам.

Он свят в любое время суток,

Открыт для нас в жару и стынь,

Входи сюда,

Будь сердцем чуток,

Не оскверняй её святынь.

2.Открытие конференции

- Дорогие друзья! Уважаемые корреспонденты, сегодня этот урок будет не совсем обычный. Он пройдёт в виде конференции.

- Что такое конференция?


- Конференция – это собрание, совещание представителей каких-либо государств, организаций, групп людей.


Тема нашей конференции «Земля- наш дом родной» .

Этот урок будет обобщением по разделу «Люби живое».(Слайд 1)


Задача нашей конференции: познакомиться с жизнью животных, их повадками, отношениями между людьми и «братьями нашими меньшими».(Слайд 2)

А помогут нам это сделать авторы литературных произведений, которые вы прочитали по теме «Люби живое» и ваши активная работа, ваше внимание, умение слушать своих товарищей.

    • Работать будем по группам. Каждая группа представляет отдел газеты «Лесная газета». В каждом отделе работают корреспонденты.

- А кто такие корреспонденты?

- Корреспондент – сотрудник газеты или журнала, радио и других органов информации, посылающих им сообщения с мест.



В президиум приглашаются корреспонденты «Лесной газеты» из отделов (Слайд3)

  • Вести из леса

  • Рыбацкий узел

  • Почта

  • Городские новости

  • Сельские новости

(Ребята – корреспонденты занимают места в президиуме.)

3.Выступление участников конференции.( Слайд 4)


.Отдел «Вести из леса»

- Зимой трудно птицам и зверям. Голодно и холодно в лесу. Как пережить это тяжелое время года?. Слово предоставляется ….., корреспонденту отдела «Вести из леса».

Мы услышим сейчас рассказ Виталия Валентиновича Бианки «Птицы под снегом».

-Скакал заяц по болоту. С кочки на кочку, да – бух! – сорвался и в снег по самые уши.

И чувствует косой: под ногами у него живое что-то шевелится. В ту же минуту из-под снега кругом него с громким хлопаньем крыльев пошли вырываться белые куропатки. До смерти перепуганный заяц кинулся назад в лес.

Оказалось – целая стая белых куропаток ночевала в лесу на болоте. Днём они вылетают, ходят по болоту, клюют ивовые почки. Поклюют – опять в снег.( Слайд 5)

Там тепло и безопасно. Кто их под снегом заметит?

    • Что нового из этого сообщения узнали для себя о жизни белых куропаток?

    • Они ночуют под снегом, днём вылетают, ходят по болоту, клюют ивовые веточки.

    • А каким увидел зайца корреспондент?

    • Кто хочет дополнить о зайце?

(Дополнение).

Зайцы очень осторожны. Они никогда не пойдут прямо к своей лёжке. Будут путать следы, петляя. И подпрыгивают иногда выше, чем на метр, взлетая над травой, они успевают оглядеться – ведь рядом могут быть враги.

    • Назовите автора произведения, рассказавшего нам о зайце.

    • Иван Сергеевич Соколов- Микитов «Листопадничек»

    • Почему автор так назвал своё произведение?

    • Охотники называют осенних зайчат листопадничками, потому что они рождаются, когда с деревьев осыпается золотой лист.

    • Сейчас попробуем дать характеристику зайчику из рассказа Ивана Сергеевича Соколов- Микитова.

4.Работа в группах.

Каждая группа получает листок с характеристикой зайца. Они должны доказать, что зайчик обладал тем или иным качеством.

      • Смелый - убежал из родного гнезда искать журавлиные тёплые страны.

      • Легкомысленный - побежал, не подумав о последствиях.

      • Боязливый - в хатке у бобров было темно, сыро, можно было замёрзнуть, побоялся прыгать в холодную воду.

      • Решительный – решился научится плавать

      • Беспокойный – переживал о старой матери. О своём тёплом гнездышке. Не давал никому покоя.

Группа отвечает:

Мы считаем….

5. Отдел «Рыбацкий узел»

(Слайд 6)

-Слово предоставляется ….. корреспонденту отдела «Рыбацкий узел».


А я буду говорить не о рыбах, а о грызунах, ведущий полуводный образ жизни.

Речной бобр – крупный грызун, достигает 30-32 кг. Жизнь его тесно связана с водой. Бобр прекрасно плавает и ныряет, имеет ряд особенностей, связанных с водным образом жизни. Мех бобра очень густой и почти не намокает. Хвост широкий, плоский и служит рулём, когда бобр плывёт или опорой, когда бобр сидит на задних лапках.

- Что ещё узнали о жизни бобров из данного произведения?

У бобров хатка в 2 этажа

Строят на речке плотину, подгрызают острыми зубами толстые деревья, ветер подует, упадет дерево в воду

Толстым хвостом громко пришлёпывают, как штукатур лопаткой.

