Открытый урок в 9___ кл
Тема урока «Кремний и его соединения»
Цели урока:
Образовательная: сформировать и систематизировать знания о местоположении кремния химического элемента в периодической системе, строении атома, свойствах, получении и применении кремния простого вещества и его соединений.
Развивающая: развитие умения выделять главное и формулировать вывод
Воспитательная: Способствовать развитию умений выдвигать гипотезы, отвечая на проблемные вопросы, работая в паре совместно приходить к общему решению.
Тип урока: Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Наглядное оформление: Презентация «Кремний и его соединения»
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Мотивация учебной деятельности учащихся, целеполагание.
На протяжении нескольких предыдущих уроков вы изучали представителей неметаллов: познакомились со строением и свойствами их атомов, физическими и химическими свойствами, применением. Последним неметаллом был углерод и сейчас мы проведем игру, вспомним какие соединения образует данный химический элемент.
Игра «Термины - синонимы»
1.Гидрокарбонат натрия А. Угарный газ
2.Оксид углерода (IV) Б. Поваренная соль
3. Хлорид натрия В. Мел, известняк
4.Оксид углерода (II) Г. Углекислый газ
5. Карбонат кальция Д. Пищевая сода
Прежде чем мы продолжим изучение следующего неметалла, я предлагаю вам выполнить прочитать высказывание знаменитого отечественного ученого в области минералогии А.Е Ферсмана: «Показывают самые разнообразные предметы: прозрачный шар, сверкающий на Солнце чистотой холодной ключевой воды, чистый песок на берегу моря, красиво ограненный груды горного хрусталя, окаменелое дерево, превращенное в камень, грубо обработанные наконечник стрелы древнего человека... все это одно и то же соединение...?"» О каком соединении идет речь?
Тема урока: Кремний и его соединения
Проблема: Нужно ли людям знать о кремнии и его соединениях?
Как вы считаете, нужно ли людям знать о кремнии и его соединениях?
Итак, о кремнии и его соединениях нужно знать всем и сегодня на уроке я предлагаю в этом убедиться еще раз.
III. Основная часть. Изучение нового материала
- Сегодня мы познакомимся с ещё одним неметаллом, значимость которого очень велика, т.к. по распространенности на Земле он второй после кислорода, - это кремний.
Дадим характеристику этому химическому элементу: (Слайд) (сообщение одного из обучающихся, работа с периодической системой)
1.Строение.
Кремний – элемент IV группы и 3-го периода, порядковый номер 14, А=28, 14 протонов и 14 нейтронов, 14 электронов. Строение его электронной оболочки следующая: 14 Si 2e 8e 4e
План характеристики химического элемента
на основании его положения в ПСХЭ
Химический знак, название элемента
Положение в ПСХЭ:
порядковый номер (Z);
относительная атомная масса (Ar);
номер периода, большой или малый;
номер группы, главная или побочная.
Характер элемента: металл, неметалл или переходный элемент
Строение атома:
схема строения атома;
электронная формула;
электронно-графическая формула;
число протонов (p+), нейтронов (n0)в ядре.
2. Нахождение в природе.
- Земная кора на одну четверть состоит из соединений кремния. Наиболее распространённым является оксид кремния (IV) – кремнезём. В природе он образует минерал кварц и многие другие разновидности: горный хрусталь, аметист, агат, опал, яшма, халцедон, сердолик (полудрагоценные камни), а также обычный кварцевый песок .
Именно кремень положил начало каменному веку. Причин этому две: доступность и распространённость, а также способность образовывать на сколе острые режущие края.
Второй тип природных соединений кремния – силикаты. Самые распространённые алюмосиликаты: гранит, различные виды глин, слюды (слайд 7)
Не содержащий алюминия силикат – асбест ( из него изготавливают огнестойкие ткани)
Оксид кремния (IV) необходим и растениям, и животным. Он придаёт прочность стеблям растений и покровам животных ( камыши твёрдо стоят, осока режет, как лезвие, чешуя рыб, панцири насекомых, крылья бабочек, перья птиц, шерсть животных содержат оксид кремния (IV).
Кремний придаёт гладкость и прочность костям человека, входит в состав низших живых организмов – диатомовых водорослей и радиолярий (образует их скелеты)
3. Открытие кремния.
- Уже в глубокой древности люди широко использовали в своём быту соединения кремния. Вспомните древних людей. Из чего были изготовлены их орудия труда? Но сам кремний впервые был получен в 1824 г. Шведским химиком И.Я. Берцелиусом. Однако, за 12 лет до него кремний получили Ж. Гей-Люссак и Л. Тенар, но он был очень загрязнён примесями.
