Речевая разминка: - Начнем с речевой разминки. Прочитайте хором. Что это? Какие звуки в скороговорке повторяются? - Прочитаем скороговорку сначала медленно, вместе со мной, потом увеличивая темп. - Чтение скороговорки по рядам. Драчун Петя ( слайд) Петя драться любит очень, С ним играть никто не хочет. На друзей не дуйся, брат,- Сам ты в этом виноват! Драчунов и нытиков Пусть исправит Критика. С. Маршак Проверка домашнего задания. - Выразительное чтение рассказа В.Ю. Драгунского. | -Воспринимают, повторяют за учителем - Проверяют домашнее задание. |
- Прочитайте, что здесь написано, соблюдая указанный порядок. ЧИАТИВОВМЛКРВДИЯОРИКВЛОГИН 6 2 11 4 17 12 8 10 3 14 5 9 15 18 7 21 19 1 24 23 22 16 13 20 25 26 - Знакомо ли вам это имя? - Прочитайте название рассказа. - Не показалось ли оно вам странным? - Как вы думаете, о чем рассказ? - Сформулируйте тему нашего урока. - Сформулируйте цель нашего урока. Слайд. ( На экране. Познакомиться с творчеством … и его произведением «...» ; учиться правильно и … читать произведение; отвечать на … ; делить … на части.) | - Виктор Владимирович Голявкин - Отвечают. - Читают. - Отвечают . - В.В. Голявкин «Никакой горчицы я не ел» - Формулируют цель. |
- Рассказ учителя о писателе. (слайд) Виктор Владимирович Голявкин родился 31 августа 1929 г. в Баку. Наперекор родителям, музыкальным педагогам, мечтавшим видеть сына музыкантом, Голявкин выбрал живопись. Среди друзей-подростков, начинавших вместе с ним, — впоследствии известные художники Т. Салахов и Т. Нариманбеков. Поступил в художественное училище в Самарканде, переехал с ним в Ташкент. Когда училище закрыли, поступил в художественное училище в Сталинобаде, которое окончил с отличием в 1953 г. После года учебы в ленинградской художественной школе при Институте живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е. Репина (Академия художеств) поступил в этот институт и окончил его в 1960 г. с дипломом театрального художника. В Ленинграде стал одним из лидеров формировавшегося художественного авангарда. Среди близких ему живописцев Голявкин называл О. Целкова, М. Казанского и М. Аветисяна. Тогда же были написаны и первые рассказы для взрослых, экспериментальная форма которых сделала их предметом подражания молодых литераторов (под их непосредственным влиянием написаны ранние рассказы А. Битова). Форма рассказов была столь непривычна, что они не смогли тогда увидеть свет (последние из неизданных произведений тех лет были опубликованы лишь в 1999-2000 гг.). Отдушиной для В.В. Голявкина стала детская литература. Свойственные его прозе этого периода черты как нельзя лучше подходили для детского повествования, хотя собственно повествования в его детских рассказах почти нет. Острый короткий диалог, где слова двоятся и троятся, отчего изменяется смысл сказанного и благодаря таким изменениям формируется сюжет рассказа, венчает чаще всего парадоксальная острая концовка. При этом произведения отнюдь не лишены необходимой для такого рода литературы назидательности. Появившийся в майском номере журнала «Костер» за 1958 г. рассказ «Как решался сложный вопрос» знаменовал рождение необычного прозаика: именно как детского писателя уже в 1961 г. Голявкина приняли в Союз писателей СССР. Особняком стоит книга путевых заметок «Города и дети» (1967). Иное дело написанные о детях и для детей несколько повестей В.В. Голявкина. Тут и созданные на современном материале повесть «Ты приходи к нам, приходи» (о том, как складываются отношения обитателей пионерского лагеря и мальчика, который отдыхает рядом в деревне), и повесть «Этот мальчик» (о мальчишке, которого можно коротко охарактеризовать: «еще тот»), и произведения, рассказывающие о прошлом, — вероятно, самая известная вещь Голявкина «Мой добрый папа» (1964) о чудаковатом человеке, довоенном интеллигенте, чья жизнь не совсем сложилась (мечта сочинять музыку так и осталась мечтой, но он трудится, дирижирует оркестром) и чья смерть на войне высветила личность и жизнь этого человека особым образом: он не герой, ибо выполнять свой человеческий долг — вовсе не героизм, а обязательное условие, духовная необходимость для такого рода людей. Повесть «Полосы на окна» (1971) рассказывает о том же маленьком герое, чей отец ушел на фронт, о его житье в годы войны, о мальчишеских интересах, постепенно отходящих на второй план, — герой взрослеет. Примерно о том же времени идет речь и в повести «Рисунки на асфальте» (1965). Во всех трех повестях присутствуют автобиографические мотивы. Умелый рисовальщик, Голявкин сам оформил большинство своих детских книжек и в члены Союза художников СССР в 1973 г. был принят по секции графики. Сам он считал себя в первую очередь живописцем. Картины В.В. Голявкина выставлялись на Международной выставке н Москве (1957), на I Всероссийской выставке книжной графики в Союзе художников в Ленинграде (1975). В 1990 г. прошла персональная выставка м ленинградском Доме писателя. Две живописные работы раннего периода были приобретены Государственным Русским музеем. Умер Голявкин в Петербурге 27 июля 2001 г. Словарная работа. - Найдите значения слова. ПАТЕНТ - Подберите синонимы к слова: помочь, угадать. - Подберите антоним к слову скучно. - Объясните выражения. Гляди-ка, парень как рот раскрыл. Попусту не катайся. - Чтение рассказа на с.29-34 учебника учащимися. - От чьего имени ведется рассказ? Почему автор использует такой прием? - Почему герой попадает в нелепые ситуации? - Как характеризуют мальчика его поступки? Что о нем думают окружающие? Как к герою относится автор? - Так почему же испортилось настроение мальчика? | - Слушают. Воспринимают. - Документ, дающий изобретателю исключительное право на его изобретение. - Содействовать, выручить, прийти на помощь, поддержать. Прочитать, отгадать, догадаться, почувствовать, почуять, попасть в точку. - Весело, интересно, увлекательно. - Объясняют. - Читают рассказ по цепочке. - От лица мальчика. - Отвечают, предполагают. - Мальчику стало грустно к концу прогулки, так как он понял, что совершил плохой поступок и его при этом разоблачили. Он понял, что виноват в своих заключениях сам, так как не хочет учиться. |
-Сегодня мы узнали много нового, теперь проверим, что же именно мы узнали. -Назовите имя писателя, с творчеством которого мы сегодня познакомились на уроке. -С каким произведением познакомились? - В чем основная мысль рассказа? - Чтобы вы посоветовали герою? - Почему автор назвал свой рассказ «Никакой горчицы я не ел»? Что он хотел сказать свои читателям? - Что вы узнали об авторе? -За что вы можете похвалить себя? -Что было трудно? Домашнее задание: написать мини-сочинение о прогульщике. | -Отвечают на вопросы -Высказывают свое мнение -Оценивают свою деятельность на уроке. -Записывают домашнее задание. |