СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока литературного чтения по теме: "Е.Чарушин. Как мальчик Женя научился говорить букву "Р". (1 класс, ФГОС, УМК "Школа России"

Нажмите, чтобы узнать подробности

 Евгений Иванович Чарушин был не только талантливым писателем, но и замечательным  художником. Детские впечатления в дальнейшем помогли Евгению Ивановичу в его творчестве. 

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока литературного чтения по теме: "Е.Чарушин. Как мальчик Женя научился говорить букву "Р". (1 класс, ФГОС, УМК "Школа России"»

Цель: познакомить с рассказом Е. Чарушина «Как мальчик Женя научился говорить букву «р».

Задачи:

1. Предметные: продолжить работу по формированию читательских умений анализировать художественное произведение: устанавливать причинно-следственные связи в развитии сюжета произведения; содействовать развитию навыка правильного сознательного чтения по слогам и целыми словами; познакомить с планом; способствовать обогащению словаря учащихся.

2.Метапредметные: способствовать формированию универсальных учебных действий:

• регулятивных – учить принимать роль в учебном сотрудничестве;

• .познавательных – учить добывать информацию из иллюстраций, текста; формировать умение извлекать фактическую информацию; развивать умение интерпретировать и обобщать полученную информацию, делать выводы;

• коммуникативных – учить строить монологическое высказывание; строить предположения, договариваться, приходить к общему решению.

3.Личностные: развивать познавательные процессы (внимание, память, мышление, речь), творческий потенциал учащихся, коммуникативные функции (умение вести учебный диалог); формирование уверенности в себе; учить оценивать свою работу.

Оборудование: компьютер, проектор, презентация, карточки для работы в парах, сигнальные атрибуты у обучающихся для оценивания своей работы на уроке.

Ход урока

1.Организационный момент. Эмоциональный настрой на урок.

Прозвенел звонок веселый.

Мы начать урок готовы.

Будем слушать, рассуждать

И друг другу помогать.

Будем отвечать активно,

Хорошо себя вести,

Чтобы гости, дорогие,

Захотели вновь прийти!

2.Развитие речевого аппарата. (слайд 2)

- Проведём речевую разминку.

- Произношение какого звука мы повторяли на речевой разминке? (звука [р] )

Ра-ра-ра - начинается игра.

Ры-ры-ры - у мальчиков шары.

Ро-ро-ро - у Раи новое ведро.

Ру-ру-ру - продолжаем мы игру.

3.Повторение 

Ребята, объясните смысл пословицы:

Без терпенья нет ученья.

( для того чтобы человеку чему- то научиться, нужно иметь терпение).

– Какие ещё качества нужны человеку, что бы хорошо учиться?

( Трудолюбие, старательность, аккуратность, внимательность, прилежание.)

(слайд 3)

-Кто такая ворона? (птица)

- Докажите, что ворона это птица. ( Птицы - это животные, тело которых покрыто перьями)

-Что вы знаете о вороне? Попробуйте описать эту птицу. Какая она? (туловище серое, хвост, голова, ноги, крылья чёрные, клюв большой, крепкий)

Произнесите слово ворона.

-Что мы используем при произношении слова? (звуки)

-Что мы используем при написании слова? (буквы)

Чтение скороговорки Проворонила ворона воронёнка.

Что значит проворонила? (не усмотрела, потеряла)

- Как каркает ворона?

-Каких ещё зимующих птиц вы знаете?

Рассказы детей о зимующих птицах, о трудностях, которые они испытывают с наступлением зимы.

(слайды 4-5) Фотографии детей с кормушками.

Стихотворение «Покормите птиц зимой». (слайд 6)

4.Постановка целей и определение темы урока.

Инсценировка стихотворения

Ученик 1. Я теперь уже читаю,

Цифры знаю, буквы знаю.

Ученик 2. Эту тоже?

Ученик 1. Ну а как же?!

Скажет каждый во дворе:

Перед нами буква «рэ».

Буква Р. Я – не «рэ», не «рэ», не «рэ»,

Хоть пишусь я во «дворе»!

Ты найдешь меня в «горах»,

«Тундре», «речке», «берегах»,

Рокочу я громким громом

И реву звериным рёвом –

Вот тигриным, например:

Моё имя – буква «эр»!

Ученик 1. Извините, я не знал…

Ученик 2. Но он правильно читал!

- Что мы знаем о букве Р? (Обозначает звонкие звуки [р], [р/]

- Расскажите все, что знаете об этих звуках. (согласный, звонкий, непарный, твердый или мягкий)

-Вы уже догадались, о какой букве сегодня пойдет речь.

Составление схем слов-названий птиц с буквой Р.


Действительно, я не случайно в начале урока спрашивала вас о вороне. Есть такой очень интересный рассказ в котором одна ворона научила мальчика выговаривать звук [р]

5. Работа по теме урока (слайды 7-8)

Портрет писателя. ( слайд 9-10)

-Как вы думаете кто это?

