Конспект урока по математике
Тема: «Нахождение неизвестного компонента арифметического действия умножения (деления)»
Тип урока: открытие новых знаний
Цель:
Отрабатывать навык письменного умножения и деления многозначных чисел на однозначное число; алгоритм нахождения неизвестного компонента.
Развивать умения применять имеющиеся знания в изменённой ситуации; развивать речь учащихся (математические понятия); навык самостоятельной работы; активизировать мыслительную деятельность; решать задачи изученных видов.
Воспитывать интерес к математике.
Планируемые результаты
Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): научатся решать уравнения на основе знания связи между результатом и компонентами действий умножения и деления, выполнять проверку вычислений, решать уравнения и составные задачи, выполнять вычисления с величинами, сравнивать периметры и площади фигур, соблюдать порядок выполнения действий в числовых выражениях со скобками и без скобок.
Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность): овладеют способ-ностью понимать учебную задачу урока, отвечать на вопросы, обобщать собственные представления; слушают собеседника и ведут диалог, оценивают свои достижения на уроке; умеют вступать в речевое общение, пользоваться учебником.
Личностные: понимают значение математики в жизни и деятельности человека
Ход урока
1. Организационный момент.
Долгожданный дан звонок. Начинается урок.
Тут затеи и задачи, игры, шутки все для вас!
Пожелаем вам удачи- за работу, в добрый час!
2.Чистописание: прописать ряд чисел с 197 до 205
3. Устный счёт игра молчанка.
(2 ученика пишут ответы на обратной стороне доски)
«Какое число предшествует числу 104?» (103)
«Какое число следует за числом 536?» (537)
«Какое число находится между числами 255 и 257?» (256)
«Какие числа являются «соседями» числа 689?» (688 и 690)
«Сколько надо прибавить к 580, чтобы получилось 680?»
«Посмотрите на доску». (Открыть разворот доски с образцами выполнения задания.) «Проверьте, так ли вы выполнили задание. Кто справился с заданием, может нарисовать на полях тетрадей солнышко».
4. Целеполагание
Устная работа.
Прочитайте пример записанные на доске.
5*3=15
А теперь обратите внимание на пример
5- это 1 множитель
3- это 2 множитель
15- это значения произведения
Умножения проверяют делением.
15/5=3
15/3=5 Вывод: повторим и запомним (хором), повторяют компоненты.
15/3=3
15- делимое
3- делитель
5- значения частного
Деление проверяются умножением.
5*3=15 вывод:1 Как называется число которое делим?
3*5=15 Делимое
2. Как называется число, на которое делим?
Делитель.
3. Как называется числовое значение?
Частное.
-Какова тема нашего урока? Чем мы будем сегодня заниматься?
5. Сообщение темы и постановка задач урока.
- Сегодня на уроке мы продолжаем изучение большой темы «Нахождение неизвестного компонента умножения и деления»
- Главная задача нашего урока – повторить названия компонентов действий умножения и деления, а также правил нахождения данных компонентов. С их помощь мы будем решать уравнения.
- Будьте на уроке активны, внимательны, приобретайте знания с большим желанием, они вам понадобятся сегодня во время самостоятельной работы. Девизом нашего урока будут слова «Чем больше я знаю, тем больше умею».
- Прочитайте равенство, используя название компонентов умножения.
12 * 8 = 96
(первый множитель – 12, второй множитель – 8, значение произведения - 96)
Первый множитель | Второй множитель | Произведение |
6 | 12 | |
| 6 | 48 |
20 | | 140 |
50 | 9 | |
| 13 | 390 |
14 | 200 | |
- Заполните пропуски.
- Объясните, как связаны между собой числа при умножении?
Вывод:
- если значение произведения разделить на первый множитель, то получится второй множитель;
- если значение произведения разделить на второй множитель, то получится первый множитель;
(если значение произведения разделить на известный множитель, то получится неизвестный)
- Прочитайте равенство, используя название компонентов деления.
120 : 4 = 30
(делимое – 120, делитель – 4, значение частного – 30)
Делимое | Делитель | Частное |
96 | 6 | |
81 | | 9 |
| 9 | 4 |
300 | 5 | |
| 9 | 80 |
56 | | 8 |
На доске в таблице появляются названия компонентов.
