СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока литературы в 5 классе "Северная сказительница Марья Дмитриевна Кривополенова"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок литературы в 5 классе

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока литературы в 5 классе "Северная сказительница Марья Дмитриевна Кривополенова"»

Пояснительная записка.

Урок литературы в 5 классе, внеклассное чтение по региональному компоненту (1 час). Раздел: Устное народное творчество.

Тема урока: «Северная сказительница Марья Дмитриевна Кривополенова

Тип урока: урок –открытие.

Цели урока:

Дидактические:

  • познакомить учащихся с удивительной северной сказительницей- Марьей Дмитриевной Кривополеновой;

  • ввести (учащихся) в художественный мир таких жанров в литературе как: сказка, былина, старина, небылица;

  • рассказать о необычности произведений М.Д.Кривополеновой; провести наблюдения над языком её произведений.

Развивающие:

  • продолжать обучение выразительному чтению, устному монологическому высказыванию, пересказу эпизода;

  • развивать навыки работы с текстом, умение наблюдать, обобщать и делать выводы.

Воспитательные:

  • воспитание любви к фольклору (устному народному творчеству), родному краю и воспитание творческого читателя.

Задачи урока: формирование умения анализировать литературный текст и выразительно читать.

Оборудование: на уроке используются информационные технологии (презентация, проектор, компьютер), звукозапись небылицы «Вавило и скоморохи», книга «Литературный Север», тексты сказок, рисунки к сказкам, толковый словарь С.И.Ожегова.

Оформление выставки портретов М.Д.Кривополеновой:

  1. М.Д.Кривополенова. Рисунок Е.В.Гольдингер (1916 г),

  2. Портрет сказительницы Кривополеновой. Скульптура С.Т.Коненкова (1916 г)

  3. Вещая старушка. Скульптура С.Т.Коненкова.

Оформление доски:1) тема урока «Северная сказительница Марья Дмитриевна Кривополенова, годы жизни – 1843 -1924;2) выставка рисунков к сказкам.

Ожидаемые результаты обучения. Ученики получают представление о жизни и творчестве сказительницы, о её роли в развитии северного фольклора, а также о жанре, языке произведений и их значении для русского Севера.

Предварительное задание для учащихся: 1) прочитать произведения, рассказанные М.Д. Кривополеновой: «Небылица», «Череп-терем», «Горшочек лихо мыть»; выполнить индивидуальное задание – подготовить рассказ о жизни М.Д.Кривополеновой, о встрече с О.Э.Озаровской( для 2-х учащихся).




Список литературы:

1.Литературный Север: Книга для учащихся 5-8 классов/ сост. Л.С.Скепнер. – Архангельск: Изд-во Поморского университета, 1995.

2. Пинежские сказители: [сборник/ сост.: Л.А.Житов, Н.Л.Ряхина]. – Архангельск: Правда Севера,2008

3.Рогов А.П. Махонька: Повесть/Рис. В.Бритвина.-М.: Дет.лит., 1987

























Содержание урока.

1.Постановка цели и актуализация темы урока.(1 мин.)

Я рада всех вас видеть! Давайте подарим друг другу хорошее настроение. Я улыбнусь вам, вы улыбнитесь мне. Хочу вам пожелать, чтобы сегодняшний урок обогатил вас новыми знаниями, вы получили удовольствие от работы друг с другом и стали немножко добрее.

Звучит небылица "Путешествие Вавилы со скоморохами" в исполнении

"Фольклорного театра поморской культуры "Сузёмье" (г.Архангельск)



- Автором этого произведения является северная сказительница Марья Дмитриевна Кривополенова. Запишите в тетрадь тему урока.

«Северная сказительница Мария Дмитриевна Кривополенова»

Словарная работа. Обратите внимание на слово - сказительница. Как вы понимаете значение этого слова? Если затрудняетесь, посмотрите, пожалуйста, в словарь С.И.Ожегова. Определение запишите в тетрадь.

