СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока литературы в 6 классе по произведению М М. Пришвина "Кладовая солнца" по теме "За волшебным колобком".

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока литературы в 6 классе по произведению М М. Пришвина "Кладовая солнца" по теме "За волшебным колобком".»

Урок литературы в 6 классе по теме: «За волшебным колобком Пришвина».

Шевчук А.П. , учитель МБОУ

«СОШ №1» г. Братска Иркутской обл.



Цели урока:

а) дидактические:

- расширить представление о сказке-были как об одном из жанров литературы;

- дать представление о возникновении и развитии былинно-сказочного жанра;

б) развивающие:

- развивать познавательные интересы учащихся;

- развивать навыки выразительного чтения;

- развивать умение строить устное высказывание;

в) воспитывающие:

- воспитывать неравнодушное отношение к проблемам, затронутым в произведении;

- умение работать в команде.


Форма: урок-игра

Участники: учащиеся 6 класса, поделенные на 3(можно на 4, в зависимости от списочного состава класса) команды, каждая команда сидит за своим столом).


Оборудование:

  • Учебник Литература. 6 класс / В.Я. Коровина, В.П. Журавлев, В.И. Коровин. – М.: Просвещение, 2012;

  • Карточки с заданиями;

  • Презентация Power Point «За волшебным колобком М. Пришвина».



Ход урока.

I. Вступительное слово учителя.

- Писателем Пришвин сделался так: в молодые годы – давно это было, более полвека назад , - он обошел пешком весь Север с охотничьим ружьем за плечами и написал об этом своем путешествии не одну книгу.

Есть одна старинная сказка, она начинается так: « Бабушка взяла крылышко, по коробу поскребла, по сусеку помела, набрала муки пригоршни две и сделала веселый колобок. Он полежал, полежал, да вдруг и покатился – с окна на лавку, с лавки на пол, по полу да к дверям, перепрыгнул через порог в сени, из сеней на крыльцо, с крыльца во двор, да за ворота – дальше… , дальше…»

Михаил Михайлович к этой сказке приделал свой конец, будто за этим колобком сам он, Пришвин, пошел по белу свету, по лесным тропам, берегам рек, моря, океана.

Так катится и катится колобок по земле, сказочник идет за своим колобком, и мы идем вместе с ним и узнаем бесчисленных маленьких родственников в нашем общем Доме природы, учимся любить свою родную землю и понимать ее красоту.

Сегодня наш урок мы проведем в виде конкурса. Класс поделен на команды, каждая их которых образует творческие группы, и вот таким составом мы проводим нашу коллективную творческую игру. На столе каждой команды карточки с заданиями, их мы берем только по команде, если вы готовы отвечать, то поднимаете табличку с номером команды. Итак, начинаем.


I конкурс «РАМИНКА. БЛИЦ – ТУРНИР».

1. Как называлась первая книга М. Пришвина? ( «В краю непуганых птиц»)

2. Как автор называет мальчика, шедшего между сказочных старушек – елок,

когда «Одна вдруг поднимается, как будто хочет… палкой ударить по голове»?

(смельчак)

3. Где и когда происходит действие в «Кладовой солнца» (после ВОВ, в…)

4. Что осуждается автором, когда он рассказывает о Насте, забывшей о брате, во

время сбора клюквы ? (жадность)

5. Назовите художественные образы, которые можно назвать сказочными.

( старушки-елочки; лось-чудовник, великан; тетерев-косач; ель и сосна; ветер-сеятель; злой ветер; серый помещик;, черный ворон; черный пень;, змея и др.).

6. Часть дерева, которая утром в сосновом бору напоминала зажженную свечу

(ствол)

7. Кто отдал целебную ягоду ленинградским детям? (Настя)

8. Как называли Митрашу между собой учителя в школе, добавляя при этом «в

мешочке» ? ( Мужичок).

9. Все животные, которых выгоняла «в предрассветный час» Настя с

хворостинкой в руке? (стадо)

10. «Топкое место в болоте, все равно, что прорубь на льду»? (елань).

11. Что услышала Травка на болоте, с чем не могло сравниться «никакое чудо

природы? (слово)

12. Обитатель леса, в которого стала превращаться Травка, когда умер Антипыч,

и ей нужно было «жить для себя»? (зверь)

13. Настоящее имя собаки, которое вспомнил Митраша» (Затравка)

14. Белая чистейшая «одежда» подхвостья, которую, перепрыгнув, показал

тетерев-косач? (белье).

15. Углубление в русской печи, там стоял чугунок вареной картошки, о котором вспомнила Настя? (загнетка).

16. Что, по словам автора, скрыто в наших болотах? (богатство).

17. Прекрасное отношение, которое было в дружбе Насти с братом (равенство)

18. Какое слово с эпитетом «золотая» употребляет автор, говоря о Насте?

(курочка)

19. Изогнутая линия, по которой Настина тропа огибала Слепую елань?

(полукруг).

20. Островок на самой середине «палестинки», где рос осинник и стоял великан

лось? (куртинка)

21. Что заткнул за пояс Митраша, собираясь в дорогу? (топор).

22. Дугообразное искривление, «вроде очков», которое делало черные полоски

под глазами Травки? (загиб)

23. Стелющаяся по земле зеленая ниточка со многими клюквинками? (илеть)

24. «Сеятель», принесший «два семечка в Блудово болото: семя сосны и семя

ели»? (ветер)


II конкурс. «БОЛОТНЫЕ ЯГОДЫ»


Задание: По карточке №1 узнайте болотные ягоды.( голубика, брусника, клюква, черника, костяника).


III. конкурс. «ЗАРОСЛИ»


Задание: (Карточка №2) Найдите лося в этих зарослях.


IV конкурс. «ЁЛОЧКИ _ СТАРУШКИ»

Задание : (Карточка №3, задание №9) Сравните елки-однолетки. Какие росли на болоте, а какие в бору?


V конкурс «ЦВЕТЫ»


Задание: (Карточка №4). Среди всех цветов узнайте иван-чай.


VI конкурс. КОЛЛЕКТВНОЕ ТВОРЧЕСТВО. «ЧТО МЫ ЗНАЕМ О ПОСТРОЕНИИ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ»?


Задание: (Карточка №5) Определить элементы композиции сказки – были.


VII конкурс КРОССВОРД «Что скрыто в наших болотах» («богатство»-опорное слово)

Задание : (карточка №6) Чья команда быстрее отгадает кроссворд.


VIII ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ. Рефлексия (команде-победителю – всем оценка «5», второй группе «4»



Дополнительно: (на случай спорных оценок)

Задание: по первому слову закончить название произведений М.М. Пришвина:

1. «Кащеева… (цепь)»

2. «Охотничьи … (были)»

3. «Лесная … (капель)»

4. «Весна … (света)»

5. «Зверь … (бурундук)»

6. «Лисичкин … (хлеб)»

7. «Золотой … (луг)»

8. «Дедушкин … (валенок)»

9. «Глаза … (земли)»

10. «Кладовая … (солнца)»

11. «Корабельная … (чаща)»

12. «Календарь … (природы)»
























ПРИЛОЖЕНИЕ:



КАРТОЧКА №1






КАРТОЧКА №2


















КАРТОЧКА №3








КАРТОЧКА №4



КАРТОЧКА №5




КАРТОЧКА №6