СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока литературы. А. Ахматова ."Реквием" (11 класс)

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока литературы. А. Ахматова ."Реквием" (11 класс)»




Урок литературы с использованием мультимедийной презентации

в 11 классе на тему:

«Я голос ваш, жар вашего дыханья,

Я отраженье вашего лица»

(А.Ахматова "Реквием")


Цели урока:

  • образовательные

      • Проанализировать поэму «как настоящую драму»

      • Показать, как исполнена поэмой “Реквием” гражданская и поэтическая миссия Анны

Ахматовой

      • Понять, как история страны преломляется и отражается в творчестве поэта

  • развивающие – развивать чувство прекрасного, умение читать стихи и эмоционально на них откликаться, совершенствовать навыки анализа поэтического текста, соотнесения его содержания с критической и мемуарной литературой, фактами биографии, имеющими непосредственную связь с данным произведением;

  • воспитательные – воспитывать уважение к чувствам другого человека, способность сопереживать, патриотическое чувство, показать пример гражданского мужества.

Домашнее задание на урок:

  1. Выразительно читать поэму А.Ахматовой «Реквием».

  2. Найти в тексте средства художественной выразительности.

  3. Подумать, с какой целью они использованы.

Индивидуальные сообщения к уроку:

  1. Сталинизм, ежовщина

  2. Комментарий отдельных слов и выражений в тексте поэмы.

  3. Библейские образы в поэме «Реквием».


Оборудование: портреты Ахматовой, выставка книг поэтессы, тексты поэмы «Реквием», аудиозапись «Реквиема» в исполнении А. А. Ахматовой, «Реквием» Моцарта (аудиозапись), компьютер, мультимедийная презентация учителя, презентации учащихся, материалы Интернета.

Доска: Семнадцатое февраля, А.Ахматова, тема, иллюстрации к произведению.

Тип урока: урок – диалог

Форма урока: урок с использованием ИКТ.

Методы и приёмы обучения – эвристический метод (при подготовке к уроку поиск материала в Интернете), просмотр презентаций и компакт-дисков с помощью проектора и компьютера, комментированное чтение и анализ поэмы, беседа, устные выступления, выразительное чтение.

Ход урока:

l. Начало урока (слайд 2)

Гаснет свет. В центре зала (или класса) на высокой тумбе установлен освещенный пламенем свечи портрет Анны Ахматовой, возле которого лежит раскрытая книга ее стихов.

  • Танец под музыку Моцарта «Реквием по мечте»-

4 чел.(№1 проигрыш+припев (громко)на фоне тюрьмы

+

  • Инсценирование Вместо предисловия»)

Очередь (участники стоят спиной к зрителям, склонив головы, в чёрных платках)

Ахматова: (Давлетшина С.- поворачивается к залу) (муз.проигрыш)
- В страшные годы ежовщины я провела семнадцать месяцев в тюремных очередях в Ленинграде. Как-то раз кто-то "опознал" меня. Тогда стоящая за мной женщина с голубыми губами, которая, конечно, никогда в жизни не слыхала моего имени, очнулась от свойственного нам всем оцепенения и спросила меня на ухо (там все говорили шепотом):
 Женщина: (шепчет на ухо)

 - А это вы можете описать? 

  Ахматова: (Давлетшина С.)
      - Могу. 

( припев (громко) - учащиеся медленно уходят, опустив головы) (10 сек)

Вступительное слово учителя: (слайд 3)

Анна Ахматова… Какое гордое, величественное имя! Это имя пытались вычеркнуть со страниц русской литературы, стереть из памяти народной, но оно всегда оставалось эталоном порядочности и благородства, маяком для ослабших и разуверившихся.

На прошлых уроках мы уже познакомились с творчеством Анны Андреевны Ахматовой. Вы запомнили ее лиричной, несколько экстравагантной, окутанной загадочной любовной дымкой.

Сегодня мы будем говорить о другой Ахматовой, той, что взяла на себя смелость стать голосом «стомиллионного народа».

