Конспект урока литературы в 5 классе
Тема урока: «Особенности рассказа М. М. Зощенко «Галоша»
Цели урока :создание условий для формирования представлений о создании сатирического рассказа, познакомить с обязанностями жанра,речи,композиции
Тип урока: изучение нового материала
Оборудование и наглядность к уроку:
портрет М. М. Зощенко;
эпиграф к уроку:
«Почти 20 лет взрослые считали, что я писал для их забавы. А я для забавы никогда не писал». М. М. Зощенко
Ход урока
Организационный момент
Учитель:
Ребята, сегодня у нас урок – знакомство с замечательным писателем. На этот раз мы будем говорить о М. М. Зощенко,
познакомимся с творчеством этого необыкновенно талантливого писателя;
прочитаем его рассказ;
попытаемся раскрыть своеобразия его произведений.
(запись темы урока)
Мотивация урока
Учитель:
Творчество М. Зощенко – явление уникальное в русской литературе.
Однажды, ещё до революции, с ним произошла странная история. Представьте: Ночь. Душный номер провинциальной гостиницы. Молодые офицеры, одуревшие от скуки, узнают, что по соседству остановился известный гипнотизёр и предсказатель будущего, и отправляются к нему в поисках хоть какого – то развлечения. Человек с резкими чертами лица возмущается и гонит всех вон из номера. Атмосфера накаляется. Внезапно чёрные глаза гипнотизёра остановились на нём, Зощенко.
«Я ничего не буду для вас делать, господа. Я возмущён вашим поведением, и вы сейчас покинете этот номер… Но я артист, а среди вас есть человек, который заинтересовал меня, и ему я скажу несколько слов».
Он широким шагом подошёл к Зощенко и, положив тяжёлую руку на его плечо, сказал, глядя в лицо: « Вы, молодой человек, имеете недюжинные способности в области искусства. Не отрекайтесь от них. В скором времени Вы станете знаменитым на всю Россию».
Прошли годы, и действительно, на долю М. М. Зощенко выпала слава, редкая для литературной профессии. Ему понадобилось всего лишь 3-4 года работы, чтобы в один прекрасный день вдруг ощутить себя знаменитым не только в писательских кругах, но и среди читателей. Журналы оспаривали право печатать его новые рассказы. Его книги, одна опережая другую, издавались и переиздавались чуть ли ни во всех издательствах, а попав на прилавок, раскупались с молниеносной быстротой. Со всех эстрадных подмостков под восторженный смех публики читали Зощенко…
В. Маяковский, такой придирчивый и скупой на высокую оценку, назвал М. Зощенко «большим, квалифицированным и самым популярным писателем». А. С. Есенин ещё в 1922 году написал, что «в нём есть что – то от Чехова и от Гоголя» и «будущее этого писателя весьма огромно».
Биография М.М.Зощенко
- Давайте познакомимся с М. Зощенко поближе. Посмотрим, как складывалась его жизнь, прежде чем он сел за писательский стол.
( рассказ ученицы о его жизни)
Михаил Михайлович родился в 1895 году в Петербурге, в семье небогатого художника Михаила Ивановича Зощенко и Елены Осиповны Суриной. В их семье было восемь детей. Ещё гимназистом Михаил мечтал о писательстве. За невзнос платы его исключили из университета. Он работал контролёром поездов, участвовал в событиях Февральской революции, Октябрьской революции. Добровольцем ушёл в Красную армию. После демобилизации работал агентом уголовного розыска в Петрограде, инструктором по кролиководству в совхозе Маньково Смоленской губернии, милиционером в Лигове, снова в столице – сапожником, конторщиком и помощником бухгалтера в петроградском потру «Новая Голландия» Вот перечень того, кем был и что делал Зощенко, куда бросала его жизнь, прежде чем он сел за писательский стол. Начал печататься в 1922 году. В 1920–1930-е годы книги Зощенко издаются и переиздаются огромными тиражами, писатель ездит с выступлениями по стране, успех его невероятен. В 1944–1946 годах много работал для театров. В последующие годы он занимается переводческой деятельностью. Последние годы жизни писатель провёл на даче в Сестрорецке. Весной 1958 года ему становится – хуже затрудняется речь, он перестает узнавать окружающих.
