СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока Ледники 6 класс

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока Ледники 6 класс»

География, 6класс МБОУ «Земляничненская СШ» Учитель: Сары-Билял Э.С. Дата: 19.11.2019г.

Урок№11

Тема: Ледники

Цели урока: Сформировать представление о ледниках, условиях их образования, движения, роли в природе Земли. Способствовать развитию речевой деятельности учащихся, создать условия для формирования умений работать с различными источниками информации.
Планируемые результаты:
Личностные
: формирование умения, что необходимо сделать на каждом этапе урока, формирование устойчивой мотивации к обучению.
Метапредметные: 
Познавательные: анализировать, сравнивать и обобщать данные, устанавливать причинно- следственные связи, контролировать результаты во время выполнения работы.
Регулятивные: уметь организовывать собственную деятельность, делать выводы по результатам работы.
Коммуникативные: организовывать учебное взаимодействие с учителем, в паре с учащимся, уметь выражать свои мысли, доказывать свою точку зрения.
Предметные: выделять признаки понятий, определять по карте географическое положение объектов, определять влияние частей гидросферы (ледники) на жизнь человека.

Методы: Наглядно-иллюстративный, частично-поисковый, репродуктивный, рефлексивный.

Оборудование:

Настенная физическая карта полушарий, атласы, учебники, картины с видами ледников, строения ледника, схема «Превращение снега в лед». Презентация.

Тип урока: изучение нового материала

Тип урока: Комбинированный

Ход урока

  1. Организационный момент

- Здравствуйте, ребята!!!

Кто отсутствует? По фамильная проверка по журналу присутствующих/отсутствующих.

- Помните, что не ошибается тот, кто ничего не делает, а мы с вами учимся работать, поэтому не страшно, если будут ошибки.

Работаем по обычному плану.

  1. Проверка домашнего задания.

- Что называется озером? - Объясните каждый из признаков озер.

- Чем отличается озеро от реки, пруда, моря?

-Приведите примеры озер на различных материках.

-Как различаются озера по происхождению котловин?

-Почему сточные, озера, как правило, пресные, а бессточные- соленые?

-Можно ли по карте отличить пресные озера от соленых?


III. Изучение нового материала.

Учитель: - Название темы сегодняшнего урока скрыто в отгадке стихотворения:

Много лет в горах подряд

Снег идет и сыплет град.

Слой осадков тех велик, И зовут его … (Ледник)

Итак, как вы думаете: какую тему (какую часть гидросферы) будем сегодня изучать?


(Слайд 1)

Верно. Наша тема – “Ледники”. Мы сегодня побудем гляциологами, т.е. учеными, изучающими ледники. (Запись в тетрадях темы урока – Ледники).

Что вам хочется узнать о ледниках? (Определение целей урока.)

Слайд 2

Ученики:  Что такое ледники? Где и как образуются? Какие бывают? Какова их роль в природе Земли?

Учитель: С ледниками вы пока в своей жизни не встречались (или встречались лишь в кино), но все хорошо представляете лед: держали его в руках, ходили по нему ногами.

Слайд 3

Как и из чего образуется лед? Как Вы думаете, что мы знаем о ледниках?

Стадия осмысления.

Прочитайте в учебнике на стр. 120 что такое ледник. Учащиеся отвечают.

Давайте посмотрим определение (Слад 4)

Ледник – масса природного наземного льда преимущественно атмосферного происхождения, которая движется под действием силы тяжести. (Записывают в тетрадь)

Слайд№ 5

Лед ледника образуется из снега. Если снега выпадает больше, чем успевает растаять, он накапливается, становится зернистым, пронизанным порами, т. е. превращается в фирн (учащиеся записывают этот термин в тетрадь), который в дальнейшем под воздействием собственной силы тяжести превращается в лед. Это можно представить в виде схемы:

Записывают схему в тетрадь

Посмотрите на этот рисунок. Какой вывод можно сделать о понижении температуры с высотой местности? Слайд (6)

Дети делают вывод. Вывод записывают в тетрадь.

Температура понижается на 6° через каждую тысячу метров высоты. (Слайд 7)

Учитель: В этом примере на какой высоте снег не будет таять? (4000 метров.) (Слайд 8)

Лед в ледниках особенный. Поэтому он имеет даже собственное название —«ледник»

- Какие условия необходимы для образо­вания ледника?

1. Температура воздуха должна быть ниже 0°С в течение всего года.

2. Снега должно выпадать больше, чем может растаять.

Ледник может образоваться в тех местах, где не наступает лето, где всегда холодно

- До какой температуры мы должны подняться, чтобы снег не таял?

- Чем выше мы будем подниматься в горы, тем будет холоднее. Поэтому в горах выпавший снег не тает, а накапливается.

Граница, выше которой снег может накапливаться и образовываться ледник, называется снеговой линией.

Прочитайте в учебнике на стр. 120 что такое снеговая линия. (Записывают в тетрадь) Слайд 9

Вывод: (Слайд 10)

  • Линия, выше которой в течение года не тает полностью даже летом, называется снеговой линией.

  • Область накопления – это часть ледника, где снег скапливается, спрессовывается и превращается в лёд.

  • Область расхода – это часть ледника, где масса льда уменьшается из-за таяния.

  • Ледопад – участок ледника, где лёд падает, так как в нём есть трещины.

  • Ледники спускаются с гор со скоростью от 1 до 5 м/сутки. Достигнув снеговой линии, начинают таять и дают начало горным рекам.

