СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока литературы "В. Распутин «Живи и помни». Путешествие в глубь человеческой души. Гражданская позиция писателя в изображении событий Великой отечественной войны. Смысл названия повести.".

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный урок литературы знакомит учащихся с личностью и творчеством автора; помогает раскрыть смысл названия повести; создать условия для совершенствования умений и навыков анализа текста, понимания основной идеи произведения, развития умения видеть его художественные особенности, обобщать материал, делать выводы, работать с опорной таблицей и схемой; учить размышлять о прочитанном,  помогает учащимся понять гражданскую позицию писателя.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока литературы "В. Распутин «Живи и помни». Путешествие в глубь человеческой души. Гражданская позиция писателя в изображении событий Великой отечественной войны. Смысл названия повести.".»

Тема. В. Распутин «Живи и помни». Путешествие в глубь человеческой души. Гражданская позиция писателя в изображении событий Великой отечественной войны. Смысл названия повести.

Цели: познакомить учащихся с личностью и творчеством автора; раскрыть смысл названия повести; создать условия для совершенствования умений и навыков анализа текста, понимания основной идеи произведения, развития умения видеть его художественные особенности, обобщать материал, делать выводы, работать с опорной таблицей; учить размышлять о прочитанном, вызвать душевный отклик и чувство ответственности за свой выбор; способствовать обучению школьников работать с разными видами информации, выстраивать коммуникацию с текстом; помочь учащимся понять гражданскую позицию писателя.

Оборудование: портрет писателя, текст произведения.

Эпиграф: Человек, хотя бы раз ступивший на дорогу предательства, проходит по ней до конца.

В. Распутин

Ход урока

  1. Организационный момент.

  2. Вступительное слово учителя с элементами беседы.

На сегодняшнем уроке мы познакомимся с одним из самых сложных и самых интересных произведений русской литературы, произведением, которое встало в ряд поистине выдающихся, классических книг современности. Речь пойдёт о повести В. Распутина «Живи и помни». Наш сегодняшний урок – это урок-путешествие, но не в какие-либо далёкие страны, в глубины человеческой души.

- Как вы понимаете это выражение «путешествие вглубь души»?

Разобраться в психологии человека, в причинах его поступков.

- Кто из русских писателей до Распутина положил начало такому глубокому анализу психологии человека?

Ф.М. Достоевский в романе «Преступление и наказание».

III. Сообщения учащихся.

    1. Информация о писателе.

Валентин Григорьевич Распутин родился в 1937 году в поселке Усть-Уда на берегу Ангары. Современный русский писатель, коренной сибиряк, всегда жил и живет на Родине, пишет о тех, кто рядом, кого он знает и любит. Самые известные его произведения: повесть «Последний срок», «Пожар», «Прощание с Матёрой». Парадокс Распутина состоит в том, что его писательской темой, его болью, его жизненной задачей стало разоблачение истоков безнравственности, а героями его стали, наоборот, люди исключительно высокой нравственности. Его творчество отмечено многими государственными наградами и литературными премиями. За повесть «Живи и помни», вышедшую в 1974 году, удостоен Государственной премии.

    1. Отзывы критики.

Повесть высоко оценили, но не все сразу правильно ее поняли.

Некоторые критик определили ее как повесть о дезертире.

Сам автор подчеркивал: «Я писал не только и меньше всего о дезертире, а о женщине. Писателю не нужно, чтобы хвалили, а нужно, чтобы понимали».

А. Овчаренко: «Это повесть о женщине, великой в своих подвигах и в своих несчастьях, хранящей корень жизни».

IV. Беседа с элементами анализа.

  1. В чём сила этого произведения? Почему оно вызвало такой интерес?

  2. Определим тему повести. О чём она?

Главную тему поможет определить нам один из героев повести: «Это все война, все она проклятая!»

  1. Кто говорит эти слова? Кому они принадлежат?

Андрей Гуськов.

