Просмотр содержимого документа
«Конспект урока "Корни с чередованием"»
Моргун К.В. Урок 122: Правописание корней с чередованием е//и
Предмет: русский язык
Класс: 5 «Б»
Учебник (УМК): Русский язык: 5 класс / Т.А. Ладыженская и др., 2023 (Часть2, §117).
Оборудование: смарт-доска.
Тип урока: изучение нового материала.
Цели урока: познакомить обучающихся с правилом написания гласных в корнях с чередованием -бир-//-бер-, -пир-//-пер-, -дир-//-дер-//, -тир-//-тер-//, -мир-//-мер-, -стил-//-стел-, -блист-//-блест-, -жиг-//-жег-; сформировать умение выбора букв е – и в корнях с чередованием; развивать умения критически оценивать информацию, оценивать собственную работу, извлекать информацию из текста, анализировать исходные данные.
Ход урока
Организационный этап.
Взаимное приветствие, проверка готовности к уроку.
Актуализация знаний.
Проверка домашнего задания: устный опрос 2-х учеников (морфологический разбор глагола).
Одновременно на доске работают 2 ученика: вставить пропущенные буквы, обозначить пропущенную орфограмму.
Для более слабого ученика | Для сильного учащегося |
Блестиш(?) | Блиста_шь |
Отдерёш(?) | Отдира_шь |
Расстелеш(?) | Расстила_шь |
Соберёш(?) | Собира_шь |
Зажеч(?) | Зажига_шь |
Вызов: скажите, являются ли слова на доске попарно формами одного слова или это однокоренные слова? (однокоренные) Тогда почему корни пишутся по-разному? (корни с чередованием)
Формулировка цели и целеполагание
Учащиеся формулируют тему урока и ставят цель.
Самостоятельная работа
Слово учителя: Проанализируйте в группах слова первого и второго столбика, дайте предположение, от чего зависит написание корня с чередованием.
Самостоятельно в группах (по рядам) формулируют правило. Предъявляют пробное предположение. Корректировка с самопроверкой по учебнику.
Слово учителя: Проверьте себя по учебнику: стр. 118
Первичное закрепление
Упр. 725 (2 у доски). Самостоятельная работа в тетрадях с самопроверкой по эталону.
Упр. 726 – самостоятельная работа с взаимопроверкой (работа в парах).
Закрепление
Найди лишнее
На доске написаны ряды, в каждом ряду найти лишнее слово и обосновать:
А) собирать, разберёт, приберечь
Б) опереться, запирать, пировать
В) наклоняться, кланяться, клонировать
Г) замирать, отмереть, измерять
Д) застилать, застелить, стилизовать
Е) загорать, загар, гора
2) Составить 3 предложения на тему «Уборка в комнате» с использованием корней с чередованием. Чтение нескольких примеров.
Рефлексия
Слово учителя: закончите предложения:
Сегодня я узнал, что…
Сегодня я научился…
Дома мне надо выучить и повторить…
Завтра меня спросят…
Задавание на дом
§117, упр. 724.