- А предметом нашего внимания будет поэма «Реквием» (слайд 4)

«Я голос ваш, жар вашего дыханья,

Я отраженье вашего лица» - так звучит тема урока (тетрадь)

- Исходя из данной темы, сформулируйте цели урока! (ответы учащихся). Молодцы!

Учитель: В 30- е годы А.Ахматова стремилась осмыслить события, происходящие в стране. Для неё становится ясным невероятный размах пришедшего зла.

- На уроках истории вы, безусловно, говорили о страшных годах сталинизма, о массовых репрессиях 1937—1938 годов (слайд 5). Эти годы траурной лентой вплетены в историю России.

Я прошу сделать небольшой экскурс в историю, чтобы вы почувствовали атмосферу того времени.

Сообщение учащихся (Сталинизм, ежовщина, - предварительное домашнее задание).

(Тюкаева А., Ишунова Л.) (слайд 6) + (5 мин) (тетрадь)

Вывод: О массовых репрессиях в стране, трагических событиях личной жизни Ахматова рассказала в своей поэме “Реквием”, над которой работала в течение пяти лет в нечеловеческих условиях, так как считала своим долгом рассказать о трагедии сотен тысяч людей, ставших жертвами репрессий.

Смысл названия

«Реквием»….

– Почему А. Ахматова так назвала поэму? Что обозначает слово “Реквием”?

- Какие ассоциации оно у вас вызывает? Составьте ассоциативный ряд к данному слову (тетрадь)

- Обратимся к словарю! (словари на столах) (слайд 7)

Само слово «реквием»  значит «траурная заупокойная месса» - католическое богослужение по умершим, а также траурное музыкальное произведение  – БСЭ (бол.совет.энциклоп.)

Реквием | БЭС(бол.энциклоп.словарь)
(по начальному слову лат. текста "Requiem aeternam dona eis - Domine" - "Вечный покой даруй им, Господи"), заупокойная месса.


- Обратимся к толковому словарю русского языка Серг.Ив. Ожегова

Реквием ???

1. У католиков: богослужение по умершему. Служить р.

2. Траурное вокальное или вокально-инструментальное музыкальное произведение. Р. Моцарта.

Учитель: - Кто автор самого знаменитого музыкального «Реквиема»?

А.Ахматова не случайно дала своей поэме такое название. Я думаю, вам будет легче воспринять это произведение, осмыслить его, если вы прослушаете небольшой отрывок из «Реквиема» Моцарта. Это одно из любимых произведений Анны Андреевны (слайд 8) (№2 видеозапись «Лакримоза»- 1-1,5 м)

Какое настроение рождает эта музыка? (Торжественное, скорбное, печальное)

- Какой настрой должен создаться у читателя, берущего в руки произведение с таким названием(название предполагает, что произведение будет посвящено трагическим событиям)

Таким образом, автор сразу заявляет тему???? (скорби, печали, поминовения) (тетрадь)

Но один рассмотренный вопрос рождает другие.

Учитель: «Реквием» повторяет определенный отрывок жизни в миниатюре, означая главные события. В этом можно убедиться, сопоставив биографию поэта и произведения (слайд 9-10)

Учитель: Обратите внимание на даты написания глав. С чем они соотносятся? (со временем ареста сына­). Но Предисловие и Эпиграф обозначены гораздо более поздними годами.

- Подумайте, как это может объяснить? (Эта тема, эта боль не отпускала Ахматову многие годы.)

А вот Александр Солженицын так сказал о поэме (слайд 11): «Это была трагедия народа, а у вас – только трагедия матери и сына»…(тетрадь). Нам предстоит подтвердить или опровергнуть точку зрения Солженицына. И чтобы разрешить данную проблему, обратимся к тексту поэмы «Реквием».

II Аналитическое чтение поэмы.

Учитель: - Вспомните необычное начало урока. Инсценирование какой части было представлено

нам? «Вместо предисловия» (слайд 12)

- Как вы думаете, зачем Ахматова вводит в текст эту автобиографическую подробность?