  1. Война – это страшное испытание для человека. Война калечит души людей, огненным колесом проходит по их судьбам. Порой на войне люди совершают страшные поступки, но их прощают, говоря: «Война всё спишет». Но всё ли можно оправдать войной?

  2. Какую сторону войны затрагивает автор в повести?

Автор затрагивает не совсем популярную сторону войны – дезертирство.

  1. Замыслом повести послужило воспоминание детства:

«Я помню, как недалеко от нашей деревни обнаружили дезертира. Он долго скрывался, жил в стороне от человеческого жилья Он озлобился, убил теленка, у кого-то что-то украл. Я помню, как через всю деревню вели заросшего, страшного человека. Это детское впечатление отложилось в памяти и через много лет проклюнулось зернышко сюжета».

  1. Путешествие вглубь человеческой души начинается.

  1. Анализ эпизодов повести с элементами беседы.

  1. Расскажите о семье Гуськовых, о Настене.

  2. Какой случай положил начало событиям, завершимся в конце повести трагедией?

Исчез топор, половина табаку. Взять его мог только свой.

  1. Почему Настёна догадалась, что топор взял свой? Топор лежал под половицей, а об этом знали только члены семьи.

  2. Что заставляет Настёну искать продолжения истории с топором? Какие чувства испытывает героиня?

«Как заворожённая посматривала на баню». «Неспокойная, упрямая жуть в сердце заставляла её искать продолжения истории с топором». Настена почти не спала, а утром чуть свет решила сама заглянуть в баню, внюхивалась в банный воздух, искала что-то, только ей одной ведомое. То, о чем она смутно догадывалась, было страшно для нее самой.

  1. Опишите действия Настены, смутно понимающей, что происходит. Положила ковригу хлеба; топит баню и до ночи ждет чего-то.

  2. Как автор описывает первое появление Андрея?

«Дверь открылась, и что-то, шебурша, полезло в баню». «Молчи, Настена. Это я. Молчи».

Это «Молчи!» всплывет потом много раз, исковеркает ей жизнь, но Настена исполнит просьбу вплоть до самого последнего, вечного молчания.

  1. Какое чувство возникает у Настёны?

«А муж ли? Не оборотень с нею был?»

Вывод: проблема, которую поднимает автор: редкая человечность Настены и обреченность Андрея. И разрешить эту трагедию не может даже сила любви.

  1. Расскажите историю отношений Настены и Андрея.

Встретились они после голодного 33-го, когда девушка немного пришла в себя, потому что «ухнул такой урожай, что не отъесться было бы стыдно. Разгладились ранние морщины на лице, налилось тело, на щеках заиграл румянец, осмелели глаза». До этого ей пришлось немало натерпеться горя: в 16 лет схоронила мать, отца убили еще раньше. Спасаясь от голодной смерти, вместе с малолетней сестренкой пошла с протянутой рукой по миру просить кусок хлеба. Потом ради того же куска хлеба стала гнуть спину на теткину семью. И когда Андрей предложил ей выйти за него замуж, «Настена кинулась в замужество, как в воду – без лишних раздумий: все равно придется выходить».

Правда, на новом месте, в Атамановке, ведущей историю от деревни Разбойниково, где и впрямь раньше промышляли разбоем, работать довелось еще больше, да к тому же под строгим присмотром свекрови, но это был уже и ее дом, к которому надо привыкать.

  1. Любила ли Настена Андрея? В чем видела смысл семейной жизни?

Да. По-своему: 1) испытывала чувство благодарности: взял в жены, ввел в дом, не давал поначалу в обиду;

2) затем к этому примешалось чувство вины: не было детей.

НО мужниной доброты хватило на год, а затем он даже избил ее до полусмерти, но Настена, следую старому правилу: сошлись – надо жить, - терпеливо несла свой крест, привыкая и к мужу, и к семье, и к новому месту.

Вывод: это была любовь-привычка. А другой Настена не ведала, да и не доведется ей изведать, потому что одним из главных правил для нее в семейной жизни была верность.

