Литературное чтение на родном (русском) языке. 3 класс. Урок 13. Дата проведения 04. 12. 2020г.
Тема: Русская народная сказка «По щучьему веленью».
Задачи урока: познакомить с русской народной сказкой "По-щучьему веленью"; учить делить текст на части, коллективно обсуждать прочитанное, читать по ролям, передавая голосом характер каждого героя.; развивать внимание, память, творческие способности; воспитывать интерес к чтению.
Планируемые результаты урока:
Личностные: проявление познавательных мотивов к новому учебному материалу; стремление к приобретению новых знаний и умений; способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности; формирование интереса школьника к обучению, чтению.
Предметные: обучающиеся научатся: осмыслять особенности волшебной сказки, давать характеристику героя волшебной сказки; воспринимать на слух прочитанное, читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя; получат возможность научиться: определять героев произведений, характеризовать их; выражать свое собственное отношение к героям; давать нравственную оценку поступкам героев, пересказывать текст подробно, выборочно; будут уметь: составлять устно текст-описание героя.
Метапредметные:
Регулятивные: формулировать учебную задачу и удерживать ее; овладевают способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления.
Познавательные: осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя; находят ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Коммуникативные: уметь обращаться за помощью в решении образовательных задач; доносят свою позицию до других: оформляют свою мысль в устной форме.
Тип урока: урок открытия новых знаний.
Оборудование: карточки с текстом, мультфильмы https://youtu.be/X8sKdTTgBPQ, https://youtu.be/OKPq6XlTdWo
Ход урока
1) Мотивация учебной деятельности учащихся. Актуализация знаний.
Мы услышали звонок,
Он позвал нас на урок.
Мы друг к другу повернёмся,
Дружно, мило улыбнёмся,
Ведь урок сейчас начнётся!
-Успехов вам сегодня, ребята!
Речевая разминка
В мире много сказок
Грустных и смешных,
И прожить на свете
Нам нельзя без них.
Пусть герои сказок
Дарят нам тепло,
Пусть добро навеки
Побеждает зло.
- С какой сказкой мы познакомились на предыдущем уроке? ("Белая уточка")
- Является ли эта сказка волшебной? (да). Объясните, почему? Назовите признаки волшебной сказки.
в сказке есть зачин
сказочные герои (ведьма)
есть волшебство (чудесное превращение) (княгиня превращается в уточку, живая и мёртвая вода)
троекратный повтор (3 сына, 3 раза приходила ведьма под дверь)
есть сказочная концовка (стали все жить-поживать, добра наживать, худо забывать)
2) Постановка цели и задач урока.
- Отгадайте загадку.
Удивляется народ:
Едет печка, дым идёт,
А Емеля на печи
Ест большие калачи!
Чай сам наливается
По его хотению,
А сказка называется ...
По щучьему велению.
- Как вы думаете, чем мы будем заниматься на уроке?
- Сегодня мы познакомимся с ещё одной русской народной волшебной сказкой - "По щучьему веленью".
-Сформулируйте тему и задачи урока.
3) Первичное усвоение новых знаний.
Просмотр мультфильмов
https://youtu.be/X8sKdTTgBPQ, https://youtu.be/OKPq6XlTdWo
Чтение сказки учителем.
- " По щучьему веленью", удивительная сказка. Емеля поймал щуку, она говорит человеческим голосом. " Отпусти меня Емеля! И как только ты вымолвишь : "По щучьему веленью, по моему хотенью", - я все твои желания исполню". Чего только Емеля не желал: вёдра у него сами домой шли, сани ехали сами в лес за дровами, дубинка мужикам бока намяла, на печи к царю приехал и приказал полюбить себя царской дочке. И самое последнее у него желание - превратиться в молодца-красавца . А как женился он на царской дочери, закатил такой пир на весь мир, что даже щука-волшебница удивилась!
4) Первичная проверка понимания.
А теперь выполним задание, под названием «Найди в тексте».
-Найдите в тексте и прочитайте мне отрывок, где говорится о том:
1)Как Емеля жил до того, как поймал щуку?
2) Как Емеля поймал щуку?
3)Первые слова щуки Емеле?
4)Желания Емели.
5)Слезы Марии о Емели.
6)Емеля и Марья в бочке.
7)Еде Емеля превращается из дурочка в молодца-красавца.
8)Царь у молодца Емели.
9)Чем кончается сказка?
5) Первичное закрепление.
-Сказка - ложь, да в ней намек.
Какой же смысл сказки?
Ложь этой сказки такова:
Емеля целый день лежит на печке, знать ничего не хочет.
Знать не хотел только то, что важно для братьев и невесток, (зачем оно ему надо), но Емеля хорошо знал, что он желает, к чему стремиться, иначе не случился бы пир на весь мир. Емеля женился на Марье-царевне и стал править царством. … И стал Емеля таким, что ни в сказке сказать, ни пером описать...
Домашнее задание: Читать выразительно. Подготовить пересказ сказки
6) Рефлексия.
– Что нового узнали на уроке?
– Какие были затруднения?
-Над чем вам нужно поработать?
-Оцените свою работу. Закончите предложения:
-сегодня я узнал…
-было трудно…
-я понял, что…
-я научился…