СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока литературного чтения на тему "И. А. Крылов "Ворона и лисица"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока литературного чтения на тему "И. А. Крылов "Ворона и лисица"»


Открытый урок литературного чтения

Тема урока: И. А. Крылов. Басня «Ворона и Лисица»

Цели: - совершенствовать знания учащихся о творчестве А.И. Крылова;

- познакомить детей с басней И.А. Крылова «Ворона и Лисица»;

-формировать умение определять басню как жанр;

- продолжить обучение вдумчивому чтению с элементами лингвистического анализа текста;

-создать условия для обучения работе с текстом басни (выявление структурных особенностей басни, характеристика героев басни; определение морали);

- дать образец выразительного чтения басни;

- развивать умения пользоваться справочной литературой;

- способствовать осмыслению нравственных ценностей в басне И. А. Крылова «Ворона и Лиса»

- воспитывать стремление к правде, неприятию лести, чувству товарищества, искренность;
-развивать творческие способности детей, речь, мышление, навыки беглого чтения.

Планируемые результаты.

Личностные.

Будут сформированы:

-положительное отношение к учебной деятельности;

-интерес к учебному труду;

- основные моральные нормы поведения;

- эмоциональный отклик на прочитанное произведение;

- оценивать результаты своей деятельности.

Познавательные.

Обучающиеся научатся:

- понимать содержание прочитанного;

- высказывать свое отношение к прочитанному;

-осуществлять поиск информации для выполнения учебных заданий;

- определять особенности басни, выделять мораль басни, представлять героев басни, характеризовать героев басни на основе их поступков.

Регулятивные.

Обучающиеся научатся:

-определять учебную задачу урока в совместном обсуждении;

- соотносят ее выполнение с формулировкой в конце урока;

-осознают смысл и назначение позитивных установок на успешную работу

- извлекать необходимую информацию из текстов;

- организовывать свое рабочее место;

- в сотрудничестве с учителем определять последовательность изучения материала.

Коммуникативные.

-научатся адекватно оценивать свое поведение и поведение окружающих;

- инициативно сотрудничать в поиске и сборе информации;

- выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью в соответствии с задачами.


Оборудование: портрет И.А. Крылова, его книги; аудиозапись басни «Ворона и Лисица»; презентация к уроку; костюмы для инсценировки басни.



Подробный конспект урока

1.Организация позитивной мотивации деятельности учащихся на уроке. Психологический настрой обучающихся.

- Свой урок мы начнем с игры «Привет, сосед!»

Привет, сосед!

Улыбнись мне в ответ.

Я хочу, чтобы ты не грустил,

Всем улыбки сегодня дарил!

- Повернитесь к гостям, улыбнитесь им.

- Подарите свою улыбку мне.

- Очень приятно видеть в ваших глазах улыбку, радость, лучики любознательности и творчества.


2.Постановка темы и цели урока

1.Кроссворд «Определи литературный жанр»
- Сегодня мы приступаем к работе над уже знакомым жанром литературы, а каким именно вы определите сами, разгадав кроссворд.

Задание: определите к какому литературному жанру относится отрывок из произведения.

Вопросы:

1.«Из того ли то города из Мурома,

Из того ли села из Карачарова

Выезжал удаленький

дородный добрый молодец».

(Былина).

2.« Красная сидит девица, а коса на улице»

(Загадка).


3.«Землю красит солнце, а человека – труд».

(Пословица).

4.«Ласточки пропали

А вчера зарей

Все грачи летали

Да как сеть мелькали

Вон над той горой»

(Стихотворение)

5.«Дождик, дождик пуще

Дай хлеба гуще!

Хлеба - каравай,

Весь день – поливай!» (Песня)

-О каком литературном жанре мы будем говорить? (Басня)

- Давайте вспомним , что такое басня?

-Кто является действующими лицами в басне? (животные)


2.Выставка книг

- Рассмотрите книжную выставку.

На доске выставлены книги И.А. Крылова

-С баснями какого автора мы с вами уже начали знакомиться? (Иван Андреевич Крылов)

3.Обобщение знаний о писателе

-Сейчас Мадина прочитает нам стихотворение (портрет И.А. Крылова)

Стихотворение о Крылове читает ученик

Кто не слыхал его живого слова?

