Цель: познакомить с рассказом Е. Чарушина «Как мальчик Женя научился говорить букву «р».
Задачи:
1. Предметные: продолжить работу по формированию читательских умений анализировать художественное произведение: устанавливать причинно-следственные связи в развитии сюжета произведения; содействовать развитию навыка правильного сознательного чтения по слогам и целыми словами; познакомить с планом; способствовать обогащению словаря учащихся.
2.Метапредметные: способствовать формированию универсальных учебных действий:
• регулятивных – учить принимать роль в учебном сотрудничестве;
• .познавательных – учить добывать информацию из иллюстраций, текста; формировать умение извлекать фактическую информацию; развивать умение интерпретировать и обобщать полученную информацию, делать выводы;
• коммуникативных – учить строить монологическое высказывание; строить предположения, договариваться, приходить к общему решению.
3.Личностные: развивать познавательные процессы (внимание, память, мышление, речь), творческий потенциал учащихся, коммуникативные функции (умение вести учебный диалог); формирование уверенности в себе; учить оценивать свою работу.
Оборудование: компьютер, проектор, презентация, карточки для работы в парах, сигнальные атрибуты у обучающихся для оценивания своей работы на уроке.
Ход урока
1.Организационный момент. Эмоциональный настрой на урок.
Прозвенел звонок веселый.
Мы начать урок готовы.
Будем слушать, рассуждать
И друг другу помогать.
Будем отвечать активно,
Хорошо себя вести,
Чтобы гости, дорогие,
Захотели вновь прийти!
2.Развитие речевого аппарата. (слайд 2)
- Проведём речевую разминку.
- Произношение какого звука мы повторяли на речевой разминке? (звука [р] )
Ра-ра-ра - начинается игра.
Ры-ры-ры - у мальчиков шары.
Ро-ро-ро - у Раи новое ведро.
Ру-ру-ру - продолжаем мы игру.
3.Повторение
Ребята, объясните смысл пословицы:
Без терпенья нет ученья.
( для того чтобы человеку чему- то научиться, нужно иметь терпение).
– Какие ещё качества нужны человеку, что бы хорошо учиться?
( Трудолюбие, старательность, аккуратность, внимательность, прилежание.)
(слайд 3)
-Кто такая ворона? (птица)
- Докажите, что ворона это птица. ( Птицы - это животные, тело которых покрыто перьями)
-Что вы знаете о вороне? Попробуйте описать эту птицу. Какая она? (туловище серое, хвост, голова, ноги, крылья чёрные, клюв большой, крепкий)
Произнесите слово ворона.
-Что мы используем при произношении слова? (звуки)
-Что мы используем при написании слова? (буквы)
Чтение скороговорки Проворонила ворона воронёнка.
Что значит проворонила? (не усмотрела, потеряла)
- Как каркает ворона?
-Каких ещё зимующих птиц вы знаете?
Рассказы детей о зимующих птицах, о трудностях, которые они испытывают с наступлением зимы.
(слайды 4-5) Фотографии детей с кормушками.
Стихотворение «Покормите птиц зимой». (слайд 6)
4.Постановка целей и определение темы урока.
Инсценировка стихотворения
Ученик 1. Я теперь уже читаю,
Цифры знаю, буквы знаю.
Ученик 2. Эту тоже?
Ученик 1. Ну а как же?!
Скажет каждый во дворе:
Перед нами буква «рэ».
Буква Р. Я – не «рэ», не «рэ», не «рэ»,
Хоть пишусь я во «дворе»!
Ты найдешь меня в «горах»,
«Тундре», «речке», «берегах»,
Рокочу я громким громом
И реву звериным рёвом –
Вот тигриным, например:
Моё имя – буква «эр»!
Ученик 1. Извините, я не знал…
Ученик 2. Но он правильно читал!
- Что мы знаем о букве Р? (Обозначает звонкие звуки [р], [р/]
- Расскажите все, что знаете об этих звуках. (согласный, звонкий, непарный, твердый или мягкий)
-Вы уже догадались, о какой букве сегодня пойдет речь.
Составление схем слов-названий птиц с буквой Р.
Действительно, я не случайно в начале урока спрашивала вас о вороне. Есть такой очень интересный рассказ в котором одна ворона научила мальчика выговаривать звук [р]
5. Работа по теме урока (слайды 7-8)
Портрет писателя. ( слайд 9-10)
-Как вы думаете кто это?
-Где мы можем добыть информацию об этом человеке? (В учебнике, энциклопедии, интернете, книжке, спросить у взрослых)
Краткая биографическая справка о Евгении Чарушине .
Много лет назад в старинном городе Вятке жил маленький мальчик Женя. Он очень любил животных.