- Заполните пропуски.
- Объясните, как связаны между собой числа при делении?
Вывод:
- если значение частного умножить на делитель, то получится делимое;
- если делимое разделить на значение частного, то получится делитель.
4. Закрепление изученного материала
Работа в тетради.
- Откройте тетради, запишите дату.
А) Решение уравнений.
- С давних времён решение уравнений считалось трудным разделом математики. Давайте докажем сегодня, что уравнения не смогут нас поставить в трудное положение. Будем уверенно их решать. Решив правильно каждое уравнение, вы узнаете интересные факты из жизни уникальных животных.
Б) Какая самая крупнейшая змея из ныне живущих?
х*9=2340
х=2340:9
х=260
260*9=2340
АНАКОНДА – крупнейшая змея, средняя длина – 5-6 м, встречается и по 8-9 м. В восточной Колумбии встречалась особь длиной 11 м 43 см = 1143 см
В) Какой кошке поклонялись древние индейцы?
х:5=6720
х=6720*5
х=33600
33600:5=6720
ЯГУАР – считался самым сильным хищником, пользовался особым вниманием и почестями. Как символ власти, шкуры ягуаров и шлемы в форме их голов носили вожди.
Г) На земном шаре обитают птицы – безошибочные составители прогноза погоды на лето. Что это за птица?
7832:у=8
х=7832:8
х=979
33600:5=6720
ФЛАМИНГО – они строят свои гнёзда из песка высотой до 50 см, если лето ожидается дождливым, то гнёзда строят высокие, чтобы их не затопила вода, а если же засушливым, то более низким. Теперь вы будете знать, что фламинго – метеоролог.
5.Физминутка «Мозговая гимнастика»
1). Качания головой (упражнение стимулирует мыслительные процессы): дышите глубоко, расслабьте плечи и уроните голову вперёд. Позвольте голове медленно качаться из стороны в сторону, пока при помощи дыхания уходит напряжение. Подбородок вычерчивает слегка изогнутую линию на груди по мере расслабления шеи. Выполнять 30 секунд.
2). “Ленивые восьмёрки” (упражнение активизирует структуры мозга, обеспечивающие запоминание, повышает устойчивость внимания): нарисуйте в воздухе в горизонтальной плоскости “восьмёрки” по три раза каждой рукой, а затем обеими руками.
3). “Шапка для размышлений” (улучшает внимание, ясность восприятия и речь): “наденьте шапку”, то есть мягко заверните уши от верхней точки до мочки три раза.
4).“ Зоркие глазки” (упражнение служит для профилактики нарушений зрения): глазами нарисуйте 6 кругов по часовой стрелке и 6 кругов против часовой стрелки.
5).“ Стрельба глазами” (упражнение служит для профилактики нарушения зрения): двигайте глазками вправо-влево, вверх-вниз по 6 раз.
6. Закрепление.
Решение задачи.
- Откройте учебник на странице 90, №4.
Прочитайте задачу о морских птицах. Узнаете о них, решив правильно задачу.
Заполните таблицу.
384:8=48 (км/ч) – скорость чайки
444:6=74 (км/ч) – скорость альбатроса
74-48=26 (км/ч)
Ответ: на 26 км/ч больше скорость альбатроса.
Альбатросы – одни из самых крупных птиц на земле. Размах крыльев до 3 м 70 см, что является абсолютным рекордом. Вес взрослой птицы может достигать 11 кг, что сравнимо с весом крупного лебедя.
Чайка – размеры от 25 см до 81 см. Вес от 100 г до 2 кг.
6. Рефлексия
- Ребята, а сейчас мы оценим урок. У вас на партах лежат цветные карандаши: красный, синий и чёрный. Если вам удалось все проблемы решить на уроке, интересно было, что-то полезное для себя приобрели то подымите красный карандаш. Если вам не всё удалось решить на уроке и не очень понравился урок, то подымите синий карандаш. А если совсем неинтересно было на уроке, то подымите чёрный карандаш.. Чем понравился урок? Почему не понравился?
7. Итог урока.
Что нового вы открыли на уроке? Что закрепили?
Д/З.