Конспект урока литературного чтения по теме:
« М. Горький «Случай с Евсейкой»
3 класс УМК «Школа России»
Цели: познакомить учащихся с произведением М. Горького «Случай с Евсейкой»; учить анализировать и оценивать прочитанное, понимать особенности художественного рассказа, его сюжета, совершенствовать технику чтения; развивать речь, умение использовать в речи образные сравнения
Формировать УУД:
Личностные УУД: формировать эстетические потребности, ценности и чувства, развитие эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
Регулятивные УУД: понимать цель и смысл выполняемых заданий; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; высказывать своё предположение.
Коммуникативные УУД: воспринимать мнение о прочитанном произведении сверстников; принимать участие в обсуждении прочитанного, использовать доступные речевые средства для передачи своего впечатления.
Познавательные УУД: умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Планируемый результат
Предметные: отвечать на вопросы по содержанию произведения и вести диалог о произведении, героях и их поступках; понимать и оценивать поведение героев произведения с морально-этических позиций и обогащать свой эмоционально-духовный опыт;
Личностные: наличие мотивации к работе на результат, к творческому труду. Владение коммуникативными умениями с целью реализации возможностей успешного сотрудничества с учителем и учащимися класса.
Метапредметные: готовность слушать собеседника и вести диалог
Ход урока
I. Организационный момент
Алло! Это море? Алло! Это море?
Вы слышите, Черное море, меня?
Ракушку я взял и стою в коридоре
И очень волнуюсь, на берег звоня.
Р. Сеф
– Сегодня мы сможем встретиться с морем вместе с одним очень хорошим человеком
II. Актуализация опорных знаний.
Анализ названия раздела.
- Прочитайте название раздела.
- С какими произведениями мы познакомимся в этом разделе?
- Чему мы научимся? Чему будем учиться?
– Рассмотрите иллюстрацию. Что вы на ней видите?
III. Сообщение темы урока. Определение целей урока
– Прочитайте фамилию автора.
– М. Горький создал много произведений о детях и для детей. Какие из них вы знаете?
– Прочитайте слова, записанные на доске: «...Любите книгу, она обеспечит вам жизнь, дружески поможет разобраться в пестрой и бурной путанице мыслей, чувств, событий, она научит вас уважать человека и самих себя, она открывает ум и сердце чувствам любви к миру, к человеку...».
– Как вы понимаете эти слова?
– Сегодня на уроке будем учиться правильному и осознанному чтению, ориентироваться в тексте и высказывать свою точку зрения; познакомимся с биографией М. Горького
IV. Подготовка к восприятию произведения. Знакомство с биографией автора
Максим Горький (1868 - 1936) - русский писатель. Настоящее имя писателя – Алексей Максимович Пешков.
Сейчас очень трудно сказать, что побудило писателя выбрать данный псевдоним, но существует мнение, что фамилию горький писатель взял из-за своей горькой судьбы: горького, безрадостного сиротского детства в доме деда, где за малейшую провинность он подвергался жестоким наказаниям; два класса начального училища, жизнь «в людях» – «мальчиком» при магазине «модной обуви», прислугой у чертежника, посудником на пароходах, учеником в иконописной мастерской – и трудной юности: случайная поденная работа, дворник, садовник, чернорабочий, грузчик на пристани… Имя – Максим – он взял в память об отце, который рано ушел из жизни.
– Определите цели урока, используя опорные слова:
• Мы познакомимся с…
• Мы узнаем…
• Мы вспомним…
• Мы сможем поразмышлять…
- Прочитайте название произведения.
V. Знакомство с произведением.
1. Подготовка восприятия учащихся к изучению нового материала.
– Можете вы предположить, о чем будет произведение?
Высказывания детей. – Хотелось бы вам поскорее узнать, какой случай произошел с Евсейкой?
2. Словарная работа
– Выясним значения слов, которые встретятся в рассказе «Случай с Евсейкой».
Лангусты – семейство беспозвоночных отряда десятиногих ракообразных. Длина
до 60 см.
Актинии (морские анемоны) – отряд морских кишечно-полостных клеточных коралловых полипов.
Кларнет – деревянный духовой язычковый музыкальный инструмент.
Голотурии (морские огурцы, морские кубышки) – класс морских беспозвоночных животных типа иглокожих. Тело обычно червеобразное, от 2 мм до 2 м.
Авиатор – специалист по управлению, вождению и обслуживанию летательных аппаратов.
