Цель: сформировать представление о миллиметре как единице измерения длины.
Образовательные: знать понятие «миллиметр», обозначение миллиметра, обозначение миллиметра на линейке, связь миллиметра с сантиметром и дециметром, алгоритм измерения длины объекта в миллиметрах с помощью линейки, алгоритм построения отрезка заданной длины в миллиметрах с помощью линейки; уметь обозначать миллиметр, определять миллиметр на линейке, переводить миллиметры в сантиметры и дециметры, дециметры и сантиметры в миллиметры, измерять длину объекта в миллиметрах с помощью линейки, строить отрезок заданной в миллиметрах длины с помощью линейки.
Развивающие: развивать мыслительные операции: анализ, синтез, сравнение, обобщение; психические познавательные процессы: восприятие, внимание, мышление; навыки устного и письменного счета.
Воспитательные: формировать ценностное отношение к теме, к учебе и предмету Математика.
Регулятивные: планировать действия по решению учебной задачи для получения результата; выстраивать последовательность выбранных действий.
Познавательные: сравнивать объекты, устанавливать основания для сравнения, устанавливать аналогии; формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов проведенного наблюдения (опыта, измерения, классификации, сравнения, исследования).
Коммуникативные: воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде; проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалога и дискуссии; признавать возможность существования разных точек зрения; корректно и аргументированно высказывать свое мнение.
Личностные: проявление сопереживания, уважения и доброжелательности; первоначальные представления о научной картине мира; познавательные интересы, активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в познании.
Оборудование: презентация, учебник УМК «Школа России» Математика 2 класс 1ч., маркерная доска, электронная доска, раздаточный материал (бумажные полоски длиной 30 мм, карточки для самостоятельной работы).
Этапы | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Примечания |
Организационно-мотивационный этап | - Здравствуйте, меня зовут Ангелина Андреевна. Сегодня я проведу у вас урок математики. Проверьте готовность к уроку. На парте у каждого должны находиться учебник, рабочая тетрадь, линейка, ручка, карандаш, карточки с заданиями. - Начну занятие с цитаты российского математика Софьи Ковалевской – первой женщины-математика в России и первой в мире женщины-профессора: «Поэт должен видеть то, чего не видят другие. И это же должен и математик». Как вы думаете, что под этими словами предполагала Софья Ковалевская? Что она хотела донести? - Верно, математик, как и поэт, видит внутреннюю, скрытую красоту мира. И призвание как поэтов, так и математиков – показать доступную только их восприятию красоту мира таким образом, чтобы она стала известна и остальным людям. | Приветствуют, проверяют готовность к уроку. - Поэт видит внутреннюю красоту мира, математик тоже должен уметь видеть в мире что-то скрытое от других глаз, чтобы потом донести это скрытое до людей. | |
Актуализация и пробное учебное действие | - Что такое математика? - Важна ли математика в жизни людей? - Докажите вашу точку зрения. - В жизни вы часто что-нибудь измеряете? - Как вы измеряете что-либо? - Зачем вы измеряете что-либо? - В чем измеряется длина? Какие меры длины вы знаете? - В чем связь сантиметра и дециметра? - Возьмите линейку и измерьте длину учебника в сантиметрах. - Какова длина учебника в сантиметрах? - Какова длина учебника в дециметрах и сантиметрах? - Теперь измерьте ширину парты в дециметрах. - Какое значение у вас получилось? | - Математика – наука о числах, счете, величинах и т.д. - Да. - Математика нужна, чтобы что-либо посчитать, измерить. - Часто. - С помощью линейки, весов, градусника. - Чтобы узнать массу предметов, температуру, длину чего-либо. - Сантиметр и дециметр. - В 1 дециметре 10 сантиметров. - 26 см - 2 дм и 6 см - (примерно 5 дм) | |
