СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока литературы в 6 классе «Твори добро!» По рассказу Александра Ивановича Куприна «Чудесный доктор»

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели урока:

   Способствовать формированию представления об А.И.Куприне как талантливом русском писателе. Отслеживать судьбы героев, определения проблемы гуманного отношения к личности, закрепления знаний о рождественском рассказе как жанре его особенностях; создать условия для ознакомления с личностью ученого Н.И. Пирогова.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока литературы в 6 классе «Твори добро!» По рассказу Александра Ивановича Куприна «Чудесный доктор»»

План-конспект урока литературы в 6 классе


Тема: «Твори добро!» По рассказу Александра Ивановича Куприна «Чудесный доктор»

Цели урока:

Способствовать формированию представления об А.И.Куприне как талантливом русском писателе. Отслеживать судьбы героев, определения проблемы гуманного отношения к личности, закрепления знаний о рождественском рассказе как жанре его особенностях; создать условия для ознакомления с личностью ученого Н.И. Пирогова.

Тип урока:

Усвоение новых знаний; постановка и решение учебных задач.

Планируемые результаты обучения:

Предметные:

  • познавательная сфера: овладеть знаниями о творчестве А.И.Куприна; выявлять в тексте художественно значимые изобразительно-выразительные средства языка; владеть навыками анализа художественного произведения; иметь представления о личности Н.И. Пирогова - учёного, врача и просто отзывчивого человека

  • ценностно-ориентационная сфера: формировать собственное отношение к героям рассказа А.И.Куприна «Чудесный доктор», проблематике рассказа; приобщаться к духовно-нравственным ценностям русской литературы.

  • коммуникативная сфера: овладеть различными видами пересказа, навыками выразительного чтения, чтения по ролям; составлять устные рассказы; давать ответы на вопросы, используя цитаты из текста;

  • эстетическая сфера: определять художественную функцию изобразительно-выразительных средств языка в произведении.

Личностные: осознавать личностный смысл учения; проявлять готовность к саморазвитию.

Метапредметные (критерии сформированности /оценки компонентов универсальных учебных действий -УУД):

  • познавательные: ориентироваться в справочной литературе; отвечать на вопросы учителя; сравнивать и делать выводы; находить нужную информацию в учебнике, ресурсах Интернета;

  • регулятивные: овладевать способностями понимать учебные задачи урока, оценивать свои достижения на уроке;

  • коммуникативные: владеть умениями произносить монолог, вести диалог, работать индивидуально и в группе; использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств и мыслей; формулировать и отстаивать своё мнение; проявлять уважительное отношение к другому человеку, его мнению, гражданской позиции.

Методы и формы обучения: фронтальная (беседа), групповая (чтение по ролям, работа по карточкам), словарная работа, «мозговой штурм», задания на опережение, работа с учебником.

Оборудование: учебник «Литература. 6 класс» под редакцией В.Я.Коровиной, портреты А.И. Куприна и Н.И.Пирогова, мультимедийный проектор, компьютер, выставка книг.


Ход урока

  1. Организационный момент (приветствую детей, проверяю их организацию на рабочем месте)

2. Мотивация учебной деятельности. Изучение нового материала

- Сегодня очень интересный урок. Мы прикоснёмся к творчеству писателя, произведения которого, как мне кажется, учат уважать людей, ценить их и беречь. Это Александр Иванович Куприн (обратите внимание, вот его портрет). Этот урок мне бы хотелось начать с презентации, которую создали Аня Углева и Вероника Пархоменко. Это их маленький проект. Называется он «Жизнь и творчество А.И.Куприна». Для девочек эта работа была домашним заданием.

Во время того, как девочки будут презентовать свой проект ваша задача не просто слушать, но и составить краткие тезисы.

Прежде чем пригласить девочек к доске, давайте откроем тетради и запишем число, классная работа, и оставим место для последующей записи темы урока (2 строчки).

  • Выступление учащихся. (презентация №1, слайды № 1-8)

- Ребята, вы прослушали презентацию. Возникли ли у вас вопросы к нашим выступающим, что бы вы еще хотели узнать об этом выдающемся писателе?

Вопросы:

- А теперь давайте обратимся к вашим тезисам, которые вы записали при прослушивании сообщения девочек.

  • Учащиеся зачитывают.

- Ребята, в результате первого блока нашей работы что мы узнали? (А.И. Куприн - писатель. Герои его произведений - люди разных сословий. А.И Куприн писал рассказы и повести о высоких моральных ценностях).

