СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока литературы в 8 классе по рассказу А.И. Солженицына "Матрёнин двор" Тема урока: "Праведничество и нравственные ценности в рассказе А.И. Солженицына "Матрёнин двор".

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока литературы в 8 классе по рассказу А.И. Солженицына "Матрёнин двор"

Тема урока: "Праведничество и нравственные ценности в рассказе А.И. Солженицына "Матрёнин двор".

Конспект урока литературы в 8 классе по рассказу А.И. Солженицына "Матрёнин двор"

Тема урока: "Праведничество и нравственные ценности в рассказе А.И. Солженицына "Матрёнин двор".

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока литературы в 8 классе по рассказу А.И. Солженицына "Матрёнин двор" Тема урока: "Праведничество и нравственные ценности в рассказе А.И. Солженицына "Матрёнин двор".»

Конспект урока литературы в 8 классе по рассказу А.И. Солженицына "Матрёнин двор"

Тема урока: "Праведничество и нравственные ценности в рассказе А.И. Солженицына "Матрёнин двор".

Цель урока:

  • Познакомить учащихся с жизнью и творчеством А.И. Солженицына, историей создания рассказа "Матрёнин двор".

  • Определить тематику и проблематику рассказа.

  • Выявить нравственные ценности, воплощенные в образе Матрёны.

  • Развивать навыки анализа художественного текста, умение формулировать собственное мнение и аргументировать его.

  • Воспитывать нравственные качества: доброту, сострадание, милосердие.

Тип урока: Комбинированный урок.

Оборудование:

  • Текст рассказа А.И. Солженицына "Матрёнин двор".

  • Портрет А.И. Солженицына.

  • Презентация (по желанию).

  • Раздаточный материал (карточки с вопросами, цитатами).

Ход урока:

I. Организационный момент (2 минуты)

  • Приветствие учащихся.

  • Проверка готовности к уроку.

II. Вступительное слово учителя (5 минут)

  • Краткий рассказ об А.И. Солженицыне: основные этапы жизни и творчества, значение его произведений для русской литературы.

  • История создания рассказа "Матрёнин двор": автобиографическая основа, связь с личным опытом писателя.

  • Актуальность темы праведничества в современном мире.

III. Работа с текстом рассказа (20 минут)

  1. Первичное восприятие текста:

    • Краткий пересказ сюжета рассказа.

    • Обмен впечатлениями учащихся о прочитанном.

  2. Анализ тематики рассказа:

    • Вопрос: Какие темы поднимаются в рассказе "Матрёнин двор"?

    • Возможные ответы:

      • Трагедия русской деревни в послевоенное время.

      • Тяжелая жизнь простых людей.

      • Проблема нравственного выбора.

      • Поиск правды и справедливости.

      • Тема праведничества.

  3. Анализ проблематики рассказа:

    • Вопрос: Какие проблемы поднимает автор в рассказе?

    • Возможные ответы:

      • Проблема равнодушия и жестокости окружающих.

      • Проблема истинных и ложных ценностей.

      • Проблема одиночества и неприкаянности.

      • Проблема духовной нищеты.

      • Проблема сохранения нравственных устоев в обществе.

IV. Образ Матрёны (25 минут)

  1. Работа с текстом:

    • Поиск в тексте описания внешности Матрёны.

    • Анализ поступков Матрёны: как она относится к людям, к работе, к жизни?

    • Примеры из текста, подтверждающие доброту, бескорыстие и трудолюбие Матрёны.

  2. Характеристика Матрёны:

    • Вопрос: Какими качествами обладает Матрёна?

    • Возможные ответы:

      • Доброта, милосердие, сострадание.

      • Трудолюбие, бескорыстие, скромность.

      • Терпение, смирение, вера.

      • Простота, искренность, открытость.

  3. Матрёна как праведница:

    • Вопрос: Почему Матрёну можно назвать праведницей?

    • Возможные ответы:

      • Она живет по законам совести, не причиняет зла другим.

      • Она помогает людям, не требуя ничего взамен.

      • Она не стремится к материальному обогащению.

      • Она сохраняет веру в добро и справедливость.

  4. Обсуждение:

Согласны ли вы с утверждением, что Матрёна – это "тот самый праведник, без которого, по пословице, не стоит село"? Почему?

  • Как вы думаете, почему окружающие не понимали и не ценили Матрёну при жизни?

  • Что автор хотел сказать своим рассказом?

V. Подведение итогов урока (8 минут)

  • Обобщение изученного материала.

  • Вывод о значении образа Матрёны для понимания нравственных ценностей.

  • Акцентирование внимания на актуальности темы праведничества в современном мире.

  • Возвращение к вопросу, поставленному в начале урока: что значит быть праведником сегодня?

VI. Домашнее задание (2 минуты)

  • Написать эссе на тему: "В чем заключается сила и слабость Матрёны?".

  • (По желанию) Найти примеры праведников в современной жизни.

Дополнительные материалы (для использования в ходе урока):

Карточки с вопросами:

  1. Какую роль играет рассказчик в повествовании? Почему он поселился в деревне Тальново?

  2. Как описывается быт и жизнь в деревне Тальново? Какие детали подчеркивают бедность и неустроенность?

  3. Как относятся к Матрёне её односельчане? Почему они считают её странной и непрактичной?

  4. Что для Матрёны является самым важным в жизни?

  5. Как смерть Матрёны повлияла на рассказчика и на окружающих?

Карточки с цитатами:

  1. "Все мы жили рядом с ней и не поняли, что есть она тот самый праведник, без которого, по пословице, не стоит село. Ни город. Ни вся земля наша."

  2. "Она была больна, но не лечилась, потому что некогда было."

  3. "Она не гналась за обзаводом... Она не копила добра. Она не берегла на смерть ни нарядов, ни добра."

  4. "У всех у нас душа в пятках, а у нее – в голове."

  5. "И вот, когда она умерла, мы все поняли, что потеряли."