СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока "Конвекция. Излучение"

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока в соответствии с целями урока, с указанием результата в соответствии с ФГОС ОО

Тип урока – изучение нового материала

Оборудование – учебник, рабочая тетрадь, школьные принадлежности, проектор, экран;

для демонстрации: теплоприёмник, манометр открытый демонстрационный, регулятор напряжения РНШ, электроплитка (или другой нагревательный элемент), колба или U-образная трубка, спиртовка, штатив, марганцовка, спички, бумажная змейка, металлическое острие.

Демонстрации: конвекция в жидкости (опыт с колбой или U-образной трубкой. Конвекция в газах (опыт с вертушкой). Зависимость энергии излучения от цвета излучающей поверхности, поглощаемой энергии – от цвета поглощающей поверхности(опыт на стр.67, 68 учебника)).

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока "Конвекция. Излучение"»

План - структура конспекта урока

Дата_______

№ урока___

Класс 8

Тема урока - «Конвекция. Излучение»

Цели урока:

  • Стратегические: способствовать формированию научной картины мира; способствовать развитию: усвоение учащимися основных понятий, развитие познавательного интереса;

  • Тактические: научить учащихся применять полученные знания для решения качественных задач, создать условия для освоения учебного материала по теме;

  • оперативные цели: знать формулировку, уметь применять для решения задач.

  1. в когнитивной области:

– на уровне знаний ученик должен давать основные определения (Конвекция в жидкостях. Конвекция в газах. Перенос вещества при конвекции. Излучение энергии нагретыми телами. Зависимость энергии излучения от температуры тела. Сравнение излучения (поглощения) энергии чёрной и светлой поверхностями тел);

– на уровне понимания ученик должен различать различные виды теплопередачи (теплопроводность, конвекцию и излучение). Понимать устройство термоса, принцип образования ветров, роль излучения и других видов теплопередачи в жизни растений и животных;

– на уровне применения знаний ученик должен уметь решать задачи;

– на уровне оценки ученик должен уметь оценивать логику рассуждений темы, задачи, уметь проследить последовательность рассуждений;


  1. в аффективной области:

– на уровне восприятия ученик должен внимательно слушать, осознавать важность данной темы в жизни.

– на уровне реагирования ученик должен выполнять систематически домашнюю работу, на уроке участвовать в обсуждении решаемых задач, активно вести себя на уроке.

– на уровне распространения ценностной ориентации или комплекса ориентации на деятельность ученик должен проявлять самостоятельность при решении задач, предлагать свои способы решения задач;


  1. в психомоторной области:

– формирование у учеников грамотной логически правильной речи при употреблении физических терминов.

Тип урока – изучение нового материала

Оборудование – учебник, рабочая тетрадь, школьные принадлежности, проектор, экран;

для демонстрации: теплоприёмник, манометр открытый демонстрационный, регулятор напряжения РНШ, электроплитка (или другой нагревательный элемент), колба или U-образная трубка, спиртовка, штатив, марганцовка, спички, бумажная змейка, металлическое острие.

Демонстрации: конвекция в жидкости (опыт с колбой или U-образной трубкой. Конвекция в газах (опыт с вертушкой). Зависимость энергии излучения от цвета излучающей поверхности, поглощаемой энергии – от цвета поглощающей поверхности(опыт на стр.67, 68 учебника)).


Структура урока:

Этапы урока

Формы (Ф), методы обучения (М)       

Средства обучения

(источники информации, ТСО, ЭВТ.)

Время

1. Организационный

Ф: фронтальная

М: словесные

Слово учителя и ученика

2 мин

2. Проверка выполнения домашнего задания

Ф: фронтальная

М: словесные, наглядные, практические, репродуктивные

Тетради, письменные принадлежности, проектор, экран

5 мин

3. Проверка знаний, умений.

