СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока литературного чтения во 2 классе по теме : С.Я.Маршак "Кот и лодыри"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный конспект может быть использован при изучении раздела "Писатели-детям" во 2 классе. Программа Школа России.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока литературного чтения во 2 классе по теме : С.Я.Маршак "Кот и лодыри"»

Конспект урока чтения во 2 классе


Учитель: Ионкина Н.В.

Предмет: литературное чтение.

Программа: УМК: «Школа России»

Тип урока: изучение нового материала.

Тема: «С.Я.Маршак. «Кот и лодыри».


Цели: познакомить учащихся с жизнью и творчеством С .Я. Маршака, развивать внимание, мышление, память, прививать любовь к чтению.


Планируемые результаты:

- учащиеся должны уметь прогнозировать содержание произведения;

- воспринимать на слух художественный текст;

-читать выразительно, передавая настроение стихотворения;

-объяснять лексическое значение некоторых слов на основе словаря учебника и толкового словаря;

- определять особенности юмористического произведения;

- характеризовать героев, выражая свое отношение к ним.


Оборудование: портрет, выставка книг С.Я.Маршака, презентация, проектор, компьютер


Ход урока.

1.Организационный момент.

Громко прозвенел звонок-

Начинается …( урок).

Наши ушки на … (макушке),

Глазки широко …(открыты).

Слушаем, запоминаем

Ни минуты не … (теряем).

2. Постановка цели урока:

- Сегодня на уроке литературного чтения мы продолжим нашу работу по разделу «Писатели - детям", но сначала давайте вспомним, какие произведения мы читали на предыдущих уроках.


3. Проверка домашнего задания.

Ребята, во время работы помним правило хорошего тона:

Ответить хочешь – не шуми,

А только руку подними.

Учитель спросит – надо встать.

Попросит сесть – ты тихо сядь.


4. Актуализация знаний учащихся.

1. Вспомните, кто автор строк:

Пела ночью мышка в норке:
- Спи, мышонок, замолчи!
Дам тебе я хлебной корки
И огарочек свечи.
Отвечает ей мышонок:
- Голосок твой слишком тонок.
Лучше, мама, не пищи,
Ты мне няньку поищи!

Конечно, это С.Я. Маршак


2. Викторина по произведениям Маршака.

- Назовите произведение Маршака, из которого взят отрывок.


Аист с нами прожил лето,
А зимой гостил он где-то.

Бегемот разинул рот,
Булки просит бегемот.

Воробей просил ворону
Вызвать волка к телефону.
("От А до Я" Азбука в стихах)


Вот один иль единица -
Очень тонкая как спица.

А вот это цифра два -
Полюбуйтесь какова.
Выгибает двойка шею,
Волочится хвост за нею.
("Весёлый счёт")


Мой весёлый звонкий мяч,
Ты куда помчался вскачь?
Жёлтый, красный, голубой,
Не угнаться за тобой!
Я тебя ладонью хлопал,
Ты скакал и звонко топал.
("Мяч")


Жил человек рассеянный
На улице Бассейной.
Сел он утром на кровать,
Стал рубашку надевать.
В рукава просунул руки -
Оказалось это брюки.
("Жил человек рассеянный")


Тили-тили-тили-бом!
Загорелся кошкин дом.
Бежит курица с ведром 
Заливать кошкин дом,
А за нею во весь дух
С помелом бежит петух.
("Кошкин дом")


4. Рассказ учителя о Маршаке.

Самуил Яковлевич Маршак родился в Воронеже. Большая семья, в которой было 6 детей, жила небогато, но дружно. В поисках счастья они часто переезжали с места на место. Раннее детство и первые школьные годы Маршак провёл в Острогожске Воронежской области. Потом учился в Петербурге.


5. Работа над статьёй в учебнике, стр. 24

а) Чтение "Спринт"

- Как можно быстрее, только глазами прочитайте статью в учебнике и найдите ответ на вопрос: Для кого писал свои произведения Маршак?

