Тема. Звуковые впечатления. И. Бунин «Листопад»
-знать биографию И. Бунина
-уметь читать произведение с соблюдением норм произношения, правильным интонированием, использованием логических ударений и темпа речи, выражая, таким образом, понимание прочитанного
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Примечание |
1. Организационный этап | - Здравствуйте. Меня зовут Валентина Николаевна, и сегодня я проведу у вас урок литературного чтения. Подравняйтесь. Садитесь. Проверьте, все ли необходимое готово к уроку – сегодня вам понадобится учебник | Слушают учителя. Садятся на свои места | |
2. Подготовка к восприятию | - Отгадайте загадку. Утром мы во двор идем, Листья сыплются дождем. Кто скажет, кто знает, Когда это бывает? - По каким признакам вы догадались? Какие приметы осени вы знаете? Назовите осенние месяцы по порядку. - Если взять первые буквы этих слов, то какое слово получится? -Природа готовится ко сну. Совершим путешествие в осенний лес, полюбуемся его красотой, а поведет нас туда Иван Бунин. Знаком ли вам этот поэт? -С его биографией мы познакомимся подробнее, узнав интересные факты из его жизни -Писатель происходил из древнего, но обедневшего рода. Его детство прошло в нужде. Семья была многодетной - всего в семье родилось девять детей Бунин поступил в гимназию, но учился там только четыре года. Считается, что он не мог продолжать дальнейшее обучение по причине крайне бедности. Огромное влияние на юного Бунина оказал старший брат Юлий. Он привил будущему писателю любовь к литературе и сочинительству. Благодаря этому Иван Алексеевич смог получить аттестат. В роду Бунина было немало выдающихся личностей. Были среди них и литераторы. Когда началась Вторая мировая война, создал много произведений, в которых горячо поддерживал советскую армию. Когда война закончилась, Бунин вернулся в Париж. Первоначально он желал возвратиться в Россию и даже получил разрешение властей. Но потом он изменил свое решение и остаток жизни провел в милой его сердцу Франции. -чтобы узнать название произведения, с которым мы будем сегодня знакомиться вам надо составить слово на доске -Откройте учебник на с. 34 -Как вы понимаете значение слова «листопад»? -Что еще вы заметили? -Какую цель мы поставим на урок? Задачи? . | - Осенью -в загадке сказано, что осыпаются листья -день становится короче, желтеют и осыпаются листья, улетают перелетные птицы, становится холодно -сентябрь, октябрь, ноябрь - Сон -отвечают на вопрос учителя -1 ребенок выходит и составляет слово «листопад» -листопад – это процесс опадания листьев с деревьев - Это отрывок из произведения -Познакомимся с отрывком и постараемся увидеть осень глазами поэта, разберемся в чувствах и настроении | слайд1 Слайд2 слайд3 на доске карточки с буквами Слайд4 |
3. Проверка первичного восприятия | (Учитель читает стихотворение на с. 34—35.) Вам понравилось стихотворение? Какие картины вы представили? Какие чувства испытали? Чем восхищался поэт? | -высказывают свое мнение по поднятой руке -поэт восхищался лесом, что стоит над поляной; голубой лазурью неба; запахами, витающими в лесу; игрой последнего мотылька | |
4. Повторное чтение текста | Прочитайте слова Михаила Потаповича на странице 35 Итак, на сколько частей разделен отрывок? Прочитаем первую часть на с. 34 по цепочке. С чем поэт сравнивает лес? А почему лес расписной? Кто его расписывал? Какую цветовую картину создает поэт? Перечитайте слова, при помощи которых автор передает цветовую гамму осеннего леса. Обратите внимание на цвета, ведь в палитре красок нет таких цветов. Какое впечатление они произвели на героя-рассказчика? Важно ли только обозначение цветов или то впечатление, которое они произвели на него? Подтвердите словами из текста Как вы думаете, почему лес стоит стеной? Что представляют собой стены леса? Прочитайте следующие шесть строчек. Как вы думаете, старается ли поэт создать впечатление особого «лесного терема»? Найдите строчки, где говорится, что И. Бунин включает в понятие «терем», где он стоит. Какая строчка напоминает о теремных башнях? Где говорится о резьбе? Чего же не хватает нашему терему? Найдите, как поэт говорит об этом в стихотворении. На каких двух цветах держится картина лесного терема? Понравилась ли вам эта картина? Какое настроение она создает? Перечитайте последнее четверостишие первой части. Какое новое яркое впечатление поэт добавил к картине осени? С чем оно связано? Найдите подтверждение в стихотворении. Вот видите, и пахнет в осеннем лесу, как в тереме. Почему поэт пишет слово «Осень» с заглавной буквы? А почему он называет Осень «тихою вдовой»? Прочитайте рассуждение Кости Погодина на с. 36. Вы с ним согласны? О какой потере идет речь? Как вы думаете, зачем автор это делает? Какие чувства поэт испытывал, глядя на эту картину? | -в этом отрывке можно выделить 3 части. Будем читать каждую часть маленькими фрагментами. -отрывок разделен на 3 части - Читают три ученика - С теремом -Осень -поэт создает цветовую гамму в теплых тонах, радостную - Лиловый, золотой, багряный -высказывают свое мнение -важнее то впечатление, которые произвели на него эти цвета -«Веселой пестрою стеной стоит над солнечной поляной» -он плотный, густой, заполняет все пространство - Это деревья -да, поэт подробно описывает, как выглядит его лесной терем -лес, точно терем расписной; стоит