СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока литературное чтение "Подарки феи"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока литературное чтение "Подарки феи"»

Конспект урока по литературному чтению


по теме: Шарль Перро «Подарки феи» (сказка)



ТЕМА: Шарль Перро «Подарки феи»

ТИП УРОКА: урок изучения и первичного закрепления нового материала

ЦЕЛЬ: познакомить со сказкой Шарля Перро «Подарки феи»

 

ЗАДАЧИ:

I Предметные

  • развивать способность полноценно воспринимать текст

  • закрепить  умение  детей классифицировать сказки по содержанию и авторской принадлежности.

  • развивать умение определять тему, главную мысль сказки (анализировать)

 

II Метапредметные

 

1. Познавательные УУД:

а) Общеучебные УУД

  • самостоятельное выделение и формулировка учебной цели

  • произвольное и осознанное построение речевого высказывания (устно и письменно)

  • поиск и выделение необходимой информации

  • смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели

  •  извлечение необходимой информации из прослушанных текстов

  • понимание  и адекватная оценка языка средств массовой информации

б) Логические УУД

  • синтез как составление целого из частей

  • установление причинно-следственных связей

  • построение логической цепи рассуждения

  • выдвижение гипотез, их обоснование

  • доказательство

 

2. Коммуникативные УУД

  • формировать умение работать в парах

  • развивать умение высказывать свои мысли и доказывать свою точку зрения

  • планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (определение цели, функций участников, способы взаимодействия)

  • инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации

  • умение с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли

 

3. Регулятивные УУД

  • Целеполагание - постановка учебной задачи на основе соотнесения того , что уже известно и усвоено учащимися , и того что еще неизвестно

  • Планирование-определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата

  • Прогнозирование- предвосхищение результата и уровня усвоения

  • Оценка- выделение и осознание учащимися того что уже усвоено и что еще подлежит усвоению

  • Волевая саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, эмоциональная устойчивость к стрессам

 

 4. Личностные УУД

 

  1. Смыслообразование

  2. Установление учащимися значения результатов своей деятельности для удовлетворения своих потребностей, жизненных интересов

  3. Установление связи между целью учебной деятельности и ее мотивом

  4. Нравственно-этическая ориентация

  5. Выделение морально-этического содержания событий и действий

  6. Нравственно-этическое оценивание событий

  7. Формировать чувство сопереживания героям

  8. Формировать умение адекватно оценивать свою работу

 

ОБОРУДОВАНИЕ:  

 мультимедийный  проектор, презентация к уроку

портрет Шарля Перро, выставка книг «Шарль Перро – детям»,

мультимедийный проектор,

презентация Power Point,

карточки для самостоятельной работы (пословицы),

схема для анализа сказки,

плакаты для составления характеристики героев.


Ход урока:


1. Организационный момент.

Эмоциональная мотивация.


Встали все у парт красиво,
Поздоровались учтиво,
Тихо сели, спинки прямо.
Мы легонечко вздохнем,
Урок чтения начнём.


2. Д/з.

-Откроем дневники и не торопясь запишем домашнее задание:

С. …, переск.,Т. с. .... . № … , рисунок. (сильным детям предложить нарисовать рисунок к одному из эпизодов)


3. Проверка д/з.

-Чему учились дома?

(Учились читать выразительно стихотворение «Мороз-воевода» Н.А.Некрасова)


-Как надо читать 1 часть этого стихотворения? С какой интонацией? (неторопливо, будто осматривая снежные владения, по-хозяйски. )


-Как надо читать 2 часть? (громко, хвастливо, горделиво).

(дети читают по одному столбику).


-Молодцы! Читали целым словом. Верно была выбрана интонация. Правильно ставили логическое ударение, соблюдали паузы.

Ставлю вам 5.


4.Формулирование темы и целей урока. Актуализация опорных знаний.

-Сегодня мы научимся читать новое произведение. Внимание! Смотрим на экран!

1. Создание проблемной ситуации:

- Какая тема объединяет эти рисунки?


Автора произведения и его название мы определим с помощью компьютера.


2.Вставьте пропущенные буквы в фамилии известных поэтов и писателей. Прочитайте фамилию писателя.

(Шарль Перро)


3.Среди букв спряталось название его произведения. Прочитайте его ( «Подарки феи»)

-Сформулируйте тему и цель урока:


Шарль Перро «Подарки феи».


  1. Научимся выразительно читать произведение

Шарля Перро «Подарки феи».

2. Составим план для пересказа.


5 .Знакомство с Шарлем Перро.

Презентация:

Шарль Перо –известный писатель - сказочник, поэт и критик.

Он родился 12 января 1628 года, почти 390 лет назад во Франции. Это государство Западной Европы. Столица – город Париж.

  • Кроме того, он был важным правительственным чиновником – с ним советовался сам король.

  • Шарль Перро – член французской академии.

Сказки он стал писать в 65 лет.

-Какие сказки Шарля Перро вы читали?


В 1697 г. опубликовал

сборник «Сказки матушки гусыни».


Сборник содержал 9 сказок:

  • Кот в сапогах

  • Красная Шапочка

  • Рике-Хохолок

  • Спящая красавица

  • Золушка, или хрустальная туфелька

  • Подарки феи

  • Ослиная шкура

  • Мальчик-с-пальчик

  • Синяя Борода

Персонажи его сказок стали друзьями всех детей.

