А.С.Пушкин. “Евгений Онегин”. Типическое и индивидуальное в образах Онегина и Ленского.
Класс: 9
Цель деятельности учителя: создать условия для продолжения знакомства с романом и его героями, в ходе сравнительной характеристики показать своеобразие характеров Онегина и Ленского, сходство и различие двух типов дворян пушкинской поры, связь обоих образов с лирическим миром автора; развить навыки анализа лирического произведения; развивать логичность, осмысленность и склонность к исследовательской деятельности при коллективной форме обучения, развить критическое мышление учащихся на основе чтения; развить познавательные и созидательные способности учащихся; способствовать воспитанию правильного отношения к жизненным ценностям.
рассказать о творческой истории романа, особенностях его замысла, сюжета, композиции и системы образов, выявление первых читательских впечатлений; показать особенности личностного развития и жизненных исканий Е.О., помочь понять причины его разочарования и увидеть, в чём автор сочувствует своему герою и в чём противостоит ему.
Планируемые результаты изучения темы:
Предметные умения: знать содержание прочитанного произведения; уметь воспринимать и анализировать текст, давать характеристику герою, давать сравнительную характеристику героям, совершенствовать навыки работы с цитатами.
Метапредметные УУД:
Личностные: осваивает новые виды деятельности, участвует в творческом, созидательном процессе; развивает умения давать адекватную оценку собственной деятельности; осознает себя как индивидуальность и одновременно как член общества. Регулятивные: принимает и сохраняет учебную задачу; формулирует цели урока, планирует собственные действия;
Познавательные: осознает познавательную задачу; читает и слушает, извлекает нужную информацию, а также самостоятельно находит ее в произведении. Коммуникативные: вступает в учебный диалог с учителем, одноклассниками, Ход урока
I. Организация начала урока.
Создание психологической атмосферы урока, включение учащихся в деловой ритм урока.
II. Мотивация учебной деятельности.
Я рада видеть вас и рада предоставить вам возможность ещё раз прикоснуться к страницам известного романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин».
Пушкин входит в жизнь каждого человека с детства и становится надёжным другом, интересным собеседником, мудрым учителем. Удивительным свойством обладают его произведения: чем больше их читаешь, тем больше узнаёшь нового и интересного, неожиданного и прекрасного. Третье столетие живут творения великого поэта, а духовные ценности, провозглашённые в них, не теряют актуальности до сих пор. По утверждению М. Цветаевой, «никто из русских поэтов не был таким воспитателем молодого поколения и облагораживателем юных чувств, как Пушкин».
III. Актуализация знаний
Викторина
- «Я теперь пишу не роман, а роман в стихах-…разница». Какая и в чём? ( «...дьявольская». Стихи предполагают большой лиризм и образность и большую непринужденность, проза же, по мнению Пушкина, требует прежде всего мыслей. Пишу не роман, а роман в стихах – дьявольская разница»,- писал Пушкин П.А.Вяземскому)
- «Собраньем» каких глав называет автор своё творение?
(«Собранье пестрых глав, полу смешных, полу печальных, Простонародных, идеальных...».)
- Сколько времени работал Пушкин над «Евгением Онегиным» по собственным его подсчётам?
(«7 лет 4 месяца 17 дней» — запись сделана в Болдине, когда была закончена VIII глава, но в 1831 г. внесены некоторые изменения и добавлено «Письмо Онегина»)
- Откуда взят эпиграф к первой главе романа и что он значит в оригинале; «И жить торопится…»?
(«И чувствовать спешит» — из стихотворения П. Вяземского «Первый снег», речь идет о «горячности молодой», с которой сравнивается первый снег)
- А какая игра слов скрыта в фамилии Лариных?
(Лары — в римской мифологии божества, покровители общин и семей, домашнего очага и усадеб и ларь — деревянный ящик для хранения вещей, продуктов.
- Кто помнит, когда родился А.С.Пушкин?
(Александр Сергеевич Пушкин родился 26 мая (6 июня) 1799, Москва 29 января (10 февраля) 1837, Санкт- Петербург.)
