Конспект урока по литературному чтению
по теме: Шарль Перро «Подарки феи» (сказка)
ТЕМА: Шарль Перро «Подарки феи»
ТИП УРОКА: урок изучения и первичного закрепления нового материала
ЦЕЛЬ: познакомить со сказкой Шарля Перро «Подарки феи»
ЗАДАЧИ:
I Предметные
развивать способность полноценно воспринимать текст
закрепить умение детей классифицировать сказки по содержанию и авторской принадлежности.
развивать умение определять тему, главную мысль сказки (анализировать)
II Метапредметные
1. Познавательные УУД:
а) Общеучебные УУД
самостоятельное выделение и формулировка учебной цели
произвольное и осознанное построение речевого высказывания (устно и письменно)
поиск и выделение необходимой информации
смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели
извлечение необходимой информации из прослушанных текстов
понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации
б) Логические УУД
синтез как составление целого из частей
установление причинно-следственных связей
построение логической цепи рассуждения
выдвижение гипотез, их обоснование
доказательство
2. Коммуникативные УУД
формировать умение работать в парах
развивать умение высказывать свои мысли и доказывать свою точку зрения
планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (определение цели, функций участников, способы взаимодействия)
инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации
умение с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли
3. Регулятивные УУД
Целеполагание - постановка учебной задачи на основе соотнесения того , что уже известно и усвоено учащимися , и того что еще неизвестно
Планирование-определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата
Прогнозирование- предвосхищение результата и уровня усвоения
Оценка- выделение и осознание учащимися того что уже усвоено и что еще подлежит усвоению
Волевая саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, эмоциональная устойчивость к стрессам
4. Личностные УУД
Смыслообразование
Установление учащимися значения результатов своей деятельности для удовлетворения своих потребностей, жизненных интересов
Установление связи между целью учебной деятельности и ее мотивом
Нравственно-этическая ориентация
Выделение морально-этического содержания событий и действий
Нравственно-этическое оценивание событий
Формировать чувство сопереживания героям
Формировать умение адекватно оценивать свою работу
ОБОРУДОВАНИЕ:
мультимедийный проектор, презентация к уроку
портрет Шарля Перро, выставка книг «Шарль Перро – детям»,
мультимедийный проектор,
презентация Power Point,
карточки для самостоятельной работы (пословицы),
схема для анализа сказки,
плакаты для составления характеристики героев.
Ход урока:
1. Организационный момент.
Эмоциональная мотивация.
Встали все у парт красиво,
Поздоровались учтиво,
Тихо сели, спинки прямо.
Мы легонечко вздохнем,
Урок чтения начнём.
2. Д/з.
-Откроем дневники и не торопясь запишем домашнее задание:
С. …, переск.,Т. с. .... . № … , рисунок. (сильным детям предложить нарисовать рисунок к одному из эпизодов)
3. Проверка д/з.
-Чему учились дома?
(Учились читать выразительно стихотворение «Мороз-воевода» Н.А.Некрасова)
-Как надо читать 1 часть этого стихотворения? С какой интонацией? (неторопливо, будто осматривая снежные владения, по-хозяйски. )
-Как надо читать 2 часть? (громко, хвастливо, горделиво).
(дети читают по одному столбику).
-Молодцы! Читали целым словом. Верно была выбрана интонация. Правильно ставили логическое ударение, соблюдали паузы.
Ставлю вам 5.
4.Формулирование темы и целей урока. Актуализация опорных знаний.
-Сегодня мы научимся читать новое произведение. Внимание! Смотрим на экран!
1. Создание проблемной ситуации:
- Какая тема объединяет эти рисунки?
Автора произведения и его название мы определим с помощью компьютера.
2.Вставьте пропущенные буквы в фамилии известных поэтов и писателей. Прочитайте фамилию писателя.
(Шарль Перро)
3.Среди букв спряталось название его произведения. Прочитайте его ( «Подарки феи»)
-Сформулируйте тему и цель урока:
Шарль Перро «Подарки феи».
Научимся выразительно читать произведение
Шарля Перро «Подарки феи».
2. Составим план для пересказа.
5 .Знакомство с Шарлем Перро.
Презентация:
Шарль Перо –известный писатель - сказочник, поэт и критик.
Он родился 12 января 1628 года, почти 390 лет назад во Франции. Это государство Западной Европы. Столица – город Париж.
Кроме того, он был важным правительственным чиновником – с ним советовался сам король.
Шарль Перро – член французской академии.
Сказки он стал писать в 65 лет.
-Какие сказки Шарля Перро вы читали?
В 1697 г. опубликовал
сборник «Сказки матушки гусыни».
Сборник содержал 9 сказок:
Кот в сапогах
Красная Шапочка
Рике-Хохолок
Спящая красавица
Золушка, или хрустальная туфелька
Подарки феи
Ослиная шкура
Мальчик-с-пальчик
Синяя Борода
Персонажи его сказок стали друзьями всех детей.
Учитель задаёт несколько вопросов по биографии Шарля Перро.
Кто такой Шарль Перро?
В какой стране он родился?
Как назывался его сборник?
Сколько сказок вошло в него?