Учитель задаёт несколько вопросов по биографии Шарля Перро.

  • Кто такой Шарль Перро?

  • В какой стране он родился?

  • Как назывался его сборник?

  • Сколько сказок вошло в него?

6.Физ.пауза.

1)На зарядку солнышко

Поднимает нас. Поднимаем ручки

мы по команде раз.

А над нами весело шелестит листва.

Опускаем ручки мы по команде два.

2)1,2, -выше голова,3,4 – руки шире.

5,6 – тихо сесть, 7,8 – лень отбросим.



7.Работа с новым произведением «Подарки феи».


1)Первичное чтение сказки (стр.175-181). Прослушивание аудиозаписи по частям


1 часть:

- С какой интонацией была прочитана 1 часть? (неторопливо, протяжно, мелодично)

-Почему? (Это помогает понять смысл сказки, почувствовать её сердцем).


2)Словарная работа: (Словарь Ожегова)


Спесивый – надменный , высокомерный, уверенный в своём превосходстве над другими.

Заносчивый - высокомерный.

Кроткая– уступчивая, покорная, смирная.


-Почему в этом месте заканчивается 1 часть? (Далее появляется новый герой).

-Назовите главных героев.(Две дочери и их мать)

-Какой была старшая дочь? Прочитайте.

-Какой была младшая дочь? (трудолюбивая, добрая)

-Так, о ком рассказывет автор в 1 части?

Как озаглавим 1 часть? (Две дочери)


3)Работа в тетради: (с. …)

-Запишите 1 пункт плана.


2)Анализ и озаглавливание 2 части сказки.


Продолжаем читать. (Читаем вторую часть)

- Кого встретила младшая дочь?

-Какой показана младшая дочь?

(внимательной, доброй, приветливая, вежливая) ).

-Почему вы так решили?

-Как отблагодарила ФЕЯ младшую дочь за её вежливость и доброту?

( Все её слова превращались в цветы и драгоценные камни)

- Как озаглавим?  ( Подарки Феи младшей дочери) .


4)Анализ и озаглавливание 3 части сказки.


Чем вторая встреча отличается от первой?

- Почему фея приняла облик принцессы?

- Какой подарок сделала фея старшей дочери?

- Почему?

-  В каком предложении выражена главная мысль всей сказки?

(Какова услуга, такова и награда!)

- Как вы понимаете эти слова?

(Будешь делать добро, то добро к тебе и вернётся)

- Как можно озаглавить?  ( Подарок феи старшей дочери)


4)Анализ и озаглавливание 4 части сказки.


- Где встретил младшую дочь принц?

-Что он заметил?

- Как он рассудил? Почему?

- Что случилось со старшей дочерью?

- Почему так случилось?

- Как  озаглавим?  (Младшая дочь и принц)

- Сказку мы дочитали.

- Какое настроение у вас?

- Почему?

- Сказка ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок!

- Какой урок в сказке Шарля Перро «Подарки феи»?

- Чтобы добро вернулось, какими качествами должен обладать человек?


5)Составление характеристики младшей и старшей дочери.Работа в парах.


-Какими были дочери?

Подчеркните слова, которые характеризуют младшую дочь:


Добрая, злая, грубая, вежливая, кроткая, ленивая, приветливая, заносчивая, спесивая, трудолюбивая, ворчливая, дерзкая, честная, спокойная, отзывчивая, любезная.



11.Работа с пословицами (Слайд ). Работа в парах


-Составьте пословицы о братской дружбе, любви. В них отражена народная мудрость.


1.Доброе слово лечит, а злое калечит.

2.Худо тому, кто добра не делает никому.

3.За добро добром платят.

4.На добрый привет- добрый ответ.

5.Кто любит добрые дела, тому и жизнь мила.

6.Не одежда красит человека, а его добрые дела.



Проверка самостоятельной работы:

Какие пословицы подходят больше всего к сказке?


Дети составляют схему:

-Что вы знаете о сказках ?Правильно ли составили схему?

Сказки

Народные Литературные (авторские)




1.волшебные

2.о животных

3. бытовые


Есть ли в сказке Шарля Перро волшебные превращения? Какая это сказка? (волшебная).


14.Подведение итогов.

-С каким писателем познакомились на уроке?

-Какие произведения учились читать?

-Какая главная мысль сказки? (с помощью последнего слайда)


Шарль Перро написал сказку «Подарки феи», в которой фея награждает младшую дочь за её вежливость, доброту и трудолюбие цветами и драгоценными камнями, а старшую дочь за её грубость, лень и злость жабами и гадюками.

-Чему учат нас эти произведение? Какова идея?

Это произведение учит нас быть добрыми, отзывчивыми, трудолюбивыми.


Поступай с другими таккак хотел бы, чтобы поступали с тобой.(золотое правило нравственности)


РЕФЛЕКСИЯ ( с помощью волшебной палочки)


1)Кто работал на уроке активно, научился читать выразительно сказку и может другого научить, все задания выполнял самостоятельно, без ошибок? Ставим крестик вверху.


2) Кто работал на уроке менее активно, научился читать выразительно не всю сказку, в заданиях допустил 1-2 ошибки? Ставим крестик в середине.


3)Кто скучал на уроке, допустил много ошибок в чтении. В самостоятельной работе?


Ставим крестик внизу.


Спасибо за урок !Благодарю ВСЕХ за активную работу.