- Правильно. Герои А.И. Куприна - обычные люди, которым не чужды представления лжи и правде, зле и добре, милосердии.

Ребята, как вы понимаете слово «доброта»? (создание схемы совместно с учащимися )

искренние чувства

Доброта

по отношению к

другому




  • Ответы учащихся.

- Доброта - это ласковое, заботливое отношение.

- Доброта - это проявление искренних чувств по отношению к кому-то.

- В толковом словаре С. Ожегов дается следующее толкование данному слову: «Доброта - это отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим». (слайд №9)

Ребята, давайте отметим качества, определяющие доброту (доброжелательный, добродушный, добросердечный, добросовестный – добавляем в схему).

- Правильно. Доброта - это самое ценное нравственное качество русского народа. Сколько пословиц и поговорок о доброте создала русская мудрость. Давайте вспомним некоторые из них:

  • Не одежда красит человека, а его добрые дела.

  • Не хвались серебром, а хвались добром.

  • Добрые слова дороже богатства и т.д.

- А что называется «милосердием»? Вспоминайте наш недавний урок развития речи.

Слово «милосердие» состоит из двух слов: «милое» «сердце». То ест неравнодушное, беспокойное, открытое сердце для людей.

Как вы думаете, почему на нашем уроке мы говорим об этих важных понятиях?

- Предполагаемый ответ учащихся. Так как тема сегодняшнего урока связана с понятием доброты и милосердия.

Совершенно верно. Так мы с вами подошли к теме нашего урока. Давайте вернемся к тем пропущенным строчкам и запишем тему урока: «Твори добро!» По рассказу Александра Ивановича Куприна «Чудесный доктор».

- В качестве опережающего домашнего задания я просила вас прочитать рассказ А.И. Куприна «Чудесный доктор».

Скажите, пожалуйста, кто такой доктор? («Врач - это тот человек, который излечивает физические недуги).

В понимании А.И. Куприна, доктор - это человек, который исцеляет не только физический, но и духовный недуг.

- Ребята, скажите, в чем смысл названия рассказа? (…речь идет о докторе).

- А из текста вы можете это подтвердить? Найдите, пожалуйста, в тексте подтверждение, что главный герой - доктор. И что он - чудесный доктор (Подтверждают. Стр.12; стр. 14; стр. 15).

- Скажите дети, что должно отражать название рассказа? Ведь оно дано не просто так.

  • Тему.

- А что такое тема? (Это то, о чем рассказывается в произведении).

- Результатом чего является появление темы?

  • Идеи.

- Что такое идея? (Желание автора поделиться с читателем своими размышлениями).

- Кто найдет в тексте, в каких эпизодах отражается главная мысль произведения? (Больные дети; безисходность Мерцалова; внезапное появление чудесного доктора и т.д.)

- Реализация темы и идеи художественного произведения невозможно без героев. Почему одни - герои главные, а другие названы второстепенными? слайд № 10

- Кто главные герои в рассказе? (слайд № 11 Доктор, Мерцалов).

- Почему?

- Кто второстепенные герои рассказа?

- Сколько рассказчиков в этом произведении? (Два. Тот, с кем произошла описанная история, и сам автор).

- Такая форма построения текста называется «рассказ в рассказе».

- Где и когда происходят действия? Подтвердите свои слова цитатой из текста. (В городе Киеве, время года - зима. Стр. 5-6).

- В литературе есть такое понятие, как образ города. Одинаково ли описывает А.И. Куприн образ города в своем рассказе? Докажите свою мысль цитатами из текста. Одна часть класса ищет в тексте описание праздничного города (Стр. 5), а вторая часть класса города, в котором живет семья Мерцаловых, описание их жилища. (Стр. 6).

  • Учащиеся выполняют задание, по очереди зачитывают.

- А сейчас я предлагаю поработать с иллюстрациями к рассказу и определить, каким эпизодам они соответствуют. Слайды № 12-19 (последний слайд – счастливая семья)

- Я приготовила для вас карточки, на них записаны детали из картины большого города и картины жизни мальчика. Давайте на них отметим цифрой «1» - детали города праздничного, цифрой «2» - детали города мальчиков. (слайд №20)

  • Целые горы красных крепких яблок и апельсинов.

  • Мокрым отрёпкам.

  • Ярким светом висящих ламп;

  • Запаху нищеты.

  • Правильные пирамиды мандаринов.

  • Тесным, обледенелым и грязным двором.

  • Смеющиеся лица нарядных дам.