 (Это ключ к пониманию поэмы. Предисловие переносит нас в тюремную очередь Ленинграда 1930 гг. Женщина, стоящая с Ахматовой в тюремной очереди, просит «это… описать». Ахматова воспринимает это как некий наказ, своеобразный долг перед теми, с кем она провела 300 часов в страшных очередях. В этой части поэмы Ахматова впервые заявляет позицию поэта.)

- Какая лексика помогает представить то время? (тетрадь) (Ахматову не узнали, а как тогда чаще говорили «опознали». Все говорят только шёпотом и только «на ухо»; свойственное всем оцепенение. В этом маленьком отрывке зримо вырисовывается эпоха.) 

Учитель: Сейчас вы услышите голос А. Ахматовой, читающей начало «Реквиема». Вслушайтесь в него. Он обманчиво монотонный, глуховатый, сдержанный, но потрясающе глубокий, словно пропитанный болью пережитого. Глава называется «Посвящение» (слайд 13) (№3 аудиозапись-голос Ахмат.)

- Как Ахматова описывает материнское горе? (Вся жизнь людей теперь зависит от приговора, который будет вынесен близкому человеку. В толпе женщин, которые ещё на что-то надеются, та, что услышала приговор, чувствует себя оторванной, отрезанной от всего мира с его радостями и заботами.)

- Какие художественные средства помогают передать это горе? Найдите их в тексте. Какова их роль?

ЭПИТЕТЫ (1 ряд) (тетрадь или отметить в текстах )

тюремные затворы

великая река (не течёт)

« каторжные норы»

смертельная тоска

постылый скрежет

шаги тяжёлые

невольные подруги

осатанелых лет

СРАВНЕНИЯ(3 ряд)

подымались как к обедне ранней

мёртвых бездыханней

словно с болью жизнь из сердца вынут

словно грубо навзничь опрокинут

АНТИТЕЗА(2 ряд)

Для кого-то веет ветер свежий…

…Да шаги тяжёлые солдат.

  • Антитеза

С помощью этого художественного средства автор показывает, что мир как бы разделён на две части: на палачей и жертв, добро и зло, радость и горе. Ветер свежий, закат - всё это

выступает своеобразным олицетворением счастья, свободы, которые ныне недоступны томящимся в тюремных очередях и тем, кто находится за решёткой.

  • Сравнения

Подчёркивают глубину горя, меру страданий.

  • Эпитеты

Создают образ страны - тюрьмы, где основное чувство, которым живут люди, - безысходность, смертная тоска, отсутствие даже малейшей надежды на изменение.

«Каторжные норы» усиливают ощущение суровости, трагичности происходящего.

Здесь получают характеристику время и пространство, в котором находится л.г. Времени больше нет, оно остановилось, онемело, стало безмолвным («не течёт великая река»)

Учитель: - В «Посвящении» есть словосочетание «каторжные норы». Почему Ахматова берет в кавычки? (Это цитата из произведения….)  

Любовь и дружество до вас 
     Дойдут сквозь мрачные затворы, 
     Как в ваши каторжные норы 
     Доходит мой свободный глас.  ("Во глубине сибирских руд") (слайд 14)

С какой целью Ахматова включили в свой текст цитату из Пушкина? (Она специально вызывает у нас ассоциации с декабристами, так как они страдали и гибли за высокую цель.)

- А за что страдают и гибнут или идут на каторгу современники Ахматовой? (Это бессмысленное страдание, они безвинные жертвы сталинского террора, которые всегда переживаются тяжелее. Присутствие здесь пушкинской строки из стихотворения «Во глубине сибирских руд…» раздвигает пространство, даёт выход в историю.)

Учитель: Степень страдания людей настолько велика, что для описания этого Ахматова выбирает библейский масштаб (слайд 15)

Уже первые строки «Посвящения» «Перед этим горем гнутся горы, не течет великая река»

воссоздают образ мира, в котором сместились все привычные и устойчивые нормы. Эти строки заставляют вспомнить картины Апокалипсиса (слайд 16) (№4 Апокалипсис – видеоролик - 2 мин.)

