- Как удалось донести мысль? - С помощью, каких художественных средств? - Как выразительно читать? - Собираем материал к сочинению «Анализ лирического стихотворения…» А)работа с учебником, чтение статьи -Ребята, давайте прочитаем статью в учебнике на стр.149 об истории написания стихотворения. - Почему после прочтения «глаза были влажные от слёз»? а) прослушивание выразительного чтения - С какой интонацией прочитано стихотворение? (Грустное, задумчивое). б) прием словесного рисования - Какие картины представлялись, когда слушали? в) повторное выразительное чтение учеником Слово учителя История создания стихотворения «Тучи» Один из современников Михаила Юрьевича Лермонтова вспоминал: «Друзья и приятели собрались в квартире Карамзиных проститься с юным другом своим, и тут, растроганный вниманием к себе и непритворною любовью избранного кружка, Лермонтов, стоя в окне и глядя на тучи, которые ползли над летним садом и Невою, написал стихотворение «Тучки небесные, вечные странники!..» Гости просили поэта прочесть только что написанное стихотворение. «…Он оглянул всех грустным взглядом выразительных глаз своих и прочел его. Когда кончил, глаза были влажные от слёз». (по воспоминания Владимира Александровича Сологуба) Анализ стихотворения “Тучи” Какое впечатление произвело на вас это стихотворение? Какое настроение овладело вами? Какую картину вы представили себе во время чтения? Сколько частей можно выделить в стихотворении? (Три: 1. Обращение пота к тучам 2. Вопросы поэта 3. Ответы поэта) а) работа с текстом -О чём стихотворение? Обратимся к названию. (О природе. Пейзажная лирика). - Сколько строф в произведении? - Найдите пейзажную зарисовку. (Прочитать 1-2 строки). Б) словарная работа - Назовите ассоциации со словом «тучи»? (Дождь, темно, пасмурно, грустно, тоскливо) - Подберите определения к слову “тучи”. (Темные, свинцовые, тяжелые, серые, унылые) Анализ 1 части Как поэт обращается к тучкам и почему именно так? ( «Тучки небесные, вечные странники». Лермонтов обращается к ним с чувством грусти, видя в них таких же странников, как и он. Он называет их «вечные странники», потому что у тучек нет дома, нет Родины, они всю жизнь путешествуют по небу) Кто такой странник? (тот, у кого нет дома, кто бесприютен, одинок) Как называется это художественное средство? ( Сравнение) Что общего у себя с тучами находит поэт? ( «Мчитесь вы, будто, как я же, изгнанники») Как поэт называет небо и почему именно так?(«степью лазурною..», т.к. она похожа на голубую лазурную бескрайнюю степь) Как называется это художественное средство? (метафора) Цвет лазури, какой он? Подберите синонимы к слову лазурный(лазоревый, синий Бирюзовый, небесный, голубой, голубоватый, светло-синий) С помощью каких художественных средств поэт создает образ легких тучек, мчащихся « степью лазурною, цепью жемчужною») ( Эпитеты, метафоры) Как вы понимаете метафору «цепью жемчужною»? (бегущие по не небу тучи сравниваются с цепью жемчуга и плывут они по небу одна за другой словно жемчужины, нанизанные на нитку). Комментарии учителя Словом «изгнанники» поэт обозначает тучки, но это слово может относиться к нему самому. Он чувствует себя изгнанником и с помощью слова БУДТО сравнивает судьбу тучек со своей судьбой. Смысл этого сравнения в том, что поэт нигде не может найти понимания, приюта, он вынужден скитаться в поисках понимания и любви. - Почему Лермонтов выбирает «тучки»? Опишите их. -Какими средствами рисует картину? ( Метафора: «степью лазурною» - бескрайнее синее небо; «цепью жемчужною» - легкие, светлые, матово светящиеся беззаботно плывут одна за другой в «сторону южную»). -Найдите олицетворения? -Выпишите эпитеты. Г) Гипотеза. - Я утверждаю, что лирический герой им завидует. Подтвердите или опровергните моё мнение. (Завидует: тучки свободные, красивые, в движении, мчатся в неизведанную даль, радуются жизни.) (Не завидует. Метафора «вечные странники»: нет приюта, скитаются без дома, без родины – это их страшная судьба. Сравнивает себя с ними). - Проблема пока осталась неразрешённой. Читаем дальше. - Почему у лирического героя грустное настроение? ( Изгнанник, т.е. должен оставить родину не по своей воле, а он её любит: «с милого севера»). Лирический герой | Тучки | изгнанник | странники | - В чём особенность построения 2 строфы? - К кому обращается лирический герой? ( Риторические вопросы, обращены, прежде всего, к себе). Д)работа в парах - На какой вопрос ищет ответ герой? - Что его гонит? (Судьба, зависть, злоба, преступление, клевета скука) - Какая причина самая горькая? - Почему? («Друзей клевета ядовитая». Настоящие друзья не предают. Значит, друзей у него нет: он не только гоним, но и одинок). - Какое эпитет наиболее точно передаёт состояние лирического героя: грустно, печально, тоскливо? Объясните, почему? - Как читать вторую строфу? (Нарастающее внутреннее напряжение). - Найдите ответ в третьей строфе: что гонит тучки? («наскучили нивы бесплодные») - Так завидует тучкам или жалеет их? Е) работа с таблицей. страсти страдания родина | вечно холодные вечно свободные | Ж) Эксперимент. - Объясните, чему завидует лирический герой? (Завидует их свободе, их холодности, что души нет, страдать не могут, родины нет…) - К какому выводу приходит герой? (Такой судьбы, как у тучек, не хочет). - По какому принципу построено стихотворение: сравнение или антитеза? - Как читается третья строфа? (Спокойно, утвердительно). - О чем это стихотворение? -Какие мысли хотел донести до нас поэт? (О тягостях и превратностях человеческой жизни. Это философское размышление о поисках смысла своего бытия, о поисках гармонии). - Какое чувство стало причиной написания стихотворения? (Любовь к родине!) - Почему стихотворение «Тучи» относится к шедеврам лирики? А) прием «Круги на воде». Подберите слова, характеризующие состояние лирического героя. Т - тоска У - уныние Ч - чувства И – искания |