Орг. момент. | |
-Добрый день мои маленькие друзья! | Слайды с зимними пейзажами |
- Сегодня вас ждет необычный урок. К нам в гости пожалуют наши младшие друзья, те, кому необходима ваша забота и помощь в зимнее время. | |
- Прислушайтесь, чьи же это голоса раздаются за окном? | Поют птицы |
- А чем мы ученики первого класса можем помочь птицам? | Покормить их |
- Поставив числа в порядке убывания мы узнаем, что же нам с вами необходимо, для того чтобы организовать для наших пернатых друзей столовую. Я предлагаю вам принять участие в городской акции «Покорми птиц зимой» | Слайд - кормушка (ребус) |
- Кормушка готова, в корзиночках любимые птичьи лакомства. А вот какая птичка первой посетит нас мы узнаем, если успешно справимся с устным счетом. | Кормушку повесить на макет дерева. |
II. Актуализация знаний |
Устный счет | |
-Назови число, которое больше 4, но меньше 6. -Какое число предшествует 8 - Найди сумму чисел 3 и 3 - Я задумала число, если к нему прибавить 2, то получится 5. - Какое число я задумала. - Из какого числа нужно вычесть 2, чтобы получилось 2 - К какому числу нужно прибавить 3, чтобы получить 4 | на листочке изображение синицы, закрытое разрезными листочками с числами |
- Кто же к нам пожаловал в гости? | Синица (На доске картинка с изображением синицы с конвертом в клюве) |
- Чем мы можем покормить синицу? - Кормушку наполнит вкусным обедом для синички (имя ребенка), так как он быстрее всех и правильнее считал и ……, она первой назвала синицу | Семечками, хлебными крошками Повесить слова: семена, крошки хлеба к изображению синицы. На макет дерева прикрепить синицу рядом с кормушкой. Дети кормят синицу. |
|
В клюве у нашей пернатой гостьи конверт с математическим заданием. | Учащийся читает задание: запишите и решите примеры На доске записаны примеры. Дети их решают в тетрадях 8+1= 6+3= 4+2= 9-3= 6+2= 6+4= |
- Давайте проверим решение примеров. | Д.записывают ответы на доске и ставят «+» в тетрадях |
- Какой пример в первом столбике лишний? Почему? - Что получится, если к числу прибавить 1 - Если из числа вычесть 1? - Проверим решение примеров второго столбика. - Каким способом решили первый пример? 1Ситуация затруднения - Какой пример в этом столбике самый трудный? - Чем он отличается от других примеров? - Почему он для нас является трудным? 2. Постановка темы и учебной задачи - Как вы думаете, чему мы должны научиться на уроке? - Ваши предположения? - Ну, хорошо я уверена, что решить поставленную перед вами задачу нам поможет пернатый друг. Отгадайте кто это? Он все прыгает, шуршит, Клювом шишки потрошит. Голоском речистым, чистым- Клё! Клё! Клё! – поёт со свистом Клест. (слайд) | Мы не знаем, как к числу прибавить 4. Найти способы как к числу прибавить 4 + 4 |
Откройте глаза, перед вами шишки ели и сосны. Чешуйки еще не успели раскрыться, и семена остались в шишке. Вот ими клест и полакомиться. | |
Конструирование способа - Ваша задача с помощью шишек, которые принес клест найти способы как к 6 прибавить 4 и записать на листе. | Дети в парах открывают способы с помощью счетного материала и фиксируют все на листочке |
- Давайте проверим, какими способами вы к 6 прибавили 4. | На доске записываются все способы, которые скажут дети |
- Как вы считаете, какие способы самые рациональные, удобные? | На доске вывешиваются рациональные способы |
- Значит к 6 прибавить 4 будет 10 Закрепление способа - Давайте решим примеры, открытыми нами способами. 1+4= 2+4= 4+4= | Один ученик у доски решает пример с объяснением. Остальные учащиеся записывают в тетрадь. |
Самостоятельная работа - Выберите из учебника на стр.8. те примеры, которые соответствуют теме урока и, используя открытые нами способы, самостоятельно решите их. Тем ребятам, которые решат примеры быстрее других, я предлагаю выполнить задание повышенной сложности. | Конверт с заданием под клестом |
- Я предлагаю проверить свою работу. Поднимите руку, кто все примеры решил правильно. Сейчас проверим задание повышенной сложности. | слайд слайд |
- Что помогло нам справиться с заданием? | Новый способ. |
- Вспомните, чем питается клест? ….. правильно выдвинул предположения о прибавлении числа 4, ему и предоставляется возможность накормить клеста его любимым лакомством. Ему поможет ….., он правильно рассуждал при решении примеров. | Повесить на макет дерева картинку с изображением клеста. Кормят клеста шишками сосны и ели. |
- Ребята, я предлагаю отдохнуть и прогуляться до ближайшей опушки, где мы наверняка сможем встретить наших пернатых друзей. Где б нам птичек увидать? В парк зимой идем гулять. Слева ёлка Справа клен Посмотри там птичий дом. Тут синица прилетела Семена почти все съела. Клест вояка всех прогнал, Семена все доклевал. У: Что же делать нам друзья? Ждем прилета…(снегиря – слайд) | Физкультминутка |
- Снегирь перелетная птица, она кочует по всей России. Питается снегирь семенами, почками и ягодами. Кормясь ягодами, выедает из них семена, оставляя мякоть - Распутав следы снегиря, мы узнаем, какое же следующее задание нас ждет. | Слайд Задача |
- Сколько птиц слетелось к нашей кормушке? | Слайд В кормушке сидело три птицы. К ним прилетело еще 4 воробья. Сколько птиц стало у кормушки? |
