СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока литературы по рассказу В. Г. Распутина «Уроки французского»: душевная щедрость учительницы, её роль в жизни мальчика

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока литературы по рассказу В. Г. Распутина «Уроки французского»: душевная щедрость учительницы, её роль в жизни мальчика

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока литературы по рассказу В. Г. Распутина «Уроки французского»: душевная щедрость учительницы, её роль в жизни мальчика»

Литература 6 класс ___.___.___


Урок 51


Тема: В. Г. Распутин. «Уроки французского». Душевная щедрость учительницы, её роль в жизни мальчика.


Цель урока: продолжение знакомства с рассказом В. Г. Распутина «Уроки французского».


Задачи урока:

Образовательные:

  • показать на примере рассказа, какое значение имеет душевная доброта, щедрость;

  • отметить роль учительницы в жизни мальчика, показать ее душевную чуткость;

  • раскрыть смысл названия рассказа;

  • обучать навыкам характеристики литературного героя.


Развивающие:

  • формировать навыки анализа текста произведения;

  • развивать навыки работы с текстом.

Воспитательные:

  • воспитывать такие нравственные качества, как: ответственность за свои поступки, добро и уважение по отношению к окружающим;

  • развивать интерес к литературе в целом и к послевоенной литературе в отдельности.


Ход урока

Мне нужно было вернуть людям

то добро, которое в свое время

они сделали для меня.

В. Г. Распутин

I. Организационное начало урока:

  1. приветствие учащихся;

  2. проверка готовности учащихся.


II. Проверка домашнего задания. Беседа по содержанию.

  • Как зовут главного героя рассказа? (Володя, но это только в фильме, а в рассказе речь идет от первого лица).

  • Почему рассказ называется автобиографическим? (автор рассказывает о событиях, которые произошли с ним).

  • Давайте вспомним, в какое время происходят события рассказа? (Послевоенный 1948 год).

  • Почему герой учится не в своей деревенской школе, а в райцентре? (В деревне, где жила его семья, была только начальная школа. Чтобы учиться дальше, надо было перебираться в райцентр).

  • Каким перед нами предстает мальчик? Какие чувства переживает герой, оказавшись вдали от дома? (Тоску, одиночество, голод).

  • Как получилось, что он стал играть на деньги? (Сначала у него появилось стремление проявить ловкость, а потом он понял, что сможет выигрывать деньги и тратить их на молоко).

  • Герой рассказа сталкивается со сложной ситуацией, общаясь с ребятами, живущими по законам улицы. Какие уроки получает он в этой компании? (Уроки жестокости, злобы, зависти).


III. Актуализация опорных знаний.

  • Сегодня мы с вами продолжим знакомство с произведением В. Г. Распутина «Уроки французского». Прежде всего вспомним, о чем мы говорили на прошлом уроке?

  • Да, мы говорили об «уроках доброты», преподанных в произведении.

  • Что вы усвоили для себя из прошлого урока?

  • Вы должны были понять, что добро бескорыстно, а также и то, что добро всегда возвращается добром. Об этом Распутин пишет в своей статье, об этом он повествует и в своем произведении «Уроки французского».

  • Ребята, послушайте рассказ известного педагога Василия Александровича Сухомлинского «Как на свете жить?» и подумайте над вопросом: в чем его смысл?


У маленькой Кати большая радость – поправился ее папа. Больше года он болел, в больнице лежал, три операции перенес. Мама и Катя горевали. Не раз, бывало, проснется ночью Катя и слышит: мама тихо плачет.

А сегодня отец уже на работе. Здоровый и бодрый.

Встретила девочка во дворе двух своих одноклассников, Петю и Гришу, и поделилась радостью:

Наш папа выздоровел!

Мальчики посмотрели на Катю с удивлением и, ничего не сказав, побежали гонять мяч.

Катя подошла к девочкам, игравшим в «классы».

Наш папа выздоровел, – сказала она.

Одна из девочек, Нина, с удивлением спросила:

Ну и что же?

Катя почувствовала, как к горлу подкатил тяжелый комок, дышать ей стало трудно. Она отошла к одинокому дереву и заплакала.


  • Итак, ребята, в чем смысл этого рассказа? Почему Катя заплакала?

  • Да, действительно, порой нам с вами не хватает самого маленького человеческого участия. Когда нас похвалят, приласкают, порадуются вместе с нами, нам становится хорошо, и мы как будто окрыляемся, а когда люди с равнодушием смотрят на нас и порой просто не обращают на наши беды внимания, нам становится одиноко и тоскливо. Поэтому мы с вами должны проявлять заботу и внимание к тем, кто живет рядом с нами.

