Урок открытия новых знаний.
Цели. Познакомить с произведениями Р. Сефа, Г.Цыферова; развивать навык чтения, умения анализировать образные средства языка.
Задачи: отрабатывать выразительное чтение произведения, познакомить с понятием "сравнение",формировать УУД
наблюдать за использованием средств языковой выразительности.
- владеть формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка;
- вступать в общение, выражать свою точку зрения, слушать другого, соблюдать правила общения.
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые УУД |
1. Мотивация к учебной деятельности. Цель: включение учащихся в учебную деятельность | -Сегодня у нас необычный урок, на котором мы будем беседовать, высказывать свои мысли, рассуждать, делать для себя выводы. Стихотв. - Как наз прием, когда писатели используют слова помогающие нам услышать какие-нибудь звуки? | Настраиваются на работу | Личностные: Выражать положительное отношение к процессу познания, проявлять внимание. Регулятивные: Нацеливание на успешную деятельность. |
2.Актуализация знаний Проверка д.з. | - Какое было д.з.? 1.Проведем речевую разминку в парах. какие правила работы в парах надо помнить? Чтение наизусть стихотв. - Кто может похвалить соседа за чтение наиз.? 2.Выр.чтение стихотв. А.Шибаева с.158 -Хочу дать совет: будьте внимательны к словам и меняйте интонацию, т.е. голос в том месте, где меняются слова. Все - эксперты, оценивают чтение. - Какой прием помог нам услышать звуки? | Работают в парах 3 чел. читают выразительно, дают самооценку по алгоритму. | Коммуникативные: уметь договариваться и приходить к общему мнению; умение работать в паре. Коммуникативные УУД 1. Развиваем умение слушать и понимать речь других. 2. Выразительно читать текст. 3. Оформлять свои мысли в устной форме. |
II. Учебно-познавательная деятельность 1.Этап. Определение темы урока. Постановка цели урока. | - Как наз. раздел, кот мы изучаем, читаем? - Давайте вспомним, что интересного мы узнали о словах, читая произведения этого раздела?(рифмы, звукоподражание) -Продолжим знакомится с произведениями этого раздела, их авторами. Что мы будем делать на уроке? Какими надо быть, чтобы заметить и раскрыть, понять тайны слов? -Какую цель поставим перед собой на уроке? | | Регулятивные УУД 1. Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя. 2. Проговаривать последовательность действий на уроке. Личностные результаты 3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности. |
2. Подготовка учащихся к активному и сознательному восприятию нового материала. | -Сегодня на уроке я приглашаю вас посмотреть на вещи по-разному. И сначала давайте посмотрим на кактус. Так наз. стихотв. Р.Сефа, кот. я вам прочитаю. Послушайте, подумайте, задайте вопросы, если захотите. | | Коммуникативные УУД 1. Развиваем умение слушать и понимать речь других Регулятивные: Нацеливание на успешную деятельность. |
3.Первичное чтение стихотв. учителем и выявление первичного восприятия текста. | - Возникли вопросы? - Знаком ли нам автор стихотв? СЛАЙД - Прочитайте стихотв сами глазами, подумайте, были ли не понятные слова? | Слушают стихотв. Замечают не понятные слова, задают вопросы. | Коммуникативные УУД 1. Развиваем умение слушать и понимать речь других Регулятивные: принимать и сохранять учебную цель и задачу |
4. Перечитывание и работа с текстом | - Тогда ответьте на мои вопросы. но условие: отвечать строчками стихотв. - Когда произошло событие, описанное в стихотворении? («Это было так давно») - Где жил кактус? (В пустыне) - Что не устраивало кактус в его жизни? («От жары и от песка Кактус мучила тоска») - Что, по мнению автора, предпринял кактус? («Я здесь больше не могу. Я отсюда убегу») - Ребята, откройте учебники на странице 161, ответим на первый вопрос: Почему стихотворение «Кактус» поэт закончил предложением о еже? Что общего у кактуса и ежа?(внешнее сходство) - Такой прием в литературном произведении, когда автор показывает сходство предметов наз. сравнение. - Прочитайте строчки, где автор использует этот прием. (но говорят...) | Находят и читают нужные строчки, отвечают на вопросы | Познавательные: анализировать содержание произведения. устанавливать соответствие полученного результата поставленной цели. Коммуникативные: проявлять внимание к суждениям товарищей. |