-Что нам известно из условия задачи? | Слайд В кормушке сидело три птицы. К ним прилетело еще 4 воробья. |
Что нужно узнать в задаче? | Сколько птиц стало у кормушки. |
Птиц стало больше или меньше? Как узнаем, сколько всего стало птиц? Примените открытые вами способы. Как считали? | К 3 прибавим 4. Учащийся объясняет к 3+4. Дети записывают решение в тетрадях. Воробьев прикрепить к кормушке. |
- Какой запишем ответ? | Сравнивают свою запись со слайдом |
Какой способ при вычислении вы использовали? | |
Вспомните, чем питается снегирь и положите в кормушку его любимое лакомство. Кто быстрее всех распутал следы снегиря? Я приглашаю к кормушке …... Да и воробьи будут рады угоститься. А покормит их ……, он первый сказал решение задачи. | Семена, пшено |
- Ребята, посмотрите, кормушка просто полна корма, который мы приготовили нашим гостям, зимующим птицам. Мы вывесим эту кормушку на опушке и устроим настоящий праздник для зимующих птиц. Но полная кормушка это еще и знак того, что мы справились со всеми математическими заданиями. | |
-Так чему мы научились на уроке? | |
-Какими способами можно к числу прибавить 4. | |
- Для чего мы открыли с вами эти способы? | Чтобы быстро и правильно считать. |
Посмотрите внимательно в свои тетради. За какие задания вы получили +, а с какими не справились. -У вас на парте лежат конверты. В них картинки с изображением птиц. Если вы поняли способы, как к числу прибавить 4, но допустили ошибки, то возьмите синицу. - Если вы поняли способы, как к числу прибавить 4, и решил все задания правильно, то возьмите клеста. Если вы поняли способы, как к числу прибавить 4, и можете решить задания повышенной сложности, то возьмите снегиря. -В классе же, в память о нашей необыкновенной встрече с птицами, я предлагаю оставить макет дерева, и на ветках разместить наших пернатых гостей, которых вы выбрали. | Дети прикрепляют птиц на дерево. |
Спасибо всем за урок! | |
В данном классе обучение проводиться по программе для детей с ЗПР, автор Г.М.Капустина. Своеобразие в обучении математике детей с ЗПР особенно отчетливо проявляется на первоначальном этапе. Наряду с общеобразовательными ставятся такие задачи как:
Следовательно, обучение проводится таким образом, чтобы у учащихся пробуждался интерес к знаниям, возрастала потребность в более полном и глубоком их усвоении, развивалась инициатива и самостоятельность в работе. В процессе обучения учащиеся должны не только овладеть установленной системой научных знаний, умений и навыков, но и развивать свои познавательные способности и творческие силы. Для этого на уроках я использую такие формы занятий, которые обеспечивают активное участие в уроке каждого ученика, повышают авторитет знаний и индивидуальную ответственность школьников за результаты учебного труда. Эти задачи успешно решаются через технологию игровых форм обучения.
По типологии данный урок является уроком предъявления и усвоения нового учебного материала.
Цель: конструирование способа прибавления числа 4.
На организационном этапе целевая направленность заключалась в привлечении внимания, создании мотивационного поля урока, в побуждении учащихся к действию. Учителем было предложено организовать столовую для птиц. Актуальность данного предложения связана с проведением городской акции «Покорми птиц зимой». Воспитанники с желанием откликнулись на предложение педагога.
Для актуализации ранее изученных знаний, необходимых для изучения нового материала, использовался репродуктивный метод, когда в привычных условиях дети выполняют известные действия: устный счет – фронтально и индивидуальная самостоятельная работа.
В результате правильно выполненной работы закладывалась система поэтапного самоконтроля и самооценки, что способствует формированию положительного самоопределения детей к деятельности. Учащимся было предложено оценить свою деятельность по следующим параметрам: поставить «+» на полях тетради - если задание выполнено верно; «-» - если допущены ошибки; «0» - если задание не выполнено.
На этапе усвоения новых знаний была создана проблемная ситуация (недостаток математических знаний и способов действий), которая привела к постановке учебной задачи и формулировке темы урока. При изучении нового материала я использовала частично-поисковый метод, который дает возможность детям самостоятельно спланировать свою деятельность, зафиксировать и выйти на результат. На этом этапе урока я отвела внимание формированию коммуникативных навыков общения, так как дети работали в паре, прислушиваясь к мнению друг друга, открывая новые способы.
На этапе закрепления новых знаний использовался прием отработки вновь открытого способа решения примеров вида а +4 в различных видах математических заданий, примерах, задачах с учетом дифференциации учебного материала по уровню сложности, где каждый ученик определял свой познавательный уровень, в соответствии с этим выбирал задание.
На этапе результативности и достижения цели урока детям было предложено проанализировать результаты самооценки в тетради, определить уровень усвоения способа и применения его в различных заданиях.