Актуализация знаний

Ф: индивидуальная

М: практические, наглядные             

Карточки для самостоятельной работы

5 мин

4. Формирование новых знаний умений, навыков


Ф: фронтальная, индивидуальная

М: словесные, наглядные;

репродуктивные, объяснительно- иллюстративные, проблемное изложение                 

Доска, экспериментальные установки

18 мин

5. Закрепление нового учебного материала

Ф: индивидуальная,

М: наглядные, практические,

репродуктивные

Тексты задач, упражнений

7 мин

6. Инструктаж по выполнению домашнего задания

Ф: фронтальная,

 М: словесные, наглядные

Учебники, дневники, доска,

слово учителя и ученика

2 мин

7. Подведение итогов занятия (выставление оценок, отметок)

Ф: фронтальная,

 М: словесные

Слово учителя

3 мин

8. Рефлексия

Ф: индивидуальная,

М: словесные


Слово ученика (письменное или устное)

3 мин



Конспект (ход) урока

(в соответствии с целями урока,

с указанием результата в соответствии с ФГОС ОО)

Этапы урока

Вид деятельности учителя (подробно)

Вид деятельности учащихся

Результат

Примечание

1.Организационный

Приветствие, выявление отсутствующих, проверка домашнего задания

Приветствие, информирование об отсутствующих, о проблемах при выполнении домашнего задания и т.п.

Организована работа на уроке, проверена домашняя работа

К - 1

2. Проверка выполнения домашнего задания

Вопросы учащимся, выявление невыполненных заданий

Информирование о трудностях, возникших при решении домашнего задания

Устранены пробелы в решении домашнего задания

К – 1-2

УО – 5


3. Актуализация знаний

Проводит фронтальный опрос по ранее пройденной теме

Отвечают на вопросы учителя

Уверенно воспроизводят определения.

Способствует формирования знаний по новой теме

К – 1

Л - сформированность мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности,

4. Формирование новых знаний умений, навыков


Создаёт проблемные ситуации, в ходе которых будет представлен новый материал; проведение демонстрационного эксперимента

Получение новых знаний путем поиска ответов на проблемные ситуации

Сформированы новые знания

УЛ – 3-6

К – 1-3


5.Закрепление нового учебного материала

Предлагает решить задачу на доске

Один ученик решает у доски, остальные работают в тетрадях (резервная задача дана для тех, кто работает быстрее)

Первичное закрепление изученного материала

УО – 1-3

6. Инструктаж по выполнению домашнего задания

Сообщает учащимся домашнее задание, пояснения к ним

Записывают домашнее задание, задают вопросы при необходимости


Задано домашнее задание


7. Подведение итогов занятия (выставление оценок, отметок)

Анализирует деятельность учащихся на уроке, объявляет оценки.

Высказывают свое мнение о достижении поставленной цели.

Подведены итоги урока, выявлены затруднения учащихся.

УО – 5-6


8. Рефлексия

Организует рефлексию, предлагает ответить на рефлексивные вопросы.

Оценивают себя, отвечая на рефлексивные вопросы письменно

Проведена оценка на основе критерия успешности учебной деятельности.

УО – 4, 6




Конспект урока

1) Организационный этап (приветствие, выявление отсутствующих, проверка готовности учащихся к уроку);

2) Проверка выполнения домашнего задания (выявление уровня знаний учащихся по материалу, заданному на дом, определение недостатков в знаниях и причин их появления, ликвидация недостатков)

Учитель: Перейдем к проверке домашнего задания.

Учитель просит обменяться учащихся тетрадями для взаимопроверки, на экране проектора появляется правильное решение заданий. Учащиеся после проверки выставляют друг другу отметки за домашнее задание. Если есть непонятные моменты в решении заданий, то учитель разбирает их вместе с учащимися.

3) Актуализация знаний учащихся. Самостоятельная работа по карточкам по теме «Внутренняя энергия. Теплопроводность» (Приложение 1).

4) Формирование новых знаний

Учитель: каковы способы изменения внутренней энергии?