  • Закоптелым, плачущим от сырости стенам.

- Какой прием использует автор, рисуя картину радостных людей и сменяя ее темными улицами, грязным двором? (Автор противопоставляет героев, их семью миру сытых и равнодушных людей).

- Правильно. Чтобы показать контраст жизни людей автор использует прием противопоставления. Такой прием в литературе называется антитеза.

В чем еще проявляется прием противопоставления в данном рассказе кроме описания города? (Описание внешности – «Смеющиеся лица нарядных дам» / «худое лицо матери», поведение главных героев – растерянный Мерцалов / спокойный, внушающий доверие доктор)

- С чем у нас ассоциируются новогодние праздники? (С ёлкой, гирляндами, мандаринами).

- Любите ли вы эти праздники?

- Какие испытываете чувства при их приближении? (Ожидание подарка, сюрприза, радости).

- Могут ли герои рассказа, Гриша и Володя, надеяться на сюрпризы, подарки в эти праздничные дни?

- Почему вы так решили?


- Скажите, какую роль играет в рассказе пейзаж. Для чего А.И. Куприн так подробно его описывает? (Природа царственная, спокойная, роскошная). Слайд №21

Давайте прослушаем описание зимнего сада в рассказе. (Чтение отрывка описание зимнего сада под музыку Бетховена «Лунная соната». (Стр. 10).

Слайд №22. «Тут было тихо и торжественно. Деревья, окутанные в свои белые ризы, дремали в неподвижном величии. Иногда с верхней ветки срывался кусочек снега, и слышно было, как он шуршал, падая и цепляясь за другие ветки. Глубокая тишина и великое спокойствие, сторожившие сад, вдруг пробудили в истерзанной душе Мерцалова нестерпимую жажду такого же спокойствия, такой же тишины».


ФИЗМИНУТКА

И мы с вами попадаем в этот сказочный сад, встаньте, пожалуйста, вдыхаем чистый свежий воздух: вдох-выдох, вдох-выдох – и оглядываемся вокруг.

Направо – горные вершины,
Налево – ёлок длинный ряд,
А сверху – облака на диво,
Внизу сугробов встал отряд.

Деревья ветви распушили,
Нечаянно снег вдруг уронили, 
И снова к небу потянулись, 
Затем опять к земле пригнулись
И распрямились.


Присели и продолжаем нашу работу.

Словарная работа: (слайд № 23)

- Читая рассказ, пожалуй, каждый из вас находил непонятные слова. Посмотрите внимательно на доску, как вы понимаете эти выражения? (учащиеся высказывают мнения).

В разъяснении значения этих слов мне помогали ваши одноклассники, поработав со словарем. Давайте узнаем, как толкуются эти выражения в словарях.

  • Досужий (вымысел) появившийся от безделья (от слова «досуг» - свободное время или развлечение).

  • Пустые щи - щи, сваренные на воде, а не на мясном бульоне.

  • Изможденный - крайне утомленный.

  • Поденная работа - работа, для выполнения которой человека нанимают только на один день.

  • Сочельник - (устар.) канун церковных праздников Рождества и Крещения.


- Вернемся к пейзажным зарисовкам. Как описание природы в тексте соотносится с состоянием души Мерцалова? (Подталкивает Мерцалова к такому же спокойствию и тишине. Он хочет забыться. Лечь и уснуть).

- Найдите в тексте эпизод встречи Мерцалова и доктора (Стр. 10; ролевое чтение).

- Работаем над сравнительной характеристикой главных героев Слайд №24. Одна часть класса ищет описание портрета незнакомца-доктора (Стр. 12), а другая - описание портрета Мерцалова (Стр. 8;11)?

Мерцалов

Доктор

Скромный, заботливый, честный, интеллигентный, тактичный

Мягкий, ласковый голос; умное, серьёзное лицо, необыкновенное, спокойное, внушающее доверие

- Что же произошло после разговора в парке? (Стр.12; один ученик пересказывает)

- Скажите, ребята, произошло ли чудо в рассказе? (Стр. 14; да произошло. И оно связано с появлением «чудесного доктора». Все меняется как в сказке. Семья возвращается к нормальной жизни. А доктор так же быстро исчезает, как неожиданно он и появился).

- Что было чудесного в поступках незнакомца? (Стр. 12, вдруг! Стр. 14-15, скромность. Стр . 15, сюрприз).

- Перечислите в тетрадь те нравственные качества, за которые доктора можно назвать добрым, чудесным? (Выводы учащихся).

