I. Организация начала урока. Приветствие. Проверка готовности к уроку. Создание психологической атмосферы урока | - Добрый день! Посмотрите в окно, улыбнитесь солнышку: оно заглядывает к нам в класс и пытается угадать наше настроение. Каждый урок - это урок получения знаний, необходимых в жизни. Сегодня вы должны доказать это себе и мне. | Принцип психологической комфортности. УУД: личностные, коммуникативные. Цель – создание доброжелательной атмосферы, мотивация на учёбу, создание ситуации успеха |
II. Мотивация учебной деятельности. Подготовка к сознательному восприятию материала | Ролик из передачи «В гостях у сказки») -Как выдумаете, ребята, почему я начала урок с этого ролика? На доске эпиграф «Сказка - ложь, да в ней намёк!Добрым молодцам урок» -Как вы думаете, почему мы взяли в качестве эпиграфа к уроку эти слова? ( Каждая сказка учит нас хорошему, помогает нам идти дорогой добра, потому что зло всегда проигрывает) – Сформулируйте тему урока и его цель. | Регулятивные УУД: 1. Высказывать предположения на основе наблюдений. 2. Формулировать тему урока. 3. Самостоятельно ставить цель деятельности. Коммуникативные УУД : 1. Высказывать и аргументировать свою точку зрения. 2. Слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения. |
III.Актуализация знаний | - Кто создаёт фольклорные произведения? ( народ) -Каким одним словом можно назвать произведения устного народного творчества? (фольклор) - Первая часть сказки, с которой начинается развитие действия.( присказка) -Каких сказочных героев помните? Проверим? ( Презентация) а) Бывает добрая, бывает злая. Живёт в избушке на курьих ножках. Служат ей чёрные коты и летучие мыши. Помогает богатырям случайно зашедшим в избушку, но может того, кто ей не понравится в печку посадить; б) Волшебное существо, которому предстоит жить вечно, если какой – нибудь смельчак не отыщет его смерть; в) Существо, которое считает себя хозяином леса. Любит оборачиваться корягой или пнём. Может завести путника в чащу. Живёт в буреломе или дупле, откуда любит покричать; г) Существо, которое считает себя хозяином воды. Представляют его в виде старика с зелёной бородой из тины и водорослей. | Регулятивные УУД: 1. Высказывать предположения на основе наблюдений. Коммуникативные УУД: 1. Высказывать и аргументировать свою точку зрения. 2. Слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения. |
V. Беседа по содержанию Физминутка | 1. Фронтальный опрос: — К какому виду сказок относится эта сказка? — Как вы объясните название сказки? Почему речь идет только об одном герое и чуде-юде? ( Братья отправляются втроем на борьбу с чудом-юдом, но настоящим героем оказывается только младший брат. Поэтому сказка называется «Иван — крестьянский сын и чудо-юдо»). — Как вы понимаете слово герой? Сколько значений имеет это слово? 2.Словарная работа: 1.Герой — это действующее лицо, персонаж художественного произведения. 2. Герой — человек, совершивший героический поступок. Мы можем назвать героями, т. е. персонажами, всех братьев, но героический поступок совершает только младший брат, Иван. — Почему сказку «Иван — крестьянский сын и чудо-юдо» называют героической? - Ребята, прочитайте зачин сказки. Что вы узнали?( «Жила крестьянская семья, занималась мирным сельским трудом. Не ленились, с утра до ночи трудились, пашню пахали да хлеб засевали. В семье три сына»). -Почему братьям пришлось уехать? Как об этом говорится в сказке? -Как зовут братьев? Почему только Иван имеет имя? 3. Кластер. Обозначим это на схеме в виде кругов. Главный герой будет в центре. Обозначим и тех персонажей, который его окружают. Покажем связь между ними при помощи стрелок.( Только один имеет имя. Он главный герой. Иван Братья Родители --Так как это известие изменило их привычный образ жизни, оно послужило началом для активного развития сюжета. 4. Терминологическая работа: Завязка – начальный момент в развитии событий, изображённых в художественном произведении. Занесём в схему эпизод «Завязка. Страшная весть» в виде прямоугольника и соединим его с персонажами прямыми линиями. - Как характеризует их принятое решение? Запишите в схему черты их характера : решительные, смелые, дружные, любящие Родину и др. - Чем чудо-юдо было опасно для земли русской?( Собирается чудо-юдо поганое на их землю напасть, всех людей истребить, города-села огнем спалить). 5. Выборочный пересказ -Расскажите кратко о каждой битве Ивана. — Почему сказку «Иван — крестьянский сын и чудо-юдо» называют героической? — Чему посвящена эта сказка? Что она прославляет? ( Сказка «Иван — крестьянский сын и чудо-юдо» посвящена борьбе народа с врагами. Она учит чувству ответственности каждого за весь народ. Главный герой сказки не царского рода, он младший сын в простой крестьянской семье. Сказка прославляет крестьянский труд, смекалку, упорство и верность). 6. Устное словесное рисование. 7. Составление плана сказки — Чему посвящена эта сказка? Что она прославляет? ( Сказка «Иван — крестьянский сын и чудо-юдо» посвящена борьбе народа с врагами. Она учит чувству ответственности каждого за весь народ. Главный герой сказки не царского рода, он младший сын в простой крестьянской семье. Сказка прославляет крестьянский труд, смекалку, упорство и верность). | Познавательные УУД: 1. Анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы. 2. Извлекать информацию из источников, представленных в разных формах (текст, схема, модель), и преобразовывать её из одной формы в другую (составлять схему). 3. Самостоятельно вычитывать все виды текстовой информации, понимать основную и дополнительную информацию текста. Коммуникативные УУД: 1. Высказывать и аргументировать свою точку зрения. 2. Слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения. 3. Осуществлять речевой самоконтроль в учебной деятельности и повседневной практике. Личностные УУД: установка на здоровый образ жизни и её реализация на уроке. Регулятивные УУД: 1. Высказывать предположения на основе наблюдений. Коммуникативные УУД: 1. Высказывать и аргументировать свою точку зрения. |