IV. Целеполагание
1) Исследователь русской литературы Гуковский Григорий Александрович (1902-1950 ) писал о романе «Евгений Онегин»:
«Не в том заключено реалистическое новаторство «Евгения Онегина», что в нём описан быт, неоднократно изображённый до него русскими поэтами, которых мы не захотим и не сможем отнести к реалистам, а в том, что бытовой материал истолкован Пушкиным иначе, чем его предшественниками, по-новому, реалистически, то есть в качестве типического, идейно обосновывающего человека и его судьбу»
- Как вы понимаете слова учёного? Обоснуйте свой ответ.
2) Словарная работа:
- Дайте определение слову типический.
Типическое, типичное - нормальное, образцовое, наиболее вероятное для данной конкретной системы объективного мира
Типичный - самый настоящий со всеми признаками чего-нибудь
-В тексте есть слова, которые нам непонятны, но их значения необходимо для понимания характеров героев и эпохи, в которой они жили.
Запишите слова в тетради.
1.Педант - Человек, излишне строгий в выполнении всех формальных требований (в науке, в жизни).
2.Фармазон- Это устаревшее слово, имеющее значение "вольнодумец, нигилист". Пример из "Евгения Онегина": "Он фармазон, он пьет одно стаканом красное вино".,
3.Гёттингент - это немецкий университетский город, расположенный в южной части Нижней Саксонии.
4.Анахорет - Называя Онегина "анахоретом", то есть отшельником, пустынником, типа монаха, живущего в отдалённом скиту.
5.Денди - социально-культурный тип XIX века: мужчина, подчёркнуто следящий за «лоском» внешнего вида и поведения.
- Вернёмся к высказыванию Гуковского и уточним смысл высказывания.
3)-Какими вы представили героев романа?
Посмотрите на слайд. Сравните Онегина с Ленским на этой картине.
Определите, где Ленский, а где Онегин. По каким признакам вы догадались?
Почему они стали друзьями?
О чём ведут разговоры Онегин и Ленский? Чем отличается Ленский от Онегина?
Беседы друзей касаются философских, политических, экономических, нравственных проблем, волновавших передовых людей эпохи, конечно, при этом каждый пытается решать эти вопросы «судьбы и жизни» сквозь призму своего мировоззрения.
Ленский – романтик, Онегин – реалист, трезво оценивающий жизнь.
4) Давайте определим тему нашего урока. (Предполагаемые ответы учеников: Изображение Онегина и Ленского в романе А.С.Пушкина.)
Тема урока: «Типическое и индивидуальное в образе Евгения Онегина и Владимира Ленского».
Звуковой фрагмент.
Они сошлись. Волна и камень,
Стихи и проза, лед и пламень.
Не столь различны меж собой.
Сперва взаимной разнотой.
Они друг другу были скучны;
Потом понравились; потом
Съезжались каждый день верхом
И скоро стали неразлучны.
(А.С. Пушкин.)
4.Слово учителя (творческая история романа, сюжетно-композиционные особенности)
Роман слагался долго. Поэт сам указал срок – 7 лет 4 месяца 17 дней (мая 1823 по сентябрь 1830), сказав с восторгом: «Это лучшее мое пр-ие». С этими словами нельзя не согласиться. Поэт ставил перед собой задачу – изобразить целую историческую эпоху, за вымышленными героями, судьбами, картинами быта и нравов показать жизнь народа. Белинский позднее определит его словами: «Энциклопедия русской жизни»( здесь Петербург: люди разных сословий и состояний, и деревня, и Москва). Работа над текстом не прекращалась вплоть до появления 1-го полного издания в 1833г.(строфы и главы создавались в разное время, в разных обстоятельствах).
Жанр – роман в стихах, т.е.лиро-эпическое пр-ие, где лирическое и эпическое равноправны, где автор свободно переходит от повествования к лирическим отступлениям (27 лирич.отступлений, около 50 небольших вставок).
2 сюжетные линии: Онегин – Татьяна, Онегин – Ленский.
Композиция: Роман состоит из 8 глав, в каждой есть своя кульминация.
