СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока литературного чтения во 2 классе Тема: «Стихи русских поэтов о первом снеге. И.А. Бунин «Зимним холодом пахнуло…», К.Д. Бальмонт «Светло-пушистая…»

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока литературного чтения во 2 классе Тема: «Стихи русских поэтов о первом снеге. И.А. Бунин «Зимним холодом пахнуло…», К.Д. Бальмонт «Светло-пушистая…»»




Конспект урока

литературного чтения во 2 классе




Тема: «Стихи русских поэтов о первом снеге. И.А. Бунин «Зимним холодом пахнуло…», К.Д. Бальмонт «Светло-пушистая…».








Подготовила

учитель начальных классов

МБОУ Первомайская школа №1

Тарасенко Елена Васильевна






Предмет Литературное чтение

Клaсс 2

Дaтa прoвeдения 28.12.2021 г.

Тема урока Стихи русских поэтов о первом снеге. И.А. Бунин «Зимним холодом пахнуло…», К.Д. Бальмонт «Светло-пушистая…».

Цель урока: 

образовательная: познакомить обучающихся со стихотворениями русских поэтов о первом снеге; обучить выразительному чтению стихотворений;

развивающая: развивать эмоциональную память, воображение, речь, умение общаться;

воспитывающая: воспитывать умение видеть красоту природы, проникнуться чувством любви к ней, стремление беречь природу.

Планируемые результаты:

- Добиться понимания смысла стихотворения.

- Уметь высказывать и обосновывать свою точку зрения.

- Уметь пользоваться толковым словарём.

Регулятивные УУД:

- самостоятельно формулировать тему и цели урока;

- учиться определять степень успешности своей работы.

2. Познавательные УУД:

- совершенствование умения работать с толковым словарём.

3. Коммуникативные УУД:

- развивать умение слушать своих товарищей, вести диалог; умение работать в группе.

4. Личностные УУД:

- понимание смысла учебной деятельности, формирование положительной учебной мотивации, навыков самооценки.

Тип урока: усвоение новых знаний.

Методы работы: словесный, наглядный, практический.

Формы работы: фронтальная, индивидуальная, работа в парах.

Оборудование: учебник «Литературное чтение. 2 класс. Часть 1», портреты И.А. Бунина и К.Д. Бальмонта, мультимедийный комплекс, презентация; аудиозапись музыки П.И. Чайковского «Времена года. Январь».

ХОД УРОКА:

I. Организационный момент.

Прозвенел звонок для нас,

Все зашли спокойно в класс,

Встали все у парт красиво,

Поздоровались учтиво,

Тихо сели, спинки прямо.

Все с улыбочкой вздохнем

И наш урок начнем.



II. Упражнения для развития артикуляции и правильного дыхания.

- Ребята, давайте подготовим наш ротик к работе - выполним следующие упражнения:

Упражнение 1: «Колечко» – загнуть кончик языка так, чтобы он «заглянул» вам в гортань. При этом уздечка языка у вас растянется до боли. 2-3 секунды подержите в таком положении, а затем расслабьте.

Упражнение 2: «Язык змеи» – высунуть язык, сделать его кончиком 2-3 движения вверх-вниз и быстро убрать.

Упражнение 3: «Хоботок» – губы сжать в кружок так, чтобы между ними осталось небольшое пространство, и выпятить их.

Упражнение 4: «Покажи зубки».

Упражнение 5: «Грустно - весело» – сжимать и растягивать губы 3-4 раза, постепенно увеличивая темп.

Упражнение 6: «Проколю щечку».

Упражнение 7: «Ежик – «пых-пых»».

Упражнение 8: «Надуваем воздушный шар». (Глубокий вдох через нос, выдох через рот, сложив губы трубочкой. 5-6 повторений.)


III. Актуализация знаний. Проверка домашнего задания.

- Ребята, с каким разделом мы начали знакомство на предыдущем уроке? (Раздел «Люблю природу русскую. Зима».) Слайд 2.

- Какие ассоциации возникают у вас со словом ЗИМА? Слайд 3.

- Какое задание вы готовили к сегодняшнему уроку? (Составляли устно небольшой рассказ о зиме.)

- Послушаем ваши рассказы. Кто желает рассказать?

(Учитель спрашивает 3-4 учащихся.) Слайд 4.


IV. Введение в тему урока.

- Ребята, как вы думаете, что мы будем сегодня делать на уроке? (Читать произведения о зиме.)

- А чтобы ещё точнее ответить на вопрос «о чём мы будем читать», вам подскажет отгадка к загадке. Отгадайте загадку:

На свете нет похожих двух,

Но каждая – как лёгкий пух.
Зимой всё в них, - поля, тропинки
Что это, милый друг…(Снежинки.) Слайд 5.


Он всё время занят делом,

Он не может зря идти.

Он идёт и красит белым

Всё, что видит на пути. (Снег.) Слайд 5.


- Верно, ребята, сегодня мы познакомимся со стихотворениями русских поэтов о первом снеге. Это поэты-современники, которые жили во второй половине 19 века и первой половине 20 века.


V. Первичное усвоение новых знаний.

1. Краткий рассказ учителя об И.А. Бунине. Слайд 6.

Иван Алексеевич Бунин родился в 1870 году в городе Воронеже в старинной дворянской семье.

Детство и юность его прошли в фамильном  имении в Орловской губернии. Воспитанием детей в семье занималась мать, Людмила Александровна, - нежная, душевная женщина. Людмила Александровна любила музыку, играла на фортепьяно для сына и много ему читала. По её словам, Ваня с самого рождения был “особенным”. «Ни у кого нет такой тонкой души, как у него»,- говорила Людмила Александровна.

