этап урока, отводимое время | методы обучения | формы взаимодействия | Дидактические средства | деятельность учителя и формулировки заданий; варианты детских ответов | планируемые результаты | планируемые способы оценивания |
Организационный 0,5 мин | Словесный: инструктаж | Фронтальная | - | У: Здравствуйте, ребята, встаньте прямо, расправьте плечи, приподнимите голову, подарите мне свою улыбку. Я желаю, чтобы наш урок прошел плодотворно и интересно, присаживайтесь. Д: Тихо садятся. | | |
Актуализация знаний 5,5 мин | Словесный: инструктаж Практический: чистописание, упражнение Практический Практический: упражнение, работа с карточками | Фронтальная Фронтальная Работа в парах Индивидуальная | Тетрадь, проектор, экран (демонстрация слайда №3) Учебник Карточки-смайлики Карточки с заданиями, тетрадь, проектор, экран (демонстрация слайда №4) | У: Давайте, ребята, учиться считать, Делить, умножать, прибавлять, вычитать. Запомните все, что без точного счёта Не сдвинется с места любая работа. У: Открываем тетради, записываем сегодняшнее число и «Классная работа». Минутка чистописания. Запишите все трехзначные числа, используя цифры 5, 6, 7. Цифры не должны повторяться. Устный счет. У: Откроем учебники на с. 89. Посмотрите на задание на полях «Пропущенные числа»: - На какое число надо умножить 12, чтобы получилось число меньше 40? - Какое произведение получится? - Какой остаток надо прибавить, чтобы получилось 40? - Назовите выражение, которое получилось. У: Теперь в парах выполните и разберите остальные выражения. Оцените, как справилась с заданием ваша пара. Покажите карточку-смайлик. Работа по карточкам. У: У вас на столах есть карточки с заданиями. Нужно выполнить задание за 2 минуты. Правильные ответы: 2, 6, 2, 5, 10, 8, 1, 8, 6 | Познавательные: развивают внимание, логическое мышление, каллиграфические навыки Коммуникативные: отвечают на вопросы учителя Предметные: выполняют устные и письменные вычисления изученных видов в пределах 100 Регулятивные Регулятивные | Словесная похвала Самооценивание Оценка письменной работы учителем Самооценивание |
Целеполагание 7 мин. | Словесный: беседа, инструктаж. Практический: упражнение (работа в тетрадях, работа у доски) Словесный | Фронтальная Фронтальная | Экран, проектор, (демонстрация слайда №5) классная доска, тетрадь Экран, проектор, (демонстрация слайда №2 и 7) | Посмотрите на пример на слайде: 325*3. - Что необычного в этом примере? Что может показаться трудным? (ответы учеников) - Попробуем решить пример двумя способами. К доске учитель приглашает двух учеников (доска поделена на 2 части), они одновременно решают пример, каждый своим способом. Остальные ученики выполняют действия в тетрадях. Комментируют у доски решение примера. 1 ученик (1 способ): 325 * 3 = (300+ 20+ 5) * 3 = 300*3 + 20*3 + 5*3 = 900 + 60 + 15 = 975 У: Как мы выполняли умножение? Д: по разрядам У: В каком порядке вычисляли? Д: сначала умножали сотни, потом десятки, потом единицы У: Почему в десятках получилось 7? Д: при умножении единиц получился 1 десяток и 5 единиц. К 6 десяткам прибавили 1 десяток. Получилось всего 7 десятков. 2 ученик (2 способ - выполнение умножения в столбик): У: В каком порядке вычисляли по разрядам в столбик? Д: Сначала умножали единицы. Потом десятки, потом сотни. У: Почему в десятках получилось 7? Д: При умножении единиц получилось 15, единицы записали под единицами, десяток запомнили. Потом к 6 десяткам прибавили 1 десяток. Получилось 7 десятков. У: Спасибо, ребята, возвращайтесь на свои места. У: Что нужно знать, чтобы не ошибаться в решении таких примеров? Д: Алгоритм умножения трехзначного числа на однозначное. У: Кто сможет сформулировать и озвучить тему сегодняшнего занятия? (ответы учеников) Обратите внимание на план урока, каких пунктов не хватает? Кто сможет восполнить недостающие пункты в плане урока? | Коммуникативные: - отвечают на вопросы учителя и одноклассников. Коммуникативные: отвечают на вопросы учителя и одноклассников. Коммуникативные Регулятивные: контролируют свою работу Регулятивные: составляют план, работают по плану | Самоконтроль |