Гл.1 – развернутая экспозиция Гл.2 – завязка 2-ой сюжетной линии (зн-во О. с Л.) Гл.3 – завязка 1-ой сюжетной линии (зн-во О. с Т.) Гл.6 – дуэль (кульминация и развязка 2 линии) Гл.8 –развязка 1 линии Открытость романа – важная композиционная особенность
Основной принцип организации романа – симметрия (зеркальность) и параллелизм. Симметрия выражается в повторении сюжетной ситуации в 3 и 8 главах: встреча – письмо – объяснение. При этом О. и Т. как бы меняются ролями. Ось симметрии – сон Татьяны (гл.5). Композиция 2-х писем параллельна: ожидание ответа – реакция адресата – 2 объяснения. Петербург игр.обрамляющую роль (появ-ся в 1 и 8 главах).
В романе 2 героя (еще и автор). Автор романа в системе действующих лиц и Пушкин — не одно и то же. Герой, от лица которого ведется повествование, — спутник Онегина, антипод Ленского, защитник Татьяны. Он и действующее лицо лирических отступлений, которые являются составной частью сюжета. Автор – это худ.образ.
Действие развивается с 1819 по 1825год. Именно в это время, насыщенное большими политическими событиями в истории России и Европы, складывался и сложился тип ч-ка, подобного герою пр-ия.
5.Постановка проблемного вопроса
«Недуг, которого причину давно бы отыскать пора…» В центре урока — проблемная характеристика образа Онегина. Подумать над вопросами: почему Онегин охладел к жизни? Какие факты романа говорят о его духовном кризисе? Что общего и различного у Онегина и Ленского, Онегина и автора-повествователя?
1 глава День Онегина. (1 глава – история болезни души Онегина)
Цель: Проследив жизнь героя в течение одного дня, понять причины его разочарования и увидеть, в чём автор сочувствует своему герою и в чём противостоит ему.
Почему Пушкин рисует в этой главе лишь один день из жизни героя?
Из чего складывается этот день?
Почему автор всюду сопровождает героя и при этом не подвержен хандре?
Выявление общего и различного в образах автора-повествователя и Онегина и в их отношении к труду, природе, творчеству (стр. ХLIII—ХLVI).В ходе урока нам предстоит заполнить таблицу:
V. Усвоение новых знаний:
Анализ главы
-Как начинается 1 глава? Чем недоволен Онегин? (открывается внутренним монологом героя, к-ый в иронии прячет раздражение. Недоволен необходимостью подчиняться тому, в чем не видит смысла, но что приходится исполнять – устройство собственного благополучия, подорванного долгами, и обычаи общества)
-Почему Онегин соглашается на роль, к-ую он сам оценил как «низкое коварство»? (равнодушен ко всему, кроме чув-ва собств.достоинства и независимости)
Так, уже 1строфа, подтверждая эпиграф к роману, выявляет «странность» х-ра героя, его сложность.
-Расскажите об образе жизни юного Онегина, столичного денди, его пристрастиях и причудах, образовании и воспитании (с детства не был обременен ни глубиной образованности, ни нрав.началами. француз «учил его всему шутя». Это «шутя» сопровождает всю петербургскую юность героя. Эпитетом юности- «мятежной» автор напоминает о высокой возможности жизни, не осуществленной Онегиным. Он видит в моде почти закон жизни. Зависит от света, оглядывается на мнение окружающих. Следуя моде, нельзя быть самим собой: мода преходяща, она отменяет глубину. Отсюда поверхностность во всем: и в латыни, и в истории, и в экономии
-Почему автор подробно описывает воспитание, образование, времяпровождение О.? (ему чужда связь с национальным, родным. Он получил типичную для того времени жизнь: балы, рестораны, прогулки по Невскому, посещение театров)
-Что было необходимо молодому человеку, чтобы «свет решил, что он умен и очень мил»?
-Дает ли Пушкин портрет Онегина?(главное внимание сосредоточено на недуге – хандре)
-Как характеризует героя убранство его кабинета (стр. XXIII—XXVIII)
-Каким изображен облик трудового Петербурга (стр. XXXV).