Ученики (перечисляют варианты): совершение работы (самим телом или над телом), теплопередача.

Учитель: нам уже знаком такой способ теплопередачи, как теплопроводность. Но жидкости и газы обладают плохой теплопроводностью. Возникает вопрос: почему нагревается воздух в квартире при включенном отоплении? Почему же нагревается вода в кастрюле, поставленной на плиту? Чтобы на него ответить, проделаем опыты.


Демонстрация конвекции в жидкости. Колба или U-образная трубка закрепляется на штативе, на дно трубки осторожно опускается небольшое количество марганцовки. Под одним из колен трубки или под колбой зажигается спиртовка. Наблюдаются струйки окрашенной воды, которая поднимается вверх.


Вопросы учителя во время демонстрации:

Учитель: что будет происходить с водой под действием нагревателя? Какая сила будет действовать на воду после нагревания?

Ученики: нагреваясь, вода расширяется, её объём увеличивается, а плотность уменьшается. На нагретую воду действует архимедова сила, которая будет выталкивать нагретый слой воды вверх. А её место будет занимать опустившаяся вниз холодная вода.

Учитель: верно. Следовательно, энергия в данном случае переносится поднимающимися потоками жидкости. Проделаем ещё один опыт.


Демонстрация конвекции в газе. Бумажная змейка закрепляется на металлическом острие. Змейку можно поместить над предварительно включённой электрической плиткой или лампой накаливания. Наблюдается вращение змейки.


Вопросы учителя во время демонстрации:

Учитель: что будет происходить с воздухом, который находится вблизи нагревателя?

Ученики: нагреваясь, воздух будет расширяться, его плотность будет уменьшаться и он начнёт подниматься вверх под действием силы Архимеда.

Учитель: поднимающиеся слои нагретого воздуха и приводят к вращения змейки.


Учитель: в приведённых опытах мы наблюдали ещё один вид теплопередачи – конвекцию.

Конвекция – вид теплопередачи, при котором энергия передаётся потоками жидкости или газа. Конвекция связана с переносом вещества, поэтому она может происходить только в жидкостях и газах; в твёрдых телах конвекция происходить не может.

Учитель: Какие особенности вы увидели?

(Ученики делают выводы)

Учитель. Запишите особенности в тетрадь.

При конвекции в жидкостях или газах:

1) переносится вещество;

2) существует только в жидкостях и газах, её нет в твердых телах;

3) чтобы происходила конвекция необходимо, чтобы нагреватель находился внизу относительно жидкости или газа.


Учитель: основную роль в образовании в атмосфере ветров играет конвекция. На берегу водоёмов в жаркий день вода нагревается медленнее, чем суша. Соответственно воздух над сушей нагревается сильнее, чем над водой, его плотность уменьшается, уменьшается и давление: над сушей оно меньше, чем над водой. Поэтому холодный воздух перемещается с водоёма на сушу, т.е. дует ветер. Ночью, наоборот, суша охлаждается быстрее, чем вода, и над сушей воздух холоднее, чем над водоёмом, - ветер дует от суши к водоёму. Эти ветры называются соответственно дневным и ночным бризами.


Учитель: вам хорошо известно, что Солнце является источником энергии на Земле. Возникает вопрос: как энергия Солнца передаётся от Солнца к Земле? Поскольку в пространстве между Солнцем и Землёй нет воздуха, то энергия не может передаваться ни конвекцией, ни теплопроводностью. Передача энергии в этом случае осуществляется путём излучения. Все нагретые тела излучают энергию. Если поднести руку сбоку к тёплому предмету, например, батарее отопления или лампе накаливания, можно почувствовать тепло.

Проведём эксперимент.


Демонстрация - нагревание излучением. Предварительно включив электроплитку или другой источник тепла, объяснить учащимся принцип работы теплоприёмника.


Учитель: теплоприёмник – это металлическая коробочка, одна из сторон которой чёрная матовая, а другая блестящая. Внутри коробочки находится воздух.


