Конспект урока
литературного чтения во 2 классе
Тема: «Стихи русских поэтов о первом снеге. И.А. Бунин «Зимним холодом пахнуло…», К.Д. Бальмонт «Светло-пушистая…».
Подготовила
учитель начальных классов
МБОУ Первомайская школа №1
Тарасенко Елена Васильевна
Предмет Литературное чтение
Клaсс 2
Дaтa прoвeдения 28.12.2021 г.
Тема урока Стихи русских поэтов о первом снеге. И.А. Бунин «Зимним холодом пахнуло…», К.Д. Бальмонт «Светло-пушистая…».
Цель урока:
образовательная: познакомить обучающихся со стихотворениями русских поэтов о первом снеге; обучить выразительному чтению стихотворений;
развивающая: развивать эмоциональную память, воображение, речь, умение общаться;
воспитывающая: воспитывать умение видеть красоту природы, проникнуться чувством любви к ней, стремление беречь природу.
Планируемые результаты:
- Добиться понимания смысла стихотворения.
- Уметь высказывать и обосновывать свою точку зрения.
- Уметь пользоваться толковым словарём.
Регулятивные УУД:
- самостоятельно формулировать тему и цели урока;
- учиться определять степень успешности своей работы.
2. Познавательные УУД:
- совершенствование умения работать с толковым словарём.
3. Коммуникативные УУД:
- развивать умение слушать своих товарищей, вести диалог; умение работать в группе.
4. Личностные УУД:
- понимание смысла учебной деятельности, формирование положительной учебной мотивации, навыков самооценки.
Тип урока: усвоение новых знаний.
Методы работы: словесный, наглядный, практический.
Формы работы: фронтальная, индивидуальная, работа в парах.
Оборудование: учебник «Литературное чтение. 2 класс. Часть 1», портреты И.А. Бунина и К.Д. Бальмонта, мультимедийный комплекс, презентация; аудиозапись музыки П.И. Чайковского «Времена года. Январь».
ХОД УРОКА:
I. Организационный момент.
Прозвенел звонок для нас,
Все зашли спокойно в класс,
Встали все у парт красиво,
Поздоровались учтиво,
Тихо сели, спинки прямо.
Все с улыбочкой вздохнем
И наш урок начнем.
II. Упражнения для развития артикуляции и правильного дыхания.
- Ребята, давайте подготовим наш ротик к работе - выполним следующие упражнения:
Упражнение 1: «Колечко» – загнуть кончик языка так, чтобы он «заглянул» вам в гортань. При этом уздечка языка у вас растянется до боли. 2-3 секунды подержите в таком положении, а затем расслабьте.
Упражнение 2: «Язык змеи» – высунуть язык, сделать его кончиком 2-3 движения вверх-вниз и быстро убрать.
Упражнение 3: «Хоботок» – губы сжать в кружок так, чтобы между ними осталось небольшое пространство, и выпятить их.
Упражнение 4: «Покажи зубки».
Упражнение 5: «Грустно - весело» – сжимать и растягивать губы 3-4 раза, постепенно увеличивая темп.
Упражнение 6: «Проколю щечку».
Упражнение 7: «Ежик – «пых-пых»».
Упражнение 8: «Надуваем воздушный шар». (Глубокий вдох через нос, выдох через рот, сложив губы трубочкой. 5-6 повторений.)
III. Актуализация знаний. Проверка домашнего задания.
- Ребята, с каким разделом мы начали знакомство на предыдущем уроке? (Раздел «Люблю природу русскую. Зима».) Слайд 2.
- Какие ассоциации возникают у вас со словом ЗИМА? Слайд 3.
- Какое задание вы готовили к сегодняшнему уроку? (Составляли устно небольшой рассказ о зиме.)
- Послушаем ваши рассказы. Кто желает рассказать?
(Учитель спрашивает 3-4 учащихся.) Слайд 4.
IV. Введение в тему урока.
- Ребята, как вы думаете, что мы будем сегодня делать на уроке? (Читать произведения о зиме.)
- А чтобы ещё точнее ответить на вопрос «о чём мы будем читать», вам подскажет отгадка к загадке. Отгадайте загадку:
На свете нет похожих двух,
Но каждая – как лёгкий пух.
Зимой всё в них, - поля, тропинки
Что это, милый друг…(Снежинки.) Слайд 5.
Он всё время занят делом,
Он не может зря идти.
Он идёт и красит белым
Всё, что видит на пути. (Снег.) Слайд 5.
- Верно, ребята, сегодня мы познакомимся со стихотворениями русских поэтов о первом снеге. Это поэты-современники, которые жили во второй половине 19 века и первой половине 20 века.
V. Первичное усвоение новых знаний.
1. Краткий рассказ учителя об И.А. Бунине. Слайд 6.
Иван Алексеевич Бунин родился в 1870 году в городе Воронеже в старинной дворянской семье.
Детство и юность его прошли в фамильном имении в Орловской губернии. Воспитанием детей в семье занималась мать, Людмила Александровна, - нежная, душевная женщина. Людмила Александровна любила музыку, играла на фортепьяно для сына и много ему читала. По её словам, Ваня с самого рождения был “особенным”. «Ни у кого нет такой тонкой души, как у него»,- говорила Людмила Александровна.
Начальное образование Ваня получил в домашних условиях. Вместе со старшим братом очень интересовались литературой. На протяжении жизни сменяет несколько должностей, работая статистом, корректором, библиотекарем. С 1891 года он начинает публиковать стихотворения и рассказы.
