Конспект
урока литературного чтения
Класс: 1
Тема: «Правила гигиены».
Цель: создание условий для знакомства детей со стихотворениям Г. Остера «Вредные советы», и стихи И. Демьянова.
Задачи:
Образовательные:
учить анализировать стихотворение, раскрыть его смысл, формировать умения логично излагать свои мысли во время устной речи.
Развивающие:
развивать устную речь учащихся мышление, внимание, память.
развить читательские умения, продолжить работу над совершенствованием навыка чтения.
Воспитательные:
способствовать формированию любознательности, любви к предмету посредством применения занимательных элементов урока (самоопределение к деятельности, физкультминутка и т.д.)
способствовать формированию уважительного отношения детей друг к другу посредством создания благоприятного психологического климата, атмосферы доброжелательности на уроке.
Формируемые УУД:
Личностные УУД:
Определять и под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы), действовать в соответствии с ними;
Осознавать значимость приложения своих усилий в достижении общей цели.
Регулятивные УУД:
Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.
Проговаривать последовательность действий на уроке.
Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией
Учиться работать по предложенному учителем плану.
Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.
Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.
Познавательные УУД:
Ориентироваться в своей системе знаний, отличать новое от уже известного, применять уже имеющиеся знания для раскрытия новых;
Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.
Коммуникативные УУД:
оформлять свою мысль в устной речи, высказывать ее развернутым предложением;
Слушать и понимать речь других.
План:
Организационный момент.
Проверка домашнего задания.
Определение темы урока.
Работа с серией рисунков с. 94. Физминутка.
Чтение «вредного совета» Г Остера.
И. Демьянов “Дразнилки”.
Знакомство с предметами личной гигиены и правилами гигиены.
Итог урока.
Организационный момент.
Здравствуйте, ребята! Меня зовут Виктория Сергеевна. Сегодня урок литературного чтения проведу у вас я. Посмотрите на свои места, все ли готово к уроку? Садитесь.
Прозвенел звонок для нас.
Все зашли спокойно в класс.
Встали все у парт красиво,
Поздоровались учтиво.
Тихо сели, спинки прямо.
Все легонечко вздохнем,
Наш урок сейчас начнем.
Проверка домашнего задания.
-Ребята, давайте с вами откроем учебник на стр.93 и прочитаем выразительно стихотворение Э. Мошковской «Трудный путь». ( дети читают стихотворение).
Определение темы урока.
1.Чтение чистоговорок.
– Прочитав чистоговорки, вы сумеете догадаться, чему будет посвящен наш урок.
а) Прочитать шепотом, четко проговаривая шипящие звуки.
Зубная щетка по утрам
Поможет чистить зубы нам.
б) Прочитать задорно, весело.
Да здравствует мыло душистое,
И полотенце пушистое,
И зубной порошок,
И густой гребешок!
в) Прочитать быстро, как “трещотки”.
Прилетели щетки,
Затрещали, как трещотки:
“Моем, моем трубочиста,
Чисто-чисто, чисто-чисто.
Будет, будет трубочист
Чист – чист, чист – чист”.
– Какова же тема урока? (ответы детей).
– Да, тема урока “Правила гигиены”. Гигиена – учение об условиях сохранения здоровья, а также мероприятия, содействующие этому.
Помогут нам рассказать о правилах гигиены и почему нужно знать и соблюдать эти правила Г. Остер и его “Вредные советы” и И. Демьянов и его “Дразнилки”.
Работа с серией рисунков с. 94.
а) Рисунок 1. – Посмотрите на первую картинку. У Вовы Колесникова грустный вид. Что случилось? Прочитайте.
– Как понимает воспитание Вова? (Когда его что-то заставляют делать).
– Что ответила Катюша Вове? Прочитайте.
– Как вы понимаете “воспитывают незаметно”? (ответы детей).
б) Рисунок 2. – Как же незаметно воспитывают Катюшу? Прочитайте на рисунке 2.
– Знаете ли вы такие “правильные книжки”? Вам читали такие?
– Какую бы книжку вы прочитали Вове Колесникову, чтобы он полюбил умываться? (“Мойдодыр” К. Чуковского, “Что такое хорошо и что такое плохо” В. Маяковского).
в) Рисунок 3. – Посмотрите сколько книг у Кати и Пети. Что Катя предлагает прочитать Вове?
– Вспомните какие прочитанные нами произведения воспитывают незаметно? (В. Драгунского “Друг детства” и “Сестра моя Ксения”, Г. Граубина “Окно”, А. Барто “Разлука” и др.).
г) – Посмотрите на с. 94 нарисована Катюша. Она принесла полотенце, тазик с водой. А хочет ли Вова умываться? (Ответы детей). Вова уверен, что поступает правильно и объясняет, почему не хочет умываться, стихами Г. Остера.
Физминутка.