Сообщение ученика (Ишунова Л.): Откровение Иоанна Богослова, глава 8

1. И когда Он снял седьмую печать, сделалось безмолвие на небе, как бы на полчаса.
2. И я видел семь Ангелов, которые стояли пред Богом; и дано им семь труб.
3. И семь Ангелов, имеющие семь труб, приготовились трубить.
4. Первый Ангел вострубил, и сделались град и огонь, смешанные с кровью, и пали на землю; и третья часть дерев сгорела, и вся трава зеленая сгорела.
5. Второй Ангел вострубил, и как бы большая гора, пылающая огнем, низверглась в море; и третья часть моря сделалась кровью,
6. и умерла третья часть одушевленных тварей, живущих в море, и третья часть судов погибла.
7. Третий ангел вострубил, и упала с неба большая звезда, горящая подобно светильнику, и пала на

третью часть рек и на источники вод.
8. Четвертый Ангел вострубил, и поражена была третья часть солнца и третья часть луны и третья часть звезд…
9. И видел я и слышал одного Ангела, летящего посреди неба и говорящего громким голосом: горе, горе, горе живущим на земле от остальных трубных голосов трех Ангелов, которые будут трубить!

Учитель: Почему Ахматова использует апокалипсическую картину мира? (слайд 17) (Апокалипсис – в переводе означает «откровение» Иоанна Богослова, одна из книг Нового завета)

(Чтобы подчеркнуть безмерность горя, сравнить его с концом света)

- Какое местоимение использует Ахматова в Посвящении? Почему? (Местоимением «я» обозначила бы только личное горе, местоимением «мы» подчёркивает общую боль и беду. Её горе неразрывно сливается с горем каждой женщины. Это наше горе, это мы « повсюду те же», это мы слышим «тяжёлые шаги солдат», это мы идём по одичалой столице.)

Учитель: С самого начала Ахматова подчёркивает, что поэма затрагивает не только её несчастья как матери, но касается общенародного горя.

Итак, «Вступление» (слайд 18) (выразительное чтение наизусть) (Литвиненко Е.)

Учитель: Какой художественный образ создаёт Ахматова в этой главе?

На уроках литературы мы говорили с вами о Петербурге Пушкина, Некрасова, Достоевского. Ахматова очень любила город, в котором она стала поэтом; город, в котором она познала счастье и разочарование.

- Каким же рисует она этот город сейчас? Какие художественные средства для этого использует? Найдите их в тексте (тетрадь)

МЕТАФОРЫ(2 ряд)

песню разлуки паровозные пели гудки

звёзды смерти стояли над нами

безвинная корчилась Русь

СРАВНЕНИЕ(1 ряд)

И ненужным привеском качался

Возле тюрем своих Ленинград

ЭПИТЕТЫ(3 ряд)

безвинная Русь

под кровавыми сапогами

под шинами чёрных Марусь

Сделаем вывод об их роли в этой части поэмы. (Эти художественные средства очень точно характеризуют то время, позволяют добиться удивительной краткости и выразительности. В любимом городе Ахматовой нет не только пушкинского великолепия, он даже мрачнее того Петербурга, который описан в романе Достоевского. Перед нами город, привесок к гигантской тюрьме, раскинувшей свои корпуса над помертвевшей и неподвижной НевОй. Символом времени здесь является тюрьма, полки осуждённых, уходящих в ссылку, кровавые сапоги и чёрные маруси. И от всего этого «корчилась безвинная Русь») 

  • Метафора «звёзды смерти» требует небольшого комментария (слайд 19)

Сообщение учащихся (Афанасьев Н)

Звезда смерти» - библейский образ, возникающий в Апокалипсисе.

«Пятый Ангел вострубил, и я увидел Звезду, падшую с неба на Землю, и дан был ей ключ от кладезя бездны. Она отворила кладезь бездны, и вышел дым из кладезя, как дым из большой печи; и помрачилось солнце и воздух от дыма из кладезя. Из дыма вышла саранча на Землю…»

Образ звезды является в поэме главным символом наступающего Апокалипсиса.

