Просмотр содержимого документа
«Конспект урока литературы в 10 классе на тему "Обобщающее повторение: произведения М.Ю. Лермонтова. Стихотворения. Роман «Герой нашего времени»"»
Тема: Обобщающее повторение: произведения М.Ю. Лермонтова. Стихотворения. Роман «Герой нашего времени».
Цель урока: Обобщить и систематизировать знания учащихся о творчестве М.Ю. Лермонтова, показать его новаторство и вклад в развитие русской литературы.
Задачи урока:
Образовательные:
Повторить основные этапы жизни и творчества М.Ю. Лермонтова.
Актуализировать знания об основных темах и мотивах его лирики (одиночество, протест, конфликт, родина, любовь).
Обобщить представления об особенностях романа «Герой нашего времени»: композиция, система образов, психологизм, проблематика.
Проанализировать различные точки зрения на личность Печорина.
Развивающие:
Развивать навыки аналитической работы с текстом.
Развивать умение сопоставлять литературные произведения разных жанров и направлений.
Развивать умение логически мыслить, аргументировать свою точку зрения.
Развивать навыки выразительного чтения.
Воспитательные:
Воспитывать интерес к русской литературе как части национальной культуры.
Формировать уважительное отношение к классическому наследию.
Формировать нравственные ориентиры, умение критически оценивать свои поступки и мотивы.
Тип урока: Урок обобщения и систематизации знаний.
Формы работы: Фронтальная, групповая, индивидуальная.
Методы: Беседа, аналитическая работа с текстом, сопоставительный анализ, выразительное чтение, проблемный метод, дискуссия, работа с цитатами.
Оборудование: Учебники, тексты произведений, портрет писателя, иллюстрации к произведениям, мультимедийная презентация (желательно).
Ход урока:
I. Организационный момент (2 минуты)
Приветствие.
Проверка готовности к уроку.
Сообщение темы и цели урока.
II. Актуализация знаний (5 минут)
Фронтальная беседа:
Что вам вспоминается, когда вы думаете о Лермонтове?
Какие произведения Лермонтова произвели на вас наибольшее впечатление? Почему?
Какие темы и проблемы вам кажутся наиболее важными в его творчестве?
III. Основной этап (30 минут)
1. Лирика М.Ю. Лермонтова (10 минут)
Краткий обзор основных тем и мотивов лирики:
Одиночество (чувство отчужденности, непонимание, трагическое мироощущение).
Протест (бунт против несправедливости, тирании, общественных устоев).
Конфликт (между идеалом и реальностью, между личностью и обществом).
Родина (сложное и противоречивое чувство, любовь и ненависть).
Любовь (трагическая, безответная, связанная со страданием).
Работа с текстами:
Выразительное чтение стихотворений (по выбору учителя): "Парус", "Тучи", "Смерть поэта", "Родина", "Молитва" ("В минуту жизни трудную…").
Анализ стихотворения "Парус":
Какие чувства выражены в стихотворении?
Какие образы создают атмосферу тоски и одиночества?
Анализ стихотворения "Смерть поэта":
Какие события послужили поводом для написания стихотворения?
Как Лермонтов оценивает роль общества в гибели Пушкина?
Сопоставительный анализ: Сопоставление стихотворений Лермонтова и Пушкина (например, "Парус" и "К морю") (5 минут)
В чем сходство и различие в изображении свободы, одиночества и мятежного духа?
Вывод: Лирика Лермонтова отличается глубиной чувств, бунтарским духом, трагическим мироощущением и новаторством в языке и стихосложении.
2. Роман «Герой нашего времени» (20 минут)
Краткий обзор истории создания и особенностей жанра:
Время создания и отражение эпохи.
Жанровое своеобразие: психологический роман, роман-путешествие, социально-психологический роман.
Композиция:
Нарушение хронологической последовательности.
Цель такой композиции: раскрыть личность Печорина постепенно, с разных сторон.
Последовательность глав: "Бэла", "Максим Максимыч", "Тамань", "Княжна Мери", "Фаталист".
Система образов:
Григорий Александрович Печорин: "герой времени", противоречивая личность, "лишний человек".
Максим Максимыч: простой, добрый, искренний человек, противопоставленный Печорину.
Бэла: воплощение естественности, свободы и страсти.
Княжна Мери: представительница светского общества, жертва печоринского эгоизма.
Проблематика:
Проблема "героя времени".
Проблема смысла жизни.
Проблема свободы и предопределения.
Проблема любви и дружбы.
Проблема взаимоотношений человека и общества.
Психологизм:
Использование внутренних монологов, дневниковых записей.
Анализ мотивов и поступков героев.
Дискуссия: "Печорин – герой или злодей?" (10 минут)
Аргументы "за" и "против".
Цитаты из романа, подтверждающие разные точки зрения.
Работа с цитатами:
"Герой нашего времени, милостивые государи мои, это портрет, составленный из пороков всего нашего поколения, в полном их развитии." (автор)
"Я не способен к дружбе: из двух друзей всегда один – раб другого." (Печорин)
"Во мне два человека: один живет, в полном смысле этого слова, другой мыслит и судит его." (Печорин)
Вывод: "Герой нашего времени" – новаторский роман, глубоко исследующий психологию "лишнего человека" и поднимающий важные социальные и нравственные вопросы.
IV. Закрепление материала (5 минут)
Задание: Составить таблицу "Система образов романа 'Герой нашего времени', указав основные черты характера каждого персонажа и его роль в раскрытии образа Печорина.
V. Подведение итогов урока (3 минуты)
Краткое повторение основных тезисов урока.
Оценка работы учащихся.
Выводы о значении творчества М.Ю. Лермонтова для русской литературы и культуры.
VI. Домашнее задание (2 минуты)