В доме у Чарушиных водились кошки, собаки, кролики, козлята, и еще двадцать певчих птиц. Мальчик любил выхаживать раненых уток, вёл дружбу с трёхногим псом Бобкой.
Ни одного дня не проводил он без своих четвероногих и пернатых друзей. Он понимал их повадки, характер, настроение, различал их голоса. Звук “р” он научился выговаривать, подражая карканью вороны.
Все детские впечатления помогли потом Евгению Ивановичу Чарушину в его творчестве.
Евгений Иванович Чарушин был не только талантливым писателем, но и замечалельным художником. Многое о родной природе Чарушин узнал от матери. Она была искусным садоводом и огородником. Мальчик помогал ей собирать семена цветов, приносил из лесу редкие растения и сажал их в саду возле дома. В конце концов сад стал похож на джунгли.
В доме всегда жили собаки и кошки, на окнах стояли банки с рыбами, в клетках распевали и свистели птицы, по двору гуляли утки, в клетках сидели кролики. И кем же должен был стать человек, с детства любивший рисование и природу – художником-анималистом.
- Кто знает кого называют художником- анималистом? ( слайд 11)
(Художник, который рисует животных, но в своих рисунках не только изображает внешность зверя, но и его движения, повадки и даже характер)
Закончив Академию художеств, он стал работать в детском издательстве. С большим удовольствием он рисовал полосатых лошадок и длиннохвостых кенгуру.
Все складывалось хорошо у Чарушина, но ему словно всего этого мало было.
И вот в печати появляются его рассказы.
Подборка книг. ( слайд 12)
Рассмотрите книги. Какие рассказы Евгения Чарушина вы уже читали?
- С каким рассказом мы ещё не знакомились?
- Значит, что мы должны сегодня сделать? (познакомиться с рассказом Евгения Чарушина «Как мальчик Женя научился говорить букву «р».
Чтение текста хорошо читающими учениками.
Проверка первичного восприятия.
-С кем произошла история?
-Как звали мальчика?
-Что он не умел делать?
- Какое отношение появилось у вас к Жене, когда вы слушали этот рассказ? (Мне было жалко Женю ,когда его дразнили дети, а потом я радовался, когда Женя научился выговаривать звук р)
Подготовка к чтению.
-Но сначала надо подготовиться.
чтение трудных слов. (слайд 13-14)
не-вы-со-кой
рас-ка-ты-ва-ет-ся
об-ра-до-вал-ся
вы-го-ва-ри-ва-ет-ся
6. Физкультминутка.
Начало произведения мы попробуем прочитать по ролям.
- Попробуйте к 1 части нарисовать словесную картинку. Что вы представили, читая этот отрывок?
( На картинке стоят дети. Перед ними мальчик Женя. Он старается выговаривать слова, но у него не получается.)
Как можно озаглавить эту часть?
(Женя не умел говорить [Р])
Чтение второго отрывка.
Какая картинка появилась у вас?
(Мальчик Женя лежит на крыше баньки и плачет)
-Как можно озаглавить?
( Женя обиделся на друзей)
-Подумайте, о чём будет третья часть? А поможет вам в этом картинка в учебнике.
( Как Женя учится у вороны говорить звук Р.)
-Читаем 3 часть.
Озаглавьте 3 часть.
( Женя научился говорить звук [р])
- Читаем последнюю заключительную часть.
-Нарисуйте словесную картинку.
(Женя улыбается, счастливый подбежал к ребятам и рассказывает им о своей радости)
-Как озаглавим? Попробуйте взять предложение из текста.
( Я « рры» научился говорить!)
Сегодня мы с вами делили большой рассказ на маленькие части. И у нас получился план. С помощью такого плана легко пересказывать произведение.
Чтение отрывка, к которому можно подобрать пословицу
Недаром говорится, что дело мастера боится.
(…Полчаса кричал Женя по вороньи… )
Вывод: трудом можно добиться успеха.
-Какие черты характера помогли Жене научиться говорить звук [р]? (Настойчивость, упорство).
Вывод: если потрудишься, постараешься, то всему научишься.
(слайд 15) Пословицы о труде.
Какие пословицы о труде знаете ещё?
«Исправить ошибки в словах» (работа в парах)
Исправь ошибки в словах : каландаш, плобка, белка, валежка, клужка, палец, клубок, клыша, кастлюля, клик, глаз, глиб.
9. Обобщение. Итог урока.
Вспомните, какие задачи мы ставили в начале урока?
(узнать мужчину на портрете. Познакомиться с рассказом Е.Чарушина «Как мальчик Женя научился говорить букву р».)
- Удалось ли нам решить поставленные задачи?
-Что нового вы сегодня узнали на уроке?
- Какие задания вам понравились на уроке?
- Где вы испытали трудности?
- Как вы думаете, что надо сделать, чтобы …