СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока "Кремний. Оксид кремния (IV)"

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока "Кремний. Оксид кремния (IV)"»

Открытый урок в 9___ кл

Тема урока «Кремний и его соединения»

Цели урока:

  • Образовательная: сформировать и систематизировать знания о местоположении кремния химического элемента в периодической системе, строении атома, свойствах, получении и применении кремния простого вещества и его соединений.

  • Развивающая: развитие умения выделять главное и формулировать вывод

  • Воспитательная: Способствовать развитию умений выдвигать гипотезы, отвечая на проблемные вопросы, работая в паре совместно приходить к общему решению.

Тип урока: Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Наглядное оформление: Презентация «Кремний и его соединения»

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Мотивация учебной деятельности учащихся, целеполагание.

  • На протяжении нескольких предыдущих уроков вы изучали представителей неметаллов: познакомились со строением и свойствами их атомов, физическими и химическими свойствами, применением. Последним неметаллом был углерод и сейчас мы проведем игру, вспомним какие соединения образует данный химический элемент.

Игра «Термины - синонимы»

1.Гидрокарбонат натрия А. Угарный газ

2.Оксид углерода (IV) Б. Поваренная соль

3. Хлорид натрия В. Мел, известняк

4.Оксид углерода (II) Г. Углекислый газ

5. Карбонат кальция Д. Пищевая сода


  • Прежде чем мы продолжим изучение следующего неметалла, я предлагаю вам выполнить прочитать высказывание знаменитого отечественного ученого в области минералогии А.Е Ферсмана: «Показывают самые разнообразные предметы: прозрачный шар, сверкающий на Солнце чистотой холодной ключевой воды, чистый песок на берегу моря, красиво ограненный груды горного хрусталя, окаменелое дерево, превращенное в камень, грубо обработанные наконечник стрелы древнего человека... все это одно и то же соединение...?"» О каком соединении идет речь?

  • О чём будем сегодня на уроке говорить? (о химическом элементе кремнии и его соединениях

Тема урока: Кремний и его соединения

Проблема: Нужно ли людям знать о кремнии и его соединениях?

  • Как вы считаете, нужно ли людям знать о кремнии и его соединениях?

  • Итак, о кремнии и его соединениях нужно знать всем и сегодня на уроке я предлагаю в этом убедиться еще раз.


III. Основная часть. Изучение нового материала

- Сегодня мы познакомимся с ещё одним неметаллом, значимость которого очень велика, т.к. по распространенности на Земле он второй после кислорода, - это кремний.

Дадим характеристику этому химическому элементу: (Слайд) (сообщение одного из обучающихся, работа с периодической системой)

1.Строение.

Кремний – элемент IV группы и 3-го периода, порядковый номер 14, А=28, 14 протонов и 14 нейтронов, 14 электронов. Строение его электронной оболочки следующая: 14 Si 2e 8e 4e


План характеристики химического элемента

на основании его положения в ПСХЭ

  1. Химический знак, название элемента

  2. Положение в ПСХЭ:

  • порядковый номер (Z);

  • относительная атомная масса (Ar);

  • номер периода, большой или малый;

  • номер группы, главная или побочная.

  1. Характер элемента: металл, неметалл или переходный элемент

  2. Строение атома:

  • схема строения атома;

  • электронная формула;

  • электронно-графическая формула;

  • число протонов (p+), нейтронов (n0)в ядре.



2. Нахождение в природе.

- Земная кора на одну четверть состоит из соединений кремния. Наиболее распространённым является оксид кремния (IV) – кремнезём. В природе он образует минерал кварц и многие другие разновидности: горный хрусталь, аметист, агат, опал, яшма, халцедон, сердолик (полудрагоценные камни), а также обычный кварцевый песок .

Именно кремень положил начало каменному веку. Причин этому две: доступность и распространённость, а также способность образовывать на сколе острые режущие края.

Второй тип природных соединений кремния – силикаты. Самые распространённые алюмосиликаты: гранит, различные виды глин, слюды (слайд 7)

Не содержащий алюминия силикат – асбест ( из него изготавливают огнестойкие ткани)

Оксид кремния (IV) необходим и растениям, и животным. Он придаёт прочность стеблям растений и покровам животных ( камыши твёрдо стоят, осока режет, как лезвие, чешуя рыб, панцири насекомых, крылья бабочек, перья птиц, шерсть животных содержат оксид кремния (IV).

Кремний придаёт гладкость и прочность костям человека, входит в состав низших живых организмов – диатомовых водорослей и радиолярий (образует их скелеты)

3. Открытие кремния.