Едят мягкие ивовые прутья

Любят чистоту и порядок.


    • У меня есть дополнение. Я хочу рассказать об ондатре.( Слайд 7) Ондатра живёт в норах, устраиваемых в берегах водоёмов. Вход в нору скрыт под водой. Питается рогозом, камышом, тростником. Она даёт очень красивый мех.


6.Работа в группах.


Задание: вставьте пропущенные слова, восстановив текст, и узнаете, кого ещё можем отнести к речным обитателям.

« Первыми заметили пика большие……………………. …………….

Они подлетели и закружились над кораблём. Они кричали от досады. Что не могут прикончить разом мышонка: боялись с лёта разбить себе клюв о твёрдую кору. Некоторые опустились на воду, и вплавь догоняли кораблик.

А со дна реки поднялась………………………… Она ждала, когда …………………….. скинут мышонка в воду. Тогда ему не миновать её страшных зубов.

(Ответ: белые чайки, щука, чайки)

    • Проверка: зачитывает один из группы. (Слайд 8)

    • 0ткуда этот отрывок?

    • «Мышонок Пик» В.Бианки.

    • Виталий Валентинович Бианки побывал в экспедициях в самых разных уголках страны и везде изучал природу. Природа и стала главным героем его произведений, которые сам писатель называл «сказки-несказки». В 1927 г впервые напечатана «Лесная газета», которая превратилась в своеобразную энциклопедию жизни леса и его обитателей.

(показать книгу «Лесная газета»)

    • Но вернёмся к главному герою: мышонку Пику.

    • Назовите эпизоды, которые вас заставили поволноваться за мышонка:

    • Чуть не убил мальчик.

    • Чуть не склевали чайки.

    • Чуть не поймала щука, птица: рыболов-скопа, змея, жулан.

    • Чему научился мышонок во время своего путешествия?

    • Научился находить себе пищу, лазить отлично.


Физкультминутка. ( Слайд 9)

Мы трудились очень много,
Отправляемся в дорогу (ходьба на месте).
Побывает тут и там,
Поглядим по сторонам. (повороты корпусом)
Нам навстречу скачет зайка (прыжки)
В небе кружат птицы (дети машут руками).
Но пора вернуться в школу,
Надо нам учиться. (дети сходятся)


7.Отдел «Почта»

Но не только мышей преследуют опасности. В отдел «Почта» пришли письма с жалобами. Слово корреспонденту из отдела «Почта».

    • Корреспондент. Я вам хочу зачитать жалобы, которые пришли в наш

    • адрес. Определите, о ком идет речь и какую пользу оно приносит

Жалоба 1( Слайд 10)

Сама знаю, что не красавица. Покажись я, многие шарахаются в сторону, а то и камнем бросят или ногой пнут. А за что?

Придумали ведь, что от меня на руках бородавки бывают. Чушь какая-то.

Не всем же быть красавицами! А вот польза от меня людям большая.

((Здесь говорится о жабе. Одна жаба сохраняет от гусениц и червей целый огород. Если в доме завелись тараканы, принеси жабу – и они исчезнут).

Жалоба 2 ( Слайд 11)

На земном шаре, нет, пожалуй, такого существа, о котором рассказывали бы столько легенд и небылиц, как о нас. Не нравится, что темноту мы любим, что на обычных птиц и зверей не похожи. Но мы же друзья человека, а не враги. Что же нам делать? Ведь такими мы уродились. Любим висеть вниз головой. А обижают нас не заслуженно.

(Это летучие мыши.

Охотятся только ночью, но польза от них огромная. Уничтожают вредных насекомых).


8.- Ребята, в защиту кого вы хотели бы выступить сегодня?

Я бы хотела выступить в защиту кукушки. ( Слайд 12)


-Кукушка – единственная из всех птиц, которая подкладывает свои яйца в чужие гнёзда и никогда сама не выкармливает своих птенцов. А знаете, почему она это делает?

Кукушка – птица насекомоядная и к тому же очень прожорливая. А главное- она поедает таких гусениц, которых, кроме неё и иволги, не едят другие птицы. Ведь среди гусениц есть и мохнатые. А кукушка ест их всех подряд.

Кукушата не могут есть таких гусениц, как взрослые кукушки. Вот и выкармливают их другие птицы. Подкладывая яйца в чужие гнёзда, кукушка спасает своих птенцов от голодной смерти.

    • Вспомним, в каком рассказе могла пожаловаться птица на людей?

    • В. Астафьева «Капалуха», глухарка.

    • Ребята потревожили гнездо глухарки. В гнезде лежало 4 рябеньких светло коричневых яйца.

    • Как она проявляла свой материнский инстинкт?