После октябрьской революции переезжает жить во Францию. В Париже пишет много произведений, касающихся русской природы.
В 1933 г. Бунину была присуждена Нобелевская премия. Эту высокую награду он получил за строгий артистический талант, с которым он создал в своих произведениях типичный русский характер.
В 1953 году в Париже Ивана Алексеевича Бунина не стало.
- Итак, что вы запомнили о жизни поэта? (Высказывания детей).
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА (общие упражнения).
2. Чтение учителем стихотворения «Зимним холодом пахнуло…» (учебник с. 190) на фоне аудиозаписи музыки П.И. Чайковского «Времена года. Январь».
3. Первичный анализ произведения.
- Ребята, кому понравилось стихотворение?
- Какое настроение создаёт стихотворение? Подтвердите своё мнение словами из текста.
- С каким настроением я читала стихотворение? (В начале восторженно, затем спокойно, немного с удивлением и с грустью.)
- Ребята, кто услышал незнакомые слова?
- Как вы понимаете первую строку стихотворения «Зимним холодом пахнуло…»?
(Повеяло зимой, морозный воздух.)
- Объясните выражение «снегом понесло». (Пошёл снег.)
- Значение выражения «ярким пурпуром» посмотрим в толковом словарике учебника на странице 216. Как это звучит на современном языке? (Красным цветом.)
- Сейчас каждый из вас шёпотом потренируется выразительно читать это стихотворение.
VI. Вторичное чтение текста. (Используется приём «жужжащее чтение»).
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА ДЛЯ ГЛАЗ
«Кот Васька»
Глаз своих с мышки кот Васька не сводит:
Направо, налево глазищами водит. (Многократные движения глаз из налево-направо.)
А мышка кружит, а мышка играет,
Про хитрого Ваську она и не знает. (Многократные повторения круговых движений глаз по часовой стрелке и в обратную сторону.)
VII. Закрепление новых знаний: выразительное чтение стихотворения обучающимися.
(Читают вслух всему классу 3-4 ученика.)
- Ребята, чьё чтение стихотворения вам понравилось больше? (Взаимооценивание.)
VIII. Продолжение усвоения новых знаний.
1. Краткий рассказ учителя о К.Д. Бальмонте. Слайд 7.
Константин Дмитриевич Бальмонт родился в дворянской семье в 1867 году во Владимирской губернии. Дедушка Кости служил офицером, а папа был судьей. Его мама много читала, была поклонницей литературных вечеров и спектаклей. Именно мама первая обучала Костю различным предметам: музыке, истории, русскому языку и др.. В пять лет мальчик научился читать. Ещё в детстве читал произведения Пушкина, Некрасова, Лермонтова. Владел иностранными языками.
Писал стихи и переводил произведения других поэтов. Отличительная черта стихотворений Константина Бальмонта – музыкальность.
После октябрьской революции уехал из России во Францию. Там занимался поэзией и переводами и заслужил известность.
Талантливый поэт и переводчик умер в 1942 году.
- Итак, что вы запомнили о жизни поэта? (Высказывания детей).
2. Чтение учителем стихотворения «Светло-пушистая…» (учебник с. 191) на фоне аудиозаписи музыки П.И. Чайковского «Времена года. Январь».
3. Первичный анализ произведения.
- Ребята, кому понравилось стихотворение?
- Какие чувства вы испытываете? Объясните почему?
- С каким настроением я читала стихотворение? (Спокойно, нежно, ласково, восторженно.)
- Ребята, это стихотворение без названия. Как бы вы назвали это стихотворение? Почему?
- Сейчас каждый из вас шёпотом прочитает стихотворение, потренируется в выразительном чтении.
IX. Вторичное чтение текста учащимися. (Используется приём «жужжащее чтение»).
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА ДЛЯ ГЛАЗ (проводится сидя).
Глазки видят все вокруг,
Обведу я ими круг.
Вправо влево, право влево
Побежали глазки смело.
Снизу вверх и сверху вниз
Опустились на карниз.
А потом восьмерку пишем
Кто подальше, кто пониже.
X. Выразительное чтение стихотворения обучающимися.
(Вслух всему классу 2-3 ученика.)
- Ребята, чьё чтение стихотворения вам понравилось больше? (Взаимооценивание.)
XI. Творческая работа.
- А сейчас, ребята, прочитаем стихотворение Константина Бальмонта по цепочке – по одному предложению. Не забудьте передать в своём чтении спокойствие, нежность, восторг красотою снежинки. (2-3 прочтения стихотворения.)
XII. Рефлексия учебной деятельности. Слайд 8.
- Ребята, что объединяет стихотворения Ивана Бунина и Константина Бальмонта? (Тема: первый снег.)
- Ребята, мне не терпится узнать, на какие мысли наводит читателей стихотворение?
(Уметь замечать красоту природы, любить природу, заботится о ней.)
- Назовите ещё раз авторов этих замечательных стихотворений?
- Кому из вас захотелось выучить стихотворение наизусть?
Оценивание работы обучающихся на уроке.
XIII. Домашнее задание: Слайд 9.
1. Научиться выразительно читать стихотворения с. 190-191.
2. (По выбору) нарисовать иллюстрации к стихотворениям или вырезать снежинки из бумаги.
Слайд 10.
- Всем спасибо за работу!