СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока литературы в 10 классе по теме "Обобщающее повторение: стихотворения и баллады В.А. Жуковского; комедия А.С. Грибоедова «Горе от ума»

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Обобщающее повторение: стихотворения и баллады В.А. Жуковского; комедия А.С. Грибоедова «Горе от ума»

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока литературы в 10 классе по теме "Обобщающее повторение: стихотворения и баллады В.А. Жуковского; комедия А.С. Грибоедова «Горе от ума»»

Тема: Обобщающее повторение: стихотворения и баллады В.А. Жуковского; комедия А.С. Грибоедова «Горе от ума».

Цель урока: Обобщить и систематизировать знания учащихся о творчестве В.А. Жуковского и комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума», выявить их вклад в развитие русской литературы.

Задачи урока:

  • Образовательные:

    • Повторить основные этапы жизни и творчества В.А. Жуковского.

    • Актуализировать знания об основных жанрах, темах и мотивах его поэзии (баллады, элегии).

    • Обобщить представления об основных проблемах и конфликтах, представленных в комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума».

    • Повторить систему образов, язык и стиль комедии.

  • Развивающие:

    • Развивать навыки аналитической работы с текстом.

    • Развивать умение сопоставлять литературные произведения разных жанров и направлений.

    • Развивать умение логически мыслить, аргументировать свою точку зрения.

    • Развивать навыки выразительного чтения.

  • Воспитательные:

    • Воспитывать интерес к русской литературе как части национальной культуры.

    • Формировать уважительное отношение к классическому наследию.

    • Формировать гражданскую позицию на примере проблем, поднимаемых в произведениях.

Тип урока: Урок обобщения и систематизации знаний.

Формы работы: Фронтальная, групповая, индивидуальная.

Методы: Беседа, аналитическая работа с текстом, сопоставительный анализ, выразительное чтение, проблемный метод.

Оборудование: Учебники, тексты произведений, портреты писателей.

Ход урока:

I. Организационный момент (2 минуты)

  • Приветствие.

  • Проверка готовности к уроку.

  • Сообщение темы и цели урока.

II. Актуализация знаний (5 минут)

  • Фронтальная беседа:

    • Что вы помните о творчестве В.А. Жуковского и комедии А.С. Грибоедова "Горе от ума"?

    • Какие жанровые особенности присущи произведениям Жуковского?

    • Какие основные темы и проблемы затрагиваются в комедии "Горе от ума"?

III. Основной этап (30 минут)

1. В.А. Жуковский: Поэт и романтик (15 минут)

  • Краткий обзор биографии:

    • Основные этапы жизни и творчества (влияние сентиментализма и романтизма). Биография

    • Родился 29 января (9 февраля) 1783 года в селе Мишенском Тульской губернии. В 1797–1800 годах учился в Благородном пансионе при Московском университете, где приобщился к литературному творчеству

    • Во время Отечественной войны 1812 года добровольно вступил в Московское ополчение, написал гимн «Певец во стане русских воинов», пользовавшийся популярностью благодаря множеству поимённо прославленных в нём участников войны. В 1841 году Жуковский оставил службу при дворе и переехал в Германию, где посвятил себя литературной работе и семейной жизни. Скончался 12 апреля 1852 года в Баден-Бадене.

    • Творчество

    • Влияние сентиментализма: в 1802 году опубликована элегия «Сельское кладбище» (вольный перевод элегии английского поэта Т. Грея), которая стала одним из лучших образцов русского сентиментализма.

    • Влияние романтизма: к 1808 году творчество Жуковского приобрело романтический характер, первые баллады — «Людмила» (1808), «Кассандра» (1809), «Светлана» (1808–1812) — написаны на основе иностранных литературных источников.

    • Особенности творчества:

    • Жуковский впервые в своём творчестве обратил внимание на традиционный русский фольклор, обычаи и традиции простого народа. Он подражал фольклорным произведениям, использовал постоянные эпитеты, фольклорные образы и символы.

    • Большое значение в творчестве играет пейзаж: природа как самостоятельный персонаж печалится вместе с героями, радуется, предвещает беду.

    • Жуковский внёс вклад в формирование элегической школы, господствовавшей в русской поэзии 1810 — начала 1820-х годов. Отличительные черты новой школы: сосредоточенность на «жизни души» с её главными ценностями (дружба, любовь, воспоминание), чувствительное, поэтизирующее восприятие природы, интонация грусти, стилистическая гармония, мелодичность стиха.

  • Обзор жанров и тем поэзии Жуковского:

    • Баллады: "Светлана", "Людмила" (тема трагической любви, мистика, народные мотивы).

    • Элегии: "Море", "Вечер" (темы одиночества, грусти, природы, размышления о жизни).

  • Работа с текстами:

    • Выразительное чтение баллады "Светлана" (отрывок).

    • Анализ баллады "Светлана":

      • Какие элементы романтизма присутствуют в балладе? (Мистика, фольклор, интерес к внутреннему миру).

      • В чем своеобразие образа Светланы? (Сочетание наивности и силы духа).

  • Вывод: В.А. Жуковский – основоположник русского романтизма, оказавший огромное влияние на развитие русской поэзии.

2. Комедия А.С. Грибоедова «Горе от ума» (15 минут)

  • Краткий обзор истории создания и особенностей комедии:

    • Время создания и исторический контекст (эпоха после Отечественной войны 1812 года).

    • Жанровое своеобразие (сочетание черт классицизма и реализма).

  • Проблематика комедии:

    • Конфликт "века нынешнего" и "века минувшего".

    • Проблема "лишнего человека".

    • Проблема любви и брака.

    • Проблема чинопоклонства и лицемерия.

  • Система образов:

    • Чацкий: "умный человек", бунтарь, ищущий правды.

    • Фамусов: представитель "века минувшего", консерватор, чиновник.

    • Софья: девушка, разрывающаяся между чувствами и общественным мнением.

    • Молчалин: карьерист, лицемер, приспособленец.

  • Работа с текстом:

    • Анализ монологов Чацкого (по выбору учителя):

      • Какие идеи высказывает Чацкий в своих монологах? (О свободе, образовании, служении Отечеству).

      • Почему общество не принимает Чацкого? (Его взгляды противоречат общепринятым нормам).

  • Вывод: Комедия "Горе от ума" – выдающееся произведение русской литературы, обличающее пороки общества и поднимающее важные социальные и нравственные вопросы.

IV. Закрепление материала (5 минут)

  • Задание: Составить сравнительную таблицу "В.А. Жуковский и А.С. Грибоедов: сходства и различия" по следующим критериям:

    • Литературное направление

    • Основные темы

    • Жанры

    • Стиль

    • Влияние на русскую литературу.

  • (Можно использовать интерактивную доску или раздаточный материал).

V. Подведение итогов урока (3 минуты)

  • Краткое повторение основных тезисов урока.

  • Оценка работы учащихся.

  • Выводы о значении творчества В.А. Жуковского и комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума» для русской литературы.

VI. Домашнее задание (2 минуты)

  • Повторить пройденный материал.