Этап актуализации и фиксирование затруднения | Организовать фиксацию затруднения на уроке как направлений будущей учебной деятельности | Практический (речевая разминка) Практический (пятиминутка чтения) Словесный («да-нет») | -Ребята, наш урок мы начнём с речевой разминки. -Посмотрите на слайд. Что заметили? (ответы детей) -Попробуем прочитать стёртые слова. Сначала прочитайте про себя. -Ребята, получилось ли у вас прочитать стёртые слова? -А теперь прочитаем хором. -Ребята, а теперь проведём пятиминутку чтения, каждый из вас прочитает произведение, которое принёс на сегодняшнее занятие, а затем некоторых из вас я спрошу о чём вы прочитали. - Ребята, предлагаю вам поиграть в игру «да, нет» я буду зачитывать вам утверждения, если вы считаете, что это шуточное утверждение, поднимаете зелёный карандаш, а если нет, то красный. -Маме могут помогать только девочки -Когда ночью на улице пасмурна погода и идёт дождь, он мешает нам спать и мы не можем уснуть -Выучить стихотворения можно легко и просто без подготовки -Ребята, ваши мнения разошлись | Корректно и аргументированно высказывают своё мнение в соответствие с поставленной задачей, Корректно и аргументированно высказывают своё мнение в соответствие с поставленной задачей. | Индивидуальная Фронтальная Индивидуальная Фронтальная | ПК, презентация Power point Книги ПК, презентация Power point | Самоконтроль Контроль учителя Самоконтроль Контроль учителя | Строить устное высказывание Строить устное высказывание | К: корректно и аргументированно высказывать своё мнение; строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей; Р: принимать и сохранять учебную задачу | познавательный интерес, активность, инициативность. познавательный интерес, активность, инициативность. |
Этап реализации построенного проекта | Организовать реализацию построенного проекта в соответствии с планом. | Словесный (биография) Словесный (вопрос-ответ) Практический (оценка своей деятельности) Словесный (работа с учебником) Словесный (вопрос-ответ) Наглядный (определение) Словесный (работа с учебником) Словесный (вопрос-ответ) Словесный (работа с учебником) Практическая (рабочий лист) Словесный(вопрос-ответ) Словесный (работа с учебником) Словесный (вопрос ответ) Практический (самооценка) | - Какой первый пункт плана? (узнать о жизни и творчестве писателя) -Ребята, я расскажу вам о жизни и творчестве Э.Н. Успенского, после этого ответьте на вопросы, какие известные произведения написал Э. Н. Успенский? — Именно Эдуард Николаевич Успенский придумал Чебурашку, Дядю Фёдора и кота Матроскина. Родился он в 1937 году в Егорьевске Московской области. Он писал не только книги, но и сценарии для мультфильмов. «Пластилиновая ворона», «Антошка», «Осьминожки», «Дядюшка Ау», циклы о героях из Простоквашино и крокодиле Гене — это лишь небольшая часть его работ. Успенский создал множество известных детских стихотворений. В стихотворениях Успенского часто наблюдается сказочные реальности, а правит всем этим смех. Юмористические стихотворения помогают автору ненавязчиво рассказать о серьёзных вещах, дать полезный совет, научить хорошему. -Ребята, какие известные произведения написал Э.Н. Успенский? -А что ещё мы о нём узнали? (он родился в 1937 году, написал множество известных детских стихотворений) -Ребята, а в каком стиле пишет Э.Н. Успенский? (юмористическом) - Ребята, узнали ли мы с вами о жизни и творчестве автора? (да) - Отметим выполненный пункт на доске и оценим свою деятельность на листах самооценки. -Какой следующий пункт нашего плана? (Прочитать произведение) -Ребята, откройте учебник на странице 109 -Прочитайте название стихотворения. Что вы можете предположить о его содержании? Рассмотрите иллюстрацию, она вам поможет. - Послушайте стихотворение и проверьте, верны ли ваши предположения. «Если был бы я девчонкой» -Ребята, скажите, как я прочитала это стихотворение тихо или громко? (громко) -Какой был темп быстрый или медленный? (быстрый) -С какой эмоцией я прочитала это стихотворение, радостно, грустно или весело? (весело) -Верны ли ваши предположения? -Ребята, перед тем как вы начнёте читать стихотворение, давайте проведём физминутку для глаз, обратите внимание на слайд, проследите глазами за направлением стрелочки. -Ребята, прочтите это стихотворение в полголоса. -О чём это стихотворение? (ответы детей) -Верно, стихотворение про