-Где мы можем добыть информацию об этом человеке? (В учебнике, энциклопедии, интернете, книжке, спросить у взрослых)


Краткая биографическая справка о Евгении Чарушине .
Много лет назад в старинном городе Вятке жил маленький мальчик Женя. Он очень любил животных. 
В доме у Чарушиных водились кошки, собаки, кролики, козлята, и еще двадцать певчих птиц. Мальчик любил выхаживать раненых уток, вёл дружбу с трёхногим псом Бобкой. 

Ни одного дня не проводил он без своих четвероногих и пернатых друзей. Он понимал их повадки, характер, настроение, различал их голоса. Звук “р” он научился выговаривать, подражая карканью вороны. 
Все детские впечатления помогли потом Евгению Ивановичу Чарушину в его творчестве. 
 Евгений Иванович Чарушин был не только талантливым писателем, но и замечалельным художником. Многое о родной природе Чарушин узнал от матери. Она была искусным садоводом и огородником. Мальчик помогал ей собирать семена цветов, приносил из лесу редкие растения и сажал их в саду возле дома. В конце концов сад стал похож на джунгли. 
В доме всегда жили собаки и кошки, на окнах стояли банки с рыбами, в клетках распевали и свистели птицы, по двору гуляли утки, в клетках сидели кролики. И кем же должен был стать человек, с детства любивший рисование и природу – художником-анималистом. 

- Кто знает кого называют художником- анималистом? ( слайд 11)

(Художник, который рисует животных, но в своих рисунках не только изображает внешность зверя, но и его движения, повадки и даже характер)
Закончив Академию художеств, он стал работать в детском издательстве. С большим удовольствием он рисовал полосатых лошадок и длиннохвостых кенгуру. 
Все складывалось хорошо у Чарушина, но ему словно всего этого мало было. 
И вот в печати появляются его рассказы.
Подборка книг. ( слайд 12)

Рассмотрите книги. Какие рассказы Евгения Чарушина вы уже читали?

- С каким рассказом мы ещё не знакомились?

- Значит, что мы должны сегодня сделать? (познакомиться с рассказом Евгения Чарушина «Как мальчик Женя научился говорить букву «р».

Чтение текста хорошо читающими учениками.

Проверка первичного восприятия.
-С кем произошла история?
-Как звали мальчика?
-Что он не умел делать?

- Какое отношение появилось у вас к Жене, когда вы слушали этот рассказ? (Мне было жалко Женю ,когда его дразнили дети, а потом я радовался, когда Женя научился выговаривать звук р)

Подготовка к чтению.
-Но сначала надо подготовиться.
чтение трудных слов. (слайд 13-14)
не-вы-со-кой
рас-ка-ты-ва-ет-ся
об-ра-до-вал-ся
вы-го-ва-ри-ва-ет-ся

6. Физкультминутка. 


Начало произведения мы попробуем прочитать по ролям. 

- Попробуйте к 1 части нарисовать словесную картинку. Что вы представили, читая этот отрывок?

( На картинке стоят дети. Перед ними мальчик Женя. Он старается выговаривать слова, но у него не получается.)

Как можно озаглавить эту часть?

(Женя не умел говорить [Р])

Чтение второго отрывка.

Какая картинка появилась у вас?

(Мальчик Женя лежит на крыше баньки и плачет)

-Как можно озаглавить?

( Женя обиделся на друзей)

-Подумайте, о чём будет третья часть? А поможет вам в этом картинка в учебнике.

( Как Женя учится у вороны говорить звук Р.)

-Читаем 3 часть.

Озаглавьте 3 часть.

( Женя научился говорить звук [р])

- Читаем последнюю заключительную часть.

-Нарисуйте словесную картинку.

(Женя улыбается, счастливый подбежал к ребятам и рассказывает им о своей радости)

-Как озаглавим? Попробуйте взять предложение из текста.

( Я « рры» научился говорить!)

Сегодня мы с вами делили большой рассказ на маленькие части. И у нас получился план. С помощью такого плана легко пересказывать произведение.

Чтение отрывка, к которому можно подобрать пословицу

Недаром говорится, что дело мастера боится.

(…Полчаса кричал Женя по вороньи… )

Вывод: трудом можно добиться успеха.

-Какие черты характера помогли Жене научиться говорить звук [р]? (Настойчивость, упорство).

Вывод: если потрудишься, постараешься, то всему научишься.

(слайд 15) Пословицы о труде.

Какие пословицы о труде знаете ещё?

 «Исправить ошибки в словах» (работа в парах)

Исправь ошибки в словах : каландаш, плобка, белка, валежка, клужка, палец, клубок, клыша, кастлюля, клик, глаз, глиб.

9. Обобщение. Итог урока.

Вспомните, какие задачи мы ставили в начале урока?

(узнать мужчину на портрете. Познакомиться с рассказом Е.Чарушина «Как мальчик Женя научился говорить букву р».)

- Удалось ли нам решить поставленные задачи?

-Что нового вы сегодня узнали на уроке?

- Какие задания вам понравились на уроке?

- Где вы испытали трудности?

- Как вы думаете, что надо сделать, чтобы …