Кто в жизни с ним не встретился своей?

Бессмертные творения Крылова

Мы с каждым годом любим все сильней.

Все знал и видел ум певца пытливый

Всего сильней желая одного,

Чтоб жили жизнью вольной и счастливой

Народ его и родина его.


-Давайте вспомним, что мы знаем об этом писателе.

4. Речевая разминка

- Прочитайте медленно.

Артикуляционная гимнастика

Са-са-са – в лесу живет лиса

Су-су-су – мы увидели лису

На-на-на - сидит черная ворона

Ну-ну-ну – поймаю глупую ворону

- Прочитайте с ускорением.

Лиса, лисонька, лиса, всему лесу я краса


Проворонила ворона вороненка.


-О ком была речь? (о вороне и лисе)

-Может вы догадались название произведения, которое написал Крылов?

-Предположите, какова тема нашего урока? ( Тема урока: И.А. Крылов «Ворона и лисица»)

-Зная тему, давайте попробуем определить цели урока.

-Чему мы будем учиться на уроке?

(знакомится с произведением И.А.Крылова «Ворона и Лисица»;читать грамотно, выразительно, соблюдая интонацию; узнаем, что произошло с героями; проанализируем басню и узнать ее мораль)

- Сегодня на уроке мы познакомимся с басней Ивана Андреевича Крылова «Ворона и лисица», будем анализировать поступки героев произведения, делать выводы, находить мораль басни, совершенствовать навыки выразительного чтения.

5. Работа по теме урока

1) Первичное знакомство с басней

Откройте учебник на странице 137. Найдите басню. А теперь сядьте удобно и послушайте басню.(Аудиозапись басни)

Подумайте над вопросом : «Почему это произведение так называется?

После прослушивания.

-Понравилось ли вам?

Почему это произведение так называется?

2) Словарная работа.

«Мозговой штурм»

-Прочитайте текст самостоятельно, назовите те слова, значение которых вызвало у вас затруднения.

Учитель на доску вывешивает то слово, которое произносит ребенок, а затем остальные слова, которые дети не назвали.

-Посмотрите задание 1, карточки у вас на столах.

- Выберете значения слов, которые вы видите на доске.

Коллективное обсуждение.


Лесть – лицемерное, угодливое восхваление;

Льстец – льстивый человек;

Гнусный – внушающий отвращение, омерзительный;

Ангельский (голосок) – нежный, добрый;

Не в прок – не в пользу;

Взгромоздиться – взобраться с усилием на что – то высокое;

Пленил – привлек внимание, привели в восторг;

Вещуньина (голова) – от слова вещунья – предсказательница.
Зоб – у птиц, насекомых: расширенная часть пищевода, где накапливается и предварительно обрабатывается пища

Оценивание

- Вы все молодцы, но активнее всех работали ребята….


Физминутка. «Я такой»


-Если я называю качества характера, которые вы не хотели бы иметь, вы должны присесть и закрыть лицо руками. А если называю качества, которые вы хотели бы иметь, то стоим на месте и хлопаем в ладоши.

- Хитрый, жадный, отзывчивый, добрый, льстец, злой, завистливый, прилежный, храбрый, лицемерный, аккуратный, справедливый, эгоист, лживый, зазнайка, ленивый, неблагодарный.

-Когда вы будете читать произведение выразительно постарайтесь передать интонацией голоса, мимикой эти образы.

- Молодцы!

3) Анализ литературного текста.

1. Анализ развития события

-На какие части можно разделить текст? (зачин, основная часть, концовка)

-Как вы думаете, подходят ли они к басне?

-Найдите эти части в тексте.

-Давайте проанализируем весь текст.

-Какой момент вы считаете началом описанного случая, т.е. завязкой. Ответ подтвердите словами Ивана Андреевича Крылова. (Ворона нашла кусочек сыру)

- Прочитайте первую строку.

Вороне где-то бог послал кусочек сыру

- Как понимаете, выражение «бог послал»? (Ворона случайно нашла кусочек сыра)

- Можно ли из басни узнать о каком времени суток идёт речь? (Когда мы завтракаем – утром)

-Что произошло дальше, в основной части? Ответ подтвердите словами Ивана Андреевича Крылова.

