План-конспект урока №59
Дата: 03.02 Класс: 3-Б Предмет: литер чт Учитель: Меметова ФФ.
Тема: Составление портрета главного героя рассказа Л. А. Кассиля «Алексей Андреевич»
Цели урока: познакомить с содержанием произведения Л.Кассиль «Алексей Андреевич» формировать систему читательских умений (реагировать на поступки героев, давать им оценку); учить составлять портрет главного героя рассказа; продолжить работу над совершенствованием навыков чтения: правильностью, беглостью, скоростью.
Планируемые результаты:
Личностные: проявлять уважение к ветеранам Великой Отечественной войны, проявлять интерес к истории своей Родины, воспитывать гордость за военное прошлое своих сверстников
Коммуникативные: использовать речь для регуляции своего действия, воспитывать культуру диалогового общения.
Регулятивные : определять цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно; планировать учебное сотрудничество; формировать у детей умение анализировать, обобщать, оценивать результат своей деятельности.
Познавательные: воспринимать художественное произведение, уметь работать по иллюстрации.
Оборудование: выставка книг о войне, презентация.
Ход урока. I. Организационный момент
Прозвенел звонок веселый.
Мы начать урок готовы.
Будем слушать, рассуждать
И друг другу помогать
II. Постановка целей и задач урока.
Что бы определить тему урока, ребята, я хочу что бы вы послушали стихотворение, оно поможет вам определить тему урока.
«О детях войны»
Детям, пережившим ту войну,
Поклониться нужно до земли!
В поле, в оккупации, в плену
Продержались, выжили, смогли!
Дочери страны! Её сыны!
Чистые пред Родиной и Богом!
На земле осталось вас немного.
Девочки и мальчики войны!
Мира вам, здоровья, долголетья,
Доброты, душевного тепла!
И пускай нигде на целом свете
Детство вновь не отберёт война!
- Как вы думаете, о чем сегодня на уроке мы будем с вами говорить?
- Кто главный герой этого стихотворения?
Учитель: - Сегодня на уроке мы познакомимся с новым произведением, будем учиться правильному и осознанному чтению, ориентироваться в тексте и высказывать свою точку зрения, познакомимся с биографией Льва Абрамовича Кассиля.
-Как вы думаете, какие задачи мы должны решить работая по этой теме на уроке?
Расширить знания о детях, участвующих в Великой Отечественной Войне 1941-1945 г
Вспомнить о детях-героях. Работать над техникой чтения. Пополнять словарный запас.
III. Актуализация знаний
А) Слово учителя:
Все дальше в историю уходит Великая Отечественная война, ужасы той войны до сих пор в памяти людской. ПОДВИГ НАШЕГО НАРОДА навеки остается в сердцах, и передается из поколения поколению. День Победы это большой всенародный праздник. Этот день принёс мир не только нашему народу, но и всей Земле.
Б) Работа в группах по карточкам:
Карточка. Восстановить исторические события.
1941 год | 80 - летие снятия блокады Ленинграда |
27 января 2024 года | Окончание Великой Отечественной Войны |
1945 год | Начало Великой Отечественной Войны |
Какого числа празднуем День победы? | |
IV. Первичное усвоение новых знаний
1. Знакомство с жизнью и творчеством Л. Кассиля. Кассиль Лев Абрамович (1905–1970), русский писатель.
Родился 27 июня 1905 года в Покровской слободе (ныне г. Энгельс) Саратовской губернии в семье врача и учительницы музыки. С детства был неуёмным фантазёром.
Разносторонняя одарённость Льва Кассиля проявилась уже в школе. Воспитанный в интеллигентной семье, он с детства хорошо играл на пианино, с успехом изучал иностранные языки, прекрасно рисовал, был сильным шахматистом, способным математиком. Особенно он любил сочинять разные истории, а в 9 лет написал своё первое стихотворение. По окончании школы за активную общественную работу Кассиль получил направление в вуз. Все свободное время отдавал чтению русской классики.
Годы его жизни совпали с событиями, которые потрясли весь мир: Великая Отечественная война. Во время войны работал корреспондентом, выступал по радио, в школах, воинских частях
. Лев Кассиль многие свои рассказы посвятил Великой Отечественной войне: «Рассказ об отсутствующих», «Линия связи», «У классной доски», «Отметки Риммы Лебедевой» и др.
Умер Кассиль в Москве 21 июня 1970 года. Похоронен на Новодевичьем кладбище.
Учитель: -В любой книге Льва Кассиля всегда есть настоящий герой – человек внешне мало отличимый от окружающих, но наделён прекрасными качествами души. Да, Лев Абрамович Кассиль, много писал о войне. Он считал войну страшным испытанием, выпавшим на долю не только всему народу, но и каждому человеку лично. Каждому необходимо было выиграть собственное сражение. Сегодня мы будем знакомиться с одним из произведений Льва Кассиля «Алексей Андреевич»
2. Знакомство с рассказом
Вы обдумайте рассказ,
Не заучивая фраз.
И задумайтесь о том:
Что рассказано? О чем?
Что зачем произошло?
И к чему все привело?
Расскажите еще раз –
И запомните рассказ.
- Чтение рассказа учителем.
- Каким вы представляете себе главного героя рассказа?
3. Работа по тексту.
Вопросы для учащихся:
- В какое время происходит действие в рассказе? (мирное или военное)
- Назовите героев произведения?
- От чьего имени ведётся рассказ?
- Какое впечатление у вас от рассказа?
V. Физминутка
А теперь на месте шаг.
Выше ноги! Стой, раз, два! (Ходьба на месте.)
Плечи выше поднимаем,
А потом их опускаем. (Поднимать и опускать плечи.)
Руки перед грудью ставим
И рывки мы выполняем. (Руки перед грудью, рывки руками.)
Десять раз подпрыгнуть нужно,
Скачем выше, скачем дружно! (Прыжки на месте.)
Мы колени поднимаем —
Шаг на месте выполняем. (Ходьба на месте.)
От души мы потянулись, (Потягивания — руки вверх и в стороны.)
И на место вновь вернулись. (Дети садятся.)
4. Продолжение работы с текстом.
- Чтение рассказа сильными учащимися.
Работа по содержанию
- Сколько лет Алексею Андреевичу?
- Кем он был?
- Чем занимались ребята?
- Зачем пришли к командиру?
- Ребята, какими качествами должны были обладать эти дети?
ТРУСОСТЬ СТОЙКОСТЬ ЭГОИЗМ УМЕНИЕ ЖЕРТВОВАТЬ СОБОЙ | ГЕРОИЗМ БЕССТРАШИЕ СЛАБОСТЬ МУЖЕСТВО |
5. Составить синквейн об Алексее Андреевиче
1 строка – тема или предмет (одно существительное);
2 строка – описание предмета (два прилагательных);
3 строка – описание действия (три глагола);
4 строка – фраза из четырех слов, выражающая отношение к предмету;
5 строка – синоним, обобщающий или расширяющий смысл темы или предмета (одно слово).
Мальчик
Смелый, умный
Помогал, поручал, докладывал
Собирал важные сведения разведчикам.
Алексей Андреевич
VI. Домашнее задание
Перечитать рассказ и составить пять вопросов к тексту.
VII. Рефлексия
сегодня я узнал…
было интересно…
я выполнял задания…
я понял, что…
я почувствовал, что…
я научился…
у меня получилось …
меня удивило…
урок дал мне для жизни…
мне захотелось…