Выявление места и причины затруднения | - Теперь измерьте толщину рабочей тетради. - Какова толщина рабочей тетради? - Какие у вас возникли затруднения? - Это важно знать каждому из вас? - Что нужно сделать, чтобы измерить толщину рабочей тетради? - Знаете ли вы, как называется единица длины, которая меньше сантиметра и которая позволяет измерять очень маленькие по размеру объекты? - Для того, чтобы узнать название величины, разгадайте ребус. - Верно. Сегодня на уроке вы изучите новую для вас единицу измерения длины – миллиметр. | Затруднение - Не знаем. - Мы не знаем, как измерить объект, если его длина меньше сантиметра. - Да, потому что без этих знаний мы не сможем измерить что-либо маленькое. - Нужно выбрать единицу измерения длины, которая меньше сантиметра. - Нет. - Миллиметр. | На доске: 2 | 8 | 5 | 9 | 1 | 6 | 3 | 7 | 4 | и | т | и | р | м | м | л | е | л | |
Построения проекта выхода из затруднения | - Назовите тему урока. - Поставьте цель урока. - Что вы узнаете на уроке? - Чему вы научитесь на уроке? - Я подготовила план работы на урок, но пункты в нем перепутались. Восстановите последовательность. | - Тема нашего урока «Миллиметр». - Познакомиться с единицей длины – миллиметром. - Узнаем, что такое миллиметр, как он обозначается, связь миллиметра с другими единицами длины, как измерять длину чего-либо в миллиметрах. - Научимся определять миллиметр, обозначать его, переводить сантиметры и дециметры в миллиметры и наоборот, измерять длину чего-либо в миллиметрах. - Узнать, что такое миллиметр; узнать обозначение миллиметра; определить расположение миллиметра на линейке; выявить взаимосвязь миллиметра с сантиметром и дециметром; научиться измерять длину объекта в миллиметрах с помощью линейки. | Слайд 1 Слайд 2 Слайд 3-4 |
Реализация построенного проекта | - Приступим к выполнению первого пункта плана – узнаем, что такое миллиметр. Встречалось ли вам это слово когда-либо? - Миллиметр – это единица длины, которая меньше сантиметра. В будущем вы познакомитесь с еще одной единицей измерения – метром. От слова «метр» произошло название миллиметра. Если взять длину метра и разделить её на 1000 равных частей, то каждая такая часть будет назваться – миллиметр. Единица длины миллиметр была введена более двухсот лет назад и образована от латинского слова “mille”, что означает «тысяча» и слова «метр». - Вы уже знаете, как обозначаются сантиметр и дециметр. Напишите на доске обозначения сантиметра и дециметра. - Как образовались эти обозначения? - Что обозначает буква м? - Исходя из принципа образования обозначений сантиметра и дециметра, попробуйте определить обозначение миллиметра. - Напишите на доске. - Что вы знаете теперь о миллиметре? - Верно. Посмотрите на линейку и подумайте, где же на линейке расположены миллиметры. - Как выглядит один миллиметр на линейке? - Один миллиметр – расстояние между двумя соседними маленькими делениями (показывает на доске). - Теперь я предлагаю вам самостоятельно определить по линейке, сколько миллиметров входят в один сантиметр. Когда выполните задание, покажите свою готовность. По моему сигналу вы показываете на пальцах, сколько миллиметров в сантиметре. - Итак, я вижу, вы нашли ответ на вопрос. После моего хлопка вы показываете на пальцах число, которое у вас получилось. - Большинство из вас уверены, что в одном сантиметре 10 миллиметров. Объясните, как вы получили такой результат. - Я предлагаю вам открыть учебник на странице 10, прочитать правило и выяснить, верный ли результат вы получили. - Вы получили правильный результат? - Как вы думаете, миллиметр меньше или больше дециметра? - Верно. В одном дециметре 100 миллиметров. Это значит, что один дециметр состоит из 100 миллиметров. - Скажите, того, что вы сейчас узнали, достаточно для того, чтобы измерить что-либо в миллиметрах с помощью линейки? - Сейчас я предлагаю вам измерить длину полоски бумаги, которая находится у вас на столах. Как вы это сделаете? - Какова длина полоски? - Было ли вам удобно считать п одному миллиметру? - Как можно посчитать быстрее? - Верно. Но есть еще один способ. Если вы заметили, на линейке есть деления средней длины, которые не обозначены числами и находятся среди делений миллиметров (показывает на доске). Это деление обозначает 5 миллиметров – половину сантиметра. Для удобства длину можно складывать по 5 миллиметров. Вы можете выбрать способ, которым вам удобнее пользоваться. | - Да/нет. (см