Тема: П.П. Бажов «Серебряное копытце» (2-й урок)
Цели: создавать условия для развития умения рассматривать характеры героев и их взаимоотношения; воспитывать умения сотрудничать, доказывать свою точку зрения при работе в парах, объективно оценивать работу во время самопроверки и взаимопроверки на всех этапах урока
Планируемые результаты:
предметные: умения читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя, увеличивать темп чтения вслух, исправляя ошибки при повторном чтении текста, воспринимать на слух художественное произведение;
метапредметные: формулирование учебной задачи урока, исходя из анализа материала учебника в совместной деятельности, планирование вместе с учителем деятельности по изучению темы урока, оценивание своей работы на уроке, анализ художественного текста, выделение в нем основной мысли, отбор опорных (ключевых) слов для создания собственного текста, поиск необходимой информации в книге, умение ориентироваться в учебной и художественной книге, самостоятельный и целенаправленный выбор книги, ответы на вопросы на основе художественного текста учебника, осмысление правил взаимодействия в паре и группе (распределение обязанностей, составление плана совместных действий, умение договариваться о совместных действиях);
личностные: формирование системы нравственных ценностей (любовь к природе, гордость за свою страну, красота человеческих отношений, уважение к старшим, ценность человеческой жизни), проявление интереса к чтению и изучению творчества П. П. Бажова.
Общеучебные умения и навыки: развивать навык работы в группах, в парах;
развивать навык контроля, самоконтроля, взаимоконтроля на всех этапах урока
Оборудование: учебник, презентация, карточки с текстом, тесты.
Ход урока:
Организационный момент.
Мы держим с тобою, приятель, в руках
«Уральские сказы» о дивных горах.
Здесь много случалось историй.
Тут были и радость, и горе.
Озера и реки здесь – как зеркала,
Нам песню споет пожилая ветла
И много расскажет нам басен.
Уральский лес чуден, прекрасен.
А горы до неба почти достают,
Красива природа – покой и уют.
И добрые люди здесь сказки хранят,
Которые о волшебстве говорят.
- О каких Уральских сказах идёт здесь речь?
Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
На доске слова:
Кокованя, Дарёнка, Мурёнка, козёл
- Что обозначают данные слова?
- О ком пойдёт речь на нашем уроке?
- Мы вместе с вами проанализируем сказ, дадим характеристику главным героям.
Актуализация знаний.
- Свои произведения Бажов назвал сказами.
- А что такое сказы? Назовите ещё слова с таким корнем? (Сказка, рассказ, сказочник, рассказывать, присказка, подсказка).
Сказка – элементы вымысла, фантастики. В сказках всегда есть назидательный смысл.
Рассказ – произведения, в которых происходят реальные события.
- Получается, что в сказе сочетаются жанры сказки и рассказа, переплетаются фантастика, элементы вымысла и реальность. В его сказах встречаются люди, которые могли бы жить рядом с нами. Назовите их.
Работа по теме урока.
- Дома вы перечитали сказ Бажова «Серебряное копытце». Давайте проверим, насколько вы хорошо знаете текст.
Выборочное чтение:
К какому фрагменту текста относится иллюстрация? Что на ней изображено?(слайды с иллюстрациями)
– Где происходят события?
– С чего всё началось?
– Как жилось сиротке в чужом доме?
– Какое чувство вызывает у вас такое житьё?
– Чем занимался Кокованя?
Беседа по прочитанному:
– Почему, по вашему мнению, Кокованя решил взять Дарёнку к себе в дом? (Кокованя был одинок, тоскливо ему было одному. Кокованя не был счастлив, одиночество его угнетало.)
– А почему девочка согласилась идти жить к Коковане? (После смерти родителей Дарёнка тоже оказалась в одиночестве. Она чувствовала себя в приёмной семье лишней и никому не нужной. Потому- то и “кошку драную” подобрала, и на предложение Коковани согласилась. Девочка, как и Кокованя, нуждалась в любви, заботе, внимании.)
– Как зажили втроём Кокованя, Дарёнка и Мурёнка? Как они относились друг к другу?(Зажили они дружно, весело. Относились друг к другу с любовью и вниманием, заботясь и помогая друг другу)
– Можно сказать, что они были счастливы? (Да. Кокованя заменил Дарёнке умерших родителей, а Дарёнка вернула Коковане семью. У каждого человека должна быть семья, родная или приёмная. Человек не может быть счастлив без семьи, без детей, без друзей.)
б. Работа над портретной характеристикой героев.
Учитель (шепотом):
– Дед Кокованя и Даренка сидят у печки. Рядом свернулась калачиком кошка Мурёнка. Они сидят и смотрят на огонь. Тихо и спокойно.
- Это волшебные герои сказа или реальные.
Работа в парах
– Давайте охарактеризуем Кокованю и Даренку, работая в парах
Подчеркните одной чертой то, что относится к описанию Коковани, двумя чертами то, что относится к описанию Дарёнки.
Летом промывал пески, махонькая, носишко пуговкой, 6 лет, добывал золо- то, зимой охотился, ласковая, хозяйственная, похлёбку да кашу варила, со- вершает добрый поступок, смелая и весёлая, вежливый, мудрый, внимательный, любит кошку. |
Проверка работы в паре
– Давайте прочитаем эти характеристики.
– Что общего вы заметили в их описании? (Одинокие, ценят красоту, природу)
– Таким образом, ребята, вы видите, что в сказах герои невыдуманные, реальные, настоящие, живущие среди нас, чем-то похожие на нас.
– И у рассказчика своё отношение к ним.