6.Физ.пауза.
1)На зарядку солнышко
Поднимает нас. Поднимаем ручки
мы по команде раз.
А над нами весело шелестит листва.
Опускаем ручки мы по команде два.
2)1,2, -выше голова,3,4 – руки шире.
5,6 – тихо сесть, 7,8 – лень отбросим.
7.Работа с новым произведением «Подарки феи».
1)Первичное чтение сказки (стр.175-181). Прослушивание аудиозаписи по частям
1 часть:
- С какой интонацией была прочитана 1 часть? (неторопливо, протяжно, мелодично)
-Почему? (Это помогает понять смысл сказки, почувствовать её сердцем).
2)Словарная работа: (Словарь Ожегова)
Спесивый – надменный , высокомерный, уверенный в своём превосходстве над другими.
Заносчивый - высокомерный.
Кроткая– уступчивая, покорная, смирная.
-Почему в этом месте заканчивается 1 часть? (Далее появляется новый герой).
-Назовите главных героев.(Две дочери и их мать)
-Какой была старшая дочь? Прочитайте.
-Какой была младшая дочь? (трудолюбивая, добрая)
-Так, о ком рассказывет автор в 1 части?
Как озаглавим 1 часть? (Две дочери)
3)Работа в тетради: (с. …)
-Запишите 1 пункт плана.
2)Анализ и озаглавливание 2 части сказки.
Продолжаем читать. (Читаем вторую часть)
- Кого встретила младшая дочь?
-Какой показана младшая дочь?
(внимательной, доброй, приветливая, вежливая) ).
-Почему вы так решили?
-Как отблагодарила ФЕЯ младшую дочь за её вежливость и доброту?
( Все её слова превращались в цветы и драгоценные камни)
- Как озаглавим? ( Подарки Феи младшей дочери) .
4)Анализ и озаглавливание 3 части сказки.
Чем вторая встреча отличается от первой?
- Почему фея приняла облик принцессы?
- Какой подарок сделала фея старшей дочери?
- Почему?
- В каком предложении выражена главная мысль всей сказки?
(Какова услуга, такова и награда!)
- Как вы понимаете эти слова?
(Будешь делать добро, то добро к тебе и вернётся)
- Как можно озаглавить? ( Подарок феи старшей дочери)
4)Анализ и озаглавливание 4 части сказки.
- Где встретил младшую дочь принц?
-Что он заметил?
- Как он рассудил? Почему?
- Что случилось со старшей дочерью?
- Почему так случилось?
- Как озаглавим? (Младшая дочь и принц)
- Сказку мы дочитали.
- Какое настроение у вас?
- Почему?
- Сказка ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок!
- Какой урок в сказке Шарля Перро «Подарки феи»?
- Чтобы добро вернулось, какими качествами должен обладать человек?
5)Составление характеристики младшей и старшей дочери.Работа в парах.
-Какими были дочери?
Подчеркните слова, которые характеризуют младшую дочь:
Добрая, злая, грубая, вежливая, кроткая, ленивая, приветливая, заносчивая, спесивая, трудолюбивая, ворчливая, дерзкая, честная, спокойная, отзывчивая, любезная.
11.Работа с пословицами (Слайд ). Работа в парах
-Составьте пословицы о братской дружбе, любви. В них отражена народная мудрость.
1.Доброе слово лечит, а злое калечит.
2.Худо тому, кто добра не делает никому.
3.За добро добром платят.
4.На добрый привет- добрый ответ.
5.Кто любит добрые дела, тому и жизнь мила.
6.Не одежда красит человека, а его добрые дела.
Проверка самостоятельной работы:
–Какие пословицы подходят больше всего к сказке?
Дети составляют схему:
-Что вы знаете о сказках ?Правильно ли составили схему?
Сказки
Народные Литературные (авторские)
1.волшебные
2.о животных
3. бытовые
Есть ли в сказке Шарля Перро волшебные превращения? Какая это сказка? (волшебная).
14.Подведение итогов.
-С каким писателем познакомились на уроке?
-Какие произведения учились читать?
-Какая главная мысль сказки? (с помощью последнего слайда)
Шарль Перро написал сказку «Подарки феи», в которой фея награждает младшую дочь за её вежливость, доброту и трудолюбие цветами и драгоценными камнями, а старшую дочь за её грубость, лень и злость жабами и гадюками.
-Чему учат нас эти произведение? Какова идея?
Это произведение учит нас быть добрыми, отзывчивыми, трудолюбивыми.
Поступай с другими так, как хотел бы, чтобы поступали с тобой.(золотое правило нравственности)
РЕФЛЕКСИЯ ( с помощью волшебной палочки)
1)Кто работал на уроке активно, научился читать выразительно сказку и может другого научить, все задания выполнял самостоятельно, без ошибок? Ставим крестик вверху.
2) Кто работал на уроке менее активно, научился читать выразительно не всю сказку, в заданиях допустил 1-2 ошибки? Ставим крестик в середине.
3)Кто скучал на уроке, допустил много ошибок в чтении. В самостоятельной работе?
Ставим крестик внизу.
Спасибо за урок !Благодарю ВСЕХ за активную работу.