СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока литературы в 5 классе "Сказка-жанр народного творчества"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока литературы в 5 классе "Сказка-жанр народного творчества"»

Урок №3:Сказка-жанр народного творчества. Виды сказок. 08.09.

Цель урока: развивать представление о сказке как о самом популярном жанре УНТ, показать своеобразие сказочного жанра, дать представление о различных видах сказок, ввести понятие «композиция сказки».



Предметные:актуализировать и закрепить знания учащихся о своеобразии жанра «сказка», о видах русских народных сказок, об особенностях построения сюжета сказок; ввести понятие «композиция сказки»;

Личностные: воспитывать любовь и уважение к произведениям, созданным русским народом; развивать и поддерживать интерес к дополнительному чтению.

Цели для учащихся:

Знать: характеристику сказки как жанра, её определение; отличие волшебных сказок от бытовых и сказок о животных;

Уметь: анализировать художественное произведение; сравнивать различный литературный материал, владеть элементарными способами получения и обработки информации; работать со справочной и художественной литературой;

Тип урока: комбинированный

Формы работы учащихся: беседа, устная работа, индивидуальная работа, коллективная работа

Структура урока:

  1. Организационный этап.

  2. Актуализация знаний.

  3. Постановка учебной задачи.

  4. Усвоение новых знаний и первичное закрепление.

  5. Физ. минутка.

  6. Закрепление изученного материала.

  7. Рефлексия деятельности (подведение итогов занятия).

  8. Информация о домашнем задании (комментирование), выставление оценок за урок.



Ход урока



Этап урока

Деятельность учителя


Деятельность ученика

Формируемые УУД.


1 Организационный момент, мотивация к учебной деятельности

1 Цель – создание доброжелательной атмосферы, мотивация на учёбу, создание ситуации успеха.

Приветственное слово учителя:

- Добрый день, ребята. Присаживайтесь на свои места. Я рада, что у вас хорошее настроение, и надеюсь, что мы с вами сегодня очень дружно и активно поработаем.

Приветствие учащихся

Принцип психологической комфортности.

УУД: личностные, коммуникативные.



2Актуализация знаний

2 Цель:Актуализировать знания









3.Постановка учебной цели

Вопрос к классу :

-«В некотором царстве, в некотором государстве жил-был…»

-Начало чего прозвучало?

-Как вы думаете, ребята, как будет звучать тема нашего урока? С какими сказками мы будем знакомиться?

-Откройте тетради, запишите число .Классная работа. Тему урока «Сказки как вид народной прозы. Виды сказок».

-Исходя из темы урока, сформулируйте его главную цель. Что сегодня предстоит нам выяснить?

-Правильно, в ходе урока мы познакомимся с основными признаками сказки как жанра, видами русских народных сказок, будем учиться определять виды сказок, аргументируя свой ответ.

Отвечают на вопросы











Формулируют тему



Запись учащимися числа, «Классная работа», темы урока.



Формулируют цель урока

Принцип деятельности.

УУД: регулятивные (проблемная подача учебного материала).



Принцип целостности.

УУД: познавательные, регулятивные (самостоятельное формулирование цели, планирование, прогнозирование)

ЦЕЛЬ: создать проблемную ситуацию, спрогнозировать предстоящую деятельность.



4 Усвоение и закрепление.

  1. Цель- усвоить и закрепить новые знания







































































5.Физ.минутка.

(пауза релаксации)

(2 минуты)

1. Слово учителя о сказках

-Сказка – один из основных фольклорных жанров, в основе которого лежит вымысел. Сказки мы любим с детства, они согревают сердце, будят ум и воображение. Сказки наполнены невероятными событиями, фантастическими приключениями, в сказках звери и птицы говорят и поступают, как люди, они рассуждают, обманывают, ссорятся и дружат. Тем сказка нам и интересна. Сказку русский народ всегда любил, передавал её из уст в уста, из поколения в поколение. Люди, рассказывая сказку, часто изменяли и дополняли её. Обычно сказка становилась от этого всё интереснее, занимательнее.

- Дадим определение сказке. (Введение литературоведческого термина

2. Основные признаки сказки (присказка, зачин, концовка, повтор, постоянные эпитеты и т.д.) Демонстрация признаков на примерах из сказки.