22 июля 1958 Зощенко умер от острой сердечной недостаточности. Зощенко был похоронен в Сестрорецке. По свидетельству очевидца в жизни мрачный Зощенко улыбался в гробу.
- Ребята, а ведь вам уже знакомо имя М. М. Зощенко. Какие его произведения мы уже читали?
(«Золотые слова», «Великие путешественники»).
- Что такое рассказ?
- Как называются веселее рассказы, вызывающие смех?
( юмористические)
- Что такое юмор?
- Чьи юмористические рассказы мы уже изучили в этом году?
( А. П. Чехова)
Мотивация
Ребята, вглядитесь в портрет писателя.
- Какой человек смотрит на нас с портрета?
(задумчивый, серьёзный).
Учитель
Смотрите, ребята, какой получается парадокс: с одной стороны это писатель-юморист, рассказы которого читать порою безудержно смешно.
С другой стороны - мы видим человека, который смотрит на людей внимательно и сострадающе. Зощенко вовсе не смеётся вместе с нами. Лицо его задумчиво.
О чём он думает? Мы можем это понять, прочитав его произведения.
А сейчас сядьте поудобнее. Вам предстоит послушать рассказ М. Зощенко «Галоша».
Слушать вы должны очень внимательно, чтобы после чтения вы смогли ответить на вопрос.
? Похож ли рассказ М. Зощенко «Галоша» на изученные ранее юмористические рассказы А. П. Чехова? Если похож, то чем?
Учитель
Ребята, если так много общего, то может быть в учебнике опечатка, и рассказ написал не Зощенко, а Чехов?
Проблемный вопрос: Чем рассказ Зощенко отличается от рассказа Чехова?
Чтение с остановками
Галоша
Конечно, потерять галошу в трамвае нетрудно.
Особенно, если сбоку поднажмут да сзади какой-нибудь архаровец на задник наступит,- вот вам и нет галоши.
Галошу потерять прямо пустяки.
Особенно, если сбоку поднажмут да сзади какой-нибудь архаровец на задник наступит,- вот вам и нет галоши.
Галошу потерять прямо пустяки.
С меня галошу сняли в два счета. Можно сказать, ахнуть не успел.
В трамвай вошел-обе галоши стояли на месте. А вышел из трамвая- гляжу, одна галоша здесь, на ноге, а другой нету. Сапог - здесь. И носок, гляжу, здесь. И подштанники на месте. А галоши нету.
А за трамваем, конечно, не побежишь.
Снял остальную галошу, завернул в газету и пошел так.
После работы, думаю, пущусь в розыски. Не пропадать же товару! Где-нибудь да раскопаю.
- Ребята, от какого лица ведётся повествование?(от первого)
- Что произошло с героем?
- А где потерял?
- Давайте озаглавим 1 часть нашего рассказа и запишем в тетрадь. ( Потеря галоши)
После работы пошел искать. Первое дело - посоветовался с одним знакомым вагоновожатым.
Тот прямо вот как меня обнадежил.
- Скажи, говорит, спасибо, что в трамвае потерял. В другом общественном месте не ручаюсь, а в трамвае потерять - святое дело. Такая у нас существует камера для потерянных вещей. Приходи и бери. Святое дело.
- Ну, говорю, спасибо. Прямо гора с плеч. Главное, галоша почти что новенькая. Всего третий сезон ношу.
На другой день иду в камеру.
- Нельзя ли, говорю, братцы, галошу заполучить обратно? В трамвае сняли.
- Можно, говорят. Какая галоша?
- Галоша, говорю, обыкновенная. Размер - двенадцатый номер.
- У нас, говорят, двенадцатого номера, может, двенадцать тысяч. Расскажи приметы.
- Приметы, говорю, обыкновенно какие: задник, конечно, обтрепан, внутри байки нету, сносилась байка.
- У нас, говорят, таких галош, может, больше тыщи. Нет ли специальных признаков?
- Специальные, говорю, признаки имеются. Носок вроде бы начисто оторван, еле держится. И каблука, говорю, почти что нету. Сносился каблук. А бока, говорю, еще ничего, пока что удержались.