Проследим за «маршрутом» Онегина
«К Таlon помчался он…» (строфы 15-16) перечитываются строфы
Боливар – шляпа с широкими полями и низкой тульей, расширенной кверху Брегет – часы
Онегин живёт по велению брегета, то есть по часам, как заведённая марионетка, а не по своим желаниям
Каверин – друг Пушкина, он же друг Онегина (передовой, мыслящий ч-к. Это намек на более глубокие, чем у обычных франтов, запросы героя)
-В 16 строфе Пушкин нас знакомит с типичным меню тех лет. Что ели дворяне в ресторане в те годы?
В театре Прочтём теперь эпизод «Онегин в театре» (строфы 17, 21-22)
Как Пушкин относится к театру, а как Онегин? (театр для О. лишь дань определенному ритуалу светской жизни. Его больше интересуют интрижки с актрисами, чем сцена. Для автора – волшебный край, вдохновление. Т.о., О.глух к прекрасному)
Как Онегин ведёт себя в театре? Найдите детали, характеризующие его.
На балу (строфы 27-28, 33-34)
Зачем на бал приехал Онегин? Описывает ли его автор на балу?
Что автор описывает? Почему автор не говорит об Онегине?
Как к любви и к женщинам относятся автор и его герой? Одинаково? (О. – «непостоянный обожатель очаровательных актрис», а для автора они «мои богини». Любовь неведома О., для автора это высокое чув-во.)
Завершение дня.
-Какую же науку постиг Онегин в совершенстве? ((«науку страсти нежной»)
-Как вы объясните такое словосочетание? (само сочетание парадоксально. Страсть не знает правил. В этой науке все рассчитано. Он играет в чув-во, т.кт.полярны перечисленные автором состояния (психологические антонимы), к-ые одновременно доступны ему)
-В чем противоречивость х-ра? (парадоксальные определения соседствуют рядом: «молодой повеса» и «добрый мой приятель», «денди лондонский» и «ученый малый», «проказник» и «философ в 18 лет», «педант» и «порядка враг и расточитель». Дальше автор пишет: «Противоречий очень много…». Даже в хандре противоречие: свой сплин выставляет на обозрение: «…угрюмый, томный, В гостиных появлялся он»))
-Какой важный вопрос задает автор в стр. XXXVI? («Был ли счастлив мой Евгений?»)
Ответим на первый вопрос урока: Почему Пушкин описывает только один день героя? (Ответ дан в тексте:
« Проснётся за полдень, и снова
До утра жизнь его готова,
Однообразна и пестра,
И завтра то же, что вчера.» ) -При такой жизни счастлив ли Евгений? Почему?
- Давайте нарисуем словесный портрет героя.
(1 глава. Приятель Автора. Готов терпеть нелюбимого дядю ради наследства. Отец Евгения промотал своё состояние. Онегин – «молодой повеса», «умён, мил» - эпитеты. Светский молодой человек. Типичный представитель «высшего света». «Острижен по последней моде». «Как dandy лондонский одет». Франт, педант.
Кто такой dandy, франт, педант? (Индивидуальным домашним заданием для ученика было посмотреть в толковом словаре значение этих слов).
Dandy в данном контексте (в примечаниях А.С. Пушкина к роману) – это франт.
Франт – человек, любящий наряжаться, щёголь.
Педант – тот, кто излишне строг в выполнении всех формальных требований. То есть для него важно все формальности учесть).
Вопросы для сравнения
| Онегин | Автор |
1. Отношение к мнению света | «Боясь ревнивых осуждений» | «Не мысля гордый свет забавить» |
2. Отношение к женщинам и любви | «Наука страсти нежной», «волочился как-нибудь» | Продолжает восхищаться женской красотой |
3. Отношение к искусству, театру | «Отворотился и зевнул…» | «Волшебный край!» |
4. Отношение к труду, творчеству | «Упорный труд ему был тошен» | Пушкин – творец |
5. Отношение к природе | «На третий роща, холм и поле его не радовали боле» | «Я был рождён для жизни мирной, для деревенской тишины…» |
| | |
-В чем еще несходство героя и автора? (в конце 1 главы: «Я был озлоблен, он угрюм». Озлобленность временна, угрюмство постоянно. Автор не может быть чужд жизни, О. холоден к ней)
Причины хандры Онегина
Праздная жизнь быстро утомляет, но не всех, а только недюжинные натуры.
