Тема урока: Л. Н. Толстой «Русак»
Ход урока
I. Организационный момент
II. Мотивация
Я вам предлагаю самим угадать автора и название произведения, с которым мы сегодня будем знакомиться. Сначала угадаем автора:
Великий русский писатель, который писал рассказы о детях и животных
Жил в Ясной Полян
Показать портрет Толстого
- В каких жанрах работал Толстой (работа в группах)
. Посмотрите на этих зайцев. Один – беляк, другой – русак. Чем они отличаются. Ответы детей. Обобщение ответов.
Беляк – более мелкий, живет в лесу, грызет кору, зимой белого цвета, только ушки черные.
Русак – более крупный, живет на открытых местах, подходит к жилью людей, зимой шкурка не совсем белая. И тот и другой днем спят, а ночью ищут корм.
Итак, сегодня будем читать рассказ Л. Н. Толстого «Русак»
IIIСловарная работа:
Перед чтением текста выясним значение слов.
IV. Работа над рассказом. Первичное восприятие текста
Я вам прочитаю рассказ, а вы ответьте на вопрос.
-К какому жанру относится произведение?
Чтение учителя.
- Понравилось ли произведение? Что понравилось?
- -К какому жанру относится произведение? (Научно-познавательный рассказ)
V. Чтение рассказа вслух, с комментированием по абзацам,
1 Абз.
- Где жил заяц?
-Когда происходят события, описанные в рассказе?
-Какая была погода в ту ночь?
-Каким был снег?
-Итак, когда пришла ночь, как вел себя заяц?
-Как вы думаете, почему заяц так вел себя?
2 Абз.
- Куда собрался заяц?
-Почему было слышно далеко вокруг?
3 Абз
- Кого заяц встретил на дороге?
- Какие слова говорят о том, что был сильный мороз?
4 Абз. (дети читают самостоятельно, составляют по 2 вопроса по содержанию.)
- Какая неприятность случилась с зайцем?
- Почему собака утонула в снегу, а заяц – нет?
- Кого встретил заяц на поле?
- Что они делали?
-Ребята, а вы догадались, почему зимой заяц жил подле деревни?
VI.Творческая доработка текста
У. Ребята, попробуйте изменить текст со слов: "Собачонка от обоза увидала зайца. Она залаяла и бросилась за ним". Предположите, как дальше могли развиваться события. (2-3 предложения)
5 абзац
См.вопрос в учебн №3:как автор описывает рассвет
- Прочитайте описание деревни, куда наконец-то добрался заяц.
6 абзац
-Догадайтесь, ребята, сколько времени пробыл заяц в деревне?
- Подтвердите это словами из текста.
- Как заяц укладывался спать?
- Почему так?
См.вопрос в учебн № 4. Что нового узнали из жизни зайца-русака? Расскажите.
Что хотел сказать нам Толстой этим рассказом?
Какая жизнь у зайцев зимой?
Как мы можем помочь диким животным?
VII. Подведение итог урока
Какая главная мысль рассказа?
ХIII. Домашнее задание
У. Сочините небольшой рассказ (сказку) на тему: "Как зайчишка в лесу заблудился". Используйте опорные слова: зима, белочка, загляделся, охотник, испугался, блуждал, встретил, олень, еле добрался, нора.