Физминутка | | Активное выполнение | Коммуникативные: проявлять активность в коллективной деятельности. |
5.Первичное чтение стихотв. учениками. | - Прочитайте ещё одно стихотворение Р.Сефа «На свете всё на всё похоже…» самост-но | Стихотворение Р.Сефа «На свете всё на всё похоже…» учащиеся читают молча. | Регулятивные: принимать и сохранять учебную цель и задачу |
4. Перечитывание и работа с текстом | -Заметили, какой прием использует автор? - Ответьте строчками стих-я. На что похожа змея? («На ремешок из кожи») - На что похожа луна? ( «На круглый глаз огромный») -На что похож журавль? («На тощий кран подъёмный») -А полосатый кот? ( «На пижаму») - А ты? («На маму») - Как вы считаете, что хотел сказать нам автор этого стихотворения? («На свете всё на всё похоже», то есть, если быть наблюдательными, мы можем найти вокруг много похожего.) - Какую схожесть заметил поэт в предметах? -Посмотрите вокруг. Определите, что на что похоже. (Ответы детей) | Находят нужные строчки, отвечают на вопросы | Познавательные: анализировать содержание произведения. устанавливать соответствие полученного результата поставленной цели. Коммуникативные: проявлять внимание к суждениям товарищей. |
Физминутка | | | |
Подготовка учащихся к активному и сознательному восприятию нового материала. | -Кто автор след. произвед? -Какие произведения Г.М. Цыферова мы уже читали? («Как цыпленок впервые сочинил сказку», «Град») Большая часть сказок Г.М.Цыферова о животных. - Какими были персонажи знакомых нам произведений? (впечатлительны, добры) - Сег. познакомимся ещё с одним героем Цыферова. Это лягушонок из сказки "Про чудака-лягушонка" Сказка состоит из шести маленьких сказок. В каждой из них лягушонок ищет ответ на какой-то вопрос. 2) Откроем учебник на странице 162. Выполним подготовительные упражнения. (Чтение по слогам и целыми словами хором). Сегодня мы познакомимся с маленькой сказкой Г.Цыферова «Что такое звёзды?» - Ребята, вы любите смотреть на звёздное небо? Что вы чувствуете при этом? О чём думаете? | | Коммуникативные УУД 1. Развиваем умение слушать и понимать речь других Регулятивные: Нацеливание на успешную деятельность. |
5.Первичное чтение стихотв. учениками и выявление первичного восприятия текста. | - Вы прочитаете сказку вслух по абзацам. О таких сказках Б.Заходер писал: «Но бывают другие сказки. В них будто ничего особенного не происходит. Нет там ни колдунов, ни чародеев, ни волшебных предметов. Но хорошо знакомые нам, привычные вещи- листик на дереве, солнечный луч, облако, камешек у моря- в этих сказках озаряются каким-то волшебным светом и становятся близкими и понятными, как будто они живые и родные нам». -Согласны вы этим высказыванием? | Учащиеся читают сказку вслух по абзацам. | Коммуникативные УУД 1. Развиваем умение слушать и понимать речь других Регулятивные: принимать и сохранять учебную цель и задачу |
Перечитывание и работа с текстом | -Что думали о звездах слоны и медведи? -Что необычного сумели увидеть Кузнечик и Лягушонок в обычном мире? -А чем похожи звезды на шляпки золотых гвоздиков? На снежинки? На цветы? -А на что ещё похожи звёзды? | Участвуют в беседе | Познавательные: анализировать содержание произведения. устанавливать соответствие полученного результата поставленной цели. Коммуникативные: проявлять внимание к суждениям товарищей. |
6.Подведение итога урока. | - Чему хотел нас научить Г.Цыферов? (Видеть красоту). - Для чего людям красота? Назовите, что в окружающем мире вам кажется красивым? -Какие цели ставили? удалось ли достичь? | Участвуют в беседе | |
VIII. Рефлексия урока. | Три полоски | | Личностные: оценивать собственную и коллективную деятельность, сопоставлять собственную оценку своей деятельности с оценкой ее товарищами и учителем. |
IX. Домашнее задание. | С.161, в.2и3 | | Личностные: формировать наличие мотивации к творческому труду, работе на результат. |