1 | Организационный момент | Прозвенел звонок. Все встали, вышли из-за парт. Встали ровно, спинки выпрямили. Сейчас у нас с вами урок литературного чтения. Проверьте, все ли необходимое для урока у вас подготовлено. На парте должны лежать учебник по лит.чтению, тетрадь на печатной основе, пенал, дневник. Садитесь. | | |
3 | Определение учащимися имени и фамилии нового автора, названия нового произведения. | Сегодня мы познакомимся с произведением уже известного для нас писателя. Как его зовут, вы узнаете сами. Поднимите глазки на экран. Здесь зашифрованы имя и фамилия автора. Расшифруйте их. (слайд) Молодцы! А теперь определим название произведения. На слайде представлено название.? Скажите, как же называется произведение В.Осеевой? (слайд) Верно! | Валентина Осеева «Кто хозяин?» | |
4 | Формулирование темы и целей урока Подготовительная работа А)Ознакомление со сведениями из биографии автора Б) Словарная работа В) Введение учащихся в тему чтения | Ребята, давайте сформулируем тему нашего урока. Для этого нам нужно на место пропусков вставить подходящие по смыслу слова из справки. (Слайд) Кто может назвать тему урока? Зная тему, сформулируем и цель нашего урока. Мы сформулировали тему и цель нашего урока. Приступим к работе. Сначала я немного расскажу вам о Валентине Осеевой. После рассказа я задам вам вопрос, поэтому слушайте меня внимательно. (слайд) Валентина Александровна Осеева родилась в Киеве 15 апреля 1902 года Она мечтала стать актрисой, и даже училась на актрису в институте. Но закончить его не удалось, так как её семья переехала в Москву Валентина Осеева работала воспитателем в детприёмнике. Для своих воспитанников Валентина Александровна сочиняла сказки и пьесы, также придумывала игры. Именно по требованию своих воспитанников Осеева решила публиковать свои рассказы. В. А. Осеева публиковала свои произведения для детей в журналах, писала сборники рассказов для детей. Книги В.А. Осеевой рассказывают о детской дружбе, порядочности, взаимовыручке. Итак вы внимательно прослушали мой рассказ. Теперь попробуйте ответить на вопрос, для кого В.Осеева писала свои произведения? Почему она писала сказки и рассказы именно для детей? Молодцы, вы были очень внимательны и смогли верно ответить на вопрос. В произведении В.Осеевой «Печенье» вам встретятся слова, значение которых необходимо уточнить. Овчарка вскарабкался (слайды) Мы узнали значение новых для нас слов, которые встретятся нам . А сейчас мы познакомимся с самими произведением. Сейчас я буду читать произведение Валентины Осеевой «Кто хозяин?», а вы внимательно слушайте, попробуйте уловить эмоции, которые возникнут у вас при прослушивании. (слайд) | Валентина Осеева «Кто хозяин?» Цель урока: познакомиться с произведением В.Осеевой «Кто хозяин?» учиться его правильно, выразительно читать. В.Осеева писала свои произведения для детей, т.к. работала воспитателем и сочиняла для воспитанников сказки, пьесы. | |
7 | Проверка первичного восприятия | Я прочитала произведение. Скажите, понравилось ли вам произведение? Можете ли вы назвать его интересным? Что в нем вам понравилось? О чем рассказывается в этом произведении? -Как у Коли и Вани появилась собака Жук? (Коля и Ваня её подобрали.) -Как мальчики отнеслись к собаке? -Подумайте, как можно озаглавить эту часть? (Коля и Ваня нашли собаку. Находка.) -Продолжаем дальше. И прочитаем следующую часть -Почему поспорили мальчики? (Спорили о том, кто является хозяином Жука.) -Какое чувство вы испытывали при чтении этой части? -Как можно озаглавить эту часть? (Спор- кто хозяин Жука) ( --Продолжаем работу. Прочитаем далее рассказ. ( чтение) -Что произошло с собакой ребят? -Кто бросился на помощь к собаке Жук? -Какое чувство вы испытывали при чтении этой части? -Как можно озаглавить эту часть рассказа? (Коля спас Жука. Спасение ) | | |
8 9 | Физкультминутка Чтение учащимися. Анализ художественного произведения | Мы хорошо потрудились. Теперь встаньте, выйдите из-за парт. Сейчас я буду называть слова, если такие слова есть в тексте произведения - вы должны присесть, если таких слов нет- потянуться ручками вверх. Давайте попробуем. Молодцы. Теперь восстановим дыхание. Садитесь за парты. Сели ровно, спинки выпрямили. Продолжаем работу над произведением В.Осеевой «Кто хозяин?» Сейчас мы еще раз прочитаем произведение. Все следят по учебнику, вслух читает ……. . 1 часть -Почему Жук оказался у Вани и Коли? - Как вы думаете, почему собака выздоровела? 2 часть - О чём горячо спорили мальчики? - Почему никто не хотел уступать? 3 часть - Какие качества характера проявили герои рассказа? - Чем закончился спор мальчиков? Ребята, как вы думаете, к какому жанру можно отнести это произведение? Почему? (рассказ. Небольшой по объему, несколько героев) Верно. А сейчас прочитаем рассказ по частям и проанализируем происходящие события. | | |
10 | Вторичный синтез произведения (творческая работа) | - Как бы вы поступили, оказавшись на месте Коли и Вани? - Прочитаем название рассказа , почему же рассказ называется «Кто хозяин»? - Как вы думаете, кто же оказался настоящим хозяином Жука? - Чему учит нас этот рассказ? Друг - этот тот, который может помочь в трудную минуту, поддержать тебя во многих вопросах, он никогда не предаст, не обманет. Это человек, на которого можно положиться.) Настоящая дружба проверяется не на словах, а на деле. Нельзя бросать друга в трудную минуту, ведь ты тоже можешь оказаться в подобной ситуации. Книги Валентины Осеевой рассказывают о вечных ценностях – дружбе, порядочности, взаимовыручке. Поэтому герои её книг интересны и по сей день. | | |