Актуализация знаний | -Ребята, какой раздел учебника изучаем? -Какие произведения прочитаны вами из этого раздела? -Какое произведение понравилось больше всего? Чем? -Что помогает стихотворению быть таким красивым? -Какие средства выразительности речи вы знаете? -Что такое эпитет, сравнение, олицетворение? | Поэтическая тетрадь Отвечают Эпитет, сравнение, олицетворение Эпипет- это определение при слове, влияющее на его выразительность, красоту произношения. Олицетворение – изображение неодушевленных предметов как одушевленных, при котором они наделяются свойствами живых существ: даром речи, способностью мыслить и чувствовать. Сравнение – это изобразительный прием, в котором сопоставляются два предмета (действия или явления) с целью усилить характеристики одного из них | |
Постановка темы, цели и задач урока | -Начнем урок со стихотворных строк, которые вы наверняка слышали. Полюбуйся: весна наступает, Журавли караваном летят, В ярком золоте день утопает, И ручьи по оврагам шумят... -Понравилось вам стихотворение? - А знаете, кто его написал? Его написал Иван Саввич Никитин. (1824-1861) — русский поэт XIX века. -Прочитайте тему нашего урока. Прочитаем все вместе, как зовут поэта. Сформулируйте цель урока, опираясь на его тему. | Слушают нет Творчество И. С. Никитина читают познакомиться с творчеством И. С. Никитина | |
Работа по теме урока | - Иван Саввич Никитин (1824—1861) — русский поэт. Родился он в Воронеже, отец его был купцом-владельцем свечного завода. Учился в училище, но не закончил его, т. к. помогал отцу в торговых делах. Все тяготы взрослой жизни взял на себя маленький Иван Саввич. Ему пришлось очень много работать, чтобы заработать на хлеб. Стихи он стал писать очень рано, но долго не решался их напечатать, показать их другим. И первое напечатанное стихотворение Никитина «Русь» принесло ему известность. По его стихам стали петь песни. Данное стихотворение «Русь» стало песней. Послушайте Скоро он выпустил целый сборник своих стихотворений, на вырученные средств, впоследствии он открыл книжный магазин и библиотеку. -Дети с удовольствием читают такие стихотворения И.С. Никитина как: "Дитяти", " Дедушка" Старику немного надо: Лапти сплесть да сбыть — Вот и сыт. Его отрада — В божий храм ходить., "Когда один, в минуты размышленья..." и многие другие. -Итак, что вы узнали об И.С. Никитине? - Закройте глаза, тихо произнесите слово «весна». Подумайте, что приносит нам весна радость или печаль? - Да, у весны не простой характер. Все дарит нам - и радость, и печаль. -Послушайте внимательно стихотворение и подумайте, к кому обращается поэт Никитин. -Ребята, самостоятельно прочитайте это стихотворение и подумайте, какие картины природы сменяют друг друга в стихотворении Никитина. -Понравилось вам стихотворение? -А о чем оно? - С кем поэт сравнивает степь? Как он ее оживляет? - Какие картины природы сменяют друг друга в стихотворении Никитина? Опишите их. — Как называет автор траву? — Согласны ли вы, что поэт изображает степь как живую? Докажите. - Прочитаем по цепочке, по две строчки стихотворение — Как бы вы озаглавили стихотворение? — Ребята, а все ли слова и выражения вам были понятны в тексте? — Объясните значение слов. Полно (спать беспробудно) - Ковыль — В угоду косцам — Копна — -А теперь найдем в данном стихотворении сравнения, олицетворения, эпитеты | Слушают Слушают Это русский поэт, который родился в России. Рано начал писать стихи. Написал стихотворения: «Русь», «Дитяти», «Дедушка» и др. Печаль и радость К степи Читают стихотворение Оно о том, как наступает весна «Снег пропал, - и тепло и светло Пробудись и умойся росою».. С помощью приема олицетворения Никитин сравнивает степь с невестой: "Принакрой свою грудь муравою, Как невеста, в цветы нарядись. " Первая картина о том, как степь должна пробудится и умыться росою. Как она принакроется травой, нарядится в цветы, ка невеста. Т. е. Первая картина о том, как степь расцветёт. Вторая картина о наступлении весны. Летят журавли, ручьи по оврагам шумят. Третья картина — картина неба, по которому плывут тучки Муравой Да поэт изображает степь как живую. Он обращается к ней: Степь моя, полно спать беспробудно, Пробудись и умойся росою, В ненаглядной красе покажись. Принакрой, нарядись, полюбуйся.. Читают ПОЛНО (спать беспробудно) - значит, хватит, КОВЫЛЬ - это степная трава. В УГОДУ КОСЦАМ - удовлетворить косцов, сделав им приятное (хорошей травой). КОПНА - небольшой округлый стог сена, снопов. ПРОБУДИСЬ И УМОЙСЯ РОСОЮ, - олицетворение В НЕНАГЛЯДНОЙ КРАСЕ ПОКАЖИСЬ, - эпитет, олицетворение ПРИНАКРОЙ СВОЮ ГРУДЬ муравою, - олицетворение КАК НЕВЕСТА, в цветы НАРЯДИСЬ. – сравнение; олицетворение ПОЛЮБУЙСЯ: ВЕСНА НАСТУПАЕТ, - олицетворение В ярком золоте ДЕНЬ УТОПАЕТ, - олицетворение И РУЧЬИ по оврагам ШУМЯТ. - олицетворение Белоснежные ТУЧКИ толпами В синеве, на просторе, ПЛЫВУТ, - олицетворение По груди у тебя полосами, Друг за дружкою, ТЕНИ БЕГУТ. - олицетворение Там уж лето... ЛОЖИСЬ ПОД КОСОЮ, - олицетворение Ковыль белый, в угоду косцам! ПОДЫМАЙСЯ, копна за копною! - олицетворение Распевайте, косцы, по ночам! И тогда, при МЕРЦАНЬЕ РУМЯНОМ - эпитет Ясных зорек в прохладные дни, ОТДОХНИ, моя степь, под туманом, Беззаботно и крепко УСНИ. - олицетворение | |
Продолжение работы по теме урока | -Подумайте, в каком темпе вы будете читать стихотворение: быстро, четко и громко произнося слова, или напевно, медленно. -Посмотрите: Памятка "Как читать выразительно". 1. Правильно ставь ударения. 2. Соблюдай паузы. 3. Выбери силу голоса (громко, тихо). 4. Определи темп (быстро, медленно) 5. Читай эмоционально. 6. Покажи интонацией свое отношение к произведению - Оцените чтение стихотворения своих товарищей? - Чьё чтение вам особенно понравилось? Почему? С творчеством какого поэта познакомились на уроке? -Как называется его стихотворение? – Поделитесь своими впечатлениями от знакомства с данным стихотворением. – Какова основная мысль стихотворения? -В стихотворении мы видим не только изображение поэтом картины природы, но и самого поэта. Такие стихи мог написать человек, который любил родную землю, её необозримые просторы. Мы вместе с ним восхищаемся этой красотой. Поэта можно понять только по хорошим, настоящим стихам, когда их читаешь, будто слышишь голос самого поэта. | -Читать мы будем начинать медленно, постепенно увеличивая темп и громкость Ответы обучающихся И. С. Никитина «Полно, степь моя, спать беспробудно..» | |