(Рядом бежала лиса. Она почувствовала запах сыра и на цыпочках сала подходить к дереву, где сидела ворона. Лисица начала расхваливать ворону)

-Как Иван Крылов описывает появление лисицы? Зачитайте.

На ту беду Лиса близехонько бежала

-Как вы понимаете выражение «на ту беду» (Из-за лисы должна произойти беда)

-Что заставило лису остановиться? (Запах сыра). Зачитайте.

Вдруг сырный дух лису остановил

Лисица видит сыр, Лисицу сыр пленил

-Как вы понимаете выражение «сыр пленил»? (Взял в плен, она ничего не видела, ни о чем, кроме сыра не думала, она хотела его съесть)

-Что решила сделать Лисица, увидев ворону с сыром? (Лисица решила забрать сыр и его съесть.)

-Как она решила забрать сыр у Вороны? (Лисица решила расхвалить Ворону.)

-Чем все закончилось? Ответ подтвердите словами Ивана Андреевича

Крылова. (Ворона на слова Лисы каркнула, сыр выпал, Лиса его подняла и убежала

2. Анализ образа героев

- Что мы можем узнать о вороне из следующих строк? Зачитает учитель.

На ель Ворона взгромоздясь,

Позавтракать было совсем уж собралась,

Да призадумалась, а сыр во рту держала

-Как ворона очутилась на ели? (Взгромоздилась на нее)

-Что хотел показать нам автор словом «взгромоздилась»? (Она неуклюжая, неторопливая птица).

- Была ли голодна ворона? Докажите. (Она не была голодная, потому что она не стала сразу кушать сыр, а «призадумалась» сидя на дереве)

-С какой интонацией надо читать эти строки? ( Спокойно.)

-Прочитайте, как автор характеризует Лису? Голосом покажите чувства.

Плутовка к дереву на цыпочках подходит;

Вертит хвостом, с Вороны глаз не сводит

И говорит так сладко, чуть дыша

-Как автор назвал Лису? (Плутовка)

-Что он этим хотел сказать? (Что она хитрая и обманщица)

-Объясните выражение «говорит так сладко, чуть дыша». (Лиса говорит тоненьким, спокойным, ласковым голосом, она хочет завладеть сыром.)

Прочитайте ласковые слова, обращенные Лисой к Вороне.

"Голубушка, как хороша!

Ну что за шейка, что за глазки!

Рассказывать, так, право, сказки!

Какие перышки! какой носок!

И, верно, ангельский быть должен голосок!

Спой, светик, не стыдись! Что ежели, сестрица,

– При красоте такой и петь ты мастерица,

Ведь ты б у нас была царь-птица!"

-Истины ли были слова Лисицы? (Нет, она говорила неправду.)

-Перечислите, что расхваливала Лиса? ( Она расхваливала шейку, глазки, перышки, носок, голосок.)

-Как она называла Ворону? (Голубушка, светик, сестрица, мастерица, Царь – птица.)

-Как автор передает радость Вороны от льстивых слов Лисицы? (От льстивых слов Лисицы у Вороны закружилась голова.)

-Прочитайте, как об этом писал Крылов?

Вещуньина с похвал вскружилась голова,

От радости в зобу дыханье сперло,

И на приветливы Лисицыны слова

Ворона каркнула во все воронье горло

-Как вы считаете, что значит выражение «вскружилась голова»? (Ворона перестала здраво думать, рассуждать)

-Как вы понимаете выражение «от радости в зобу дыханье сперло»?

(Испытывая большую радость, Ворона чуть не задохнулась, пришлось каркнуть)

-Итак, Лиса добилась своего, обманула Ворону.

-Зачитайте последнюю строчку басни. С какой интонацией необходимо читать. (Рубленое чтение- каждое слово читается медленно, со спокойной интонаций и с паузой)

Сыр выпал – с ним была плутовка такова.

- Как автор относится к героям? Смеется над их пороками (ворону он считает глупой, падкой на лесть, неуклюжей, неторопливой, доверчивой, несообразительной; лису считает льстивой, коварной, изворотливой, умной, которая знает, как добиться своего)

3. Проблемный анализ

Работа в парах. На столах у детей задания 2.

-В каждой колонке оставьте только те качества, которые характеризуют: в 1 колонке-Ворону,

Лису- во 2 колонке. Проверьте себя по слайду презентации. Поставьте оценку за вашу работу.