мальчика, который думал о своих действиях, если был бы девочкой. - Что он хотел сделать? (Вот если бы он был девочкой, то сразу бы помог маме постирать рубашки, подмести в комнате, помыть посуду, начистить картошку, расставить свои игрушки по местам.) - Почему мальчик расстроился? (Он расстроился от того, что не девчонка) - А как вы думаете, только девочки помогают мамам? (Нет) -Как вы помогаете маме? -Конечно, неважно, мальчик ты или девочка, всегда нужно помогать маме. -Что можно посоветовать герою стихотворения? (Всегда и во всем помогать взрослым, будь то мама или папа, бабушка или дедушка.) - Можно ли назвать это стихотворение шуточным? Почему? (Конечно, мы видим отговорки детей, когда их просят что-нибудь сделать.) -Ребята, какие чувства передаются в стихотворении грусть, радость, веселье? (веселье) -Верно, ребята, это стихотворение вызывает у нас чувство радости, так как оно является комическим, это особы стиль Э. Н. Успенского все его произведения содержат шуточные ситуации. -Ребята, а знаете ли вы что такое комическая ситуация? (ответы детей) — Комическое — это то, что вызывает у нас смех или улыбку, порождая ощущение лёгкости и веселья. -Ребята, давайте узнаем, что же комического есть в следующем стихотворении Э. Н. Успенского. -Ребята, откройте учебник на странице 110. - Прочитайте название стихотворения. Что вы можете предположить о его содержании? Почему оно так называется? Рассмотрите иллюстрацию, она вам поможет. - Давайте прослушаем данное стихотворение и узнаем, кто был прав. Внимательно слушаете и следите. — Какие чувства у вас возникли? — Какое настроение у стихотворения? — Как передаётся настроение, с помощью чего? (Паузами, голосом.) -Каждый читает самостоятельно вполголоса. — О чём это стихотворение? — Какие слова повторяются в стихотворении? Почему? (Повторяются слова «спать не даёт», «мышка не спит», «слёзы текут», «стучал кулаком». Они повторяются, чтобы объяснить, почему в доме никто не спит.) — Какое это стихотворение: весёлое, грустное, нравоучительное? (Стихотворение грустное и нравоучительное. Основная его идея в том, что нельзя мешать другим спать.) — Что вызывает улыбку, когда читаешь данное произведение? (Улыбку вызывает описанная ситуация, что все мешают друг другу спать. Какие слова помогают автору создать юмористические картины? (Юмористические картины помогают создавать олицетворения, например. Также юмористическую картину создают сказочные образы животных: они живут в доме, как люди.) -Ребята, скажите, что такое олицетворение? (это литературный приём, в котором неодушевлённому предмету, животному, природе или отвлечённому понятию приписываются свойства человека.) — Найдите примеры олицетворения в стихотворении. («тучки рыдают», «гром стучал кулаком») -Давайте ещё раз прочитаем стихотворение каждый в полголоса. -Ребята, обратите внимание перед вами карточка с заданием, вам нужно соотнести кто из жителей дома мешает друг другу спать. Данное задание вы будете выполнять в парах (Кошка — мешает спать собаке, мяукает. Мышка — не даёт спать кошке, вздыхает. Дождь — не даёт спать мышке, стучит по крыше. Тучи — не дают спать всему дому, рыдают из-за маленького грома, который стучит по тучам кулаком) -Ребята, обратите внимание на слайд, давайте проверим ваши ответы, с ответами на слайде (либо документ камера) -Ребята, скажите почему появилась тучка? (автор придумал печальные тучи, чтобы объяснить, откуда идёт дождь) -Ребята, скажите, чему учит данное стихотворение? (учит тому, что нужно соблюдать правила поведения в квартире и доме. Нельзя мешать соседям, шуметь, особенно в ночное время, когда всем нужно как следует отдохнуть.) -Ребята, предлагаю вам познакомится со следующем стихотворением Э. Н. Успенского, и узнать кто герой этого стихотворения и какая шуточная ситуация представлена в этом произведение. -Но перед этим давайте встанем и отдохнем -Ребята, откройте учебник на странице 112 -Прочитайте его название. Что вы можете предположить о его содержании? Почему оно так называется? -Ребята, сядьте правильно, сейчас я прочитаю вам данное произведение, а вы слушайте внимательно и следите по тексту. - Попробуйте без ошибок быстро повторить четверостишие про Ваню в полголоса. -А теперь все вместе хором. - Чем хвастался малыш? (что может без ошибки сразу повторить любое предложение) - Почему то, что повторяет мальчик, вызывает