География, 6класс МБОУ «Земляничненская СШ» Учитель: Сары-Билял Э.С. Дата:
19.11.2019г. Урок№11
Тема: Ледники
Цели урока: Сформировать представление о ледниках, условиях их образования, движения, роли в природе Земли. Способствовать развитию речевой деятельности учащихся, создать условия для формирования умений работать с различными источниками информации.
Планируемые результаты:
Личностные: формирование умения, что необходимо сделать на каждом этапе урока, формирование устойчивой мотивации к обучению.
Метапредметные:
Познавательные: анализировать, сравнивать и обобщать данные, устанавливать причинно- следственные связи, контролировать результаты во время выполнения работы.
Регулятивные: уметь организовывать собственную деятельность, делать выводы по результатам работы.
Коммуникативные: организовывать учебное взаимодействие с учителем, в паре с учащимся, уметь выражать свои мысли, доказывать свою точку зрения.
Предметные: выделять признаки понятий, определять по карте географическое положение объектов, определять влияние частей гидросферы (ледники) на жизнь человека.
Методы: Наглядно-иллюстративный, частично-поисковый, репродуктивный, рефлексивный.
Оборудование:
Настенная физическая карта полушарий, атласы, учебники, картины с видами ледников, строения ледника, схема «Превращение снега в лед». Презентация.
Тип урока: изучение нового материала
Тип урока: Комбинированный
Ход урока
Организационный момент
- Здравствуйте, ребята!!!
Кто отсутствует? По фамильная проверка по журналу присутствующих/отсутствующих.
- Помните, что не ошибается тот, кто ничего не делает, а мы с вами учимся работать, поэтому не страшно, если будут ошибки.
Работаем по обычному плану.
Проверка домашнего задания.
- Что называется озером? - Объясните каждый из признаков озер.
- Чем отличается озеро от реки, пруда, моря?
-Приведите примеры озер на различных материках.
-Как различаются озера по происхождению котловин?
-Почему сточные, озера, как правило, пресные, а бессточные- соленые?
-Можно ли по карте отличить пресные озера от соленых?
III. Изучение нового материала.
Учитель: - Название темы сегодняшнего урока скрыто в отгадке стихотворения:
Много лет в горах подряд
Снег идет и сыплет град.
Слой осадков тех велик, И зовут его … (Ледник)
Итак, как вы думаете: какую тему (какую часть гидросферы) будем сегодня изучать?
(Слайд 1)
Верно. Наша тема – “Ледники”. Мы сегодня побудем гляциологами, т.е. учеными, изучающими ледники. (Запись в тетрадях темы урока – Ледники).
Что вам хочется узнать о ледниках? (Определение целей урока.)
Слайд 2
Ученики: Что такое ледники? Где и как образуются? Какие бывают? Какова их роль в природе Земли?
Учитель: С ледниками вы пока в своей жизни не встречались (или встречались лишь в кино), но все хорошо представляете лед: держали его в руках, ходили по нему ногами.
Слайд 3
Как и из чего образуется лед? Как Вы думаете, что мы знаем о ледниках?
Стадия осмысления.
Прочитайте в учебнике на стр. 120 что такое ледник. Учащиеся отвечают.
Давайте посмотрим определение (Слад 4)
Ледник – масса природного наземного льда преимущественно атмосферного происхождения, которая движется под действием силы тяжести. (Записывают в тетрадь)
Слайд№ 5
Лед ледника образуется из снега. Если снега выпадает больше, чем успевает растаять, он накапливается, становится зернистым, пронизанным порами, т. е. превращается в фирн (учащиеся записывают этот термин в тетрадь), который в дальнейшем под воздействием собственной силы тяжести превращается в лед. Это можно представить в виде схемы:
Записывают схему в тетрадь
Посмотрите на этот рисунок. Какой вывод можно сделать о понижении температуры с высотой местности? Слайд (6)
Дети делают вывод. Вывод записывают в тетрадь.
Температура понижается на 6° через каждую тысячу метров высоты. (Слайд 7)
Учитель: В этом примере на какой высоте снег не будет таять? (4000 метров.) (Слайд 8)
Лед в ледниках особенный. Поэтому он имеет даже собственное название —«ледник»
- Какие условия необходимы для образования ледника?
1. Температура воздуха должна быть ниже 0°С в течение всего года.
2. Снега должно выпадать больше, чем может растаять.
Ледник может образоваться в тех местах, где не наступает лето, где всегда холодно
- До какой температуры мы должны подняться, чтобы снег не таял?
- Чем выше мы будем подниматься в горы, тем будет холоднее. Поэтому в горах выпавший снег не тает, а накапливается.
Граница, выше которой снег может накапливаться и образовываться ледник, называется снеговой линией.
Прочитайте в учебнике на стр. 120 что такое снеговая линия. (Записывают в тетрадь) Слайд 9
Вывод: (Слайд 10)
Линия, выше которой в течение года не тает полностью даже летом, называется снеговой линией.
Область накопления – это часть ледника, где снег скапливается, спрессовывается и превращается в лёд.
Область расхода – это часть ледника, где масса льда уменьшается из-за таяния.
Ледопад – участок ледника, где лёд падает, так как в нём есть трещины.
Ледники спускаются с гор со скоростью от 1 до 5 м/сутки. Достигнув снеговой линии, начинают таять и дают начало горным рекам.