    • Своими распущенными крыльями прикрывала своих будущих птенцов, сохраняя для них тепло. Выщипала сама пух и грела голым животом.


- О материнстве, о преданности и жертвенной любви матери слагают стихи и песни. Какие пословицы о материнской любви вы знаете?

- Всякой матери свое дитя мило. – Материнское сердце не знает покоя. - Золото и серебро не стареют, отец и мать цены не имеют. – При солнышке светло, при матери добро.


9. Отдел «Городские новости» (Слайд 13)

Слово предоставляется …………….,корреспонденту отдела «Городские новости»


Я – корреспондент городских новостей. И хочу прочитать вам письмо мальчика.

Какого жука я в лесу повстречал!

Он топал, как бык, и рогами качал.

И очень серьезным и грозным он был-

Я даже дорогу ему уступил.

Мне имя его неизвестно пока,

Но я не забуду лесного жука.

Я в городе в библиотеку пойду,

Жука моего по рисункам найду.

Узнаю, где водится, как он живёт,

Зачем ему крылья и что он жуёт.

И будут страницы, как травы шуметь,

И будут, как птицы, трамваи звенеть.

Я всем расскажу про жука своего,

Как славно, что я не обидел его!

- Не напомнило ли вам это письмо какие-то истории?

    • В.Л. Дуров «Наша Жучка». Мальчику пришлось выполнять страшное задание. Был очень рад, что Жучка осталась жива. С тех пор он полюбил животных, а когда вырос, стал воспитывать зверей и учить их, то есть стал дрессировщиком.

    • Это был Владимир Леонидович Дуров.

Он обходился со своими животными ласково, терпеливо, приучая к себе, за удачно выполненный трюк обязательно угощал каким-нибудь лакомством. Он много лет мечтал о своём собственном театре, где главными артистами будут не люди, а звери. Он приобрёл в Москве дом, поселил в нём своих животных, устроил зал для выступлений перед публикой. Назвал всё это «Уголок Дурова». Владимир Леонидович Дуров внимательно наблюдал за животными, изучал их повадки. И для ребят создал книгу «Мои звери» (показать книгу).

7. Отдел «Сельские новости»

( Слайд 14)

Слово предоставляется………. ,корреспонденту отдела «Сельские новости»

Он привел с собой помощников.


Мальчик:

Мотылёк, как же так?

Целый день ты летал

И совсем не устал?

Расскажи, как ты живёшь?

Что ты ешь? Что ты пьёшь?

Где твой мир? Где твой дом?

Расскажи обо всём.

Мотылёк.

Я живу на лугах, и в садах, и в лесах,

Я летаю весь день в голубых небесах.

Солнца ласковый свет озаряет мой кров.

Мне еда и питьё – ароматы цветов. Но живу я недолго – не более дня.

Будь же добрым со мной и не трогай меня!


    • Ребята, я слышала про мальчика, который обменял дорогую игрушку самосвал на светлячка и был этому рад. Не подскажете ли мне: кто этот мальчик и откуда?

    • Это Дениска из рассказа В. Драгунского «Он живой и светится».

- А кто знает, почему светится светлячок?

- Что бы вы посоветовали сделать Дениске?


8. Подведение итогов конференции.

    • Наша конференция подходит к концу.

    • Скажите, чему вас научили писатели, их произведения? О чём заставили задуматься?

    • Они научили нас видеть живое вокруг себя. Все хотят жить!

    • Здесь уместно вспомнить слова Михаила Михайловича Пришвина:

Мои молодые друзья! Мы хозяева нашей природы, и она для нас кладовая солнца с великими сокровищами жизни. Мало того, чтобы сокровища охранять – их надо открывать и показывать.

Для рыбы нужна чистая вода – будем охранять наши водоёмы. В лесах, степях, горах разные ценные животные – будем охранять наши леса, степи, горы. Рыбе – вода, птице - воздух, зверю – лес, степь, горы. А человеку нужна Родина. И охранять природу – значит охранять Родину.

(слова Пришвина прочитать по группам)

    • Итог: создание по материалам конференции газеты «Лесная газета»

9. Рефлексия

Своё отношение к конференции


- Что вы увидели, что вы услышали, что почувствовали на конференции?

- Давайте передавая слово по кругу обратимся к людям Земли с просьбой:


(под музыку) (Слайд 15)

Берегите землю. Берегите

Жаворонка в голубом зените,

Бабочку на листьях повилики,

На тропинках солнечные блики,

На камнях играющего краба,

Над пустыней тень от баобаба,

Ястреба, парящего над полем

Ясный месяц над речным покоем,

Ласточку, мелькающую в жите.

Берегите землю! Берегите!

Дети исполняют песню "Давайте сохраним" муз. А. Черный, сл. Н.Старшинов