Учитель:  Где же происходит всё это? Только ли в Ленинграде? (слайд 20-26) (Это и сибирская вьюга, и тихий Дон, и НевА, и Енисей, и кремлёвские башни, и море, и царскосельские сады. Но на этих просторах – лишь страдания, «улыбается только мёртвый, спокойствию рад»)

Вступление – это фон, на котором будут разворачиваться события, в нем отражено место и время действия и только после вступления начинает звучать конкретная тема реквиема – плач по сыну.

Основная часть открывается стихотворением «Уводили тебя на рассвете…» 

Читаем первую главу (наизусть) (Тарабрина Р)

- Какое событие описано в первой главе? Какие слова, выражения помогают ощутить тяжесть случившегося? (На выносе, плакали дети, свеча оплыла, смертный пот на челе. Сцена ареста ассоциируется с выносом тела усопшего «Шла как на выносе»)

- От чьего лица ведётся повествование в поэме? (От лица « я», т.е. лица лирической героини.) 

Учитель: Эта глава написана в стиле, близком народному плачу. Что такое плач, как жанр УНТ??? (Плач - один из древних литературных жанров, характеризующийся лирико-драматической импровизацией на темы несчастий, смерти) (слайд 27)

- Почему Ахматова использует здесь образ «стрелецкой женки»? (слайд 28)

Это обращение к петровской эпохе времён подавления стрелецкого бунта, когда последовала жестокая расправа над мятежниками, и сотни стрельцов были казнены и сосланы. Это историческое событие стало основой сюжета картины Василия Ивановича Сурикова «Утро стрелецкой казни».

- Как эти исторические события связаны с сюжетом поэмы и ее темой? (Обращение к образу «стрелецкой женки» помогает связать времена, сказать о типичности судьбы русской женщины. Лирическая героиня как бы олицетворяет себя с образом русской женщины времен варварства, которое вновь вернулось в Россию.)

Учитель: Сразу же за сценой ареста сына, которая завершается материнским «воем», начинается тема???? болезни матери.

Читаем 2 главу  (Сидорова О.) Ребята, вам что-то напоминают эти строки из детства?

(колыбельную) (слайд 29)

Мы знаем, что колыбельная это ??? (жанр устного народного творчества, когда мать поёт песню, убаюкивая ребёнка)

Здесь кто и кому её может петь??? - то ли мать арестованному сыну, то ли Ангел обезумевшей от безысходного горя женщине, то ли месяц опустелому дому. Незаметно колыбельная переходит в молитву, скорее, даже в просьбу о чьей-то молитве.

- Какой цвет дан во второй главе? Что обозначает этот цвет у Ахматовой? (Сопутствует болезни, смерти)

Обратимся к 3 главе.

Глава состоит из сбивчивых фраз? Почему?(Нерифмованная, оборванная строка подчеркивает невыносимость страданий героини,она почти ничего не замечает вокруг. Вся жизнь стала похожей на бесконечный кошмарный сон.)

- Что происходит с героиней? (Происходит раздвоение личности.)

Учитель: Л.Г.раздваивается: «Нет, это не я, это кто-то другой страдает. Я бы так не могла»

Откроем 5 главу (слайд 30)

- Выделите глаголы в пятой главе. (Кричу, зову, кидалась, не разобрать, ждать, глядит,

грозит) (тетрадь)

- Что передают глаголы? (Отчаяние матери, Л.Г. поначалу действует, старается что-то предпринЯть, чтобы узнать о судьбе сына, но нет больше сил сопротивляться, наступает оцепенение и покорное ожидание гибели. И на неё обрушивается очередной удар-приговор.)


«Приговор» - 7 глава (чтение наизусть) (Давлетшина С)

Приговор кому?

Учитель: 7 глава – это кульминация в повествовании о судьбе сына, (тетрадь) но на переднем плане – реакция матери. Приговор произнесён, мир не рухнул.