- Посиди, говорят, тут. Сейчас посмотрим. Вдруг выносят мою галошу. То есть ужасно обрадовался. Прямо умилился. Вот, думаю, славно аппарат работает. И какие, думаю, идейные люди, сколько хлопот на себя приняли из-за одной галоши. Я им говорю:
- Спасибо, говорю, друзья, по гроб жизни. Давайте поскорей ее сюда. Сейчас я надену. Благодарю вас.
- Нету, говорят, уважаемый товарищ, не можем дать. Мы, говорят, не знаем, может, это не вы потеряли.
- Да я же, говорю, потерял. Могу дать честное слово. Они говорят:
- Верим и вполне сочувствуем, и очень вероятно, что это вы потеряли именно эту галошу. Но отдать не можем. Принеси удостоверение, что ты действительно потерял галошу. Пущай домоуправление заверит этот факт, и тогда без излишней волокиты мы тебе выдадим то, что законно потерял.
Я говорю:
- Братцы, говорю, святые товарищи, да в доме не знают про этот факт. Может, они не дадут такой бумаги.
Они отвечают:
- Дадут, говорят, это ихнее дело дать. На что они у вас существуют?
Поглядел я еще раз на галошу и вышел.
- К кому обратился герой?
- Какие приметы имеет галоша?
- Нашли галошу?
- Что просят принести? ( удостоверение из домоуправления)
На другой день пошел к председателю нашего дома, говорю ему:
- Давай бумагу. Галоша гибнет.
- А верно, говорит, потерял? Или закручиваешь? Может, хочешь схватить лишний предмет ширпотреба?
- Ей-богу, говорю, потерял. Он говорит:
- Конечно, на слова я не могу положиться. Вот если б ты мне удостоверение достал с трамвайного парка, что галошу потерял,- тогда бы я тебе выдал бумагу. А так не могу.
Я говорю:
- Так они же меня к вам посылают. Он говорит:
- Ну тогда пиши заявление. Я говорю:
- А что там написать? Он говорит:
- Пиши: сего числа пропала галоша. И так далее. Даю, дескать, расписку о невыезде впредь до выяснения.
Написал заявление. На другой день форменное удостоверение получил.
Пошел с этим удостоверением в камеру. И там мне, представьте себе, без хлопот и без волокиты выдают мою галошу.
Только когда надел галошу на ногу, почувствовал полное умиление. Вот, думаю, люди работают! Да в каком-нибудь другом месте разве стали бы возиться с моей галошей столько времени? Да и выкинули бы ее - только и делов. А тут, неделю не хлопотал, выдают обратно.
- Что просит председатель дома? ( удостоверение из трамвайного парка)
- Что пришлось делать героя? ( писать заявление)
- Что почувствовал герой, когда надел галошу? ( полное умиление)
Одно досадно, за эту неделю во время хлопот первую галошу потерял. Все время носил ее под мышкой, в пакете, и не помню, в каком месте ее оставил. Главное, что не в трамвае. Это гиблое дело, что не в трамвае. Ну где ее искать?
Но зато другая галоша у меня. Я ее на комод поставил.
Другой раз станет скучно, взглянешь на галошу, и как-то легко и безобидно на душе становится.
Вот, думаю, славно канцелярия работает!
Сохраню эту галошу на память. Пущай потомки любуются.
- Что случилось за то время, пока наш герой нашел галошу? ( потерялась первая)
- Что он сделал с найденной галошей?
Анализ рассказа
Давайте обратимся к началу рассказа «Галоша». Его начало не может не привлечь внимания.
- Что же в нём особенного?
(начинается с вводного слова «конечно»)
Учитель
Ещё ничего не сказано, а конечно уже прозвучало. Слово «конечно» по своему значению должно подвести итог сказанному, но оно опережает ситуацию и сообщает ей некий комический эффект.
Вместе с тем необычное в начале рассказа вводное слово подчёркивает степень обычности сообщаемого – обычное дело потерять галошу в трамвае, это может случиться с любым человеком.
Слово «конечно» не единственное слово в рассказе.
Найдите в тексте вводные слова.
( главное, может, гляжу, думаю, дескать)
Большое количество вводных слов и кратких вводных предложений – ещё одна особенность рассказов М. Зощенко.