-Когда группа закончила , поднимаете руку.

(Проверка по слайду презентации. Самооценка)

(Критерии оценивания: если все правильно-5, если 1,2 ошибки -4, если больше ошибок-3.Поднимите руку у кого 1 ошибка и т.д.)


Ворона
Хитрая
Добрая
Неуклюжая
Растяпа
Умная
Простофиля
Тщеславная
Глупая
красивая


Лисица
Коварная
Хитрая
Неискренняя
Плутовка
Добрая
Льстивая
Умная
Честная
Глупая

-Какой вы себе представляете лису? – Какой у вас будет голос при чтении? (вкрадчивый, льстивый)

-Какой вы себе представляете ворону? - Какой голос при чтении? (грубый, глупый, доверчивый)

-Почему на роль льстеца выбрана Лиса, а на роль доверчивой слушательницы Ворона?

(Лиса: льстивая, коварная, изворотливая, умная, знает, как добиться своего.

Ворона: глупая, доверчивая, несообразительная, любит лесть.)

-Почему Лисе удалось обмануть Ворону? (Ворона любит лесть, а Лиса умеет льстить.)

4. Нравственная проблема

- Перечитайте мораль басни, основная ее мысль. (Выборочное чтение той части, где заключена мораль).

-В чем же мораль басни? (Того, кто любит лесть, легко обмануть лестью.)

-Чему учит эта басня? Что бы вы посоветовали Вороне? Нельзя льстить, и нельзя верить льстивым речам. Нужно быть правдивым, чтобы мы были искренними.

-Прочитайте первые 3 строчки басни.

-Как понимаете смысл выражения «Уж сколько раз твердили миру»? (Много раз повторяли одно и то же.)

-Что значит «лесть гнусна»? (Некрасиво, когда кто-то льстит.)

-Объясните, как вы понимаете выражение «только все не впрок»? (Бесполезно)

- Подумайте, что значит «И в сердце льстец всегда отыщет уголок»? (Есть люди, которые пускают в свое сердце льстивых людей, позволяют им говорить льстивые слова.)

-Чему учит басня? (Быть правдивым, чтобы мы были искренними.)

4) Творческая работа. Работа в тройках. Подготовка к чтению басни по ролям.

- Постарайтесь читать так, чтобы слушатели увидели перед собой большую, неуклюжую, глупую Ворону, а рядом умную, хитрую, лживую плутовку Лису.

Оценивание прочитанной басни группой. (Интонация, темп, громкость).

- Какая группа лучше всех справилась с заданием и почему?

5) Итог урока

-С каким произведением познакомились на уроке? Кто автор?

-Назовите жанр этого произведения?

Чтобы вы посоветовали Вороне?

- Какой порок человека высмеивает И.А. Крылов? (Некрасивы и льстец, и тот, кто поддаётся его льстивым речам).


6) Рефлексия деятельности на уроке
Закончите предложения:
Слайд
«Сегодня я узнал ….»
«Было интересно ….»
«Урок дал мне для жизни…..»

А сейчас покажите какое у вас настроение к концу урока. Если плохое, что у тебя не получилось?

11) Выставление оценок.

Вы все получили оценки за работу в группах.

Кто по вашему мнению, работал лучше всего над анализом басни?

Кто лучше всех читал на уроке? Кому нужно поработать дома над выразительностью?

12). Домашнее задание

1) Задание для всех – подготовка к выразительному чтению басни.

Читать басню, по желанию – выучить наизусть.

2) Задание по выбору и желанию ( творческая работа)

Напиши:

  1. Письмо от Лисы:

«Здравствуйте, люди добрые! Пишет вам Лиса Патрикеевна.

Я знаю, что поступила с Вороной_______________________

Это произошло потому, что____________________________

  1. Письмо от вороны:

«Здравствуйте, люди добрые! Пишет вам Ворона.

Я знаю, что в этой истории я выглядела __________________

Это произошло потому, что____________________________



Вот и подошел к концу наш урок.

Прозвенел опять звонок и закончился урок!

Много нового узнали, чуть мудрей, добрее стали.

Это нужно детворе для учёбы, при игре.

Будем басни впредь читать, а может, и свои писать.

Всем спасибо за урок!

Накопили знаний впрок.