- Как вы думаете, какой выбор встает перед матерью(Как перенести гибель сына.)

Первыйвсё забыть и жить дальше.

Вслушайтесь в лирическое раздумье-распутье: «Надо снова научиться жить, а не то…». Многоточие??? – фигура умолчания.

- Как вы думаете, о чём умалчивает л.г.? (Она видит ещё один выход – смерть.)

«Ты всё равно придёшь, зачем же не теперь?» – так начинается следующая 8 глава. «К смерти».

- В каком виде л.г. готова принять смерть? (Отравленный снаряд, гирьку бандита, тифозный чад и «верх шапки голубой» - сотрудники НКВД)

Учитель. Если альтернатива жизни – смерть, то что альтернатива смерти?

  • Обратимся к 9 главе! (не читаем)

Безумие. Почему безумие страшнее смерти? С ума, человек забывает о том, что ему дорого (Безумие – это смерть и памяти, и души. Это третий путь. Но не его выбирает л.г.)

- Какой путь она выбирает? (Жить, и страдать, и помнить.) 

  • Кульминацией страданий матери в поэме является глава «Распятие». Именно в этой главе раскрывается вся боль матери, потерявшей сына.

- Прочитайте название 10 главы, с чем оно связано? (Прямое обращение к евангельской проблематике.)

- А как можно объяснить появление в поэме картины Распятия Христа? (Картина Распятия Христа возникает в сознании героини, когда та находится на грани жизни и смерти, когда «безумие крылом души накрыло половину».)

-  Каковы же библейские образы и мотивы в этой главе? (слайд 31)

Сообщение учащегося (Нестеров Д.)

Близость «Распятия» к своему источнику – к Священному Писанию закрепляется уже эпиграфом к главе: «Не рыдай Мене, Мати, во грОбе зрЯщи».

Ориентация на библейский текст также видна в первых строках главы - в описании природных катаклизмов, сопровождающих казнь Христа.

В Евангелии от Луки читаем: « …и сделалась тьма по всей земле до часа девятого: и померкло солнце, и завеса в Храме раздралась посередине».

Адресованный Отцу вопрос Иисуса «Почто меня оставил?» также восходит к Евангелию, являясь почти цитатным воспроизведением слов распятого Христа.

Слова же Иисуса «О, не рыдай Мене…» в тексте Евангелия обращены не к матери, а к сопровождавшим его женщинам, «которые плакали и рыдали о Нем».

Учитель: Одинаково ли звучат слова, обращённые к Отцу и Матери? (Слова, обращенные к Богу, звучат как упрек, сЕтование о своем одиночестве и покинутости. Слова же, сказанные матери, - простые слова утешения, жалости)

- С помощью какого художественного образа Ахматова показывает величайшую катастрофу, каковой является смерть Христа? (Плавящиеся в огне небеса.)

Учитель: Во второй части Иисус уже мертв. У подножия Распятия стоят трое???

Магдалина, любимый ученик Иоанн и Дева Мария – мать Христа.

- В чем своеобразие трактовки Ахматовой евангельского сюжета? (смерть сына влечет за собой смерть Матери, а потому, созданное Ахматовой Распятие – это распятие не сына, а Матери, а вернее и Сына и Матери)

- Как раскрывается образ Матери в 10 главе? 





(Магдалина и любимый ученик как бы воплощают собой те этапы крестного пути, которые уже пройдены Матерью: Магдалина - мятежное страдание, когда л.г. «выла под кремлёвскими башнями» и «кидалась в ноги палачу», Иоанн - тихое оцепенение человека, пытающегося «убить память», обезумевшего от горя и зовущего смерть. Молчание Матери, на которую «так никто взглянуть и не посмел», разрешается плачем-реквиемом. Не только по своему сыну, но и по всем погубленным.) (слайд 32)

- Почему именно этот сюжет из библии использовала Ахматова? (соединила историю Божьего Сына с судьбой собственного, и оттого личное и общечеловеческое сливаются воедино. Страдание матери ассоциируется с горем Богородицы).