  • Ученики зачитывают. Учащийся выходит за дверь и ждет.

- А вы знаете, что А.И. Куприн, говоря о докторе Николае Ивановиче Пирогове, писал о реальном человеке (Слайд №25), который оставил большой след в медицине. Хотите узнать о нем? Я «пригласила» к нам в гости самого Николая Ивановича Птрогова. Пусть он сам расскажет, как стал доктором.

Учащийся стучит в дверь.

- Пожалуйста, доктор, проходите!

  • Сообщение учащегося.

- Меня зовут Николай Иванович Пирогов. Я профессор медицины. Вы меня спросите, как я стал доктором? А вот, господа, все случай... Когда я был еще совсем ребенком, то мой младший брат сильно заболел и к нему был приглашен профессор Мухин. О, это был удивительный человек! А как он говорил с братом! Не поверить ему было просто невозможно! Брат выздоровел. В семье только и разговаривали, что о докторе. Он, как чародей, посетил нашу семью. И я начал играть в лекаря. Затем, окончив пансион в 1824 году, стал студентом Московского университета. Нелёгким был мой путь в медицине. Но я многое сделал для русской науки. Кто-нибудь из вас, ребята, знает, что именно я сделал? (учащиеся перечисляют) Молодцы! Слайд №26. Но не всегда меня понимали и принимали. А я был гордым и честным человеком, который создал новую науку для будущих поколений. Я лечил всех: и императора Александра, и бедных людей, которые шли ко мне на прием целыми толпами. Я помогал простым людям, как мог, а не выписать бедняку рецепт и не дать ему денег на лекарство было нелепо. И я попросту раздавал деньги беднякам. Я желаю вам здоровья! Физического и духовного (поклонился с достоинством. Присаживается на свое место).

- Видите, ребята в основе рассказа лежат события из жизни!

Как А.И. Куприн заканчивает свой рассказ? (Стр. 15; память о докторе. Доктор - пример для подражания).

- Можем ли мы с уверенностью сказать, что рассказ актуален, современен в наши дни? (Выводы учащихся. Прочитав этот рассказ, понимаешь, что надо любит ближнего. Ведь если ты будешь любить человека, то будешь любим и сам.)


3. Подведение итогов

- Как вы думаете, что помогло осуществиться чуду в рассказе А.Н. Куприна? (Доброта, сострадание, милосердие).

- Правильно. Мы с вами вернулись к тому, с чего начали наш урок –к понятию доброты. Быть добрым - не зависит от богатства. А зависит от состояния души. Благотворить - значит делать добро, помогать бедным, инвалидам, пожилым людям. И в наше время есть немало милосердных людей, которые помогают и словом, и делом.

- Ребята, назовите добрые дела, которые вы совершили в своей жизни? Молодцы!

- Посмотрите на эту вазу. Она на солнце горит всеми цветами радуги! Вот так и наша душа. Пусть она всегда будет светлой! Давайте вспомним те добрые дела, которые совершили вы или ваши родные, и наполним или эту вазу. А в качестве «добрых дел» нам послужат жетоны, которые вы найдете на партах. И пусть она получилась еще не до конца заполненной, с каждым днем мы будем стремиться ее пополнять.

  • Чтение стихотворения о доброте Натали Тулпиновой.

Добрым быть совсем не просто!

Не зависит доброта от роста.

Доброта приносит людям радость

И взамен не требует награды.


Доброта с годами не стареет,

Доброта от холода согреет.

Если доброта, как солнце светит,

Радуются взрослые и дети.


- Ребята, я призываю вас: спешите делать добро! Давайте украшать свою жизнь и жизнь окружающих нас людей добрыми делами.


4. Рефлексия

Подошел к концу наш урок. И хотелось бы узнать, слайд №27

  • Что полезного вы узнали?

  • Что понравилось на уроке?

  • Что вызвало затруднение в работе?


  • На протяжении своей жизни, я думаю, вы обязательно встретите таких людей, как чудесный доктор. А знакомство с другими героями Александра Ивановича мы продолжим в следующих классах. Но сегодня вы можете ознакомиться с небольшой частью книг, принадлежащих перу А.И. Куприна.


5. Домашнее задание

Слайд № 28. А дома я предлагаю вам поразмышлять над изученным рассказом и представить свое мнение в форме сочинения на одну из тем:

«Уроки доброты в рассказе А.И. Куприна «Чудесный доктор».

«В чем актуальность рассказа А.И.Куприна «Чудесный доктор».



8