Теплоприёмник присоединяется к манометру с помощью трубки. Электроплитка закрепляется параллельно теплоприёмнику. Теплоприёмник располагается на определённом расстоянии, блестящей стороной к электроплитке. Показания манометра не изменяются.


Вопросы во время демонстрации:

Учитель: На каком законе основан принцип работы манометра?

Ученики: нагретый воздух расширяется и давит на столб жидкости в одной из трубок манометра.

На этом этапе можно актуализировать знания о законе Паскаля.

Учитель: Как вы думаете, почему не изменяются показания манометра?

Ученики: не изменяется давление, значит, воздух не нагревается.


Повернуть теплоприемник чёрной стороной к электроплитке. Наблюдаются изменения в показаниях манометра.


Учитель: Как вы думаете, почему показания манометра начали меняться?

Ученики: воздух нагрелся и расширился, в результате чего начал вытеснять столб жидкости.

Учитель: наблюдаем ли мы в этом случае теплопроводность и конвекцию?

Ученики: нет. Теплопроводность не может происходить, т.к. нет контакта между теплоприёмником и нагревателем. Конвекция проходит вертикально, а плитка и теплоприёмник закреплены параллельно друг другу.


Учитель: излучение – это явление передачи энергии от более нагретого тела к менее нагретому, наряду с теплопроводностью и конвекцией. Излучение зависит от характера поверхностей. Тела с тёмной поверхностью хорошо поглощают и излучают энергию, а тела с белой и блестящей поверхностью плохо излучают и плохо поглощают её. Они хорошо отражают энергию.

Поэтому летом носят светлую одежду, а дома на юге предпочитают красить в белый цвет.


5) Закрепление нового учебного материала

Учитель: теперь попробуем применить полученные знания на практике, давайте рассмотрим задачу.

Грани гранённого стакана поочерёдно изнутри оклеили белыми и чёрными полосками бумаги. Внутрь стакана установили свечку так, чтобы её конец немного выходил из стакана. Снаружи на грани стакана с помощью пластилина прикрепили кнопки. Что произойдёт с кнопками после того, как зажгут свечу и почему?

Примерный ответ учащихся: кнопки на чёрных гранях отклеятся в первую очередь, потому что белый цвет отражает падающие на него лучи, а черный их поглощает, поэтому черные грани нагрелись быстрее. Данный эксперимент можно предложить продемонстрировать.

Можно предложить учащимся провести данный эксперимент в домашних условиях и поделиться результатами.


6) Инструктаж по выполнению домашнего задания

Учитель: откройте тетради и запишите домашнее задание: § 22, 23 задание 21 (1-3), задание 2 (3-4).


7) Подведение итогов занятия (выставление оценок, отметок)

8) Рефлексия


Список литературы.

1) Физика. 8 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений / Н.С. Пурышева, Н.Е. Важеевская – М. Дрофа, 2020. § 22-23

2) Физика. 8 кл.: Методическое пособие / Н.С. Пурышева, Н.Е. Важеевская. – М.: Дрофа, 2020. – 128 с.

3) Физика. 8 кл.: рабочая тетрадь / Н.С. Пурышева, Н.Е. Важеевская. – М.: Дрофа, 2020. – 206 с.

4) Ссылка на видео с демонстрацией: https://youtu.be/bcrb4YNpVqI


Приложение 1

 Самостоятельная работа по карточкам по теме «Внутренняя энергия. Теплопроводность»

Вариант 1

  1. Какую энергию называют внутренней?

  2. Какой кирпич – обыкновенный или пористый – обеспечит лучшую теплоизоляцию здания? Почему?

  3. Почему оконные рамы делают двойными?



 Самостоятельная работа по карточкам по теме «Теплопроводность»

Вариант 2

  1. Какой вид теплопередачи называют теплопроводностью?

  2. От чего зависит внутренняя энергия тела?

  3. Почему при варке варенья предпочитают пользоваться деревянной мешалкой?