- Вспомните, какой наказ получила Ахматова, стоя в тюремной очереди, описанной в предисловии? (Женщина просит от лица всех «Описать это». И поэт обещает: «Могу».)

- Выполнила ли она это? (В Эпилоге она отчитывается перед ними в выполненном обещании (слайд 33)

Эпилог. Ученик читает наизусть- 1 часть (Говорухина М.)

Учитель: Впервые в поэме мы видим портрет.

- Чей это портрет? Или чьи? (Это портрет измученных женщин, матерей.)

- Это конкретный портрет или обобщенный? (обобщённый. Л.г. сливается с этой очередью, вбирает в себя мысли и чувства этих измученных женщин. Эпилог написан в жанре поминального плача, поминальной молитвы: «И я молюсь не о себе одной…»

- О ком она молится? (О тех, кто стоял в тюремных очередях с передачами, кто не отрёкся, кто добровольно разделил страдания с близкими, обо всех, кто был с нею в этих испытаниях)

- Какая тема звучит во второй части эпилога? В творчестве каких русских поэтов вы встречали эту тему? (В творчестве Державина, Пушкина – стихотворение «Памятник», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный»)

- Какой необычный смысл приобретает эта тема у Ахматовой? (Ахматова не описывает сам памятник. А определяет место, где он должен стоять. Это будет памятник поэту у тюремной стены.)

- Почему просит поставить памятник, там, где стояла 300 часов? (этот памятник не только поэту, но и всем матерям и женам, которые стояли в тюремных очередях в 30гг». Это памятник народному горю)

Учитель: Совсем недавно такой памятник Ахматовой поставили (слайд 34)

Учитель: А теперь вернемся к эпиграфу, который написан через 20 лет после поэмы (слайд 35) (№5 –эпиграф-голос Ахматовой)

1) Почему Анне Ахматовой так важно было начать текст поэмы строчками эпиграфа?

2) Как вы думаете, почему в эпиграфе к поэме о личном горе дважды звучит слово народ?

(Эпиграф играет в поэме роль смыслового и музыкального ключаАхматова уже в нём открыто заявляет о своей главной роли в жизнироли поэта, который разделил со своим народом трагедию страны)

3) В чем видит Ахматова свою поэтическую и человеческую миссию? (Выразить и донести скорбь и страдание «стомиллионного» народа.)

III. Заключение

Учитель: Вернемся к проблемному вопросу. А.И.Солженицын: «Это была трагедия народа, а у вас – матери и сына». Какой ответ мы на него можем дать на основе анализа поэмы? (Ответы учащихся)

Вывод: В своей поэме А. Ахматова описала достаточно образно и зримо эпоху, в которую суждено было страдать народу. Реквием по сыну не мог не восприниматься как реквием по целому поколению, поколению, из которого уже к сороковому году мало кто уцелел.

Создав "Реквием", Ахматова отслужила панихиду по безвинно осужденным. Панихиду по своему поколению. Панихиду по собственной жизни.


IV. Домашнее задание (слайд 36)

Продолжить размышление: Перечитывая «Реквием», я задумался ...

  • я понял...

  • я осознал...

  • я пересмотрел...


Учитель: - Ребята, я вам предлагаю ещё раз перелистать страницы поэмы Анны Ахматовой «Реквием», пережить то страшное время, испытать те чувства, которые испытал народ когда-то: страх, горе, уныние, безнадежность, но, может быть, и веру в лучшее будущее (слайд 37) (№6 Ролик о «страшных годах»)

(слайд 38)


V. Оценки за урок + (комментарий)

«5» ребята понимали и излагали материал полно, обосновывали свои суждения, излагали материал последовательно и правильно с точки зрения норм литературного языка.

«4» …..но допускали ошибки, которые сами же исправляли, были недочёты в последовательности и языковом оформлении излагаемого.

«3» ….но излагали материал неполно и допускали неточности; не сумели достаточно глубоко и доказательно обосновать свои суждения; излагали материал непоследовательно и допускает ошибки в языковом оформлении излагаемого.