Раз, два, три, четыре, пять,
Начал заинька скакать.
(подскоки на месте)
Прыгать заинька горазд,
Он подпрыгнул десять раз
(прыжки)
Чтение «вредного совета» Г Остера.
-Вове не понравилось, что его заставляют умываться. Мне кажется, Вова уверен, что поступает правильно. Посмотрите на стр. 95. Что принесли друзья Вове? А Вова в ответ читает какие-то стихи.
-Прочитаем эти стихи.(чтение стихотворения).
– Почему же Вова считает умывание пустой тратой времени?
– А стричься почему бесполезно?
-Наверное, Вова кое о чем забыл! Г. Остер дает детям какие советы? (Хитрые)
– А в чем их хитрость? (В том, что поступать надо наоборот).
– Прочитайте советы Г. Остера шутливо.
И. Демьянов “Дразнилки”.
– Петя и Катюша нашли для Вовы у поэта И. Демьянова специальные “дразнилки”. Мы сейчас будем их читать. Обратите внимание на интонацию, ведь это “дразнилки”.
Чтение первой дразнилки. (читают насмешливо).
– Почему руки Вани нельзя отмыть даже в бане? (они очень грязные).
– А что у Вани на голове? (пуд грязи).
– А что такое пуд? (это 16 кг).
– Как вы думаете на самом ли дели у Вани на голове столько грязи?
– С какой целью поэт так преувеличил? (чтобы грязнулям стало стыдно).
– Где же нельзя отмыть эту грязь? (в Неве).
– Поэт почти в каждой строчке все сильно преувеличил. Как вы думаете, для чего он это сделал? (он подчеркнул, что Ваня неряшливый).
– Для кого Катюша читала это стихотворение? (для Вовы).
- Обратите внимание на рисунки (стр.96). Что они иллюстрируют?
-Давайте еще раз для Вовы Колесникова прочитаем эту «дразнилку».( чтение детей)
-Катюша нашла еще одну дразнилку для Вовы. Прочитаем ее. (чтение детей).
– Чем похожи обе “дразнилки”?
– Найдите преувеличения во второй “дразнилки”.
– Услышав эту “дразнилку” наш Вова не захочет, чтобы у него на щеках и шеи вырос целый огород.
– Как вы думаете, придется ли Катюше и Пете теперь уговаривать Вову умыться?
-Есть ли на стр. 96 иллюстрация по второй дразнилке?
Знакомство с предметами личной гигиены и правилами гигиены.
– Чтобы быть чистым и опрятным Вове Колесникову и всем нам нужно иметь друзей. А кого именно отгадайте.
1.Отгадывание загадок.
а) Ускользает, как живое,
Но не выпущу его я,
Белой пеной пенится,
Руки мыть не ленится. (Мыло).
б)Костяная спинка,
Жестяная щетинка,
С мятной пастой дружит,
Нам усердно служит.
(Зубная щетка)
в) Хожу, брожу, не по лесам,
А по усам, по волосам,
И зубы у меня длинней,
Чем у волков и медведей. (Расческа).
г) Два конца, два кольца,
А посередине гвоздик. (Ножницы).
д) Лег в карман и караулит
Реву, плаксу и грязнулю,
Им утрет потоки слез,
Не забудет и про нос. (Носовой платок).
(По ходу разгадывания загадок, названные картинки предметов вывешиваются на доску).
2.Игра “Оживи предмет”.
– Это друзья каждого человека. А почему это так, хотелось бы узнать от вас. Представьте себя каким-нибудь предметом и расскажите, чем он полезен и почему необходим человеку. (Ребята рассказывают о выбранном предмете, после каждого рассказа открывается девиз, который дети прочитывают хором).
Мыло: Я прошу вас мыть почаще ваши руки и лицо.
Зубная щетка: Будь аккуратен,
Забудь про лень,
Чисти зубы каждый день.
Расческа: Не забывай, что гребешок,
Это верный твой дружок.
Ножницы: Чтоб микробов победить.
Надо чаще ногти стричь.
Носовой платок: Платок носовой – не пустяк:
Он не даст попасть впросак.
– А всегда ли можно с мылом чисто вымыть тело? (Не всегда, нужна мочалка, она помогает вымыть все тело, а массаж полезен для кожи).
Мочалка: Тритесь губкой и мочалкой,
Потерпите, не беда,
И чернила и варенье
Смоют мыло и вода.
Итог урока.
Как Катюше и Пете и нам удалось убедить Вову Колесникова соблюдать правила гигиены?
О каких правилах гигиены мы говорили на нашем уроке?
Почему о правилах гигиены мы читали на уроке вежливости? (Быть неопрятным, грязным невежливо по отношению к окружающим людям).
Выучите наизусть стихи , которые вам понравились( «вредные советы» или «дразнилки»), подготовьте выразительное чтение.