СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока литературы в 10 классе на тему "Обобщающее повторение: произведения М.Ю. Лермонтова. Стихотворения. Роман «Герой нашего времени»"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока литературы в 10 классе на тему "Обобщающее повторение: произведения М.Ю. Лермонтова. Стихотворения. Роман «Герой нашего времени»"»

Тема: Обобщающее повторение: произведения М.Ю. Лермонтова. Стихотворения. Роман «Герой нашего времени».

Цель урока: Обобщить и систематизировать знания учащихся о творчестве М.Ю. Лермонтова, показать его новаторство и вклад в развитие русской литературы.

Задачи урока:

  • Образовательные:

    • Повторить основные этапы жизни и творчества М.Ю. Лермонтова.

    • Актуализировать знания об основных темах и мотивах его лирики (одиночество, протест, конфликт, родина, любовь).

    • Обобщить представления об особенностях романа «Герой нашего времени»: композиция, система образов, психологизм, проблематика.

    • Проанализировать различные точки зрения на личность Печорина.

  • Развивающие:

    • Развивать навыки аналитической работы с текстом.

    • Развивать умение сопоставлять литературные произведения разных жанров и направлений.

    • Развивать умение логически мыслить, аргументировать свою точку зрения.

    • Развивать навыки выразительного чтения.

  • Воспитательные:

    • Воспитывать интерес к русской литературе как части национальной культуры.

    • Формировать уважительное отношение к классическому наследию.

    • Формировать нравственные ориентиры, умение критически оценивать свои поступки и мотивы.

Тип урока: Урок обобщения и систематизации знаний.

Формы работы: Фронтальная, групповая, индивидуальная.

Методы: Беседа, аналитическая работа с текстом, сопоставительный анализ, выразительное чтение, проблемный метод, дискуссия, работа с цитатами.

Оборудование: Учебники, тексты произведений, портрет писателя, иллюстрации к произведениям, мультимедийная презентация (желательно).

Ход урока:

I. Организационный момент (2 минуты)

  • Приветствие.

  • Проверка готовности к уроку.

  • Сообщение темы и цели урока.

II. Актуализация знаний (5 минут)

  • Фронтальная беседа:

    • Что вам вспоминается, когда вы думаете о Лермонтове?

    • Какие произведения Лермонтова произвели на вас наибольшее впечатление? Почему?

    • Какие темы и проблемы вам кажутся наиболее важными в его творчестве?

III. Основной этап (30 минут)

1. Лирика М.Ю. Лермонтова (10 минут)

  • Краткий обзор основных тем и мотивов лирики:

    • Одиночество (чувство отчужденности, непонимание, трагическое мироощущение).

    • Протест (бунт против несправедливости, тирании, общественных устоев).

    • Конфликт (между идеалом и реальностью, между личностью и обществом).

    • Родина (сложное и противоречивое чувство, любовь и ненависть).

    • Любовь (трагическая, безответная, связанная со страданием).

  • Работа с текстами:

    • Выразительное чтение стихотворений (по выбору учителя): "Парус", "Тучи", "Смерть поэта", "Родина", "Молитва" ("В минуту жизни трудную…").

    • Анализ стихотворения "Парус":

      • Какие чувства выражены в стихотворении?

      • Какие образы создают атмосферу тоски и одиночества?

    • Анализ стихотворения "Смерть поэта":

      • Какие события послужили поводом для написания стихотворения?

      • Как Лермонтов оценивает роль общества в гибели Пушкина?

  • Сопоставительный анализ: Сопоставление стихотворений Лермонтова и Пушкина (например, "Парус" и "К морю") (5 минут)

    • В чем сходство и различие в изображении свободы, одиночества и мятежного духа?

  • Вывод: Лирика Лермонтова отличается глубиной чувств, бунтарским духом, трагическим мироощущением и новаторством в языке и стихосложении.

2. Роман «Герой нашего времени» (20 минут)

  • Краткий обзор истории создания и особенностей жанра:

    • Время создания и отражение эпохи.

    • Жанровое своеобразие: психологический роман, роман-путешествие, социально-психологический роман.

  • Композиция:

    • Нарушение хронологической последовательности.

    • Цель такой композиции: раскрыть личность Печорина постепенно, с разных сторон.

    • Последовательность глав: "Бэла", "Максим Максимыч", "Тамань", "Княжна Мери", "Фаталист".

  • Система образов:

    • Григорий Александрович Печорин: "герой времени", противоречивая личность, "лишний человек".

    • Максим Максимыч: простой, добрый, искренний человек, противопоставленный Печорину.

    • Бэла: воплощение естественности, свободы и страсти.

    • Княжна Мери: представительница светского общества, жертва печоринского эгоизма.

  • Проблематика:

    • Проблема "героя времени".

    • Проблема смысла жизни.

    • Проблема свободы и предопределения.

    • Проблема любви и дружбы.

    • Проблема взаимоотношений человека и общества.

  • Психологизм:

    • Использование внутренних монологов, дневниковых записей.

    • Анализ мотивов и поступков героев.

  • Дискуссия: "Печорин – герой или злодей?" (10 минут)

    • Аргументы "за" и "против".

    • Цитаты из романа, подтверждающие разные точки зрения.

  • Работа с цитатами:

    • "Герой нашего времени, милостивые государи мои, это портрет, составленный из пороков всего нашего поколения, в полном их развитии." (автор)

    • "Я не способен к дружбе: из двух друзей всегда один – раб другого." (Печорин)

    • "Во мне два человека: один живет, в полном смысле этого слова, другой мыслит и судит его." (Печорин)

  • Вывод: "Герой нашего времени" – новаторский роман, глубоко исследующий психологию "лишнего человека" и поднимающий важные социальные и нравственные вопросы.

IV. Закрепление материала (5 минут)

  • Задание: Составить таблицу "Система образов романа 'Герой нашего времени', указав основные черты характера каждого персонажа и его роль в раскрытии образа Печорина.

V. Подведение итогов урока (3 минуты)

  • Краткое повторение основных тезисов урока.

  • Оценка работы учащихся.

  • Выводы о значении творчества М.Ю. Лермонтова для русской литературы и культуры.

VI. Домашнее задание (2 минуты)

  • Написать мини-сочинение на тему: "Современен ли Печорин в наши дни?".