Латинское название «силициум» берёт своё начало от латинского «силекс» - камень. С греческого языка «кремнос» - утёс, скала.
4. Физические свойства
(материал по этому вопросу может быть подготовлен и освещён учащимися)
- Вы обратили внимание, что когда мы говорим о содержании в природных условиях элемента кремния, то упоминаем только его соединения, но не простое вещество.
Кремний в свободном виде в природе не встречается в отличие от углерода (алмаз, графит, аморфный С и т.д.)
кремний – неметалл, существует в кристаллическом и аморфном виде.
Кристаллический кремний – серовато-стального цвета с металлическим блеском, твёрдый (7 баллов по шкале Мооса), но хрупкий, малореакционноспособный; полупроводник, (с повышением температуры электропроводность повышается), и с нарушением правильности структуры.
Такие свойства обусловлены строением кристаллов, аналогичным структуре алмаза.
Физические константы: g = 2,33 г/см3; t пл.= 1415 0С; t кип.= 3500 0С
Аморфный кремний представляет собой белый порошок.
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА:
Упражнения для глаз:
Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно, медленно считая до 5;
Крепко зажмурить глаза (считать до 3), открыть, посмотреть вдаль (считать до 3);
В среднем темпе, не поворачивая головы, посмотреть налево – вперёд – направо – вперёд – вверх – вперёд – вниз – вперёд – 2 раза;
Медленно потянитесь головой к правому, затем к левому плечу 3 раза;
Попеременно поднимайте и опускайте плечи 3раза.
5. Химические свойства (слайд 14)
а) кремний - восстановитель
Все реакции протекают при нагревании!
Si + O2 = SiO2 (оксид кремния (IV))
Si0 – 4e- Si+4 восстановитель
O2 + 4e- 2O-2 окислитель
Si + 2Cl2 = SiCl4 (хлорид кремния)
Si + 2S = SiS2 (сульфид кремния)
20000C
Si + C Si+4C-4 (карбид кремния или карборунд, по твёрдости близок к алмазу)
Si + 2H2O(пар) = SiO2 + H2
Si + 2NaOH(конц.) + H2O = Na2SiO3 + 2H2
б) кремний – окислитель
Si + 2Ca = Ca2Si (силицид кальция)
Вывод: свойства кремния и углерода похожи. Оба неметалла взаимодействуют с кислородом, галогенами, серой, металлами. Но в отличие от углерода кремний напрямую не соединяется с водородом.
6.Учитель подробно рассматривает свойства оксида кремния (IV) и проводит сравнительный анализ двух оксидов – SiO2 и CO2. результаты обсуждения в виде таблицы выводятся на экран.
Обратите внимание на одно важное свойство оксида кремния:
SiO2 + 4HF = 2H2O + SiF4
Оксид кремния входит в состав стекла, поэтому плавиковую кислоту нельзя хранить в стеклянной посуде.
Вывод: физические свойства оксидов резко отличаются, т.к. они образуют разные кристаллические решётки – молекулярную (CO2) и атомную (SiO2), но химические свойства схожи. Отличие состоит в различном отношении к воде.
IV. Заключительная часть. Закрепление:
Тестовая работа
Для этого выполним задания ГИА.
Задание № 1. (А)
Число электронов во внешнем электронном слое атома с зарядом ядра +14 равно:
1) 6 2) 3 3) 4 4) 2
Задание № 2
Кислотным оксидом является:
1) SiO2 2)Al2 O3 3) Na 2O 4) NO
Задание № 3
Оксид кремния (IV) взаимодействует с
1) NaCl 2) P2 O5 3) Ca(OH)2 4) HNO3
Задание № 4 (В 1)
В ряду химических элементов Ge – Si – C
1.увеличиваются радиусы атомов
2.увеличивается электроотрицательность
3.усиливаются кислотные свойства их высших оксидов
4.возрастает значение высшей степени окисления
5.увеличивается число электронов во внешнем электронном слое атомов
Задание № 5 (С2)
К избытку карбоната кальция добавили 146 г раствора с массовой долей соляной кислоты 5 %. Вычислите объем (н.у.) выделившегося газа.
Ответ: 2,24 л.
V. Домашнее задание (инструктаж):
Прочитать § 37 «Кремний и его соединения», выписать в тетрадь получение кремния;
Упр.3+тест
VI. Итог урока:
Итак, нужны ли людям знания о кремнии и его соединениях?