Конспект урока литературного чтения во 2А классе Борис Житков «Храбрый утёнок»
Цель: знакомство с творчеством Бориса Житкова и с содержанием его рассказа.
Задачи.
Обучающие. Продолжить работу над умением кратко рассказать о прочитанном
произведении; продолжить работу над умением прогнозировать содержание текста по обложке книги; продолжить работу над умением
обосновывать своё предположение, находить в тексте нужные доказательства;
продолжить работу над умением определять последовательность событий, составлять план пересказа.
Развивающие. Продолжить работу над развитием метапредметных и
коммуникативных универсальных действий, продолжить работу над развитием мышления, внимания.
Воспитательные. Продолжать воспитывать интерес к урокам литературного чтения,
любовь и бережно отношение к природе, воспитывать чувство сопереживания.
Оборудование.
Компьютер, проектор, презентация к уроку, книги Б. Житкова, Е. Чарушина.
ЦОР.
https://urok.1sept.ru/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/653557/
https://infourok.ru/konspekt-uroka-po-literaturnomu-chteniyu-na-temu-bzhitkov-hrabriy-utyonok-klass-3418013.html
https://znanio.ru/media/konspekt_uroka_po_literaturnomu_chteniyu_2_klass_umk_shkola_rossii_s_ispolzovaniem_ikt_tema_b_zhitkov_hrabryj_utyonok-1180
Ход урока.
1 Организационный момент.
Настрой на интересную и важную работу.
2 Постановка цели.
Как называется раздел, который мы начали изучать?
«О братьях наших меньших».
С творчеством, каких писателей мы уже познакомились?
М .Пришвин, Е. Чарушин.
С чего мы начнём наш урок?
Послушаем ребят, которые читали книги Е. Чарушина и хотят поделиться с нами самым интересным. А так же мы поговорим о творчестве, ещё одного, очень талантливого писателя.
3 Проверка домашнего задания.
Прослушивание кратких пересказов детей произведений Е. Чарушина.
Мы с вами познакомились с произведениями Е. Чарушина, но лично с ним знакомы не были. Можем ли мы предположить каким он был человеком?
-Любил животных;
-был наблюдательным;
-талантливый художник;
-талантливый писатель.
Работа над темой урока.
1.Сегодня мы познакомимся с творчеством ещё одного талантливого писателя Бориса Степановича Житкова.
Слайд №1.
Друзья о нём говорили так : «Он охотно служил нам живым справочником. Знал , казалось, решительно всё. Ремёсла, инструменты, технические термины, реки, озёра, животных, как что делается, где что происходит». Б. Житков владел многими европейскими языками и много путешествовал.
2.Слайд №2.
О чём писал книги Б. Житков?
3.Слайд N№3.
Б. Житков писал книги о людях разных профессий.
4.Слайд № 4.
Что должен сделать художник, прежде чем проиллюстрировать книгу?
Прочитать, понять, о чём она, какова её главная мысль.
Три разных художника прочитали произведение Бориса Житкова и сделали три обложки к его книге.
Можете ли вы не глядя на название, определить, о чём оно?
Можем ли мы сказать рассказ это или сказка?
-На всех обложках изображён утёнок. Значит, мы узнаем историю
об утёнке.
-На одной обложке утёнок изображён в бескозырке. Значит, это сказочная история.
Мы высказали свои предположения, теперь осталось проверить, верны ли они.
Слайд № 5.
5. Чтение текста учителем.
Понравился ли вам рассказ?
Чем понравился?
Правильно ли мы с вами сделали предположение о теме рассказа и о жанре произведения?
Всё ли было понятно?
6. Физминутка Цель: снять утомление после чтения. |
Утром бабочка проснулась, Улыбнулась, потянулась, Раз - росой она умылась, Два - изящно покружилась, Три - нагнулась и присела, На четыре - улетела. Зарядка для глаз (к указке прикрепляется бабочка.) Прилетела бабочка, Села на указку, Попытайтесь вслед за ней, Пробежаться глазками. (Учитель указкой обводит линии справа налево и слева направо) |
Слайд №6.
Стрекотать - издавать короткие и частые звуки.
Храбрый -смелый.
Слайд №7.
Рубленные яйца – мелко нарезанные.
Насилу вырвалась – с большим трудом.
7. Повторное чтение учениками текста по цепочке.
Чтобы выполнить задания к тексту , нам необходимо ещё раз
внимательно его прочитать.
8. Слайд № 8.
Что изображено на экране?
Какое отношение это имеет к нашему рассказу?
Это иллюстрации к рассказу «Храбрый утёнок».
Какое задание хочется выполнить , глядя на эти рисунки?
Расположим их в порядке следования событий.
9. Слайд № 9.
Какое ещё задание мы можем выполнить, используя текст?
Подобрать предложения из текста к каждой картинке.
Что у нас получилось?
Картинный план.
Для чего он нам может пригодиться?
Для пересказа. Это опора.
10. Прежде, чем мы будем пересказывать текст, давайте
поговорим о его героях.
Утёнок Алёша.
Какие слова употребляет автор, рассказывая нам о нём?
Сильный, смелый, хвастался, но сделал то, что обещал.
Слайд № 10.
Посмотрим ещё раз на обложки книг.
Кто из художников показал нам храброго утёнка, и каким образом?
Первый изобразил кульминационный момент, сражение со стрекозой.
Второй изобразил его бескозырке, а бескозырку носят моряки – люди смелые и сильные.
Хозяйка.
Заботливая, переживает за утят.
Утята.
Убегали, прятались. Трусливые.
Стрекоза.
Большая, страшно стрекотала, злая.
11. Чтение рассказа по ролям.
12. Рефлексия.
Что было интересно на уроке?
Что было выполнять трудно?
13. Итог.
С творчеством, какого писателя мы познакомились?
Б. С. Житкова.
Какое произведение мы прочитали?
«Храбрый утёнок».
14. Слайд № 11.
Составьте из слов пословицу.
Имеет ли она отношение к нашему рассказу?
Друг другу помогать, победу одержать.
Это главная мысль нашего произведения.
Слайд № 12.
14. Домашнее задание.
Подготовиться к пересказу текста.
4