Начальное образование Ваня получил в домашних условиях. Вместе со старшим братом очень интересовались литературой. На протяжении жизни сменяет несколько должностей, работая статистом, корректором, библиотекарем. С 1891 года он начинает публиковать стихотворения и рассказы.

После октябрьской революции переезжает жить во Францию. В Париже пишет много произведений, касающихся русской природы.

В 1933 г. Бунину была присуждена Нобелевская премия. Эту высокую награду он получил за строгий артистический талант, с которым он создал в своих произведениях типичный русский характер.

В 1953 году в Париже Ивана Алексеевича Бунина не стало.

- Итак, что вы запомнили о жизни поэта? (Высказывания детей).


ФИЗКУЛЬТМИНУТКА (общие упражнения).


2. Чтение учителем стихотворения «Зимним холодом пахнуло…» (учебник с. 190) на фоне аудиозаписи музыки П.И. Чайковского «Времена года. Январь».


3. Первичный анализ произведения.

- Ребята, кому понравилось стихотворение?

- Какое настроение создаёт стихотворение? Подтвердите своё мнение словами из текста.

- С каким настроением я читала стихотворение? (В начале восторженно, затем спокойно, немного с удивлением и с грустью.)

- Ребята, кто услышал незнакомые слова?

- Как вы понимаете первую строку стихотворения «Зимним холодом пахнуло…»?

(Повеяло зимой, морозный воздух.)

- Объясните выражение «снегом понесло». (Пошёл снег.)

- Значение выражения «ярким пурпуром» посмотрим в толковом словарике учебника на странице 216. Как это звучит на современном языке? (Красным цветом.)

- Сейчас каждый из вас шёпотом потренируется выразительно читать это стихотворение.


VI. Вторичное чтение текста. (Используется приём «жужжащее чтение»).


ФИЗКУЛЬТМИНУТКА ДЛЯ ГЛАЗ

«Кот Васька»

Глаз своих с мышки кот Васька не сводит:

Направо, налево глазищами водит. (Многократные движения глаз из налево-направо.)

А мышка кружит, а мышка играет,

Про хитрого Ваську она и не знает. (Многократные повторения круговых движений глаз по часовой стрелке и в обратную сторону.)


VII. Закрепление новых знаний: выразительное чтение стихотворения обучающимися.

(Читают вслух всему классу 3-4 ученика.)

- Ребята, чьё чтение стихотворения вам понравилось больше? (Взаимооценивание.)


VIII. Продолжение усвоения новых знаний.

1. Краткий рассказ учителя о К.Д. Бальмонте. Слайд 7.

Константин Дмитриевич Бальмонт родился в дворянской семье в 1867 году во Владимирской губернии. Дедушка Кости служил офицером, а папа был судьей. Его мама много читала, была поклонницей литературных вечеров и спектаклей. Именно мама первая обучала Костю различным предметам: музыке, истории, русскому языку и др.. В пять лет мальчик научился читать. Ещё в детстве читал произведения Пушкина, Некрасова, Лермонтова. Владел иностранными языками.

Писал стихи и переводил произведения других поэтов. Отличительная черта стихотворений Константина Бальмонта – музыкальность.

После октябрьской революции уехал из России во Францию. Там занимался поэзией и переводами и заслужил известность.

Талантливый поэт и переводчик умер в 1942 году.


- Итак, что вы запомнили о жизни поэта? (Высказывания детей).


2. Чтение учителем стихотворения «Светло-пушистая…» (учебник с. 191) на фоне аудиозаписи музыки П.И. Чайковского «Времена года. Январь».


3. Первичный анализ произведения.

- Ребята, кому понравилось стихотворение?

- Какие чувства вы испытываете? Объясните почему?

- С каким настроением я читала стихотворение? (Спокойно, нежно, ласково, восторженно.)

- Ребята, это стихотворение без названия. Как бы вы назвали это стихотворение? Почему?

- Сейчас каждый из вас шёпотом прочитает стихотворение, потренируется в выразительном чтении.


IX. Вторичное чтение текста учащимися. (Используется приём «жужжащее чтение»).


ФИЗКУЛЬТМИНУТКА ДЛЯ ГЛАЗ (проводится сидя).

Глазки видят все вокруг,

Обведу я ими круг.

Вправо влево, право влево

Побежали глазки смело.

Снизу вверх и сверху вниз

Опустились на карниз.

А потом восьмерку пишем

Кто подальше, кто пониже.


X. Выразительное чтение стихотворения обучающимися.

(Вслух всему классу 2-3 ученика.)

- Ребята, чьё чтение стихотворения вам понравилось больше? (Взаимооценивание.)


XI. Творческая работа.

- А сейчас, ребята, прочитаем стихотворение Константина Бальмонта по цепочке – по одному предложению. Не забудьте передать в своём чтении спокойствие, нежность, восторг красотою снежинки. (2-3 прочтения стихотворения.)


XII. Рефлексия учебной деятельности. Слайд 8.

- Ребята, что объединяет стихотворения Ивана Бунина и Константина Бальмонта? (Тема: первый снег.)

- Ребята, мне не терпится узнать, на какие мысли наводит читателей стихотворение?

(Уметь замечать красоту природы, любить природу, заботится о ней.)

- Назовите ещё раз авторов этих замечательных стихотворений?

- Кому из вас захотелось выучить стихотворение наизусть?


Оценивание работы обучающихся на уроке.


XIII. Домашнее задание: Слайд 9.

1. Научиться выразительно читать стихотворения с. 190-191.

2. (По выбору) нарисовать иллюстрации к стихотворениям или вырезать снежинки из бумаги.


Слайд 10.

- Всем спасибо за работу!