(Слайд 11-12)

Учитель говорит о 2-х видах ледников. Дети заносят в тетради схему. (Слайд 13-14)

Работа по учебнику Проверка

Горные ледники (Слайд 15)

Горные ледники занимают лишь 1,5% ледниковой территории мира (Слайд 16-22)

Покровные ледники (Слайд 23-26)

98,5% приходится на покровные ледники. Они покрывают в виде щита или купола почти весь материк Антарктиду, остров Гренландию и другие северные острова. То есть они образуются в полярных областях, где снеговая граница находится очень низко

Ледники этого типа занимают 98,5% всей площади ледников на Земле. Они формируются в полярных областях- В Антарктиде и на арктических островах ( Гренландия), где снеговая линия находится очень низко, местами до уровня моря.

Покровные ледники имеют форму щитов, куполов. Рельеф поверхности суши не влияет на их форму. Лед накапливается в средней части щита и медленно растекается в стороны.

Значение: Покровные ледники содержат большую часть всех запасов пресной воды на Земле. ( Слайд 27)

IV. Физминутка. Слайд 28

Там, где покровный ледник спускается в океан от него откалываются глыбы льда- Айсберги. Слайд 29

Айсберги , образующиеся у ледяных берегов Антарктиды и Гренландии, могут достигать гигантских размеров. Большая часть айсбергов находится под водой, поэтому они очень опасны для судоходства Слайд 30

(Слайд 31)

Под водой находится около 90% айсберга. Они могут плавать 10 лет и более. Вес айсберга - до 10 миллиардов тонн ( ).

  • 1912 г. Гибель Титаника

  • С 1914 г. работает служба наблюдения за айсбергами.

Учитель. Как бороться с айсбергами?

Учащиеся. Их можно разрушить бомбами и другие варианты.

Учитель. Как можно использовать айсберги? Разработан проект их транспортировки в засушливые районы мира (сообщение ученика Исмаилов Ахтем).

Учитель. Айсберги привлекают туристов из многих стран мира.

Поведение айсберга непредсказуемо и в любой момент от него можно ждать сюрприз. Вот как “пошутил” однажды айсберг с канадским пароходом “Поршиа”. Это случилось в 1893 году. “Поршиа” совершал круиз с большой группой туристов на борту, как вдруг впереди показалась плавучая ледяная гора. Пассажиры упросили капитана подойти поближе – уж больно красив был айсберг, хотелось лучше разглядеть его и сфотографироваться крупным планом. Но только судно подплыло к айсбергу, через несколько секунд оно оказалось над поверхностью моря на огромном ледяном уступе. К счастью, это длилось недолго. Вскоре судно оказалось снова в воде и полным ходом уходило прочь.

Учитель. Встречаются:

  • “Поющие айсберги” - вода промывает в них отверстие, ветер устраивает концерты.

  • “Цветные айсберги” – черные, зелёные, жёлтые (видимо вулканическая пыль).

Учитель. В чём опасность айсберга?

Учащиеся. Снизу они подтаивают, теряют устойчивость и могут внезапно перевернуться. Столкновение с айсбергом – верная гибель.

Лед накапливается в средней части ледника (области питания), и ледник под действием своей массы тоже движется (только очень медленно), растекается в стороны.

А дальше, на краю ледника, может вот что произойти (догадайтесь, о чем идет речь):

Обломились горы льда с материка,
Понесла их океанская река,
Изо льда плывет высотный белый дом,
Над водою только крыша и балкон.
На десятки километров он в длину,
Может судно оказаться, как в плену.
Ни пройти, ни обогнуть: в нем нет “ворот”,
И умеет кувыркаться этот лед.
Дом тот тает в теплых водах, потому
Накрениться очень хочется ему.
Капитаны избегают тех широт,
Где в тумане встреча с … ждет. [2]

Учитель: Как вы считаете, какое значение имеют покровные ледники?

Дети высказывают предположения.

Учитель обобщает ответы:

  • ледники хранят в себе огромные запасы пресной воды;

  • эти гигантские холодильники на севере и юге Земли оказывают огромное влияние на климат всего земного шара.

Работа с контурной картой. Нанести районы, где расположены самые крупные покровные и горные ледники (резерв)

V. Закрепление материала.

Проверочная работа в форме теста, (слайды 32-34)

1. Где образуются ледники?

а) на реках и озерах;
б) в морях и океанах;
в) на суше.

2. Как быстро образуется ледник?

а) в течение зимы;
б) за много лет.

3. О каком леднике идет речь: снеговая линия находится на значительной высоте над уровнем океана.

а) горный;
б) покровный.

4. О каком леднике идет речь: снеговая линия низко, иногда на уровне океана.

а) горный;
б) покровный.

5. О каком леднике идет речь: имеют форму щитов или куполов.

а) горный;
б) покровный.

6. О каком леднике идет речь: по форме разнообразны ( одни похожи на шапку, другие – на реку)

а) горный;
б) покровный.

7. О каком леднике идет речь: движутся со скоростью до 80 метров в сутки.

а) горный;
б) покровный.

8. О каком леднике идет речь: движутся очень медленно.

а) горный;
б) покровный.

9. О каком леднике идет речь: снабжают водой реки.

а) горный;
б) покровный.

10. О каком леднике идет речь: образуют морену.

а) горный;
б) покровный.

11. Летом у подножья горы температура +10° . Высота горы 3 км. Образуется ли на этой горе ледник?

а) да;
б) нет.

Ключ для самопроверки: 1-в; 2-б; 3-а; 4-б; 5-б; 6-а; 7-а; 8-б; 9-а; 10-а; 11-а.

Критерии для выставления оценки: 6–7 б – “3”; 8–9 б. – “4”; 10–11 Б. – “5”.

VI. Рефлексия. Слайд 35

Слайд 36

Домашнее задание:

  • Составить кроссворд по теме.

  • Параграф 36.























8