СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока литературы в 10 классе на тему: " Леди Макбет Мценского уезда"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока литературы в 10 классе на тему: " Леди Макбет Мценского уезда"»


ТЕМА: Н.С. Лесков «Леди Макбет Мценского уезда».

Творческая история повести: тема любви и преступления, композиция и сюжет.


Тип урока: урок изучения нового материала.


ЦЕЛЬ:

1. Начать знакомство с повестью Н.Н. Лескова «Леди Макбет Мценского уезда».

2.Продолжить формирование у ребят навыков литературоведческого анализа.

Образовательные цели и задачи:

  • закрепляем умение трактовать название произведения как ключ к пониманию текста;

  • знакомимся с образами героев, анализируя экспозицию очерка;

  • исходя из заглавия и экспозиции, учимся формулировать, какие темы и проблемы ставит перед читателем автор;

  • пользуясь приемами сравнения и сопоставления, стараемся увидеть, главных героев произведения;

  • способствовать становлению умения оценивать поступки героев;

  • развивать умения высказывать свою точку зрения, вести аргументированный разговор, делать выводы на основе анализа.

Развивающие цели и задачи:

  • развивать мировоззренческие позиции;

  • развивать критическое мышление при анализе и оценке образов повести;

  • развивать логическое мышление (на основе усвоения учащимися причинно-следственных связей, сравнительного анализа);

  • развивать способности правильно формулировать свои мысли в процессе работы над произведением;

Воспитательные цели и задачи:

  • воспитывать у учащихся нравственное чутьё,

  • воспитывать способность отличать поступки, проступки и преступления.



ОБОРУДОВАНИЕ: запись шестой симфонии П.И. Чайковского; портрет Н.С. Лескова, репродукции рисунков к повести. Раздаточный материал


Приемы:

- запись в тетрадях формулировок, опорных пунктов плана,

- использование приёмов мышления (анализа, сравнения, абстрагирования),

- использование ТСО и средств наглядности.














ХОД УРОКА


  1. Ввод в урок.

~ Здравствуйте, ребята. Садитесь, пожалуйста.

Музыкальный отрывок лирического содержания. (П.И. Чайковский, шестая симфония, 1 часть – 3 минуты).

~ Каким чувством пронизан этот музыкальный отрывок? (тревогой, её нарастанием, вопросами).

Мне кажется, что такими же чувствами проникнуто произведение, которое мы будем сегодня изучать.

Запишем тему урока.


  1. Постановка задач с опорой на «ключевые» слова темы урока:

Автором заявлен жанр «ОЧЕРК».

-Очерк – это документальный рассказ.

Значит, автор хотел подчеркнуть документальность, подлинность, достоверность, правдивость.

Мы будем пользоваться определением: повесть, очерк.


Работа с эпиграфом.

~ Эпиграф не случайно выбран автором. Прочтём. Что означает эта поговорка?

«Первую песенку зардевшись спеть»

- труден первый шаг, а дальше не надо волноваться, всё пойдёт как по маслу…


Экспозиция очерка:

  • Время - 19 век,

  • Место - Россия, купеческая среда,

  • Героиня - Катерина Львовна Измайлова.


  1. Изучение нового материала.

Запишите слова: ЛЕДИ, ЛЮБОВЬ, ПРЕСТУПЛЕНИЕ.

- Как вы думаете, о чем пойдет речь в произведении?


Чтение начала произведения.


Катерина Львовна, «по наружности женщина очень приятная», живет в зажиточном доме купца Измайлова с вдовым свёкром Борисом Тимофеевичем и немолодым мужем Зиновием Борисовичем. Детей у Катерины Львовны нет, и «при всем довольстве» житьё ее «За неласковым мужем» самое скучное. На шестой год замужества Зиновий Борисович уезжает на мельничную плотину, оставив Катерину Львовну «одну-одинешеньку». Во дворе своего дома она мерится силой с дерзким работником Сергеем, а от кухарки Аксиньи узнает, что молодец этот служит у Измайловых уже месяц, а из прежнего дома был изгнан за «любовь» с хозяйкой. Вечером Сергей приходит к Катерине Львовне, жалуется на скуку, говорит, что любит и остается до утра. Но в одну из ночей Борис Тимофеевич замечает, как из невестина окна спускается книзу красная рубаха Сергея. Свёкор грозит, что все расскажет мужу Катерины Львовны, а Сергея в острог отправит.


- Предположите, что будет дальше. (слушаем каждого учащегося)


Чтение второй части повести.