– Что нравится автору в характере Дарёнки?
– А что понравилось Коковане в ней? (Он увидел в ней черты, близкие его душе: доброту, любовь к природе, ожидание чуда)
– Они оба нуждаются в любви, в заботе, внимании. Кокованя заменил Дарёнке умерших родителей, а Дарёнка вернула Коковане семью. У каждого человека должна быть семья родная или приёмная. Человек не может быть счастлив без семьи, без детей, без друзей
– Какие черты характера главных героев близки вам или хотели бы их иметь?
– Уверена, ребята, что мудрый сказочник Бажов для этого и писал свои книги, чтобы прочитав их, каждый из нас захотел стать чуть-чуть добрее, чуть-чуть мудрее, внимательнее друг другу, чтобы нам захотелось беречь мир, ту природу, в которой мы живём. Он ценил в людях доброту, честность, упорство, поэтому самых лучших своих героев он наделил именно этими качествами.
– Сказка ложь да в ней намёк, добрым молодцам урок.
– А какой урок извлекли вы?
– Какие выводы, сделанные на этом уроке вам пригодятся в жизни?
Работа в группах:
- Итак, вернемся к героям нашего сказа. Посмотрите на них.
– Давайте ещё проверим, насколько вы хорошо знаете их.
1 группа
Тест №1
1. Как звали отца Дарёнки?
а) Григорий б) Георгий в) Гаврила
2. На какой ноге у козлика серебряное копытце?
а) на левой передней
б) на правой передней
в) на задней правой
3. Кошка Мурёнка была
а) белая б) серая в) бурая
4. Кого хотела увидеть Дарёнка в лесу?
а) лису б) козлика в) волка
5. Сколько раз Серебряное копытце показался Дарёнке?
а) 1 б) 2 в) 3
6. На покосном ложке люди еще долго находили камни. А большинство камней какого цвета?
а) голубого
б) розового
в) зеленого
2 группа Тест №2
1 .Как звали деда, который удочерил сиротку?
а) Ваня б) Кокованя в) Валя
2 . Как звали сиротку, которую взял к себе Кокованя?
а) Мария б) Дарья в) Настя
3 .Как звали кошку Дарёнки?
а) Барсик б) Мурзик в) Мурёнка
4. В какое время года Дарёнка увидела козлика?
а) летом
б) зимой
в) весной
5. Сколько веточек на рожке козлика?
а) пять
б) восемь
в) семь
6. Какого цвета были камни, которые находили на покосном лужке?
а) белые
б) красные
в) зелёные
3 группа Тест №3
Сколько лет было Дарёнке?
а) 5 б) 8 в) 6
2. Как звали отца Дарёнки?
а) Григорий б) Василий в) Иван
3. Чем занимался Кокованя летом?
а) охотился
б) добывал золото
в) лежал на печи
4. С каким музыкальным инструментом сравнил Кокованя кошку?
а) с баяном б) с балалайкой в) с барабаном
5. Сколько веточек было на рогах Серебряного копытца?
а) 2 б) 4 в) 5
6. На какой ножке у козла было серебряное копытце?
а) на правой задней
б) на левой передней
в) на правой передней
Рефлексия. Итог урока
1. – Что же такое особенное мы читали сегодня?
– Что такое сказ?
– О чём сказ Бажова? Выбери самую точную формулировку.
А) Человек должен любить животных.
Б) Очень важно быть скромным.
В) Трудолюбие, бескорыстие и доброта обязательно будут вознаграждены.
-Почему Кокованя и Дарёнка так хотели увидеть серебряное копытце?
Я никак не могу определиться, может быть, каждый из героев верил в сказки и хотел увидеть чудо; или герои были бедными , надеялись продать драгоценные камни, и зажить богато?
- А вы верите в чудеса?
- Герои сказки заслужили это чудо. Они говорили добрые слова, совершали добрые дела.
- Каждое доброе дело и слово, как драгоценный камень. Поэтому и была усыпана избушка драгоценными камнями. Мы тоже можем совершить чудо. Хотите?
- Украсим наш домик драгоценными камнями. У вас в шкатулке есть волшебный камешек, а чтобы он стал драгоценным, он должен засверкать добрыми делами. Напишите те добрые дела, которые вы уже совершали или которое хотите совершить.
Дети работают с "драгоценными камнями" и прикрепляют их на крышу домика.
- Посмотрите, сколько добрых дел мы можем совершить сами. И это мы не променяем ни на какие сокровища.
- Я уверена, ребята, что мудрый сказочник Бажов для этого и писал свои книги, чтобы, прочитав их, каждый из нас захотел стать чуть-чуть добрее, чуть-чуть мудрее, внимательнее друг к другу, чтобы нам захотелось беречь мир, ту природу, в которой мы живем.
Добрый волшебник с Урала,
Павел Петрович Бажов,
Чтоб нам грустно не стало,
Сказочный отпер засов.
Только засов отворился,
В сказку открылася дверь:
Запах лесов заструился, -
В мир ты волшебный поверь.
Чтоб Огневушка смешная
К кладам открыла нам путь,
Или змея голубая, -
Книги прочесть не забудь.
Выберите пословицы подходящие к тексту и объясните, почему они подходят.
Богатство не синоним счастья.
Желаешь себе добра – делай добро другим.
Без семьи, без детей, без друзей нет смысла жизни.
Каких только чудес не бывает на свете.
В благополучии человек сам себя забывает.
Чёрствое сердце не знает благодарности.
Домашнее задание:
Дома подготовьте для пересказа понравившийся отрывок. Прочитайте другие сказы П.П.Бажова.