улыбку? (потому что он перепутал все слова) - Как автор относится к герою стихотворения? (добродушно, с иронией изображая его. Автор подшучивает над мальчиком, который хвастается хорошей памятью, но при этом путает слова в четверостишии) - Почему автор так назвал своё произведение? (главный герой хвастается хорошей памятью) -Ребята, а с вами такие ситуации случаются? (ответы детей) -Ребята, к чему приводит хвастовство? (хвастовство может быть вызвать насмешку со стороны других людей и не иметь под собой оснований, так как зачастую человек не обладает теми качествами, которыми хвастается.) -Прочитайте это стихотворения про себя. -Ребята, скажите, какую комическую ситуацию представил автор в данном стихотворении? (комическая ситуация в данном стихотворении заключается в том, что мальчик на самом деле не обладает хорошей памятью и перепутал все слова) -Ребята, какой пункты плана мы с вами выполнили? (Прочитать произведения. Проанализировать произведения.) -Отметим выполненный пункт на доске и оценим свою деятельность на листах самооценки. | Строят речевое высказывания в соответствие поставленной задачей Прогнозируют возможные развития событий в произведении Читают стихотворение в полголоса соответствии с учебной задачей Строят речевые высказывания в соответствии поставленной задачей Строят речевые высказывания в соответствии поставленной задачей. Строят речевые высказывания в соответствии поставленной задачей. Прогнозируют возможные развития событий в произведении Читают стихотворение в полголоса соответствии с учебной задачей Находят в предложенном источнике информацию, представленную в явном виде Строят речевые высказывания в соответствии поставленной задаче. Находят в предложенном источнике информацию, представленную в явном виде Читают стихотворение в полголоса соответствии с учебной задачей Воспроизводят последовательность событий текста произведения Формулируют вывод на основе прочитанного произведения Прогнозируют возможные развития событий в произведении Читают стихотворение в полголоса соответствии с учебной задачей Устанавливают причинно-следственные связи в сюжете Строят речевые высказывания в соответствии поставленной задаче Читают стихотворение в полголоса соответствии с учебной задачей Выстраивают последовательность выбранных действий Оценивают собственную деятельность | Фронтальная Индивидуальная Фронтальная Индивидуальная Фронтальная Индивидуальная Фронтальная Индивидуальная Фронтальная Индивидуальная Фронтальная Фронтальная Индивидуальная Парная Фронтальная Индивидуальная Фронтальная Индивидуальная Фронтальная Индивидуальная Фронтальная Индивидуальная | Слайд Power Point Листы самооценки Учебник Слайд Power Point Учебник Аудиодорожка «над нашей квартирой» Учебник Карточка с заданием Слайд Power Point(документ камера) Учебник Учебник Листы самооценки | Контроль учителя Самоконтроль Контроль учителя Самоконтроль Контроль учителя Самоконтроль Контроль учителя Самоконтроль Контроль учителя Самоконтроль Контроль учителя Контроль учителя Самоконтроль Взаимоконтроль Контроль учителя Самоконтроль Контроль учителя Самоконтроль Контроль учителя Самоконтроль Контроль учителя Самоконтроль | участвовать в обсуждении прослушанного переходить от чтения вслух к чтению про себя в соответствии с учебной задачей, обращаться к разным видам чтения, находить в литературных произведениях отражение нравственных ценностей; объяснять важность чтения для применения в различных жизненных ситуациях: Понимать содержание, смысл прослушанного произведения: отвечать и формулировать вопросы по фактическому содержанию произведения; участвовать в обсуждении прослушанного произведения. переходить от чтения вслух к чтению про себя в соответствии с учебной задачей воспроизводить последовательность событий тексте произведения; участвовать в обсуждении прослушанного произведения. объяснять важность чтения для решения учебных задач и применения в различных жизненных ситуациях: переходить от чтения вслух к чтению про себя в соответствии с учебной задачей участвовать в обсуждении прослушанного произведения. переходить от чтения вслух к чтению про себя в соответствии с учебной задачей | К: строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей; Р: принимать и сохранять учебную задачу П: прогнозировать возможное развитие процессов, событий К: признавать возможность существования разных