Сегодня на уроке вы узнаете о великолепной певунье, сказительнице, хранительнице русской поэзии.

Сообщение учащегося:

2.(7 мин)  О трудной судьбе северной сказительницы расскажет…

(Один из учеников рассказывает о жизни М.Д. Кривополеновой.)

(Рассказ сопровождается показом презентации).

-«…И голос бархатный так истово запел о Кострюке, о сыне Демрюкове. Во рту три зуба, семьдесят ей лет. Поёт на сцене голосом густым… Вся отдавалась песне, настроенью. А песнь её врывается в душу и будит что-то тёплое, родное… « Мария Дмитриевна исполняла песни необыкновенно, умела хорошо петь.

Задание: подберите синонимы к выражению «умела хорошо петь» (ответы)

- Такое необыкновенное исполнение услышала О.Э.Озаровская, московская артистка и фольклористка. Словарная работа.(выясняем значение слова фольклорист)

Сообщение учащегося о встрече с О.Э.Озаровской.

(рассказ сопровождается показом презентации).

3. Работа с текстами. А сейчас мы обратимся к замечательным сказкам М.Д.Кривополеновой. (30 мин)

-Ребята, дома вы прочитали сказку «Череп-терем». Как вы поняли, что в этой сказке обозначает слово «череп»? ( ответы) Какую народную сказку напоминает вам это произведение? (Ответ))

-У каждого сказителя своя манера повествования. Рассказывала Мария Дмитриевна сказки чрезвычайно выразительно, находя нужную интонацию и мимику для каждого действующего лица, а также она была блестящим импровизатором. «Всякий раз она рассказывала сказку в новом варианте». Назовите героев этой сказки. (Дети называют). О чём говорят нам их имена? (Ответы)

-Вы знаете, что сказки делятся на три вида. Назовите виды сказок (Ответы). К какому виду относится сказка «Череп-терем»? (ответ).

Задание : 1) вторая сказка Кривополеновой называется «Горшочек лихо мыть». Перескажите содержание сказки и определите её вид. (ответ).

- Каков стиль повествования общеизвестных сказок, рассказанных северной сказительницей?(ответ)

3) Физкультминутка: А теперь отдохнём: (3мин).

Ну-ка, дружно встали вместе,
Повернулись-ка на месте,
Громко хлопнули три раза,
Подмигнули правым глазом,
Левой топнули ногой!
А потом еще другой!
Закричали все: “Ура!”
А теперь и сесть пора!

(Учащиеся повторяют движения).


Практическая работа в группах. 1 группа: выписывает из сказки разговорную лексику. (Бывало, скусная, нет пальта и др.)

2 группа: диалектные слова (затяпал, шеркун и др.)

Поощрение учащихся.



- В репертуаре Марьи Дмитриевны были разные жанры фольклора: сказки, песни, былины, небылицы. Мы узнали лишь некоторые из них.

М.Д.Кривополенова сберегла многие произведения УНТ., « не растеряв ни крупицы и сделав эти сокровища достоянием нашего и грядущих поколений. Великие сокровища, без которых не может жить ни один народ».




4.Рефлексия урока: «Плюс-минус-интересно». (3 мин)

Дети заполняют карту.

П

М

И

Что понравилось на уроке, информация, которая вызвала положительные эмоции.




Что не понравилось на уроке, показалось скучным, осталось непонятным.

Любопытные факты, которые узнали на уроке и что бы ещё хотелось узнать на уроке.

5.Оценивание учащихся, домашнее задание: (1мин.)



Напишите мини-сочинение (5 предложений) о жизни М.Д.Кривополеновой (что вы запомнили) и о значении её творчества, название работы-«Северная сказительница». Предлагаю вам дома изобразить одну из сказок М.Д.Кривополеновой, с которыми вы сегодня познакомились на уроке.(Объёмная аппликация, коллаж)