и дм). - Они состоят из первой буквы слова и буквы м. - Метр. - Обозначение миллиметра – две маленькие буквы м (мм), так как первая буква обозначает начало слова, вторая – часть слова – «метр». (Выходит один человек) - Миллиметр меньше сантиметра. - Миллиметры обозначаются маленькими черточками. - Один миллиметр – расстояние между двумя маленькими черточками. Показывают. (один ученик выходит к доске и объясняет получение результата с помощью слайда) - Если посчитать количество промежутков между делениями, мы в результате получим 10 (считает). (один ученик читает вслух) - Да. - Да, так как дециметр больше сантиметра, а сантиметр больше миллиметра. Значит, миллиметр меньше дециметра. - Да, мы узнали, как обозначены миллиметры на линейке, научились их считать. - Поставим начало деления линейки на начало полоски, посчитаем количество миллиметров, пока не дойдем до конца полоски. - 30 миллиметров. - Нет, это долго. - Измерить длину в сантиметрах и перевести в миллиметры. | Слайд 5 |
Физкультминутка | Видишь, бабочка летает, (Машем руками-крылышками.) На лугу цветы считает. (Считаем пальчиком) Раз, два, три, четыре, пять. (Хлопки в ладоши.) Ох, считать не сосчитать! (Прыжки на месте.) За день, за два и за месяц... (Шагаем на месте.) Шесть, семь, восемь, девять, десять. (Хлопки в ладоши.) Даже мудрая пчела (Машем руками-крылышками.) Сосчитать бы не смогла! (Считаем пальчиком.) | | |
Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи | - Итак, сейчас вы закрепите полученные знания. - Возьмите в руки линейку. Определите, сколько миллиметров содержится в двух сантиметрах. - Теперь отсчитайте от нуля 40 миллиметров. Сколько сантиметров помещается в 40 миллиметрах? - Верно. Теперь откройте тетради и запишите число, «Классная работа». - Итак, сейчас вы потренируетесь строить отрезки, длина которых выражена в миллиметрах. Один чертит отрезок на доске и комментирует свои действия, остальные выполняют задание в тетради. - Начертите отрезок длиной 5 миллиметров; начертите отрезок длиной 8 миллиметров; начертите отрезок длиной 15 миллиметров. (проверяет в тетрадях, оказывает помощь при затруднениях) - Я вижу, вы справились с заданием. Теперь выполните 3 номер на 10 странице учебника. Что нужно сделать? - Верно. Выполняете письменно в тетради, один ученик выходит к доске. (после сравнения каждой пары значений разбирает с обучающимися правильность решения) | (отвечает один ученик) - В двух сантиметрах 20 миллиметров, так как этот промежуток содержит 20 делений. - 4 сантиметра, так как считав короткие деления, мы встретили 4 больших деления и остановились на 4 сантиметрах. Выполняют работу. - Сравнить значения. 1. 1 см и 9 мм 1 см больше 9 мм, так как в 1 см - 10 мм, а 10 больше 9, значит, нужно поставить знак «больше». 2. 20 мм и 2 см 20 мм равно 2 см, так как в 1 см – 10 мм, а в 2 см – 20 мм, 20 мм равно 20 мм, значит, нужно поставить знак «равно». 3. 1 см 8 мм и 18 мм 1 см 8 мм равно 18 мм, так как 1 см – это 10 мм, к 10 мм прибавляем 8 мм, получает 18 мм. 18 мм равно 18 мм, значит, нужно поставить знак «равно». 4. 2 см 1 мм и 3 см 2 см 1 мм меньше 3 см, так как в 2 см – 20 мм, плюс 1 мм, получим 21 мм. В 3 см – 30 мм. 21 мм меньше 30 мм, значит, нужно поставить знак «меньше». | |
Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону | - Итак, теперь я предлагаю вам самостоятельно выполнить задание на карточке. Что вам нужно сделать? - Верно, ваша задача – вставить вместо пропусков такие числа, чтобы равенства стали верными. Приступайте к выполнению. - Закончили. Сейчас я предлагаю вам проверить решение по эталону. Для этого возьмите простой карандаш, радом с верным равенством ставите «+». - Итак, у кого 7 плюсов? У кого есть ошибки? - В чем были затруднения? (разбирают ошибки и затруднения) | - Заполнить пропуски. Выполняют задание Осуществляют проверку Поочередно поднимают руки. Называют. | Заполните пропуски: 8 см 5мм =…мм 15 мм =…см ...мм 2 см 7 мм =….мм 60 мм = …см 5 см =….мм 48 мм = …см …мм 3 см 2 мм =…мм Эталон – слайд 6 |