(Слайд 11-12)
Учитель говорит о 2-х видах ледников. Дети заносят в тетради схему. (Слайд 13-14)
Работа по учебнику Проверка
Горные ледники (Слайд 15)
Горные ледники занимают лишь 1,5% ледниковой территории мира (Слайд 16-22)
Покровные ледники (Слайд 23-26)
98,5% приходится на покровные ледники. Они покрывают в виде щита или купола почти весь материк Антарктиду, остров Гренландию и другие северные острова. То есть они образуются в полярных областях, где снеговая граница находится очень низко
Ледники этого типа занимают 98,5% всей площади ледников на Земле. Они формируются в полярных областях- В Антарктиде и на арктических островах ( Гренландия), где снеговая линия находится очень низко, местами до уровня моря.
Покровные ледники имеют форму щитов, куполов. Рельеф поверхности суши не влияет на их форму. Лед накапливается в средней части щита и медленно растекается в стороны.
Значение: Покровные ледники содержат большую часть всех запасов пресной воды на Земле. ( Слайд 27)
IV. Физминутка. Слайд 28
Там, где покровный ледник спускается в океан от него откалываются глыбы льда- Айсберги. Слайд 29
Айсберги , образующиеся у ледяных берегов Антарктиды и Гренландии, могут достигать гигантских размеров. Большая часть айсбергов находится под водой, поэтому они очень опасны для судоходства Слайд 30
(Слайд 31)
Под водой находится около 90% айсберга. Они могут плавать 10 лет и более. Вес айсберга - до 10 миллиардов тонн ( ).
Учитель. Как бороться с айсбергами?
Учащиеся. Их можно разрушить бомбами и другие варианты.
Учитель. Как можно использовать айсберги? Разработан проект их транспортировки в засушливые районы мира (сообщение ученика Исмаилов Ахтем).
Учитель. Айсберги привлекают туристов из многих стран мира.
Поведение айсберга непредсказуемо и в любой момент от него можно ждать сюрприз. Вот как “пошутил” однажды айсберг с канадским пароходом “Поршиа”. Это случилось в 1893 году. “Поршиа” совершал круиз с большой группой туристов на борту, как вдруг впереди показалась плавучая ледяная гора. Пассажиры упросили капитана подойти поближе – уж больно красив был айсберг, хотелось лучше разглядеть его и сфотографироваться крупным планом. Но только судно подплыло к айсбергу, через несколько секунд оно оказалось над поверхностью моря на огромном ледяном уступе. К счастью, это длилось недолго. Вскоре судно оказалось снова в воде и полным ходом уходило прочь.
Учитель. Встречаются:
“Поющие айсберги” - вода промывает в них отверстие, ветер устраивает концерты.
“Цветные айсберги” – черные, зелёные, жёлтые (видимо вулканическая пыль).
Учитель. В чём опасность айсберга?
Учащиеся. Снизу они подтаивают, теряют устойчивость и могут внезапно перевернуться. Столкновение с айсбергом – верная гибель.
Лед накапливается в средней части ледника (области питания), и ледник под действием своей массы тоже движется (только очень медленно), растекается в стороны.
А дальше, на краю ледника, может вот что произойти (догадайтесь, о чем идет речь):
Обломились горы льда с материка,
Понесла их океанская река,
Изо льда плывет высотный белый дом,
Над водою только крыша и балкон.
На десятки километров он в длину,
Может судно оказаться, как в плену.
Ни пройти, ни обогнуть: в нем нет “ворот”,
И умеет кувыркаться этот лед.
Дом тот тает в теплых водах, потому
Накрениться очень хочется ему.
Капитаны избегают тех широт,
Где в тумане встреча с … ждет. [2]
Учитель: Как вы считаете, какое значение имеют покровные ледники?
Дети высказывают предположения.
Учитель обобщает ответы:
ледники хранят в себе огромные запасы пресной воды;
эти гигантские холодильники на севере и юге Земли оказывают огромное влияние на климат всего земного шара.
Работа с контурной картой. Нанести районы, где расположены самые крупные покровные и горные ледники (резерв)
V. Закрепление материала.
Проверочная работа в форме теста, (слайды 32-34)
1. Где образуются ледники?
а) на реках и озерах;
б) в морях и океанах;
в) на суше.
2. Как быстро образуется ледник?
а) в течение зимы;
б) за много лет.
3. О каком леднике идет речь: снеговая линия находится на значительной высоте над уровнем океана.
а) горный;
б) покровный.
4. О каком леднике идет речь: снеговая линия низко, иногда на уровне океана.
а) горный;
б) покровный.
5. О каком леднике идет речь: имеют форму щитов или куполов.
а) горный;
б) покровный.
6. О каком леднике идет речь: по форме разнообразны ( одни похожи на шапку, другие – на реку)
а) горный;
б) покровный.
7. О каком леднике идет речь: движутся со скоростью до 80 метров в сутки.
а) горный;
б) покровный.
8. О каком леднике идет речь: движутся очень медленно.
а) горный;
б) покровный.
9. О каком леднике идет речь: снабжают водой реки.
а) горный;
б) покровный.
10. О каком леднике идет речь: образуют морену.
а) горный;
б) покровный.
11. Летом у подножья горы температура +10° . Высота горы 3 км. Образуется ли на этой горе ледник?
а) да;
б) нет.
Ключ для самопроверки: 1-в; 2-б; 3-а; 4-б; 5-б; 6-а; 7-а; 8-б; 9-а; 10-а; 11-а.
Критерии для выставления оценки: 6–7 б – “3”; 8–9 б. – “4”; 10–11 Б. – “5”.
VI. Рефлексия. Слайд 35
Слайд 36
Домашнее задание:
8