СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока литературного чтения по теме: В.В. Голявкин «Никакой я горчицы не ел».

Нажмите, чтобы узнать подробности

ОНЗ

Цель урока: расширить знания о творчестве В.В. Голявкина; помочь понять смысл произведения; учить анализировать поступки героев; отрабатывать навыки выразительного чтения.

Задачи урока:

образовательные: обеспечить первичное восприятие текста, понимание его содержания на материале изучаемого произведения; создать условия для формирования читательских умений,

развивающие: развивать связную речь, формировать умение выразительно читать; обогащать словарный запас; расширять кругозор, развивать логические операции, мышления, анализ, синтез  воспитательные: воспитывать любовь к книгам и чтению, ценностное отношение к животным, правильно называть автора, тему, жанр произведения; умение видеть необычное в простых событиях

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока литературного чтения по теме: В.В. Голявкин «Никакой я горчицы не ел».»

Предмет: Литературное чтение

Класс:4

Тема: В.В. Голявкин «Никакой я горчицы не ел».

Тип урока: ОНЗ

Цель урока: расширить знания о творчестве В.В. Голявкина; помочь понять смысл произведения; учить анализировать поступки героев; отрабатывать навыки выразительного чтения.

Задачи урока:

образовательные: обеспечить первичное восприятие текста, понимание его содержания на материале изучаемого произведения; создать условия для формирования читательских умений,

развивающие: развивать связную речь, формировать умение выразительно читать; обогащать словарный запас; расширять кругозор, развивать логические операции, мышления, анализ, синтез
воспитательные: воспитывать любовь к книгам и чтению, ценностное отношение к животным, правильно называть автора, тему, жанр произведения; умение видеть необычное в простых событиях.



ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ УРОКА:

ПРЕДМЕТНЫЕ: умение осознанно воспринимать содержание произведения и работать над ним, умение определять героев произведения, отвечать на вопросы по содержанию, умение определять последовательность событий произведения , анализировать поступки героев, умение ориентироваться в нравственном содержании прочитанного.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ:-читать вслух слова, предложения, плавно читать целыми ловами используя интонационную паузу.

УУД

ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ – умение работать с текстом, поиск и выделение информации, построение логической цепи рассуждений, смысловое восприятие художественного текста, умение осуществлять операции обобщения, синтеза, конкретизации;

РЕГУЛЯТИВНЫЕ – умение сохранять учебную задачу, умение прогнозировать, умение контролировать и корректировать свою деятельность, адекватно воспринимать оценку учителя и сверстников.

КОММУНИКАТИВНЫЕ -умение формулировать собственное мнение, аргументировать свою точку зрения, строить высказывание в монологической и диалогической форме.

ЛИЧНОСТНЫЕ:-осуществляет нравственно-этическое оценивание через выявление морального содержания и нравственного значения поступков персонажей

Средства обучения: учебник, презентация.

Литература: УМК Школа России, Литературное чтение 4 класс 2 часть Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г.


ПК

ОК

ПО

У

1.1,1.2,1.3,1.4,1.5,4.1, 4.2

1.2.4.7

1.2.3.6.7.

1-12, 21-26


ХОД УРОКА:

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ

УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОБУЧАЮЩИХСЯ

  1. Мотивация к учебной деятельности.

- Здравствуйте, ребята!

- Прочитайте внимательно пословицу.

«Книга — зеркало жизни».

- Как вы понимаете смысл этой пословицы?

- Книга – удивительный мир. Это источник знаний


и мудрости. Сегодня на уроке мы с вами продолжим путешествие в увлекательный мир чтения. Я думаю, вы узнаете что-то новое и станете мудрее.

-Приветствуют учителя.

-Читают.


-Объясняют смысл пословицы, выражают свое отношение к книге и чтению.







2. Актуализация знаний.

Речевая разминка:

- Начнем с речевой разминки. Прочитайте хором. Что это? Какие звуки в скороговорке повторяются?

- Прочитаем скороговорку сначала медленно, вместе со мной, потом увеличивая темп.

- Чтение скороговорки по рядам.

Драчун Петя ( слайд)

Петя драться любит очень,

С ним играть никто не хочет.

На друзей не дуйся, брат,-

Сам ты в этом виноват!

Драчунов и нытиков

Пусть исправит

Критика.

С. Маршак

Проверка домашнего задания.

- Выразительное чтение рассказа В.Ю. Драгунского.









-Воспринимают, повторяют за учителем







- Проверяют домашнее задание.





3. Первичный синтез.

- Прочитайте, что здесь написано, соблюдая указанный порядок.

ЧИАТИВОВМЛКРВДИЯОРИКВЛОГИН

6 2 11 4 17 12

8 10 3 14 5 9 15 18 7 21 19 1

24 23 22 16 13 20 25 26

- Знакомо ли вам это имя?

- Прочитайте название рассказа.

- Не показалось ли оно вам странным?

- Как вы думаете, о чем рассказ?

- Сформулируйте тему нашего урока.

- Сформулируйте цель нашего урока.

Слайд. ( На экране. Познакомиться с творчеством … и его произведением «...» ; учиться правильно и … читать произведение; отвечать на … ; делить … на части.)

- Виктор Владимирович Голявкин






- Отвечают.

- Читают.

- Отвечают .


- В.В. Голявкин «Никакой горчицы я не ел»


- Формулируют цель.

4. Вторичный синтез.

