Конспект урока по предмету «Речь и альтернативная коммуникация» в 3 классе
Тема: Знакомство с символом и жестом «Кошка».
Образовательные:
Познакомить детей с символом и жестом, побуждать к речевой деятельности с помощью жестов, учить звукоподражанию.
Коррекционно-развивающие: Развитие слухового и зрительного восприятия, внимание через упражнения на анализ и синтез, мелкую моторику, закрепление навыков самомассажа рук с использованием импровизированного массажера.
Воспитательные: Формирование положительной мотивации к учению, обогащение жизненного опыта.
Оборудование: игрушка кошки, презентация «Кошка. Жест и символ», наглядный материал: символ и картинка «Кошка », дидактическая игра «Составь фразу из символов», графические упражнения.
Организационный момент.
Давайте поздороваемся! Повторение жеста
Когда встречаем мы рассвет,
Мы говорим ему ... «Привет!»
С улыбкой солнце дарит свет,
Нам посылая свой ... «Привет!»
Вам скажут «Здравствуйте», в ответ
Помашем ручкой мы: «Привет!»
И улыбнутся вам в ответ
От слова доброго «Привет!».
Дыхательная гимнастика «Ветерок»
Артикуляционная гимнастика
Повторение.
При помощи жестов мы можем сообщать о своих желаниях, общаться друг с другом. На предыдущих уроках мы изучали жесты «Петух», «Курица», «Корова»» «Лошадь», «Собака» (символы размещены на доске, речь педагога сопровождается соответствующими жестами) Давайте их повторим.
Упражнение «Покажи жестом животное» обучающиеся показывают жестом животное, которое называет и показывает символом учитель.
Рассмотрите картинки (раздать) и покажите, что делают животные.
Упражнение «Покажи жестами, что делает животное» обучающиеся показывают жестами, что делает животное, по сюжетной картинке: «Курица пьёт», «Петух поёт», «Лошадь ест», «Собака спит» и т.д.
Сообщение темы.
Поставить закрытую корзинку. Ребята, когда я сегодня шла в класс, то увидела около двери эту корзину. Я с осторожностью ее взяла и сначала осмотрела. И тут я услышала звуки, которые доносились из нее: «Мяу».
Дети прислушиваются, из корзины доносится мяуканье.
Вы догадались, кто в корзинке? Открыть крышку и достать игрушку кошки.
Конечно же, это кошка!
Пальчиковая гимнастика «Кошка»
Подставляй давай ладошку (Вытягиваем вперёд руку ладошкой вверх)
Расскажу тебе про кошку (Гладим ладонь другой рукой)
Будем пальчики считать? (Шевелим пальчиками)
Будем пальчики считать! (Сжимаем пальчики в кулак и разжимаем)
Раз-два-три-четыре-пять! (Поочерёдно загибаем пальчики на руке)
Вот – кулак, (Сжимаем пальцы в кулак)
А вот – ладошка. (Разжимаем их)
На ладошку села кошка! (Ставим на ладонь пальцы второй руки)
И крадётся потихоньку, («Пробегают» пальчиками по руке до плеча)
И крадётся потихоньку. (Прячут кисть другой руки в подмышечную впадину)
Видно, мышка там живёт!
Мы сегодня будем изучать символ и жест «Кошка»
4. Основной этап
Рассматривание игрушки, изображения кошки. Отметить существенные признаки. Отметить, что у кошки есть усы, коготки. Поместить на доску картинку кошки без усов.
- Чего не хватает у кошки? (усов). Предлагаю их дорисовать.
Графическое упражнение «Дорисуй усы кошке»
Просмотр презентации «Кошка. Символ и жест»
Показ символа, демонстрация жеста.
Отработка показа жеста.
Упражнение «Покажи жестами, что делает кошка» обучающиеся показывают фразы жестами с опорой на сюжетную картинку: «Кошка ест», «Кошка спит» и т.д.
Кошка хочет с вами поиграть:
Физкультминутка " Кошка "
Кошка утречком проснулась, (потягиваются, разводя руки в стороны)
Вверх изящно потянулась, (руки вверх)
Вниз красиво наклонилась, (наклоны)
Вправо-влево покрутилась, (повороты)
И тихонько удалилась. (ходьба на цыпочках)
Упражнение «Составь фразу про кошку» обучающиеся составляют короткие фразы из символов по сюжетной картинке.
1 вариант – фразы из 3-х слов;
2 вариант – фразы из 2-х слов.
Упражнение «Домашние животные. Лото» обучающиеся накладывают символы на соответствующие картинки домашних животных.
Итог: мы сегодня учили жест и символ «Кошка». Пришла пора прощаться с нашей нежданной гостьей. Предлагаю вам сделать для кошки подарки на прощание. Пусть она приходит к нм еще!
Упражнение «Подарок для кошки» обучающиеся делают игрушку-обмотку «Рыбка», наматывая пряжу между головой и хвостом основы рыбки.
Кошка говорит вам: «Спасибо, ребята» (жесты) и прощается: «До свидания» (жест)