СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока математики 2 класс «Миллиметр»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока математики 2 класс «Миллиметр»»

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ РЯЗАНСКОЙ ОБЛАСТИ


ОБЛАСТНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«РЯЗАНСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ» (ОГБПОУ «РПК»)




Конспект урока математики


Тема: «Миллиметр»




Наименование образовательной организации:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Школа №51"

ФИО учителя: Афонина Татьяна Юрьевна

Класс: 2 «А»

Дата проведения: 09.09.22 г.

ФИО студента: Власкина Ангелина Андреевна

ФИО методиста: Полковникова Марина Валентиновна

Допуск к проведению: ______________________________________

подпись методиста / учителя

«______» ____________________ 20___ г.

Отметка: ____________________

Подпись методиста / учителя: ____________________



Рязань, 2022

Конспект урока Математики

Тема: «Миллиметр»

Класс 2

Тип урока: ОНЗ

УМК «Школа России»

Цель: сформировать представление о миллиметре как единице измерения длины.

Задачи:

Образовательные: знать понятие «миллиметр», обозначение миллиметра, обозначение миллиметра на линейке, связь миллиметра с сантиметром и дециметром, алгоритм измерения длины объекта в миллиметрах с помощью линейки, алгоритм построения отрезка заданной длины в миллиметрах с помощью линейки; уметь обозначать миллиметр, определять миллиметр на линейке, переводить миллиметры в сантиметры и дециметры, дециметры и сантиметры в миллиметры, измерять длину объекта в миллиметрах с помощью линейки, строить отрезок заданной в миллиметрах длины с помощью линейки.

Развивающие: развивать мыслительные операции: анализ, синтез, сравнение, обобщение; психические познавательные процессы: восприятие, внимание, мышление; навыки устного и письменного счета.

Воспитательные: формировать ценностное отношение к теме, к учебе и предмету Математика.

УУД:

Регулятивные: планировать действия по решению учебной задачи для получения результата; выстраивать последовательность выбранных действий.

Познавательные: сравнивать объекты, устанавливать основания для сравнения, устанавливать аналогии; формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов проведенного наблюдения (опыта, измерения, классификации, сравнения, исследования).

Коммуникативные: воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде; проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалога и дискуссии; признавать возможность существования разных точек зрения; корректно и аргументированно высказывать свое мнение.

Личностные: проявление сопереживания, уважения и доброжелательности; первоначальные представления о научной картине мира; познавательные интересы, активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в познании.

Оборудование: презентация, учебник УМК «Школа России» Математика 2 класс 1ч., маркерная доска, электронная доска, раздаточный материал (бумажные полоски длиной 30 мм, карточки для самостоятельной работы).



Ход урока

Этапы

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Примечания

Организационно-мотивационный этап

- Здравствуйте, меня зовут Ангелина Андреевна. Сегодня я проведу у вас урок математики.

Проверьте готовность к уроку. На парте у каждого должны находиться учебник, рабочая тетрадь, линейка, ручка, карандаш, карточки с заданиями.

- Начну занятие с цитаты российского математика Софьи Ковалевской – первой женщины-математика в России и первой в мире женщины-профессора: «Поэт должен видеть то, чего не видят другие. И это же должен и математик». Как вы думаете, что под этими словами предполагала Софья Ковалевская? Что она хотела донести?

- Верно, математик, как и поэт, видит внутреннюю, скрытую красоту мира. И призвание как поэтов, так и математиков – показать доступную только их восприятию красоту мира таким образом, чтобы она стала известна и остальным людям.

Приветствуют, проверяют готовность к уроку.


- Поэт видит внутреннюю красоту мира, математик тоже должен уметь видеть в мире что-то скрытое от других глаз, чтобы потом донести это скрытое до людей.





Актуализация и пробное учебное действие

- Что такое математика?


- Важна ли математика в жизни людей?

- Докажите вашу точку зрения.


- В жизни вы часто что-нибудь измеряете?

- Как вы измеряете что-либо?


- Зачем вы измеряете что-либо?


- В чем измеряется длина? Какие меры длины вы знаете?

- В чем связь сантиметра и дециметра?

- Возьмите линейку и измерьте длину учебника в сантиметрах.

- Какова длина учебника в сантиметрах?

- Какова длина учебника в дециметрах и сантиметрах?

- Теперь измерьте ширину парты в дециметрах.

- Какое значение у вас получилось?

- Математика – наука о числах, счете, величинах и т.д.

- Да.

- Математика нужна, чтобы что-либо посчитать, измерить.

- Часто.

- С помощью линейки, весов, градусника.

- Чтобы узнать массу предметов, температуру, длину чего-либо.

- Сантиметр и дециметр.

- В 1 дециметре 10 сантиметров.

- 26 см

- 2 дм и 6 см

- (примерно 5 дм)


Выявление места и причины затруднения

- Теперь измерьте толщину рабочей тетради.

- Какова толщина рабочей тетради?

- Какие у вас возникли затруднения?


- Это важно знать каждому из вас?


- Что нужно сделать, чтобы измерить толщину рабочей тетради?


- Знаете ли вы, как называется единица длины, которая меньше сантиметра и которая позволяет измерять очень маленькие по размеру объекты?

- Для того, чтобы узнать название величины, разгадайте ребус.

- Верно. Сегодня на уроке вы изучите новую для вас единицу измерения длины – миллиметр.

Затруднение

- Не знаем.