Каковы его черты? Основная его черта – разочарованность, которая проистекает от душевной пустоты.
Почему ему разонравилось волочиться за дамами высшего света?Высший свет – общество насквозь фальшивое
Каким образом он хотел избавиться от скуки? Сел за книги, желая присвоить себе ум чужой, пытался сделаться писателем, уехал в деревню
Почему не спасло чтение книг? Он не увидел в книгах правды жизни
Почему он не стал сочинителем? Упорный труд ему был тошен
Избавился ли он от скуки в деревне? Почему? Он не способен видеть красоты природы
Почему Пушкин рисует в этой главе лишь один день из жизни героя?(Ему незачем показывать несколько дней, так как они похожи друг на друга. В 1 дне о герое сказано все.)
Из чего складывается этот день?(Бульвар, ресторан, театр, бал – праздная жизнь
Почему автор всюду сопровождает героя и при этом не подвержен хандре?(Автор - творческий человек, его день занят не только развлечениями, он и упорным трудом, мыслями)
Вывод по 1 главе: При всех блистательных возможностях столичной жизни герой не увлечен ею. В Онегине есть ум, совесть, мечтания, но у него нет способности действовать, трудиться, верить людям, т.е.всего того, что есть в авторе. Итак, Онегин, разочарованный во всем, «к жизни вовсе охладел». Но надежда все-таки есть. Им овладела охота к перемене мест.
VI. Первичная проверка усвоения знаний:
2 глава «Лед и пламень» (Онегин и Ленский)
Вопрос 2 главы: Почему Онегин чуждается соседей, но сближается с Ленским?
-Как Онегин ведет себя в деревне? (бежит от соседей помещиков, равнодушен сельский пейзаж. Сознание превосходства над людьми в деревне укрепилось. Не занимают разговоры помещиков о вине, псарне, родне. Старается уединиться)
-Почему чуждается соседей?(он умнее, честнее окружающих, к-ые начинают злословить о нем)
-С кем сближается?
-Кто из героев: О.или Л. – вам более близок? Почему?
Над чем иронизирует Пушкин, описывая Ленского? Как вы думаете, как автор относится к Ленскому? (Авторское отношение к нему сложно. Это проявл-ся в двойственном освещении героя. Эдесь ирония и сочувствие, улыбка и грусть, насмешка и восхищениепортрет Л. – гл.2 строфа 6. Рядом оказываются «вольнолюбивые мечты» и «кудри черные до плеч», отсюда оттенок иронии
Сопоставление Онегина и Ленского (гл. 2, стр. VI—XIX). Как понять слова автора «от делать нечего друзья»? (подчеркивает непрочность этой дружбы, т.к.они разные и О. чув-во дружбы не свойственно. Его правило – отчужденность, Ленский лишь временное исключение. О.холоден, душа Л.согрета. Л. Романтик (О.трезв), энтузиаст (О.скептик), предан своим убеждениям, наивен, пылок, порывист. Горит желанием героического поступка, но окружающая жизнь не дает поводов для этого)
Что более всего отличает Ленского от Онегина? (чув-ва)
Почему пылкие чув-ва Ленского вызывают у О.»невольный вздох сожаленья»? (О.не верит чув-вам, но тоскует по ним. Общение с Л.усиливает потребность одушевления чув-в. Поэтому слушает его снисходительно, но и гуманно: «Он охладительное слово в устах старался удержать»
VII. Рефлексия.
ОНЕГИН ( синквейн)
---
Выводы урока.
Онегин — представитель передовой дворянской интеллигенции, которую не устраивают консерватизм и невежественные взгляды дворянства, но выхода из этой ситуации он не видит, гражданского идеала для себя он так и не нашел. Ленский уходит от быта, реальной действительности в атмосферу иллюзий, которые рушатся при столкновении с жизнью, и одна из причин краха — Онегин.
VIII. Информация о домашнем задании:
прочитать 3 и 4 главы романа