1 | Организационный момент | Прозвенел звонок. Все встали, вышли из-за парт. Встали ровно, спинки выпрямили. Сейчас у нас с вами урок литературного чтения. Проверьте, все ли необходимое для урока у вас подготовлено. На парте должны лежать учебник по лит.чтению, тетрадь на печатной основе, пенал, дневник. Садитесь. | | |
2 | Проверка домашнего задания | Итак ребята, напомните, какое произведение мы изучали на прошлом уроке? А какое домашнее задание вам было задано по литературному чтению к сегодняшнему уроку? Давайте откроем тетради на печатной основе на странице 5. (проверяем) Закройте тетради. Отложите на край парты. | Мы изучали произведение В.Сутеева «Кораблик». Мы должны были выполнить задания в тетради на странице 5. | |
3 | Определение учащимися имени и фамилии нового автора, названия нового произведения. | Сегодня мы познакомимся с творчеством нового для нас писателя. Как его зовут, вы узнаете сами. Посмотрите на экран. На слайде зашифрованы имя и фамилия автора. Чтобы их расшифровать, вам нужно двигаться по часовой стрелке от верхней буквы. (слайд) Молодцы! А теперь определим название произведения. На слайде представлено название, но некоторые части букв исчезли. Скажите, как же называется произведение В.Бианки? (слайд) Верно! | Виталий Бианки «Лис и Мышонок» | |
4 5 | Формулирование темы и целей урока Подготовительная работа А)Ознакомление со сведениями из биографии автора Б) Словарная работа В) Введение учащихся в тему чтения | Ребята, давайте сформулируем тему нашего урока. Для этого нам нужно на место пропусков вставить подходящие по смыслу слова из справки. (Слайд) Кто может назвать тему урока? Зная тему, сформулируем цель нашего урока. Для этого на место пропусков вставим подходящие слова из справки. (слайд) Мы сформулировали тему и цель нашего урока. Приступим к работе. Сначала я расскажу вам о Виталии Бианки. После рассказа я задам вам вопрос, поэтому слушайте меня внимательно. (Слайд) Виталий Бианки родился в семье известного ученого- орнитолога (орнитолог- это ученый изучающий птиц) в 1894 году, поэтому у будущего писателя с детства появился интерес к природе. Закончив учиться, Виталий Бианки побывал в экспедициях по всей России. В.Бианки- писатель-натуралист. Т.е. писатель, пишущий о природе, животных, птицах. Среди известных произведений В.Бианки можно выделить «Лис и Мышонок», «Лесные домишки», «Приключения Муравьишки» и другие. Итак вы внимательно прослушали мой рассказ. Теперь попробуйте ответить на вопрос, почему же у Виталия Бианки появился интерес к природе? Молодцы, вы были очень внимательны и смогли верно ответить на вопрос. Ребята, в произведении В.Бианки «Лис и Мышонок» вам встретятся слова, значение которых необходимо уточнить. Это слова кладовочка и отнорочек. Как вы думаете, что такое кладовочка? Отнорочек? (слайды) А сейчас давайте хором прочитаем слова : отнорочек и кладовочка. Мы узнали значение новых для нас слов, которые нам встретятся при чтении. А сейчас мы познакомимся с самими произведением. Я буду читать произведение Виталия Бианки «Лис и Мышонок», а вы внимательно слушайте, попробуйте уловить эмоции, которые возникнут у вас при прослушивании. (слайд) | Тема урока : Виталий Бианки «Лис и Мышонок» Цель урока: познакомиться с произведением В.Бианки «Лис и Мышонок»; учиться его правильно, выразительно читать. У Виталия Бианки появился интерес к природе, потому что он родился в семье известного ученого- орнитолога (орнитолог- это ученый изучающий птиц) Отнорочек – запасной выход из норки. Кладовочка(кладовка)- небольшое хозяйственное помещение, предназначенное для хранения чего-либо. | |
7 | Проверка первичного восприятия | Я прочитала произведение. Скажите, понравилось ли вам произведение? Что в нем вам понравилось? О чем рассказывается в этом произведении? Посмотрите на слайд и сформулируйте тему произведения. (слайды) | Деты высказывают предположения. | |
8 9 10 | Физкультминутка Чтение учащимися. Анализ художественного произведения | Мы хорошо потрудились. Теперь встаньте, выйдите из-за парт. Сейчас я буду называть слова, если такие слова есть в тексте сказки «Лис и Мышонок» - вы должны присесть, если таких слов нет- потянуться ручками вверх. Давайте попробуем. Отнорочек, ананас, Мышонок, ромашка, Лис, поезд, норка, кладовочка, спаленка. Молодцы. Садитесь за парты. Сели ровно, спинки выпрямили. Продолжаем работу над произведением Виталия Бианки «Лис и Мышонок». Сейчас мы еще раз прочитаем произведение. Откройте учебник на странице … . Читаем по цепочке. Ребята, как вы думаете, к какому жанру можно отнести это произведение? Почему? Верно. А сейчас давайте восстановим последовательность событий в сказке. Для этого воспользуемся сюжетными картинками. Посмотрите на экран. Перед вами несколько картинок, передающие сюжет рассказа, но эти картинки перепутались. Нам нужно восстановить их порядок. Скажите, что изображено на каждой из картинок? Какая картинка по сюжету должна идти первой? Докажите, прочитав отрывок из сказки. (слайды картинки сюжетные) Так же остальные картинки. Верно! Вы правильно составили последовательность событий в сказке. А кто главные герои сказки? Лис и Мышонок, верно! Каким вам представляется Лис? Мышонок? Давайте охарактеризуем каждого героя отдельно. Кто какой? Обсуждаем каждое описание по очереди. (слайды) Как еще вы бы могли охарактеризовать героев? Молодцы! | Это сказка, т.к. тут есть вымысел, действующие герои- животные, разговаривают ….. Обсуждают, отвечают. | |
11 | Вторичный синтез произведения (творческая работа) | А сейчас прочитаем сказку В.Бианки «Лис и Мышонок» по ролям. Слова Лиса будет читать ……, за Мышонка читает … . Молодцы, ребята! Теперь прочитает сказку по ролям еще одна пара учеников. Спасибо! Для следующей работы вам нужно будет объединиться в группы по 4 человека. Сейчас вам на экране будут предложены 3 пословицы. Ваша задача понять, о чем эти пословицы, обсудить их в группе и выбрать одну, наиболее подходящую по смыслу к данной сказке. На работу даю вам 2 минуты. Время пошло. Смекнешь да схитришь - врагов победишь. Друг денег дороже. Родная сторона - мать, а чужая - мачеха. (слайд) Затем обсуждение. (Если остается время- выполняем задания № 2-3 с.7 ТПО.) | Читает пара учеников. Учащиеся обсуждают в группах, предлагают свои варианты. | |