Освоение нового знания 12 мин | Словесные: беседа, инструктаж. Практические: упражнение. | Фронтальная | Карточки – памятки Тетрадь-памятка Экран, проектор (или демонстрационная карта-схема, магнитная доска) | Учитель передает на каждый ряд карточки с алгоритмом (для каждого ученика). У: Перед вами карточки. Прочитаем вслух алгоритм умножения трехзначного числа на однозначное. (Читают вслух). У: Дома нужно будет вклеить листок в тетрадь-памятку. (Каждый ученик ведет тетрадь-памятку, в которой собраны с одной стороны – основные правила, сокращения, обозначения и т.д. по русскому языку, с другой стороны – по математике. Учитель периодически выдает напечатанные карточки для вклеивания в памятку.) Этот же алгоритм показывается на слайде презентации (или вывешивается на магнитной доске). У: Какой прием можно использовать, чтобы не забыть прибавить единицу в следующем разряде? Д: Можно записать над десятками единицу. | Коммуникативные: отвечают на вопросы учителя | |
Первичное закрепление 12 минут | Словесные: беседа, инструктаж. Практические: упражнение. | Фронтальная Индивидуальная | Учебник, классная доска | У: Откроем учебники на с.89, упр. 1. Коллективное выполнение с комментированием. Учащиеся по цепочке работают у доски. Ответы учащихся: Пишу: 446 ∙ 2Умножаю единицы: 6 ∙ 2 = 12 – это 1 дес. 2 ед.; 2 ед. пишу под единицами, а 1 дес. запоминаю и прибавляю его к десяткам после умножения десятков. Умножаю десятки: 4 ∙ 2 = 8. К 8 дес. прибавляю 1 дес., который получен при умножении единиц: 8 + 1 = 9, пишу 9 под десятками. Умножаю сотни: 4 ∙ 2 = 8. Пишу 8 под сотнями.Читаю ответ: 892. Пишу: 283 ∙ 3Умножаю единицы: 3 ∙ 3 = 9. Пишу 9 под единицами. Умножаю десятки: 8 ∙ 3 = 24. 24 дес – это 2 сот 4 дес. 4 дес. пишу под десятками, 2 сот. запоминаю и прибавляю его к сотням после умножения сотен. Умножаю сотни 2 ∙ 3 = 6. К 6 сот. добавляю 2 сот., которые получены при умножении десятков 6 + 2 = 8 сот. Пишу 8 под сотнями.Читаю ответ: 849. Пишу: 151 ∙ 7Умножаю единицы 1 ∙ 7 = 7, пишу 7 под единицами. Умножаю десятки 5 ∙ 7 = 35. 5 пишу под десятками, 3 сот. запоминаю и прибавляю его к сотням после умножения сотен. Умножаю сотни: 1 ∙ 7 = 7, добавляю к 7 сот. 3 сотни, полученные при умножении десятков 7 + 3 = 10, 10 сот. – это 1 ед. тыс. 0 сот. Пишу под сотнями, а 1 ед. тыс. под разрядом единиц тысяч, так как других единиц тысяч для умножения нет.Читаю ответ: 1057. Пишу: 79 ∙ 3Умножаю единицы 9 ∙ 3 = 27 – это 27 дес. – 2 дес. 7 ед. 7 пишу под единицами 2 дес. запоминаю и прибавляю его к десяткам после умножения десятков. Умножаю десятки 7 ∙ 3 = 21. К 21 добавляю 2 дес. будет 23 десятка, пишу 3 под десятками, а 2 под сотнями, так как других сотен для умножения нет.Читаю ответ: 237. Пишу: 92 ∙ 6Умножаю единицы: 2 ∙ 6 = 12, 12 ед. – это 1 дес. 2 ед.; 2 ед. пишу под единицами, а 1 дес. запоминаю и прибавляю его к десяткам после умножения десятков. Умножаю десятки: 9 ∙ 6 = 54. К 54 дес. прибавляю 1 дес., который получен при умножении единиц: 54 + 1 = 55, 55 дес. – это 5 сот. 5 дес.; 5 дес. пишу под десятками, а 5 сот. под разрядом сотен, так как других сотен для умножения нет.Читаю ответ: 552. У: с. 89, упр. 3 Самостоятельное выполнение по вариантам. Первый вариант – первая строка. Второй вариант – вторая строка. Два ученика выполняют у доски. Проверка. | Личностные: проявляют активность на уроке Предметные: совершенствуют вычислительные навыки Коммуникативные: развивают устную речь, формулируя ответы на задания Регулятивные | Самопроверка |
