Тема. С. Михалков «Котята»
Цели:
продолжить формирование навыка осознанного, выразительного чтения учащихся;
совершенствовать умение работать над содержанием текста;
формировать умение последовательного пересказа;
создать содержательные и организационные условия для развития у школьников мыслительных операций: анализа, синтеза, сравнения, обобщения, доказательства;
воспитывать интерес к чтению, коммуникативные качества, умение работать в группе;
способствовать воспитанию любви и заботливого отношения к животным;
Ход урока:
1.Организационный момент.
Всем, доброе утро!
(дети хором произносят слова, написанные на плакате)
Мы –умные, мы – дружные, мы – внимательные!
Мы – старательные! Хорошо мы учимся, всё у нас получится!
- Я присоединяюсь к вашим пожеланиям.
2.Разминка. (дыхательная и артикуляционная гимнастика)
«Злая собака»(глубокий вдох носом, выдох сначала сильный, потом звук [р]),
«Тишина» (глубокий вдох носом, палец к губам, выдох [ш – ш - ш])
Растяните губы в улыбку и досчитайте до семи.
Закройте рот, выполняйте круговые движения языком между зубами и губами
Произнесите:
Де – де – де кто в воде?
Дил – дил – дил - крокодил.
Ать – ать – ать – мелом будем рисовать,
Ко – ко – ко – кошка любит молоко.
3.Погружение в ситуацию.
Стук в дверь. Под песню «Песенка друзей» входят герои . Они читают стихи С. Михалкова «Бараны», «Дядя Стёпа», «А что у вас»
- Из каких произведений пришли герои?
-Что их объединяет? (Автор Сергей Михалков)
- Сегодня мы начнём знакомиться с творчеством человека, герои книг которого вам известны. Это Сергей Михалков.
Вглядитесь в это лицо. Что бы вы могли сказать об этом человеке? (выслушиваются ответы детей). Он написал много стихов о животных.
(Мяукает котёнок).
-Ой, что это?
Мордочка усатая,
Шубка полосатая,
Часто умывается,
А с водой не знается.(учитель достаёт игрушку)
- Кто это?
- По каким признакам догадались, что это кошка? (на мордочке усы, шерсть полосатая, умывается без воды).
-Кто видел как кошка умывается?
Давайте и мы умоемся как кошка (умываются)
-У кошки для вас сюрприз. Она хочет вас кое с кем познакомить .
(открываются картинки с котятами)
- Кто это?
-Сколько котят у меня в руках?
- А как мы скажем, когда их будет много? (котята).
-Составьте слово «Котята» на доске (таблички с буквами).
-Кто догадался, какой будет тема нашего урока?(предположения детей).
-Чтобы котята появились у нас в гостях вам нужно очень красиво научиться читать стихотворение. Для этого потренируемся читать трудные слова, которые нам встретятся в стихотворении .
4. Словарная работа .
Кот – котёнок – котята
Гадали – решали
Белый – смелый – умный – шумный
Ребята – котята
Длинные слова прочитаем по слогам
По – смо – треть по – счи – тать по – слу – шай – те пят - ныш – ко
рас – ска – зать
-Молодцы!
5. Работа с текстом.
-А сейчас сядьте удобно и послушайте стихотворение «Котята» (учитель читает часть стихотворения)
- О ком говорится в стихотворении?
- Сколько было котят?
-Как их называли?
-Давайте прочитаем этот текст вместе хором.
- Как мы должны его читать? (правильно, выразительно)
- Попробуйте догадаться, на что похоже это стихотворение? Почему? (на считалку)
-Где используется считалка?
-Как С. Михалков описывает котят? (зачитывают)
-Что значит Умный? Шумный?
Шумные котята любят бегать за клубочками и ловить бабочек.
Представим себя котятами и немного отдохнём.
ФИЗМИНУТКА «Котята»
Пушистые комочки
Умыли лапкой щечки,
Умыли лапкой носик,
Умыли лапкой глазки –
Правый глазик, левый глазик.
Умыли лапкой ушки –
Правое ушко, левое ушко.
Все котятки мыли лапки:
Вот так, вот так!
Мыли ушки, мыли брюшки:
Вот так, вот так!
А потом они устали,
Сладко, сладко засыпали:
Вот так, вот так!
6. Работа над выразительным чтением.
-Сейчас мы будем читать это стихотворение выразительно. Что значит читать выразительно? (выделяя голосом слова, соблюдать паузы).
Предлагаю послушать стихотворение (исполняет автор - аудиозапись).
-Попробуйте сами прочитать это стихотворение, передавая голосом чувства героев (чтение в парах).
-Кто хочет прочесть стихотворение вслух? (2 – 3 человека)
Оцените чтение своих товарищей.
В классе есть любители кошек.
Любители кошек первого ряда готовятся прочесть выразительно стихотворение
Любители кошек второго ряда выполняют следующее задание:
-Найдите в тексте и зачитайте, как выглядели котята.
Любители кошек третьего ряда расскажут об этих весёлых котятах по картинкам, используя слова из текста.
По считалке определите где какой котенок и соедините линией (читаем хором).
-Когда берёшь на воспитание кошку, надо помнить, что ты конца жизни своего питомца за него в ответе. Несмотря ни на что, кошки маленькие и беззащитные по отношению к людям. ЛЮБИТЕ И БЕРЕГИТЕ ИХ!
7. Итог урока.
- Ребята, с каким писателем вы сегодня познакомились? А достигли мы целей нашего урока? Что вам больше понравилось? А что было сложно? Покажите своё настроение. Дай оценку своей деятельности на уроке:
На уроке я узнал(а)...
На уроке я похвалил(а) бы себя за...
После урока мне захотелось...
Сегодня я сумел(а)...
Ребята, вы сегодня все прекрасно работали. Спасибо за урок.