урок литературы
на тему:
«Н. В. ГОГОЛЬ. ПОВЕСТЬ «ТАРАС БУЛЬБА».
ЗНАКОМСТВО С СОДЕРЖАНИЕМ ПОВЕСТИ, ЕЕ ГЕРОЯМИ,
БЫТОМ КаЗАКОВ, их ВЗГЛЯДАМИ НА ЖИЗНЬ»
Учитель русского языка и литературы
мбоу «СОШ № 18 им. Р.С.Рамазанова»
Мамаева З.Н.
Цели: подчеркнуть величие и героику борьбы за свободу Отечества, за чистоту веры, значение чувства товарищества, силу воли и духа запорожцев; помочь в восприятии красоты степных просторов в пейзажных зарисовках повести; учить работать с текстом выборочно, подбирать цитаты, подтверждающие высказываемую мысль.
Планируемые результаты обучения:
Предметные: познакомятся с повестью Н. В. Гоголя, главными героями, бытом казаков, их взглядами на жизнь.
Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД):
познавательные: ориентироваться в тексте художественного произведения, учебнике; отвечать на вопросы учителя; обобщать, делать выводы; находить нужную информацию в тексте произведения, учебнике; осуществлять структурирование материала;
регулятивные: овладевать способностями понимать учебные задачи урока, оценивать свои достижения на уроке; владеть умением самостоятельно организовывать собственную деятельность;
коммуникативные: проявлять готовность вести диалог; участвовать в коллективном обсуждении; подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции; владеть способами конструктивного взаимодействия со взрослым и сверстниками.
Личностные: оценивать ситуации с точки зрения правил поведения и этики; проявлять уважительное отношение к русской литературе, духовно-нравственные качества личности, познавательный интерес к изучению предмета.
Методические приемы: чтение текста, аналитическая беседа, выявляющая знание и понимание текста.
Сценарий урока
I. Проверка домашнего задания.
Чтение и анализ стихотворений М. Лермонтова.
II. Изучение нового материала.
1. Слово учителя.
– Вот еще одно имя, вызывающее восхищение и гордость у любого человека, знающего и любящего литературу.
Н. В. Гоголь, родившийся в 1809 году в местечке Великие Сорочинцы Полтавской губернии, создавал свои произведения в XIX веке.
Он хорошо знал местные национальные обычаи и нравы, собирал народные песни и предания, изучал историческое прошлое славянских народов.
В XVI веке украинские казаки построили за днепровскими порогами военное укрепление – Сечь – для защиты рубежей страны от польских, турецких и татарских (из Крыма) набегов.
Сечь добровольно возложила на себя задачу охраны западных и южных границ. Многие запорожцы отдали свои жизни, защищая Родину и православную веру.
О жизни Запорожской (за порогами) Сечи, о борьбе казаков, об их героической смерти во имя жизни Родины, во имя ее свободы и рассказал Гоголь в повести «Тарас Бульба».
2. Анализ повести (1–2 гл.).
Задание 1.
– Зачитайте диалог между сыновьями и отцом (с. 170–172).
– Какие качества, по вашему мнению, ценит Тарас в казаке, в том числе в своих детях? (Высказывания учащихся.)
– Какое решение принимает? (Остап проявил ловкость, силу удара, это почувствовал и отец. Он не терпит насмешки, готов наказать обидчика, даже если этот обидчик – отец. Сын заслужил похвалу отца: «Добре, сынку!». Тарас Бульба решил отправить сыновей через неделю в Запорожье, а разгорячившись, изменил свое решение: сыновья вместе с ним уедут завтра. Это решение продиктовано не только его упрямством и запальчивостью, но и твердой убежденностью, что лишь в Запорожье настоящая воинская школа и наука, только там они станут настоящими воинами.)
– Какую характеристику автор дает Бульбе? («Тарас был... во славу христианства» (с. 176).)
– В чем смысл его жизни? (Смысл жизни в борьбе за независимость родины. И все, что было у него дорогого, он отдает, не колеблясь, общему делу.)
– Как отнеслась к решению мужа мать? (Она не могла удержаться от слез.)
Задание 2.
– Зачитайте отрывок «Одна бедная мать...» до конца абзаца (с. 177–178).
– Какова судьба жены, женщины того времени? («В самом деле... глядела...», с. 177.)
– На что надеялась? («Бульба, проснувшись, отсрочит...»)
Задание 3.
– Перескажите (коротко) сцену прощания матери с сыновьями (с. 179).
– Какое чувство заполняет нашу душу?
Одни я в мире подсмотрел
Святые, искренние слезы, –
То слезы бедных матерей!
Им не забыть своих детей,
Погибших на кровавой ниве,
Как не поднять плакучей иве
Своих поникнувших ветвей...
(Н. А. Некрасов «Внимая ужасам войны…».)
Вывод. Т. Бульба задолго до приезда сыновей решил их судьбу: быть им защитниками своей земли, как и он сам; поэтому он и принимает решение: сыновья едут в Запорожскую Сечь. Как велико горе матери, не успевшей наглядеться на своих сыновей! Как трогательны сцены прощания ее с сыновьями; и как грустно становится читателю, в душе которого рождается предчувствие великой беды.
– Как учились Остап и Андрий в Киевской академии?
– Какие изменения произошли в Андрии в последние годы? («Он реже являлся…» (с. 181).)
Задание 4.
– Перескажите (коротко) историю знакомства Андрия и панночки.
Словарная работа.
Пани, панночка – форма обращения к женщине и девушке в Польше и Западной украине.
Комментированное чтение учителя. Описание степи (с. 183–184).
– Почему Гоголь ввел описание степи? (Степь широкая, раздольная – символ Родины и свободы. Она связывает два мира: дом Бульбы и Запорожье. Идет борьба за эти бескрайние степные просторы. Обращает на себя внимание богатство красок, чувствуется аромат цветов, их красота, заметен возвышенно-лирический тон описания степи.)
Вывод. Нельзя не почувствовать прелесть степных просторов, читая страницы повести Гоголя; удивляет богатство красок, звуков и торжественно-лирический тон описания степи; за свободу этих степей и будут сражаться наши герои – Остап, Андрий и их товарищи.
Домашнее задание: одно из описаний степи выучить наизусть; подготовить устный рассказ о Бульбе.