Включения в систему знаний и повторение | - Я предлагаю вам решить задачу, указанную на слайде. Я читаю вслух, вы следите. - Длина тела божьей коровки 7 мм, а длина тела кузнечика 2 см 3 мм. Длина тела какого насекомого больше и на сколько миллиметров? - Итак, о чем задача? - Что известно? - Что требуется найти? - Составьте схему в тетради. - Что требуется найти в задаче? - Можно ли это узнать сразу? - Что нужно узнать, чтобы ответить на этот вопрос? - Что нужно сделать, чтобы это узнать? - Все ли известно для того, чтобы выполнить данное действие? - Можете ли вы сделать это сразу? - Все ли известно для того, чтобы найти ответ на вопрос задачи? - Итак, что нужно сделать первым действием? - Что дальше нужно сделать? - Что необходимо сделать следующим действием? - Что еще нужно сделать, чтобы ответить на вопрос задачи? - Итак, запишите решение задачи. - У всех такой ответ? Кто решил по-другому? - Итак, давайте выполним проверку. - Запишите ответ. | - О божьей коровке и кузнечике. - Длина тела божьей коровки 7 мм, а длина тела кузнечика 2 см 3 мм. - Нужно определить, длина тела какого насекомого больше и на сколько миллиметров. (один обучающийся составляет схему на доске, остальные в тетради) - Божья коровка - 7 мм Кузнечик – 2 см 3 мм Неизвестно, на сколько одно насекомое больше другого. - Нужно определить, длина тела какого насекомого больше и на сколько миллиметров. - Нет. - Нужно узнать разницу длин тел божьей коровки и кузнечика. - Нужно вычесть из большей длины меньшую. - Нет, нужно сравнить длины тел божьей коровки и кузнечика и узнать, длина чьего тела больше. - Нет, так как длины тел насекомых даны в разных единицах. Нужно перевести длину тела кузнечика в миллиметры. - Да. - Перевести длину тела кузнечика в миллиметры. - Сравнить длины тел насекомых и определить, длина чьего тела больше. - Вычесть из значения длины тела большего насекомого значение длины тела меньшего насекомого. - Больше ничего. (Один ученик записывает решение на доске, остальные в тетради) 1) 2 см 3 мм = 20 мм + 3 мм = 23 (мм) – длина тела кузнечика 2) 7 мм 3) 23-7=16 (мм) – на столько длина тела кузнечика больше длины тела божьей коровки Отвечают (Один ученик у доски, другие пишут в тетрадях) - 1) 16+7=23 (мм) – длина тела кузнечика 2) 23 мм = 20 мм + 3 мм = 2 см 3 мм 2 см 3 мм = 2 см 3 мм – верно, значит, задача решена верно (записывает ответ). | Слайд 7 Схема на доске:
7 мм ? 2 см 3 мм |
Рефлексия учебной деятельности | - Итак, урок подходит к концу. Назовите тему урока. - Что вы изучили сегодня на уроке? -Что узнали? Чему научились? - Какую цель вы поставили в начале урока? - Взгляните на пункты плана, все ли пункты вы выполнили? - Что такое миллиметр? - Как обозначается миллиметр? - Как на линейке найти миллиметр? - Сколько миллиметров в одном сантиметре? - Сколько миллиметров в одном дециметре? - Как с помощью линейки измерить длину объекта в миллиметрах? - Ребята, кто узнал что-то новое, у кого все получилось, поднимите две руки. -У кого возникли трудности, поднимите одну руку. (Обсуждают, какие трудности возникли) - Ваше домашнее задание - .узнать, какие окружающие нас объекты можно измерить в миллиметрах, составить список, в котором вы указываете название объекта и его размер в миллиметрах. Это творческая работа, поэтому нет ограничений в оформлении. -На этом урок подошел к концу. Я была рада с вами работать. Урок окончен. | - Тема нашего урока «Миллиметр». - Единицу длины - миллиметр. - Узнали, что такое миллиметр, как он обозначается, историю появления миллиметра, связь миллиметра с другими величинами длины, как измерять длину предметов в миллиметрах. Научились определять миллиметр, обозначать его, переводить сантиметры и дециметры в миллиметры и наоборот, измерять длину предметов в миллиметрах. - Познакомиться с мерой длины – миллиметр. - Да. - Миллиметр – единица длины. - Миллиметр обозначается двумя маленькими буквами м (мм). - На линейке миллиметры обозначаются маленькими черточками. Расстояние между двумя маленькими черточками – миллиметр. - В одном сантиметре десять миллиметров. - В одном дециметре сто миллиметров. - Чтобы измерить длину объекта в миллиметрах, нужно установить начало деления линейки на начало объекта, затем отсчитать количество маленьких черточек. Номер той черточки, на которой заканчивается объект – количество миллиметров. Поднимают руки. Прощаются. | |