СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока литературного чтения в 4 классе А.П.Чехов.Мальчики.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока литературного чтения в 4 классе А.П.Чехов. Мальчики. Составление сравнительной характеристики героев. Групповая форма работы. Рабочий лист.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока литературного чтения в 4 классе А.П.Чехов.Мальчики.»

Урок литературного чтения в 4 классе

А. П. Чехов «Мальчики». Составление сравнительной характеристики героев.


Цель: Проанализировать характер взаимоотношений героев рассказа А.П.Чехова «Мальчики». Дать сравнительную характеристику героям. Определить отношение автора и своё отношение к поступкам героев.

Задачи:

продолжить знакомство с рассказом А.П.Чехова “Мальчики”; отрабатывать навыки осознанного, выразительного, беглого чтения, развивать аналитико-синтезирующее мышление, артикуляционный аппарат учащихся, антипацию (смысловую догадку) детей, произвольную память; воспитывать чувство ответственности перед окружающими людьми.

Планируемые результаты:

Предметные: отвечать на вопросы по содержанию, кратко пересказывать основное содержание произведения, научиться анализировать текст (характеры, внешность, речь, поведение персонажей , отношение автора к героям) с использованием приемов сравнения, противопоставления, иронии.

Регулятивные УУД: оценивают результаты работы, выбирают способы работы с текстом в зависимости от учебной задачи.

Познавательные УУД: читают текст, понимают его содержание, находят в тексте ответ на заданный вопрос.

Коммуникативные УУД: участвовать в учебном диалоге, уметь формулировать собственное мнение и позицию.

Личностные: Устойчивая мотивация к деятельности; ориентироваться в нравственном содержании прочитанного, осознавать сущность поведения героев, соотносить поступки героев с нравственными нормами; личностное самоопределение.


Ход урока

1. Орг.момент

2 .Речевая разминка.

- Прочитайте медленно отрывок из стихотворения З. Маркиной «Моя семья – надежный крепкий тыл».

Моя семья – надежный крепкий тыл.

Со мною мать, отец, сестрёнки, братья …

Здесь могут охладить ненужный пыл,

Тут я делюсь любым мгновеньем счастья.

Дом пахнет пирогами и теплом,

Да лаской добрых рук любимой мамы.

И, если гроз и бед нагрянет гром,

Помогут пережить легко, без драмы.

Здесь, улыбаясь, скажут: «Впереди

Успехи будут, только постарайся.

Учись, трудись и с песнею иди,

А если виноват, пойми, раскайся.


- Как вы думаете, почему для речевой разминки я взяла именно это стихотворение?

Что общего в стихотворении З. Маркиной и рассказом Чехова «Мальчики»?

(Важность семьи для человека, все его поступки обусловлены теми условиями и обстоятельствами, в которых вырос ребенок. Важно постоянно задумываться о последствиях принятых решений, а тем более совершенных поступков)


2024 год объявлен президентом В.В.Путиным Годом семьи.


3 Целеполагание.

- Так, о чем же мы будем говорить, какие цели и задачи поставим.

(взаимоотношения в семье, характеризовать главных героев, их поступки,

чему учит это произведение, работа над текстом). Таблички на доске. Выбрать.

Сегодня мы будем работать в группах. В каждой группе есть ответственный.

Давайте вспомним правила работы в группе.

«Правила работы в группе»

  1. Слушай, что говорят другие.

  2. Делай выводы об услышанном, задавай вопросы.

  3. Говори спокойно, ясно, только по делу.

  4. Анализируй свою деятельность, вовремя корректируй недостатки.

  5. Помогай товарищам, если они об этом просят.

  6. Точно выполняй возложенную на тебя роль.


На столах у вас Рабочий лист.

После каждого этапа урока будем оценивать себя и свою работу в Оценочных листах.


4. Ребус «Верхнеудинск»

Разгадай слово, используя ключ. Почему именно эти предметы служат ключом?

- Кто знает это слово? Верхнеудинск.

Так назывался наш город Улан-Удэ до 1934 года.