над светлою поляной -«Березы желтою резьбой / Блестят в лазури голубой»; «Как вышки, елочки темнеют». - Ели не меняют цвет осенью и четко выделяются на фоне золотых деревьев - Окон --то там, то здесь в листве сквозной, просветы в небо, что оконца - Желтый и голубой - Ощущение праздника - С запахами - Лес пахнет дубом и сосной - Поэт воспринимает осень как живое существо -тихая вдова – это человек, который молча, тихо переживает свою потерю - Постепенно в лесу исчезают признаки жизни, осыпаются листья, улетают птицы, исчезают насекомые - Сравнение и олицетворение -лес стоит, осень вступает; лес точно терем расписной, как вышки елочки темнеют, синеют просветы в небо что оконца - Чтобы мы могли ярче представить картину осеннего леса, чтобы показать свое отношение, чувства - Удивление, радость, очарование | |
Физкультминутка | Теперь все встали со своих мест. Физкультминутка. Ветер дует нам в лицо. (Дети машут руками на себя) Закачалось деревцо. (Дети делают наклоны) Ветер, тише, тише, тише… (Дети приседают) Деревцо все выше, выше!.. (Дети встают на носочки, тянутся вверх) Теперь тихо сели на свои места девочки. Тихо сели на свои места мальчики. | | |
5. Анализ | А теперь давайте вглядимся в другую картину осени. Михаил Потапович предлагает прочитать по цепочке вторую часть. Анишит Йокоповна подсказывает, что в этой части три фрагмента. Найдите их. Что вы заметили? Случайно ли это? Давайте постараемся понять, почему поэт начинает каждый фрагмент с этого слова. Перечитайте вторую часть. Какие картины вы представили? Какие возникли впечатления? Поделитесь. Где стоит наш терем? Какую еще картину рисует поэт в этом четверостишии? Что добавляют к этой картине следующие пять строк? Перечитайте их. Найдите слова, которые помогают представить картину опустевшего леса. Перечитайте последние пять строчек второй части. Какое впечатление завершает картину пустого и светлого двора: оно связано с цветами, запахами или звуками? Какие звуки услышал автор в осеннем лесу? А разве можно услышать тишину? И почему она «мертвая»? Какие слова усиливают тишину? Так, значит, ничего не нарушает эту тишину? Прочитаем хором эти строчки, попробуем услышать эти звуки. Какие звуки помогают услышать тишину? Как называется такой прием? Кто догадался, зачем автор трижды повторяет слово «сегодня»? Анишит Йокоповна просит прочитать последнюю часть стихотворного отрывка. Что вы заметили? Уточните значение слов в толковом словаре. Перечитайте первые четыре строчки первой части и последней части. Какое впечатление создается? Что необычного в описании лесного терема? Дочитайте текст до конца. Какую картину вы представили? Почему поэт завершает этот отрывок из стихотворения яркими звуковыми впечатлениями? Что именно они оттеняют? | Трое учащихся читают вторую часть отрывка на с. 34—35 - Все они начинаются со слова «сегодня -высказывают свое мнение - На пустой поляне, среди широкого двора - Через поляну тянутся серебряные нити - Во дворе играет последний мотылек: то летает, то замирает на паутинке -такое мертвое молчанье в лесу и в синей вышине - Со звуками - Он услышал мертвую тишину - Не слышно шума, дуновения ветра, птичьих голосов, даже мотылек замер на паутине - Так, такое - Нарушает: листики шуршат - Ч-ш-ж - Звукопись - Осенняя красота хрупкая, сиюминутная, все скоро и быстро изменится, пройдет Дети читают третью часть стихотворения на с. 35 - Строчки повторяются, как в первой части - Создается впечатление тишины и «заколдованности» леса этой тишиной -высказывают мнение - Они оттеняют мертвую тишину, это последние звуки, скоро все смолкнет и природа погрузится в сон | |
6. Этап вторичного синтеза | - Подготовьтесь читать это стихотворение выразительно, постарайтесь передать свое отношение к картинам осеннего леса. - Закройте глаза и представьте эту картину целиком: расписной терем сверкает красками на светлой лесной полянке, окутанной серебристыми нитями, и мертвую тишину, которую нарушают последние крики птиц. - Как надо читать: быстро, медленно, спокойно, громко? - Какие чувства нужно передать? -А кто мне скажет – какие правила выразительного чтения существуют? кто хочет прочитать это стихотворение вслух выразительно? | - Осень тихая, спокойная, значит, читать нужно медленно - Восхищение, удивление, радость Несколько учащихся читают стихотворный отрывок -соблюдение пауз на соответствующих знаках препинания, правильный выбор темпа, соблюдение нужной интонации, правильная постановка логического ударения | |
7. Подведение итогов урока | - О чем это стихотворение? - Как вы думаете, зачем автор написал это стихотворение? - Поэт назвал стихотворение «Листопад». Как вы думаете, отразилась ли в названии основная тема? - А какой бы вы подобрали заголовок? - Какую цель мы ставили на урок? - Мы достигли этой цели? - Какие открытия вы сделали на уроке? - При каких обстоятельствах вы могли бы вспомнить эти строчки из стихотворения? - Как мы можем научиться постигать красоту природы? | - Об осени, о красоте осенней природы, о чувствах, которые она вызывает - Чтобы обратить наше внимание на красоту осенней природы, выразить свои впечатления и любовь -высказывают свои варианты -во время прогулки в осеннем лесу, на уроке музыки при прослушивании музыкальных произведений, на уроке ИЗО при просмотре картин - Используя не только зрение, но и слух | |