Конспект урока чтения во 2 классе
Учитель: Ионкина Н.В.
Предмет: литературное чтение.
Программа: УМК: «Школа России»
Тип урока: изучение нового материала.
Тема: «С.Я.Маршак. «Кот и лодыри».
Цели: познакомить учащихся с жизнью и творчеством С .Я. Маршака, развивать внимание, мышление, память, прививать любовь к чтению.
Планируемые результаты:
- учащиеся должны уметь прогнозировать содержание произведения;
- воспринимать на слух художественный текст;
-читать выразительно, передавая настроение стихотворения;
-объяснять лексическое значение некоторых слов на основе словаря учебника и толкового словаря;
- определять особенности юмористического произведения;
- характеризовать героев, выражая свое отношение к ним.
Оборудование: портрет, выставка книг С.Я.Маршака, презентация, проектор, компьютер
Ход урока.
1.Организационный момент.
Громко прозвенел звонок-
Начинается …( урок).
Наши ушки на … (макушке),
Глазки широко …(открыты).
Слушаем, запоминаем
Ни минуты не … (теряем).
2. Постановка цели урока:
- Сегодня на уроке литературного чтения мы продолжим нашу работу по разделу «Писатели - детям", но сначала давайте вспомним, какие произведения мы читали на предыдущих уроках.
3. Проверка домашнего задания.
Ребята, во время работы помним правило хорошего тона:
Ответить хочешь – не шуми,
А только руку подними.
Учитель спросит – надо встать.
Попросит сесть – ты тихо сядь.
4. Актуализация знаний учащихся.
1. Вспомните, кто автор строк:
Пела ночью мышка в норке:
- Спи, мышонок, замолчи!
Дам тебе я хлебной корки
И огарочек свечи.
Отвечает ей мышонок:
- Голосок твой слишком тонок.
Лучше, мама, не пищи,
Ты мне няньку поищи!
Конечно, это С.Я. Маршак
2. Викторина по произведениям Маршака.
- Назовите произведение Маршака, из которого взят отрывок.
Аист с нами прожил лето,
А зимой гостил он где-то.
Бегемот разинул рот,
Булки просит бегемот.
Воробей просил ворону
Вызвать волка к телефону.
("От А до Я" Азбука в стихах)
Вот один иль единица -
Очень тонкая как спица.
А вот это цифра два -
Полюбуйтесь какова.
Выгибает двойка шею,
Волочится хвост за нею.
("Весёлый счёт")
Мой весёлый звонкий мяч,
Ты куда помчался вскачь?
Жёлтый, красный, голубой,
Не угнаться за тобой!
Я тебя ладонью хлопал,
Ты скакал и звонко топал.
("Мяч")
Жил человек рассеянный
На улице Бассейной.
Сел он утром на кровать,
Стал рубашку надевать.
В рукава просунул руки -
Оказалось это брюки.
("Жил человек рассеянный")
Тили-тили-тили-бом!
Загорелся кошкин дом.
Бежит курица с ведром
Заливать кошкин дом,
А за нею во весь дух
С помелом бежит петух.
("Кошкин дом")
4. Рассказ учителя о Маршаке.
Самуил Яковлевич Маршак родился в Воронеже. Большая семья, в которой было 6 детей, жила небогато, но дружно. В поисках счастья они часто переезжали с места на место. Раннее детство и первые школьные годы Маршак провёл в Острогожске Воронежской области. Потом учился в Петербурге.
5. Работа над статьёй в учебнике, стр. 24
а) Чтение "Спринт"
- Как можно быстрее, только глазами прочитайте статью в учебнике и найдите ответ на вопрос: Для кого писал свои произведения Маршак?
Чаще всего о Маршаке говорят, как о детском поэте. Однако его вклад в литературу гораздо больше. Не случайно К.И.Чуковский остроумно приветствовал в лице Маршака пять Маршаков: Маршака - детского поэта,
Маршака - драматурга,
лирического поэта,
переводчика и, наконец,
Маршака - сатирика.
б) Чтение статьи вслух.
- Сейчас громко и чётко прочитаем статью вслух и ответим ещё на один вопрос: Почему произведения Маршака нравятся и взрослым, и детям?
6. Работа над стихотворением "Кот и лодыри"
- Кто такие лодыри?
а) Чтение стихотворения учителем. Беседа по первым впечатлениям.
- Понравилось вам стихотворение? Какое настроение оно вызывает?
б) Чтение стихотворения про себя. Словарная работа.
- Прочитайте стихотворение про себя, отметьте слово, значение которого вам непонятно.
- Найдите значение слова "грифель" в толковом словаре. ( Если есть возможность - словари лежат на каждой парте. Если нет - один ученик находит в словаре и читает значение слова)
Грифель - палочка из особой горной породы для письма на специальной доске.
«Мы не пишем грифелем на доске»- В то время, когда жили герои произведения С.Я. Маршака «Кот и лодыри », ученики в классе писали на школьной доске не мелом, а обычными чернильными грифельными палочками. Доска в классе называлась грифельной. Такими палочками на грифельной доске писали ученики вместо тетрадей.
в) Чтение стихотворения "цепочкой" (по 2 строчки)
г) Чтение стихотворения по ролям. Работа над выразительностью чтения.
- Сколько человек нужно, чтобы прочитать стихотворение по ролям.
- Какой кот в начале встречи? Как он говорит?
- Как он говорит в конце встречи?
- Какие слова- характеристики вы можете подобрать для лодырей?
Докажите свое мнение.
д) Работа над смыслом, заложенном в стихотворении.
- Как вы думаете, почему Маршак сделал героем стихотворения кота?
- Как Маршак относится к мальчишкам-лодырям? ( Он смеется над ними, осуждает их.)
-Как вы думаете: кто умнее, кот или лодыри? Докажите словами текста.
Сам Маршак - неутомимый труженик, не терпел "пустого" времени. Он писал:
Мы знаем - время растяжимо.
Оно зависит от того,
Какого рода содержимым
Вы наполняете его.
- Какая главная идея этого произведения?
- Почему без грамоты пропадешь? Докажите словами текста.
7. Творческая работа в группах.
Письмо кота
Кому: ученикам 2класса МОУ « Л-Конобеевская СШ»
Помогите лодырям разобраться, жалко мне их. Может быть, они прислушаются к народной мудрости?
Творческая работа в группах.
Выбери из пословиц, записанных на карточке ту, которая поможет объяснить лодырям их ошибку.
Родина – мать, умей за нее постоять. Кто грамоте горазд, тому не пропасть.
Не стыдно не знать, стыдно не учиться. Лето – припасиха, зима – прибериха.
Учись смолоду – пригодится в старости. Жадность всякому горю начало.
Мудрым никто не родился ,а научился. Робкого и тень страшит.
5. На языке медок, а на уме ледок. Учение - путь к умению.
8. Рефлексия.
-Что вы узнали на уроке?
-Что у вас получилось хорошо, а что не очень?
-Оцените себя и работу класса в целом.
9. Домашнее задание.
Приготовить выразительное чтение любого стихотворения С.Маршака.
Родина – мать, умей за нее постоять. Кто грамоте горазд, тому не пропасть.
Не стыдно не знать, стыдно не учиться. Лето – припасиха, зима – прибериха.
Учись смолоду – пригодится в старости. Жадность всякому горю начало.
Мудрым никто не родился ,а научился. Робкого и тень страшит.
На языке медок, а на уме ледок.
Учение- путь к умению.
Ребята!
Помогите лодырям разобраться,
жалко мне их.
Может быть,
они прислушаются
к народной мудрости?
Кот