Беседа с объяснением:

1) Присказка (вступление к сказке в виде прибаутки, пословице, обычно не связанное с содержанием - "В некотором царстве, в некотором государстве жил да был белоус, надел на голову арбуз, на нос - огурец и построил дворец. Это не сказка, присказка, сказка будет впереди" (2) Зачин (традиционное начало сказки - "Жили-были старик со старухой", "В некотором царстве, в некотором государстве" 3)Концовка (заключительная часть сказки - "Вот и сказки конец, а кто слушал - молодец) 4)Привести примеры оборотов речи (ни в сказке сказать, ни пером описать; скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается);
5)Постоянные эпитеты (красна девица, живая вода, добрый молодец

6) Назвать повторы слов (жили-были, нежданно-негаданно

3. Работа с учебником, заполнение таблицы вместе с учениками «Виды сказок»

Волшебные сказки (повествуют о подвигах героев, о их внешней и внутренней красоте; неотъемлемым является присутствие чудес, волшебства, целью является победа добра над злом, прославляются такие идеала как доброта, сострадание, щедрость, трудолюбии )

Приведите примеры

Сказки о животных (герои - животные, на которых перенесены человеческие качества (жадность, зависть, злость, нахальство); отсутствие чудес и волшебства; такие сказки отражают существующие отношения между людьми

Приведите примеры

Социально-бытовые сказки (герои - обычные люди; в таких сказках прослеживаются черты народной жизни, поощряются такие качества как смекалка, находчивость, ум; сюжет бытовых сказок динамичен, отсутствуют какие-либо волшебные атрибуты)

Приведите примеры




















Один ученик отвечает на вопрос «Что такое сказка?» (Индивидуальная работа)

Запись информации в тетрадь


Ученики вместе с учителем заполняют таблицы и фиксируют результаты у себя в тетради.





















Физкультминутка


Принцип деятельности. УУД: коммуникативные, познавательные, регулятивные (развитие внимания учащихся, монологической речи; создание благоприятной атмосферы заинтересованности; работа над формированием логических умений: анализ, сравнение, обобщение, построение цепочек рассуждений).


ЦЕЛЬ: развивать умения применять новые знания, совершенствовать технику чтения.



6. Закрепление изученного материала

1.Конкурс знатоков

-Из какой сказки эти строки? Определите вид сказки

1.-Ах ты, Петя – простота,

Сплоховал немножко:

Не послушался Кота,

Выглянул в окошко… (“Петушок-золотой гребешок”,о животных) 2.Старуха принесла котёл, солдат вымыл топор, опустил в котёл, налил воды и поставил на огонь(«Каша из топора», бытовая) (слайд14)

3.-Тепло , Морозушко, тепло, батюшка! («Морозко», волшебная) 4.В самую полночь прискакал в пшеницу разношерстный конь: одна шерстинка золотая, другая — серебряная, бежит — земля дрожит, из ушей дым столбом валит, из ноздрей пламя пышет. И стал тот конь пшеницу есть: не столько ест, сколько топчет.( «Сивка-бурка». Волшебная)

5.-Спасибо, мужик, тебе за гуся; только не знаю, как мы твоего гуся делить будем. Вот у меня жена, два сына да две дочери. Как бы нам разделить гуся без обиды? («Как мужик гусей делил», бытовая) 6.Мышка дом себе нашла,
Мышка добрая была:
В доме том в конце концов
Стало множество жильцов. («Теремок», о животных) 7.«Сяду на пенек, съем пирожок» ( «Маша и медведь»)

8.«Яблонька, яблонька, спрячь нас!» («Гуси - лебеди»)

2. -Главным героям помогают волшебные предметы. Какие?

Игра по рядам. «Кто больше всего назовет сказочных волшебных предметов?»

Определяют виды сказок, приметы сказок, отвечают на вопросы

Принцип деятельности, непрерывности, вариативности, творчества.

УУД: познавательные (опирается на уже известное); коммуникативные (учит способам взаимодействия, сотрудничества).


7.Рефлексия деятельности.



Значение сказки?

Достигли ли цели и задач урока?

Обобщение по пройденной теме.

- Молодцы, ребята, благодарю вас за активную работу на уроке.

Выставление оценок

Ученики отвечают на поставленные вопросы (Фронтальная беседа)

УУД: познавательные, регулятивные

ЦЕЛЬ: Обобщить, сделать выводы, самооценка


Домашнее задание.


Прочитать сказку «Царевна-лягушка»

Запись учащимися задания в дневники.