  1. Как война изменила жизнь Настены и Андрея?

Их отношения стали бы намного лучше, но «началась война, покорежила и не такие надежды». Настена ждала, переживала, как и все, - до самого 44-го года, когда Андрея ранили. Она уже засобиралась к нему в госпиталь, чтобы хоть ненадолго разорвать эту разлуку, да он написал, что сам приедет. Затем обиженно сообщил, что его выписывают и сразу отправляют на фронт. А затем и вовсе пропал.

  1. Работа с текстом с элементами беседы (характеристика главного героя).

  1. Кто же этот человек и что позволило ему совершить поступок, презираемый всегда и везде независимо от века и национальности?

Работящий крестьянский мужик. Честно воевал, товарищи уважали его, брали в разведку и на трудное дело.

  1. Как он стал дезертиром?

Поначалу и не помышлял. Помнил «показательный расстрел, который ему довелось видеть весной 42-го»: расстреляли 40-летнего самострела и совсем еще юного мальчишку, захотевшего сбегать в родную деревню, расположенную в 50 верстах.

Мысль о спасении (естественная)


Страх за свою жизнь глушит чувство долга и ответственности


Роковой поступок (дезертирство)

  1. Какое слово чаще всего повторяет автор, когда начинает рассказ об Андрее? Давайте посмотрим.

Обида родилась в день ухода на войну: «Андрей смотрел на деревню молча и обиженно, он почему-то готов был уже не войну, а деревню обвинить в том, что вынужден её покидать».

«Невольная обида на всё, что оставалось на месте, от чего его отрывали и за что ему предстояло воевать, долго не проходила.

«Его обидело: что ж так скоро? Не успел отъехать, оторваться, а уже позабыто, похоронено всё, чем он собирался стать: значит: ступай и умирай, ты для нас конченый человек».

Обида на врачей, на деревню, на всех, кто в ней жил, на весь белый свет.

Обида и злость на все то, что возвращало его обратно на войну: «Как же обратно, снова под пули, под смерть, когда рядом, в своей уже стороне, в Сибири?! Разве это правильно, справедливо?».

И обида победила!

Слово «обида», «обиделся» подчёркивается автором.

Вывод: Призрачная близость родных мест

+

Эгоистичное желание выжить

+

Обида!


Предательство!

  1. Был ли Гуськов трусом?

«Среди разведчиков Гуськов считался надёжным товарищем, его брали с собой в пару, чтобы подстраховывать друг друга, самые отчаянные ребята. Воевал как все, - не лучше и не хуже».

  1. Что же заставляло его обижаться?

Мысль о том, что он должен погибнуть, именно он.

  1. Что вызывает обиду Гуськова? Страх.

  2. За кого боится Гуськов? За себя, за свою жизнь.

  3. Какая черта характера порождает этот страх? Эгоизм.

Вывод: движет Андреем эгоизм. Любовь к самому себе. Эгоизм, по определению Сухомлинского – это «первопричина рака души», а, по мнению М. Горького, эгоизм – «родной отец подлости». Именно беспокойство о себе, о своей жизни и побуждает Андрея совершить этот поступок.

  1. Итог урока. Составление опорной таблицы. В чем смысл названия повести?

Народ

Андрей Гуськов

«На войне человек не волен распоряжаться собой»

А он распорядился

На фронт шел вместе со всеми,

А вернуться захотел отдельной дорожкой


Решил, что можно прожить и по другим законам, чем весь народ


Одиночество среди людей, ответное отторжение

Вывод: Гуськов сам уготовил себе эту судьбу. «Живи и помни, человек: в беде, в кручине, в самые тяжкие дни и испытания место твое – с твоим народом; всякое отступничество, вызванное слабостью ль твоей, неразуменьем ли, оборачивается еще большим горем для твоей Родины и народа, а, значит, и для тебя». (В. Астафьев). В этом смысл повести.

  1. Домашнее задание: составить рассказ о жизни Андрея в лесу; выписать поступки героя, которые доказывают его озверение.

4