- Подумайте, какая связь между нашим городом и рассказом? (ответы детей)


Антон Павлович Чехов много путешествовал как по России, так и за её пределами. Самым длинным его путешествием стала поездка на далёкий Сахалин. В рамках этого тура в 1890 году Антон Павлович побывал в Верхнеудинске проездом. Здесь он посетил Одигитриевский храм, провёл ночь в гостинице с 14 на 15 июня. В честь его пребывания в городе и был установлен памятник А. П. Чехову на Арбате.

- Кто из вас видел эту скульптуру? Не заметили, что написано на дощечке, расположенной на стене рядом со скульптурой?


Цитата, в которой он отзывается о Верхнеудинске как о «миленьком городке».

Оцените себя.


5. Работа по теме урока по плану.

В Рабочих листах у вас есть план. План мы составляли, записали в тетрадь. Но здесь вы видите, что некоторые пункты объединили.

План:

1.Бурная встреча Володи. Маленький гость.

2.Подготовка к Новому году. План побега.

3. Странное поведение мальчиков. Сомнения Володи.

4. Побег. Возвращение детей.


Вы нарисовали рисунки. Они будут нужны. Мы создадим свою книгу.


Работа по теме урока.

1 группа – №1. Бурная встреча Володи. Маленький гость

Краткий пересказ по рисункам детей.

2 группа - Подготовка к Новому году. План побега.

Краткий пересказ и инсценировка.

3 группа - Странное поведение мальчиков. Сомнения Володи.

Краткий пересказ и инсценировка

4 группа - Побег. Возвращение детей.

Составить вопросы по 4 части. Задать друг другу и ответить.


Оценивание.


6. Физминутка (гимнастика для глаз)


7.Характеристика героев

Мы повторили, как развиваются события, какой поступок совершили мальчики. А теперь на основе этих поступков попробуем дать им характеристику. Как называется такая характеристика? (сравнительная). Мы будем использовать не только сравнение , но и противопоставление.

Работа в Рабочем листе. По группам.

Найти в тексте. Выборочное чтение.



Володя.

Чечевицын

Внешность 1 гр.



Речь 2 гр.



Состояние перед побегом 3 гр.



Состояние после побега 4 гр.




Оценивание.



Володя.

Чечевицын

Внешность 1 гр.

«пухлый, как укушенный пчелой», бел

«..худ, смугл, покрыт веснушками… Волосы у него были щетинистые, глаза узенькие, губы толстые, вообще был он очень некрасив»

Речь 2 гр.

всегда веселый и разговорчивый, на этот раз говорил мало, вовсе не улыбался

угрюм, все время молчал и ни разу не улыбнулся

Состояние перед побегом 3 гр.

Угрюмо ходил по комнате и ничего не ел. Остановился перед иконой и перекрестился. К вечеру расплакался. Идя спать, долго обнимал отца, мать, сестер.

Целый день рассматривал карту Азии и что-то записывал.


Состояние после побега 4 гр.

Как вошел в переднюю, так и зарыдал и бросился матери на шею.

Потом лежал, и ему к голове прикладывали полотенце, смоченное в уксусе.

-На вокзале!-гордо ответил.

Когда уезжал, то лицо у него было суровое, надменное, и, прощаясь с девочками, он не сказал ни одного слова, только написал в тетрадке Кати в знак памяти: Монтигимо Ястребиный Коготь.


- Назовите главных героев рассказа? (Володя Королёв, Чечевицын - его друг.)


1. Характеристика Чечевицына.

- Как появился Чечевицын в доме Королёвых?

- Что заинтересовало девочек в образе Чечевицына? (Он для них показался загадочным, т. к. был занят своими мыслями и не интересовался забавами.)

- Каким хотел показаться для окружающих Чечевицын? (Важным, умным.)

- Как он себя называет? (Монтигомо Ястребиный Коготь)

- А ещё в его рассказе кто-нибудь так называет? (Не называют, т. к. в нём видят просто только друга Володи господина Чечевицына.)

- С чем ассоциируется Чечевицын у маленькой Маши? (С кашей из чечевицы, т. к. для неё Чечевицын просто мальчик, а не какой не Монтигомо Ястребиный Коготь.)

- Каким казался Чечевицын Кате и Соне? 