Чаще всего о Маршаке говорят, как о детском поэте. Однако его вклад в литературу гораздо больше. Не случайно К.И.Чуковский остроумно приветствовал в лице Маршака пять Маршаков: Маршака - детского поэта,

Маршака - драматурга,

лирического поэта,

переводчика и, наконец,

Маршака - сатирика.


б) Чтение статьи вслух.

- Сейчас громко и чётко прочитаем статью вслух и ответим ещё на один вопрос: Почему произведения Маршака нравятся и взрослым, и детям?


6. Работа над стихотворением "Кот и лодыри" 


- Кто такие лодыри?


а) Чтение стихотворения учителем. Беседа по первым впечатлениям.

- Понравилось вам стихотворение? Какое настроение оно вызывает?


б) Чтение стихотворения про себя. Словарная работа.

- Прочитайте стихотворение про себя, отметьте слово, значение которого вам непонятно.

- Найдите значение слова "грифель" в толковом словаре. ( Если есть возможность - словари лежат на каждой парте. Если нет - один ученик находит в словаре и читает значение слова)

Грифель - палочка из особой горной породы для письма на специальной доске.

«Мы не пишем грифелем на доске»- В то время, когда жили герои произведения С.Я. Маршака «Кот и лодыри », ученики в классе писали на школьной доске не мелом, а обычными чернильными грифельными палочками. Доска в классе называлась грифельной. Такими палочками на грифельной доске писали ученики вместо тетрадей.


в) Чтение стихотворения "цепочкой" (по 2 строчки)

г) Чтение стихотворения по ролям. Работа над выразительностью чтения.

- Сколько человек нужно, чтобы прочитать стихотворение по ролям.

- Какой кот в начале встречи? Как он говорит?

- Как он говорит в конце встречи?

- Какие слова- характеристики вы можете подобрать для лодырей?

Докажите свое мнение.


д) Работа над смыслом, заложенном в стихотворении.

- Как вы думаете, почему Маршак сделал героем стихотворения кота?

- Как Маршак относится к мальчишкам-лодырям? ( Он смеется над ними, осуждает их.)

-Как вы думаете: кто умнее, кот или лодыри? Докажите словами текста.

Сам Маршак - неутомимый труженик, не терпел "пустого" времени. Он писал:

Мы знаем - время растяжимо.
Оно зависит от того,
Какого рода содержимым
Вы наполняете его.


- Какая главная идея этого произведения?

- Почему без грамоты пропадешь? Докажите словами текста.

7. Творческая работа в группах.


Письмо кота

Кому: ученикам 2класса МОУ « Л-Конобеевская СШ»


Помогите лодырям разобраться, жалко мне их. Может быть, они прислушаются к народной мудрости?


Творческая работа в группах.

Выбери из пословиц, записанных на карточке ту, которая поможет объяснить лодырям их ошибку.

  1. Родина – мать, умей за нее постоять. Кто грамоте горазд, тому не пропасть.

  2. Не стыдно не знать, стыдно не учиться. Лето – припасиха, зима – прибериха.

  3. Учись смолоду – пригодится в старости. Жадность всякому горю начало.

  4. Мудрым никто не родился ,а научился. Робкого и тень страшит.

5. На языке медок, а на уме ледок. Учение - путь к умению.


8. Рефлексия.

-Что вы узнали на уроке?

-Что у вас получилось хорошо, а что не очень?

-Оцените себя и работу класса в целом.


9. Домашнее задание.

Приготовить выразительное чтение любого стихотворения С.Маршака.














































  1. Родина – мать, умей за нее постоять. Кто грамоте горазд, тому не пропасть.


  1. Не стыдно не знать, стыдно не учиться. Лето – припасиха, зима – прибериха.




  1. Учись смолоду – пригодится в старости. Жадность всякому горю начало.


  1. Мудрым никто не родился ,а научился. Робкого и тень страшит.




  1. На языке медок, а на уме ледок.

Учение- путь к умению.







Ребята!

Помогите лодырям разобраться,

жалко мне их.

Может быть,

они прислушаются

к народной мудрости?

Кот