Сепии – то же, что каракатицы.
Сифонофоры – колониальные свободноплавающие животные. Размер от 1 см до 3 м, у некоторых имеются нити (арканчики) длиной до 10 м, служащие для поимки добычи.
3. Чтение сказки М. Горького «Случай с Евсейкой».
(ЧТЕНИЕ СКАЗКИ УЧИТЕЛЕМ)- первые 3 абзаца
– Расскажите, как Евсейка очутился на морском дне.
- Как вы думаете, что могло произойти дольше?
(ПРОДОЛЖАЕМ ЧИТАТЬ)с. 6 до конца
– Каких морских животных повстречал Евсейка? (Лангустов, актиний, морских лилий, рака-отшельника, морскую черепаху, голотурию.)
- Реальные или сказочные эти животные?
– Почему морские обитатели приняли Евсейку за чудище? Прочитайте.
– Чему удивился Евсейка, оказавшись на дне морском?
(ЧТЕНИЕ с.8 до конца)
– О чем был его разговор с рыбами?
- Как Евсейка ответил на вопрос: «Откуда это вы взяли, что все рыбы немые?
- Давайте прочитаем диалог по ролям. Подумайте, с какой интонацией надо читать.
- Чего испугался Евсейка? Почему он не заплакал, испугавшись?
- Прочитай описания-сравнения тех морских обитателей, кто плавал вокруг Евсейки.
- Как Евсейка старался смотреть на всё вокруг?
(ЧТЕНИЕ ДО КОНЦА)
- Прочитайте песню-дразнилку, которую бормотали рыбы.
- Как к этим словам отнёсся Евсейка?
- Что предложил мальчик болтливой рыбе?
- Прочитайте песню, которую пела рыба, про себя. Все ли слова вам понятны?
- Прочитайте , что кричали маленькие рыбёшки. Какое слово использовал автор? (орут) Почему?
– Как Евсейка снова попал на берег?
- Прочитайте два последних абзаца.
– Рассмотрите иллюстрацию на с. 5. Какой отрывок произведения изобразил художник?
VI. Анализ произведения.
- Определите жанр произведения.
– Можно ли его назвать рассказ-сказка? Почему?
– Каким вам показался Евсейка?
(Евсейка («очень хороший человек») успешно «вынырнул» благодаря своей собранности и целеустремленности. Маленький рыбак – пример того, как нужно выходить из сложных жизненных ситуаций. Нас всех поджидают непростые испытания по жизни, но, как учит детей Максим Горький, нужно прилагать все усилия, чтобы пройти испытания, предлагаемые нам судьбой.)
– Представьте, что вы, так же как Евсейка, оказались в подводном царстве. Как бы вы себя повели?
– Что в сказке, рассказанной М. Горьким, вымысел, а что могло быть на самом деле?
В данном произведении показывается, что не все, что кажется таким реальным, может происходить по-настоящему. Евсейка долго сидел на солнце, перегрелся и уснул. Приснился ему сон, который научил многому, а особенно, - выходить из стрессовых ситуаций обдуманно отвечать на вопросы, ведь от ответов зависит жизнь.
Евсейка хочет заплакать от безысходности, ведь большая рыба назвала его утопленником, а от камня оторваться и поплыть наверх самостоятельно он не может. Чуждый ему мир затянул и не отпускает. Ребенок чувствует, что вот-вот заплачет, но ловит сеть на мысли, что слез все равно видно не будет и никого эта ситуация не разжалобит.
Мальчик настойчиво предлагает рыбам поиграть, на что те с удовольствием соглашаются, ведь плыть наверх, к мухам — действительно заманчивое предложение. Несмотря на все возражения большой рыбы, мальчик крепко хватается за жабры и спасается. Кто знает, почему ему приснился такой сон? Может потому, что он перегрелся на солнце и получил солнечный удар? Или потому что рыбалка — это такое скучное занятие и бегущие волны усыпили его? Кто знает. Понятно лишь то, что Евсейка боролся за свое спасение всеми силами.
VII. Домашнее задание
• Читать по ролям разговор Евсейки и рыб
VIII. Итог урока. Рефлексия
– Что особенно заинтересовало вас во время урока?
– Что нового узнали ?
– С каким произведением вы сегодня познакомились? Кто его автор?
– Понравилось ли вам произведение? Какие чувства оно у вас вызвало? О чем заставляет задуматься?
– Понравилась ли вам работа на уроке? Оцените себя.