- Почему он казался Кате и Соне героем? (Он был для них неустрашимым человеком, который решился бежать в Америку и добывать там золото и слоновую кость, охотиться на львов и тигров. А ещё он рычал как тигр.)

Вывод: Чечевицын – по натуре лидер, целеустремленный человек. Любым способом: убеждением, уговорами и шантажом – он воплощает мечты. Описание его внешности начинается краткими прилагательными, описание напряженное, подчеркивает желание быть первым. Он называет себя Монтигомо Ястребиный Коготь.


2. Характеристика Володи Королёва.

- А сейчас поговорим о другом главном герое рассказа. Это Володя Королёв.

- Как вёл себя Володя накануне побега?

- Как вы думаете, Володя трусил? (Володя не трусил, он в первую очередь думал о маме, которую он очень любил.)

Почему Володя Королёв всё же согласился бежать в Америку?

(Напористая сила Чечевицына победила нерешительность Володи.)

- Какими чертами характера обладал Володя? (Добрый, внимательный, заботливый)

Вывод: Володя- речь и поведение Володи не соответствует портретной характеристике. Существует раздвоение между тем, какой Володя на самом деле, и как он должен вести себя рядом с таким другом. Такое поведение Володи, будто маска, за которой он прячет мягкую, добрую, покладистую душу, привязанность к родителям.


3. Характеристика поступка мальчиков.

- А сейчас давайте поговорим об их поступке.

- Что узнали девочки, подслушав разговор Володи и Чечевицына в спальне? (Мальчики собирались бежать в Америку.)

Реален ли был их план, и знали ли мальчики географию? 

Слайд. Еще одна карта.

Сколько километров должны были преодолеть мальчики, чтобы достигнуть намеченной цели? (19270 км)

Что они приготовили для побега?

Как вы думаете, достаточно ли этого для их путешествия?

Как представлял Чечевицын жизнь в Америке?

Могли ли сбыться их мечты?


ВЫВОД: Они разные, но объединяет их мечта, любовь к путешествиям, желание узнать больше. Откуда у них желание путешествовать? Начитались книг.. Какие книги читали, какого автора? (Майн Рида. Это английский писатель, автор приключенческих романов для детей и юношества). Больше читал Чечевицын.

Чем закончился рассказ?


8. Чехов сначала назвал свой рассказ "Сценка" и в нем была другая концовка. Мальчики отложили свой побег в Америку до лучших времен.

- Какой вариант вам понравился больше?

Почему все же Чехов оставил такую концовку?

(потому что автор заставляет нас задуматься о таких человеческих качествах, как добро, честность, совесть, ответственность, взаимопонимание, любовь к семье, к родным и близким, уважение к друг другу)


Отношение автора к героям.

Автор Антон Павлович Чехов по-доброму иронизирует над стремлением мальчиков к приключениям. Он их и не осуждает, потому что понимает, что мальчишки во все времена будут мечтать о подвигах и путешествиях. Автор понимает, что мальчики плохо учили географию и не понимали, что они в любом случае не доберутся до Калифорнии.

Так же автор не одобряет такое поведение мальчиков, по отношению к родителям.


Ваше отношение к героям.


9. Синквейн (в Рабочем листе)

1 группа- Володя

2 группа- Чечевицын

3 группа- Мальчики

4 группа- Семья

Проверка. Оценивание


И заканчиваем опять семьей. А что может быть ценнее семьи, которая должна тебя поддержать в трудную минуту, родные и близкие, которые будут переживать вместе с тобой.


10. Итог урока.

Чему нас учит рассказ А. П. Чехова «Мальчики»?

(Ставить перед собой цели реальные и выполнимые.

Беречь родителей и близких людей.

Не подвергать свою жизнь опасности.

Уметь отвечать за свои поступки.)


Выдача продукта- книжка из рисунков.


Какие советы вы можете дать героям этого рассказа на будущее?

Какие выводы вы сделали для себя после прочтения данного рассказа?

Д/з творческий пересказ от лица героев. ОТЕЦ, ВОЛОДЯ и ЧЕЧЕВИЦЫН


11. Оценивание. Рефлексия. Что показалось трудным?

Все ли мы выполнили на уроке? (вернуться к табличкам на доске)