(вывешивается соответствующая табличка на доску, учащиеся записывают в тетради)
- Можно ли охарактеризовать героев по их речи?
(да, малокультурные, речь неправильная).
Найдите в тексте рассказа просторечия, нелитературные формы слов.
- Да, у героев Зощенко речь часто неправильная, порой встречается грубая лексика. Разве писатель не знал хороших слов?
(знал)
Учитель
И снова вы правы. Это ещё один литературный приём – сниженная, неверная речь, - вызывающий наш смех над невежеством, бескультурьем. Зощенко разъяснил: «Обычно думают, что я искажаю «прекрасный русский язык », что я ради смеха беру слова не в том значении, какое им отпущено жизнью, что я нарочно пишу ломаным языком для того, чтобы посмешить почтеннейшую публику.Это неверно. Я почти ничто не искажаю. Я пишу на том языке, на котором сейчас говорит и думает улица»…
Трудно пройти мимо такой особенности рассказа, как настойчивое повторение слова «говорить», - ремарки, которая сопровождает высказывания действующих лиц.
Обратите внимание на своеобразие фразы. Какие предложения, простые или сложные, использует М. Зощенко?
(простые)
« Я пишу очень сжато. Фраза у меня короткая… Может быть поэтому у меня много читателей».
( М. Зощенко)
- Ребята, а почему рассказ называется « Галоша»?
(одно из действующих лиц, из-за неё весь «сыр бор»)
- Если её ищут, то она, должно быть, новая, красивая?
- Что же мы видим?
Приём, характерный только для рассказов Зощенко, который писатель Сергей Антонов называет «наоборотностью».
(вывешивается соответствующая табличка на доску, учащиеся записывают в тетради)
- Как вы понимаете это слово?
Учитель
Ребята, я хочу обратить ваше внимание на эпиграф к сегодняшнему уроку.
« Почти 20 лет взрослые считали, что я писал для их забавы. А я для забавы никогда не писал».
( М. Зощенко)
- Но если не для забавы, тогда для чего писал свои рассказы М. М. Зощенко?
- Ребята, как вы думаете, как автор относится к происходящему?
Авторская ирония – ещё один излюбленный приём М. Зощенко. Рассказ М. Зощенко направлен против волокиты и бюрократизма.
- Знакомы ли вам эти слова?( волокита, бюрократизм)
(работа со словарём).
- Как писатель высмеивает волокиту и бюрократизм?
Учитель
Если писатель высмеивает, разоблачает отрицательные стороны жизни путём изображения их в нелепом, преувеличенном, карикатурном виде, то это уже не юмор. Так как смех добрым уже не назовёшь.
- Что же получается? Значит рассказ «Галоша» не юмористический. А какой же тогда? ( Сатирический)
(вывешивается соответствующая табличка на доску, учащиеся записывают в тетради)
Особенности рассказов М.М. Зощенко
Юмористический рассказ, небольшой по объёму (соответствующая таблица вывешивается на доску).
Простое, предельно краткое заглавие.
Традиционная композиция: завязка – кульминация – развязка (галоша пропала – галошу без справки не дают – галошу выдали)
Предельно краткая завязка.
Диалоговое построение рассказа.
Итог урока
Итак, мы с вами выяснили, что рассказы Зощенко существенно отличаются от рассказов А. П. Чехова. Как вы думаете, какая же главная отличительная особенность рассказов Зощенко?
(сатирический)
Учитель
М. М. Зощенко называли «королём смеха». «А смех – великое дело! – как утверждал Н. В. Гоголь, - Ничего более не боится человек так, как смеха… Боясь смеха, человек удержится от того, от чего бы «не удержала его никакая сила».
А латинский поэт Жан Батист де Сантель считал, что «смех исправляет нравы». И люди становятся добрее, терпимее друг к другу.
Хочется верить, что нас сегодняшний урок не прошёл для вас даром. Вы открыли для себя нового, интересного писателя, и, читая его рассказы, извлечёте из них нравственный урок.
Домашнее задание
выразительное чтение рассказа М. М. Зощенко «Галоша»;
самостоятельно прочитать рассказ «Встреча» и найти в нем особенности рассказа. Зощенко.
8