В ту же ночь Катерина Львовна отравляет своего свекра белым порошком, припасенным для крыс и продолжает «алигорию» с Сергеем. Между тем Сергей становится сух с Катериной Львовной, ревнует ее к мужу и говорит о своем ничтожном состоянии, признаваясь, что хотел бы «пред святым, пред вечным храмом» мужем ей быть. В ответ Катерина Львовна обещает сделать его купцом. Возвращается домой Зиновий Борисович и обвиняет Катерину Львовну в «амурах». Катерина Львовна выводит Сергея и смело целует его при муже.


- Какой вы представили Катерину Измайлову?

Работа по таблице. Выберите черты характера, свойственные Катерине Львовне Измайловой.

(таблицы у каждого на парте)

Демонстрация иллюстраций.


Чтение третьей части очерка.


Любовники убивают Зиновия Борисовича, а труп хоронят в погребке. Зиновия Борисовича бесполезно разыскивают, а Катерина Львовна «поживает себе с Сергеем, по вдовьему положению на свободе». Вскоре к Измайловой приезжает жить малолетний племянник Зиновия Борисовича Федор Лямин, деньги которого были у покойного купца в обороте. Наущаемая Сергеем Катерина Львовна задумывает извести богобоязненного мальчика. В ночь всенощной под праздник Введения мальчик остается в доме наедине с любовниками и читает житие святого Федора Стратилата.


- Каким предстал перед нами Сергей?

Работа по таблице. Выберите черты характера, свойственные Сергею.

(таблицы у каждого на парте)

Демонстрация иллюстраций.


Чтение четвертой части повести.


Сергей хватает Федю, а Катерина Львовна душит его пуховою подушкою. Но как только мальчик умирает, дом начинает трястись от ударов. Сергей, видит покойного Зиновия Борисовича, и только Катерина Львовна понимает, что это с грохотом ломится народ, увидевший в щелку, что в «греховном доме» делается. Сергея забирают в часть, и он при первых словах священника о Страшном суде признается в убийстве и называет Катерину Львовну соучастницей. Катерина Львовна все отрицает, но на очной ставке признается, что убила «для Сергея». Убийц наказывают плетьми и проговаривают к каторжным работам. Сергей вызывает сочувствие, а Катерина Львовна ведет себя стойко и даже на родившегося ребенка смотреть отказывается. Его, единственного наследника купца, отдают на воспитание. Катерина Львовна думает только о том, как бы поскорей на этап попасть и Сергея повидать. Но на этапе Сергей неласков, и тайные свидания его не радуют. У Нижнего Новгорода к заключенным присоединяется московская партия, с которой идут солдатка Фиона свободного нрава и семнадцатилетняя Сонетка, о которой говорят: «около рук вьется, а в руки не дается».Катерина Львовна устраивает очередное свидание с любовником, но застает в его объятиях безотказную Фиону и ругается с Сергеем. Так и не помирившись с Катериной Львовной, Сергей начинает «заигрывать» с Сонеткой, которая будто «ручнеет». Катерина Львовна решает оставить гордость и мирится с Сергеем, а во время свидания Сергей жалуется на боль в ногах, и Катерина Львовна отдает ему толстые шерстяные чулки. На следующий день она замечает эти чулки на Сонетке и плюет Сергею в глаза.


Раздать текст четвертой части произведения для анализа.


Чертим таблицу.

В первую колонку записываем действие К. Л. Измайловой, а во вторую колонку

Почему она это делает.


Действие (глагол)

Почему?







-Как вы думаете, чем же все-таки все закончилось?

Написать эссе (3-4 предложения)


Просмотр окончания произведения. (Отрывок из фильма «Леди Макбет Мценского уезда»)


Ночью Сергей вместе с товарищем избивает Катерину Львовну под хихиканье Сонетки. Катерина Львовна выплакивает горе на груди Фионы. Вся партия во главе с Сергеем над ней издевается, но Катерина Львовна ведет себя с «деревянным спокойствием». А когда партия переправляется на пароме на другую сторону реки, Катерина Львовна хватает Сонетку за ноги, перекидывается вместе с ней за борт, и обе тонут.


Вспоминая о своей работе над очерком, Лесков говорил: «Мне становилось временами невыносимо жутко, волос поднимался дыбом, я застывал при малейшем шорохе, который производил сам движением ноги или поворотом шеи. Это были тяжелые минуты, которых мне не забыть никогда. С тех пор избегаю описания таких ужасов».





Заключение.

«Леди Макбет Мценского уезда» стоит особняком в творчестве писателя потому, что он ищет в русской жизни противостояние «добра» и «света», позволяющее надеяться на то, что в самых тяжких испытаниях удастся «устоять целой земле».


  1. Домашнее задание

с. 86 – 99, прочитать.

  1. Итог урока.

Выставление оценок.