СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока литературного чтения по теме: “Басня И. Крылова “Стрекоза и муравей”.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель данного урока: познакомить с басней И. Крылова, учить видеть и понимать смысл басен; совершенствовать навыки беглого, осознанного, выразительного чтения; коррекция  слухового и зрительного внимания,  памяти, абстрактного и логического мышления; нравственное воспитание учащихся.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока литературного чтения по теме: “Басня И. Крылова “Стрекоза и муравей”.»

Конспект  урока литературного чтения.

Тема:  “Басня И. Крылова “Стрекоза и муравей”.

Цели.

1.  Познакомить с новой басней. Учить видеть и понимать смысл басен;

     учить беглому, осознанному, выразительному чтению

2. Коррекция  слухового и зрительного внимания, памяти, абстрактного и логического мышления.

3. Нравственное воспитание учащихся.

Ход урока.

  1. Организационный момент.

- Прозвенел звонок веселый.

Мы начать урок готовы.

Будем слушать, рассуждать

И друг другу помогать.

  1. Логопедическая минутка.

  Ей, ей, ей – трудяга муравей.

Ют, ют, ют – все об этом знают.

Ки, ки, ки –он таскает ветки.

Ет, ет, ет – труд он уважает.

               Речевая разминка

Целый день она стрекочет

И молчать она не хочет:

Всё расскажет, всё обсудит,

Всех рассердит, всех разбудит.

(читаем глазами, шёпотом, голосом, ударение, меняем темп, меняем тон)

III. Проверка домашнего задания.

Вы рисовали рисунки по сказке Гаршина “Лягушка-путешественница”. Покажите свой рисунок и расскажите, что на нём изображено.

IV. Объяснение нового материала.

1. Вступительная беседа   

-А сегодня к нам пришли герои разминки. И нам предстоит знакомство с новой басней И. А. Крылова «Стрекоза и Муравей»

- Что такое басня?

(Ба́сня —литературное произведение нравоучительного, сатирического характера. В конце или в начале басни содержится краткое нравоучительное заключение — так называемая мораль.

Действующими лицами обычно выступают животные, растения, вещи. В басне высмеиваются пороки людей.)

2. Словарная работа.

-“как зима катит в глаза”. Как вы это понимаете? (Скоро наступит зима, зима близко, на подходе).

- “помертвело чисто поле”. Как вы это понимаете? (Ничего в поле не растет, поле голое).

- “был готов и стол, и дом”. Как вы это понимаете? (Летом было тепло, пищи было много, и Стрекоза не задумывалась, что скоро наступит зима, и будет холодно и голодно).

3.  Чтение учителем  басни И. Крылова “Стрекоза и Муравей”.

После прочтения задается вопрос: “О чем эта басня?”.

Физминутка:

Мы немножко отдохнем.

Встанем, глубоко вздохнем.

Руки в стороны, вперед.

Вверх на солнце посмотрели

И детей лучи согрели.

Чудеса у нас на свете:

Были маленькими дети.

А потом все дружно встали,

Великанами мы стали.

V. 1.Самостоятельное чтение

     2. Чтение басни по цепочке.

     3. Работа с иллюстрациями.

а) - Кто, ребята, изображен на рисунке?

       - Какое время года мы видим?

      - Чем занят муравей, а чем стрекоза?

б)- А на этом рисунке?

    - Какое время года изображено?

    - Расскажите о муравье и стрекозе, что изменилось в их жизни?

 VI. Вопросы по содержанию басни

-Как жила Стрекоза летом? Прочитайте.

-Как изменилась жизнь стрекозы с наступлением зимы?

 - Почему Стрекоза осталась без жилья? Может с ней случилась беда? 
(Дети: - Она не позаботилась о жилье летом: пропела, проиграла, проплясала всё время, как говорит автор. )
- Что наступило с холодной зимой для Стрекозы? 
(Дети: - Для Стрекозы пришло тяжелое время. )
 - Настали ли нужда и голод для Муравья? 
(Дети: - Нет, потому что он приготовился к холодам. )
- Почему Стрекоза пришла именно к Муравью? 
(Дети: - Потому что Муравей труженик. )
- Почему он отказал Стрекозе в помощи? 

-Что ей сказал Муравей? Как следует понимать слова Муравья: “Ты все пела? Это дело.  Так поди же, попляши!”

-Жалко вам Стрекозу или нет? Объясните свой ответ.

-Как бы вы поступили на месте Муравья? Почему?

-В каких словах заключена главная мысль басни? Прочитайте их.

-Что нам хотел сказать И.А.Крылов своей басней?

 (Нужно не только веселиться, но и работать.  Кто не работает, тот не ест.)

-На примере Стрекозы и Муравья, чьи же поступки изображены в басне?

 (На самом деле на примере насекомых автор хотел выразить суть поступков людей. Люди иногда поступают так же бездумно, как и Стрекоза в этой басне.)

- Вот такое краткое поучительное стихотворение и называется басней.

 (Слово “басня”на доске)

 (Ответы детей) 
Учитель: - Что автор высмеивает в людях? 
Дети: - В басне осуждаются беспечные, беззаботные люди, праздно проводящие своё время.

VII . Чтение басни по ролям. Инсценирование.

 (Обратить внимание детей на то, что речь Стрекозы звучит жалостливо, просяще. Речь Муравья – уверенно, поучительно).

Работа в парах.

   - Соберите пословицы, лежащие у вас на партах: У ребят 1 варианта – начало пословиц, у ребят 2 варианта – окончание пословиц.
- Прочитайте получившиеся пословицы.
- Выберите, какая пословица лучше всего выражает главную мысль басни.

На доске: ДЕЛУ ВРЕМЯ – ПОТЕХЕ ЧАС.

Пословицы: Семь раз примерь – один раз отрежь.
Делу – время, потехе – час.

VIII. Закрепление нового материала.

-Как называется басня?

-Кто написал басню?

-Как жила Стрекоза летом?

-Как изменилась жизнь Стрекозы с наступлением зимы?

-К кому пошла Стрекоза за помощью?

-С какой просьбой она обратилась к Муравью?

-Что ей сказал Муравей?

-Как следует понимать слова Муравья: “Ты все пела…”

IX. Домашнее задание.

Выразительное чтение басни по ролям.

X. Итог.

-Итак, сегодня мы с вами читали басню И.Крылова “Стрекоза и Муравей”. Выяснили, что басня – это …. (краткое поучительное стихотворение.)

- Какое произведение мы читали: сказку, басню, рассказ?

- Какова мораль басни?

Желаю успехов!