точек зрения строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей; К: строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей; П: прогнозировать возможное развитие процессов, событий П: находить в предложенном источнике информацию, представленную в явном виде, согласно заданному алгоритму; К: строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей; П: находить в предложенном источнике информацию, представленную в явном виде, согласно заданному алгоритму; Р: принимать цель совместной деятельности П: формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов на основе прочитанного произведения; прогнозировать возможное развитие процессов, событий П: устанавливать причинно-следственные связи в сюжете художественного текста, при составлении плана, характеристике поступков героев; К: строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей; Р: выстраивать последовательность выбранных действий; оценивать собственную деятельность | развитие познавательного интереса, активности, инициативности, любознательности и в познании творчества писателей. приобретение эстетического опыта слушания, эмоционально эстетической оценки произведений овладение смысловым чтением для решения различного уровня учебных и жизненных задач; понимание важности слова как средства создания словесно художественного образа, способа выражения мыслей чувств, идей автора; понимание важности слова как средства создания словесно художественного образа, понимание важности слова как средства создания словесно художественного образа, способа выражения мыслей чувств, идей автора понимание важности слова как средства создания словесно художественного образа, способа выражения мыслей чувств, идей автора понимание важности слова как средства создания словесно художественного образа, способа выражения мыслей, идей автора приобретение эстетического опыта слушания; выражение своего видения мира, индивидуальной позиции посредством накопления и систематизации литературных впечатлений, оценка поведения и поступков персонажей художественных произведений в ситуации нравственного выбора; |
Первичное закрепление с проговариванием | Организовать повторение учебного содержания необходимого для обеспечения содержательной непрерывности. | Практический (задание на карточках) Словесный (вопрос ответ) | -Ребята, какой следующий пункт плана? (сделать вывод) -Давайте вспомним как мы читали стихотворения Э.Н. Успенского. Чтобы мы смогли красиво прочитать эти стихотворения, выполним задание на карточке. Данное задание вы будете выполнять самостоятельно. 1. Обведи верный ответ в овал. Какой темп чтения стихотворений Э.Н. Успенского: Быстрый, медленный. 2.Обведи верный ответ в овал. С какой силой голоса нужно читать стихотворения Э.Н. Успенского: Громко, тихо. 3.Обведи верный ответ в овал. Какие эмоции передаются в стихотворениях Э.Н. Успенского: Радость, грусть, веселье. -Ребята, давайте проверим ваши ответы, с ответами на слайде. -Ребята, какое стихотворения Э. Н. Успенского вам понравилось больше всего? (ответы детей) -Прочитайте, данное стихотворение в пол голоса -Ребята, с какими эмоциями будем читать это стихотворение? (веселье) -Ребята, скажите с помощью каких средств автор изображает смешные ситуации? -Какую смешную ситуацию он представляет в данном стихотворении? | Выстраивают последовательность выбранных действий Выполняют задание на карточке Проверяют полученные результаты, формулируют вывод Читают стихотворение в полголоса соответствии с учебной задачей Строят речевые высказывания в соответствии поставленной задаче | Фронтальная Индивидуальная Фронтальная | Карточка с заданием Слайд Power Point | Контроль учителя Самоконтроль Контроль учителя | переходить от чтения вслух к чтению про себя в соответствии с учебной задачей Понимать содержание, смысл прослушанного произведения: отвечать и формулировать вопросы по фактическому содержанию произведения; | Р: выстраивать последовательность выбранных действий; Р: принимать и сохранять учебную задачу П: формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов проведённого наблюдения; К: корректно и аргументированно высказывать своё мнение; строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей; | эмоционально эстетической оценки произведений оценка поведения и поступков персонажей художественных произведений в ситуации нравственного выбора; |