- Уже в глубокой древности люди широко использовали в своём быту соединения кремния. Вспомните древних людей. Из чего были изготовлены их орудия труда? Но сам кремний впервые был получен в 1824 г. Шведским химиком И.Я. Берцелиусом. Однако, за 12 лет до него кремний получили Ж. Гей-Люссак и Л. Тенар, но он был очень загрязнён примесями.

Латинское название «силициум» берёт своё начало от латинского «силекс» - камень. С греческого языка «кремнос» - утёс, скала.



4. Физические свойства

(материал по этому вопросу может быть подготовлен и освещён учащимися)


- Вы обратили внимание, что когда мы говорим о содержании в природных условиях элемента кремния, то упоминаем только его соединения, но не простое вещество.

Кремний в свободном виде в природе не встречается в отличие от углерода (алмаз, графит, аморфный С и т.д.)

кремний – неметалл, существует в кристаллическом и аморфном виде.

Кристаллический кремний – серовато-стального цвета с металлическим блеском, твёрдый (7 баллов по шкале Мооса), но хрупкий, малореакционноспособный; полупроводник, (с повышением температуры электропроводность повышается), и с нарушением правильности структуры.

Такие свойства обусловлены строением кристаллов, аналогичным структуре алмаза.

Физические константы: g = 2,33 г/см3; t пл.= 1415 0С; t кип.= 3500 0С

Аморфный кремний представляет собой белый порошок.


ФИЗКУЛЬТМИНУТКА:

Упражнения для глаз:

  • Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно, медленно считая до 5;

  • Крепко зажмурить глаза (считать до 3), открыть, посмотреть вдаль (считать до 3);

  • В среднем темпе, не поворачивая головы, посмотреть налево – вперёд – направо – вперёд – вверх – вперёд – вниз – вперёд – 2 раза;

  • Медленно потянитесь головой к правому, затем к левому плечу 3 раза;

  • Попеременно поднимайте и опускайте плечи 3раза.



5. Химические свойства (слайд 14)


а) кремний - восстановитель

Все реакции протекают при нагревании!


  1. Si + O2 = SiO2 (оксид кремния (IV))

Si0 – 4e- Si+4 восстановитель

O2 + 4e- 2O-2 окислитель


  1. Si + 2Cl2 = SiCl4 (хлорид кремния)

  2. Si + 2S = SiS2 (сульфид кремния)



20000C

  1. Si + C Si+4C-4 (карбид кремния или карборунд, по твёрдости близок к алмазу)

  2. Si + 2H2O(пар) = SiO2 + H2

  3. Si + 2NaOH(конц.) + H2O = Na2SiO3 + 2H2


б) кремний – окислитель

Si + 2Ca = Ca2Si (силицид кальция)


Вывод: свойства кремния и углерода похожи. Оба неметалла взаимодействуют с кислородом, галогенами, серой, металлами. Но в отличие от углерода кремний напрямую не соединяется с водородом.



6.Учитель подробно рассматривает свойства оксида кремния (IV) и проводит сравнительный анализ двух оксидов – SiO2 и CO2. результаты обсуждения в виде таблицы выводятся на экран.

Обратите внимание на одно важное свойство оксида кремния:

SiO2 + 4HF = 2H2O + SiF4

Оксид кремния входит в состав стекла, поэтому плавиковую кислоту нельзя хранить в стеклянной посуде.

Вывод: физические свойства оксидов резко отличаются, т.к. они образуют разные кристаллические решётки – молекулярную (CO2) и атомную (SiO2), но химические свойства схожи. Отличие состоит в различном отношении к воде.


IV. Заключительная часть. Закрепление:

Тестовая работа

Для этого выполним задания ГИА.

Задание № 1. (А)

Число электронов во внешнем электронном слое атома с зарядом ядра +14 равно:

1) 6 2) 3 3) 4 4) 2

Задание № 2

Кислотным оксидом является:

1) SiO2 2)Al2 O3 3) Na 2O 4) NO

Задание № 3

Оксид кремния (IV) взаимодействует с

1) NaCl 2) P2 O5 3) Ca(OH)2 4) HNO3


Задание № 4 (В 1)

В ряду химических элементов Ge – Si – C


1.увеличиваются радиусы атомов

2.увеличивается электроотрицательность

3.усиливаются кислотные свойства их высших оксидов

4.возрастает значение высшей степени окисления

5.увеличивается число электронов во внешнем электронном слое атомов

Задание № 5 (С2)

К избытку карбоната кальция добавили 146 г раствора с массовой долей соляной кислоты 5 %. Вычислите объем (н.у.) выделившегося газа.

Ответ: 2,24 л.

V. Домашнее задание (инструктаж):

  1. Прочитать § 37 «Кремний и его соединения», выписать в тетрадь получение кремния;

  2. Упр.3+тест

VI. Итог урока:

Итак, нужны ли людям знания о кремнии и его соединениях?