Просмотр содержимого документа
«Конспект урока литературы в 10 классе по теме "Обобщающее повторение: стихотворения и баллады В.А. Жуковского; комедия А.С. Грибоедова «Горе от ума»»
Тема: Обобщающее повторение: стихотворения и баллады В.А. Жуковского; комедия А.С. Грибоедова «Горе от ума».
Цель урока: Обобщить и систематизировать знания учащихся о творчестве В.А. Жуковского и комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума», выявить их вклад в развитие русской литературы.
Задачи урока:
Образовательные:
Повторить основные этапы жизни и творчества В.А. Жуковского.
Актуализировать знания об основных жанрах, темах и мотивах его поэзии (баллады, элегии).
Обобщить представления об основных проблемах и конфликтах, представленных в комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума».
Повторить систему образов, язык и стиль комедии.
Развивающие:
Развивать навыки аналитической работы с текстом.
Развивать умение сопоставлять литературные произведения разных жанров и направлений.
Развивать умение логически мыслить, аргументировать свою точку зрения.
Развивать навыки выразительного чтения.
Воспитательные:
Воспитывать интерес к русской литературе как части национальной культуры.
Формировать уважительное отношение к классическому наследию.
Формировать гражданскую позицию на примере проблем, поднимаемых в произведениях.
Тип урока: Урок обобщения и систематизации знаний.
Формы работы: Фронтальная, групповая, индивидуальная.
Методы: Беседа, аналитическая работа с текстом, сопоставительный анализ, выразительное чтение, проблемный метод.
Оборудование: Учебники, тексты произведений, портреты писателей.
Ход урока:
I. Организационный момент (2 минуты)
Приветствие.
Проверка готовности к уроку.
Сообщение темы и цели урока.
II. Актуализация знаний (5 минут)
Фронтальная беседа:
Что вы помните о творчестве В.А. Жуковского и комедии А.С. Грибоедова "Горе от ума"?
Какие жанровые особенности присущи произведениям Жуковского?
Какие основные темы и проблемы затрагиваются в комедии "Горе от ума"?
III. Основной этап (30 минут)
1. В.А. Жуковский: Поэт и романтик (15 минут)
Краткий обзор биографии:
Основные этапы жизни и творчества (влияние сентиментализма и романтизма). Биография
Родился 29 января (9 февраля) 1783 года в селе Мишенском Тульской губернии. В 1797–1800 годах учился в Благородном пансионе при Московском университете, где приобщился к литературному творчеству
Во время Отечественной войны 1812 года добровольно вступил в Московское ополчение, написал гимн «Певец во стане русских воинов», пользовавшийся популярностью благодаря множеству поимённо прославленных в нём участников войны. В 1841 году Жуковский оставил службу при дворе и переехал в Германию, где посвятил себя литературной работе и семейной жизни. Скончался 12 апреля 1852 года в Баден-Бадене.
Творчество
Влияние сентиментализма: в 1802 году опубликована элегия «Сельское кладбище» (вольный перевод элегии английского поэта Т. Грея), которая стала одним из лучших образцов русского сентиментализма.
Влияние романтизма: к 1808 году творчество Жуковского приобрело романтический характер, первые баллады — «Людмила» (1808), «Кассандра» (1809), «Светлана» (1808–1812) — написаны на основе иностранных литературных источников.
Особенности творчества:
Жуковский впервые в своём творчестве обратил внимание на традиционный русский фольклор, обычаи и традиции простого народа. Он подражал фольклорным произведениям, использовал постоянные эпитеты, фольклорные образы и символы.
Большое значение в творчестве играет пейзаж: природа как самостоятельный персонаж печалится вместе с героями, радуется, предвещает беду.
Жуковский внёс вклад в формирование элегической школы, господствовавшей в русской поэзии 1810 — начала 1820-х годов. Отличительные черты новой школы: сосредоточенность на «жизни души» с её главными ценностями (дружба, любовь, воспоминание), чувствительное, поэтизирующее восприятие природы, интонация грусти, стилистическая гармония, мелодичность стиха.
Обзор жанров и тем поэзии Жуковского:
Баллады: "Светлана", "Людмила" (тема трагической любви, мистика, народные мотивы).
Элегии: "Море", "Вечер" (темы одиночества, грусти, природы, размышления о жизни).
Работа с текстами:
Выразительное чтение баллады "Светлана" (отрывок).
Анализ баллады "Светлана":
Какие элементы романтизма присутствуют в балладе? (Мистика, фольклор, интерес к внутреннему миру).
В чем своеобразие образа Светланы? (Сочетание наивности и силы духа).
Вывод: В.А. Жуковский – основоположник русского романтизма, оказавший огромное влияние на развитие русской поэзии.
2. Комедия А.С. Грибоедова «Горе от ума» (15 минут)
Краткий обзор истории создания и особенностей комедии:
Время создания и исторический контекст (эпоха после Отечественной войны 1812 года).
Жанровое своеобразие (сочетание черт классицизма и реализма).
Проблематика комедии:
Конфликт "века нынешнего" и "века минувшего".
Проблема "лишнего человека".
Проблема любви и брака.
Проблема чинопоклонства и лицемерия.
Система образов:
Чацкий: "умный человек", бунтарь, ищущий правды.
Фамусов: представитель "века минувшего", консерватор, чиновник.
Софья: девушка, разрывающаяся между чувствами и общественным мнением.
Молчалин: карьерист, лицемер, приспособленец.
Работа с текстом:
Анализ монологов Чацкого (по выбору учителя):
Какие идеи высказывает Чацкий в своих монологах? (О свободе, образовании, служении Отечеству).
Почему общество не принимает Чацкого? (Его взгляды противоречат общепринятым нормам).
Вывод: Комедия "Горе от ума" – выдающееся произведение русской литературы, обличающее пороки общества и поднимающее важные социальные и нравственные вопросы.
IV. Закрепление материала (5 минут)
Задание: Составить сравнительную таблицу "В.А. Жуковский и А.С. Грибоедов: сходства и различия" по следующим критериям:
(Можно использовать интерактивную доску или раздаточный материал).
V. Подведение итогов урока (3 минуты)
Краткое повторение основных тезисов урока.
Оценка работы учащихся.
Выводы о значении творчества В.А. Жуковского и комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума» для русской литературы.
VI. Домашнее задание (2 минуты)