  • В Рассказе «Уроки французского» тем близким человеком стала для мальчика учительница, которая кроме того, что смогла привить интерес мальчику к языку, еще и научила ребенка быть честным, добрым, отзывчивым.


IV. Работа по теме урока.

  1. Работа с эпиграфом.

  • Прочитаем эпиграф к сегодняшнему уроку. Как вы его понимаете? О чем говорит автор?

  • Эпиграф: «Мне нужно было вернуть людям то добро, которое в свое время они сделали для меня».

  • Верно, автор пишет с благодарностью о своей учительнице Лидии Михайловне, которая в свое время с добротой и пониманием отнеслась к нему, которая изменила его жизнь.


  1. Беседа по теме урока «Душевная щедрость учительницы, её роль в жизни мальчика».

  • Как вы думаете, почему именно главного героя рассказа выбрала Лидия Михайловна для отдельных занятий? Случайно ли это? Как сама учительница объясняет это своему ученику? (Лидия Михайловна выбрала для отдельных занятий именно главного героя рассказа, потому что она понимала, что он талантливый мальчик, но его учебе может помешать постоянное чувство голода. Общение с завсегдатаями пустыря может направить его на ложный путь. Сначала она пыталась под видом занятий заманить его к себе домой, приручить и подкормить. Сама учительница объясняет это ученику так: «Тебе надо обязательно учиться. Сколько у нас в школе сытых лоботрясов, которые ни в чем не соображают и никогда, наверное, не будут соображать, а ты способный мальчишка, школу тебе бросать нельзя»).

  • Почему Лидия Михайловна отправила мальчику посылку?

  • Как он догадался, от кого посылка? Сразу ли учительница призналась, что это она отправила мальчику посылку? Что почувствовал главный герой, когда догадался, кто прислал ему посылку? Что он сделал в ответ?

«Посылка». Фрагмент из фильма.

  • Почему Лидия Михайловна решилась на игру в «замеряшки» со своим учеником? Как вы расцениваете этот поступок? Что выдавало ее во время игры? (Лидия Михайловна решилась на игру в «замеряшки» со своим учеником, потому что она видела, как мальчик голодает, но отказывается принимать прямую помощь. Она сделала все, чтобы помочь мальчику. Во время игры ее сначала выдавало то, что она горбила пальцы, подыгрывая мальчику, а потом то, что она воспользовалась доказательством от противного: стала делать вид, что она его обманывает, подыгрывая себе).

«Замеряшки». Фрагмент из фильма.

  • Когда герой рассказа понял истинный смысл игры, которую затеяла учительница? (Герой понял истинный смысл игры, которую придумала учительница, не сразу: может быть, когда он получил вторую посылку, может быть, когда стал уже взрослым).

  • Кто неожиданно становится свидетелем их игры? Как ведет себя директор?

  • Как ведет себя учительница? Как это ее характеризует?

«Директор». Фрагмент из фильма.

  • Чем же заканчивается рассказ?

«Учительница уехала». Фрагмент из фильма.

  • Итак, ребята, какие же уроки преподала Лидия Михайловна мальчику?

  • Во-первых, уроки французского, учительница смогла привила любовь к своему предмету.

  • Во-вторых, уроки жизненные, уроки доброты.

  • Какова роль учительницы в жизни мальчика? (Лидия Михайловна открыла для мальчика новый мир, показала другую жизнь. Благодаря учительнице ребенок понял, что люди могут доверять друг другу. Мальчик увидел, что на свете есть доброта, отзывчивость и любовь. Он увидел, что истинное добро бескорыстно).


V. Рефлексия. Подведение итогов урока.

  • Какие уроки преподал нам Валентин Распутин? Как вы думаете, чему учит этот рассказ? (Этот рассказ учит людей состраданию и тому, что надо не просто сочувствовать человеку, которому трудно, но и посильно помочь ему, в то же время, не оскорбляя его гордости. И если каждый из нас поможет хоть одному человеку, то жизнь станет светлее и чище).

  • Оцените свою работу на уроке цветными жетонами: красный – «5», синий – «4», зелёный – «3».


Домашнее задание.

  • Ребята, ваше домашнее задание вы видите на доске: вам необходимо будет выбрать одну из предложенных тем и написать мини-сочинение, состоящее из 10 – 12 предложений.

1. Роль учительницы в жизни мальчика

2. Уроки доброты в произведении

4