физкультминутка | | Фронтальная | Проектор, экран, интернет | Физ.минутка сопровождается видеофрагментом. Ссылка - https://www.youtube.com/watch?v=qSkz1LkORyU Или учитель ритмично читает стихотворение, ученики выполняют упражнения: Руки ставим мы вразлет: Появился самолет. (Руки в стороны.) Мах крылом туда-сюда, (Наклоны в стороны.) Делай раз и делай два! (Повороты туловища влево и вправо.) Раз и два, раз и два! (Хлопки в ладоши.) Руки в стороны держите, (Руки в стороны.) Друг на друга посмотрите. (Повороты туловища вправо и влево.) Раз и два, раз и два! (Прыжки на месте.) Опустили руки вниз, (Руки вниз.) И на место все садись! (Сесть за парту.) | Коммуникативные. Личностные: проявляют активность на уроке | |
Вторичное закрепление | Практические упражнения Практические | Фронтальная Индивидуальная | Учебник, тетрадь Учебник, тетрадь, классная доска | У: Давайте найдем с. 89 № 2 в вашем учебнике. Прочитайте условие данной задачи. Какой вопрос поставим к задаче? Д: Сколько школьников в каждом маленьком автобусе? У: Сделаем схематический чертеж к задаче. Какое число обозначает целый отрезок? Д: 100 школьников. У: Как ехали школьники? Д: В одном большом автобусе и 3 маленьких. У: Сколько человек было в большом автобусе? Д: 40. У: Что сказано о маленьких автобусах? Д: Их 3, и школьников в них поровну. Схематический чертеж к задаче: У: Как узнать, сколько школьников в каждом из маленьких автобусов? Д: Разделить общее количество детей в них на 3. У: Как узнать общее количество детей, ехавших в трех автобусах? Д: Из общего числа детей вычесть 40. У: Запишите решение и ответ задачи самостоятельно. Один ученик решает у доски. Проверка. Составление и решение обратной задачи. Учебник на с. 89 «Проверь себя». Самостоятельное выполнение. Один ученик работает на откидной доске. Проверка. У: Посмотрите на слайд с ответами. Оцените себя по критериям: Если все три примера решены правильно- оценка 5. Если два примера из трех решены правильно – оценка 4. Есть ли ребята, у которых не совпал со слайдом ни один ответ? | Предметные: совершенствуют вычислительные навыки и умение решать задачи; Коммуникативные: поддерживают учебный диалог с учителем Предметные: моделируют с помощью схематических рисунков, решают задачи изученных видов Предметные: решают задачи изученных видов, составляют и решают обратные задачи Регулятивные: удерживают учебную задачу, осуществляют самооценивание | Оценка самопроверка и взаимопроверка (оценивают себя по заданным критериям) |
Рефлексия 2 мин | Словесные: беседа | Фронтальная | Карточки-смайлики | У: Ребята, чем мы занимались на уроке? Давайте посмотрим еще раз на план урока и ответим, все ли пункты плана мы выполнили? Д: Ответы детей. У: Давайте вспомним, какую цель мы ставили в начале урока? - С каким приемом умножения трехзначного числа на однозначное мы познакомились на уроке? - Что надо помнить при решении таких примеров? - Как обозначить в записи, что десятки, получившиеся в предыдущем разряде, надо запомнить? У: Что на уроке было интересно? Что было непонятно? Какое задание показалось трудным? Д: Ответы детей. У: Оцените свою работу на уроке. Д: Оценивают свою деятельность с помощью карточек-смайликов. | Познавательные: представляют информацию в знаково-символической форме, анализируют и формулируют выводы Личностные результаты: проявляют активность на уроке Коммуникативные: отвечают на вопросы учителя и одноклассников Регулятивные: контролируют свою работу и её результат | |
Заключительный 1 мин | Словесные: беседа, инструктаж | | Дневник, учебник, рабочая тетрадь, Learningapps | У: Открываем дневники, записываем домашнее задание, Учебник: с. 89 № 4, 5. Рабочая тетрадь: с. 65 № 20, 21. Выполнить задание в Learningapps. Ссылка: https://learningapps.org/3478495 Д: Записывают д/з. У: Спасибо за урок, можете отдыхать. | | |