- Рассказ учителя о писателе. (слайд)

Виктор Владимирович Голявкин родился 31 августа 1929 г. в Баку. Наперекор родителям, музыкальным педагогам, мечтавшим видеть сына музыкантом, Голявкин выбрал живопись. Среди друзей-подростков, на­чинавших вместе с ним, — впоследствии известные художники Т. Салахов и Т. Нариманбеков. Поступил в художественное училище в Самарканде, переехал с ним в Ташкент. Когда училище закрыли, поступил в художе­ственное училище в Сталинобаде, которое

окончил с отличием в 1953 г. После года учебы в


ленинградской художественной школе при Инсти­туте живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е. Репина (Академия художеств) поступил в этот институт и окончил его в 1960 г. с дипломом театрального художника.

В Ленинграде стал одним из лидеров формировавшегося художест­венного авангарда. Среди близких ему живописцев Голявкин называл О. Целкова, М. Казанского и М. Аветисяна. Тогда же были написаны и первые рассказы для взрослых, экспериментальная форма которых сделала их предметом подражания молодых литераторов (под их непо­средственным влиянием написаны ранние рассказы А. Битова). Форма рассказов была столь непривычна, что они не смогли тогда увидеть свет (последние из неизданных произведений тех лет были опубликованы лишь в 1999-2000 гг.). Отдушиной для В.В. Голявкина стала детская литература. Свой­ственные его прозе этого периода черты как нельзя лучше подходили для детского повествования, хотя собственно повествования в его детских рассказах почти нет. Острый короткий диалог, где слова двоятся и троят­ся, отчего изменяется смысл сказанного и благодаря таким изменениям формируется сюжет рассказа, венчает чаще всего парадоксальная острая концовка. При этом произведения отнюдь не лишены необходимой для такого рода литературы назидательности. Появившийся в майском но­мере журнала «Костер» за 1958 г. рассказ «Как решался сложный вопрос» знаменовал рождение необычного прозаика: именно как детского писате­ля уже в 1961 г. Голявкина приняли в Союз писателей СССР. Особняком стоит книга путевых заметок «Города и дети» (1967). Иное дело написанные о детях и для детей несколько повестей В.В. Голявкина. Тут и созданные на современном материале повесть «Ты приходи к нам, приходи» (о том, как складываются отношения обитате­лей пионерского лагеря и мальчика, который отдыхает рядом в деревне), и повесть «Этот мальчик» (о мальчишке, которого можно коротко охарак­теризовать: «еще тот»), и произведения, рассказывающие о прошлом, — вероятно, самая известная вещь Голявкина «Мой добрый папа» (1964) о чудаковатом человеке, довоенном интеллигенте, чья жизнь не совсем сложилась (мечта сочинять музыку так и осталась мечтой, но он трудит­ся, дирижирует оркестром) и чья смерть на войне высветила личность и жизнь этого человека особым образом: он не герой, ибо выполнять свой человеческий долг — вовсе не

героизм, а обязательное условие, духовная необходимость для такого рода людей. Повесть «Полосы на окна» (1971) рассказывает о том же маленьком герое, чей отец ушел на фронт, о его житье в годы войны, о мальчишеских интересах, постепенно отходящих на второй план, — герой взрослеет. Примерно о том же времени идет речь и в повести «Рисунки на асфальте» (1965). Во всех трех повестях присутствуют автобиографические мотивы. Умелый рисовальщик, Голявкин сам оформил большинство своих детских книжек и в члены Союза художников СССР в 1973 г. был принят по секции графики. Сам он считал себя в первую очередь живописцем. Картины В.В. Голявкина выставлялись на Международной выставке н Москве (1957), на I Всероссийской выставке книжной графики в Союзе художников в Ленинграде (1975). В 1990 г. прошла персональная выставка м ленинградском Доме писателя. Две живописные работы раннего пе­риода были приобретены Государственным Русским музеем. Умер Голявкин в Петербурге 27 июля 2001 г.

Словарная работа.

- Найдите значения слова.

ПАТЕНТ

- Подберите синонимы к слова: помочь, угадать.




- Подберите антоним к слову скучно.

- Объясните выражения.

Гляди-ка, парень как рот раскрыл.

Попусту не катайся.

- Чтение рассказа на с.29-34 учебника учащимися.

- От чьего имени ведется рассказ? Почему автор использует такой прием?

- Почему герой попадает в нелепые ситуации?

- Как характеризуют мальчика его поступки? Что о нем думают окружающие? Как к герою относится автор?

- Так почему же испортилось настроение мальчика?

- Слушают. Воспринимают.




























































































- Документ, дающий изобретателю исключительное право на его изобретение.



- Содействовать, выручить, прийти на помощь, поддержать.

Прочитать, отгадать, догадаться, почувствовать, почуять, попасть в точку.

- Весело, интересно, увлекательно.

- Объясняют.



- Читают рассказ по цепочке.


- От лица мальчика.


- Отвечают, предполагают.




- Мальчику стало грустно к концу прогулки, так как он понял, что совершил плохой поступок и его при этом разоблачили. Он понял, что виноват в своих заключениях сам, так как не хочет учиться.

5. Рефлексия учебной деятельности на уроке.

-Сегодня мы узнали много нового, теперь проверим, что же именно мы узнали.

-Назовите имя писателя, с творчеством которого мы сегодня познакомились на уроке.

-С каким произведением познакомились?

- В чем основная мысль рассказа?

- Чтобы вы посоветовали герою?

- Почему автор назвал свой рассказ «Никакой горчицы я не ел»? Что он хотел сказать свои читателям?

- Что вы узнали об авторе?

-За что вы можете похвалить себя?

-Что было трудно?

Домашнее задание: написать мини-сочинение о прогульщике.



-Отвечают на вопросы

-Высказывают свое мнение


-Оценивают свою деятельность на уроке.









-Записывают домашнее задание.


Учитель:_______________________________

Оценка:________________________________