- Мы не знаем, как измерить объект, если его длина меньше сантиметра.

- Да, потому что без этих знаний мы не сможем измерить что-либо маленькое.

- Нужно выбрать единицу измерения длины, которая меньше сантиметра.

- Нет.


- Миллиметр.

На доске:

2

8

5

9

1

6

3

7

4

и

т

и

р

м

м

л

е

л



Построения проекта выхода из затруднения

- Назовите тему урока.

- Поставьте цель урока.


- Что вы узнаете на уроке?



- Чему вы научитесь на уроке?




- Я подготовила план работы на урок, но пункты в нем перепутались. Восстановите последовательность.



- Тема нашего урока «Миллиметр».

- Познакомиться с единицей длины – миллиметром.

- Узнаем, что такое миллиметр, как он обозначается, связь миллиметра с другими единицами длины, как измерять длину чего-либо в миллиметрах.

- Научимся определять миллиметр, обозначать его, переводить сантиметры и дециметры в миллиметры и наоборот, измерять длину чего-либо в миллиметрах.

- Узнать, что такое миллиметр; узнать обозначение миллиметра; определить расположение миллиметра на линейке; выявить взаимосвязь миллиметра с сантиметром и дециметром; научиться измерять длину объекта в миллиметрах с помощью линейки.

Слайд 1

Слайд 2









Слайд 3-4

Реализация построенного проекта

- Приступим к выполнению первого пункта плана – узнаем, что такое миллиметр. Встречалось ли вам это слово когда-либо?

- Миллиметр – это единица длины, которая меньше сантиметра. В будущем вы познакомитесь с еще одной единицей измерения – метром. От слова «метр» произошло название миллиметра. Если взять длину метра и разделить её на 1000 равных частей, то каждая такая часть будет назваться – миллиметр. Единица длины миллиметр была введена более двухсот лет назад и образована от латинского слова “mille”, что означает «тысяча» и слова «метр».

- Вы уже знаете, как обозначаются сантиметр и дециметр. Напишите на доске обозначения сантиметра и дециметра.

- Как образовались эти обозначения?

- Что обозначает буква м?

- Исходя из принципа образования обозначений сантиметра и дециметра, попробуйте определить обозначение миллиметра.


- Напишите на доске.

- Что вы знаете теперь о миллиметре?

- Верно. Посмотрите на линейку и подумайте, где же на линейке расположены миллиметры.

- Как выглядит один миллиметр на линейке?

- Один миллиметр – расстояние между двумя соседними маленькими делениями (показывает на доске).

- Теперь я предлагаю вам самостоятельно определить по линейке, сколько миллиметров входят в один сантиметр. Когда выполните задание, покажите свою готовность. По моему сигналу вы показываете на пальцах, сколько миллиметров в сантиметре.

- Итак, я вижу, вы нашли ответ на вопрос. После моего хлопка вы показываете на пальцах число, которое у вас получилось.

- Большинство из вас уверены, что в одном сантиметре 10 миллиметров. Объясните, как вы получили такой результат.



- Я предлагаю вам открыть учебник на странице 10, прочитать правило и выяснить, верный ли результат вы получили.

- Вы получили правильный результат?

- Как вы думаете, миллиметр меньше или больше дециметра?


- Верно. В одном дециметре 100 миллиметров. Это значит, что один дециметр состоит из 100 миллиметров.

- Скажите, того, что вы сейчас узнали, достаточно для того, чтобы измерить что-либо в миллиметрах с помощью линейки?

- Сейчас я предлагаю вам измерить длину полоски бумаги, которая находится у вас на столах. Как вы это сделаете?


- Какова длина полоски?

- Было ли вам удобно считать п одному миллиметру?

- Как можно посчитать быстрее?

- Верно. Но есть еще один способ. Если вы заметили, на линейке есть деления средней длины, которые не обозначены числами и находятся среди делений миллиметров (показывает на доске). Это деление обозначает 5 миллиметров – половину сантиметра. Для удобства длину можно складывать по 5 миллиметров. Вы можете выбрать способ, которым вам удобнее пользоваться.

- Да/нет.






(см и дм).

- Они состоят из первой буквы слова и буквы м.

- Метр.

- Обозначение миллиметра – две маленькие буквы м (мм), так как первая буква обозначает начало слова, вторая – часть слова – «метр».

(Выходит один человек)

- Миллиметр меньше сантиметра.

- Миллиметры обозначаются маленькими черточками.

- Один миллиметр – расстояние между двумя маленькими черточками.





Показывают.


(один ученик выходит к доске и объясняет получение результата с помощью слайда)

- Если посчитать количество промежутков между делениями, мы в результате получим 10 (считает).

(один ученик читает вслух)


- Да.

- Да, так как дециметр больше сантиметра, а сантиметр больше миллиметра. Значит, миллиметр меньше дециметра.

- Да, мы узнали, как обозначены миллиметры на линейке, научились их считать.

- Поставим начало деления линейки на начало полоски, посчитаем количество миллиметров, пока не дойдем до конца полоски.

- 30 миллиметров.

- Нет, это долго.

- Измерить длину в сантиметрах и перевести в миллиметры.

Слайд 5

Физкультминутка

Видишь, бабочка летает, (Машем руками-крылышками.)

На лугу цветы считает. (Считаем пальчиком)

Раз, два, три, четыре, пять. (Хлопки в ладоши.)

Ох, считать не сосчитать! (Прыжки на месте.)

За день, за два и за месяц... (Шагаем на месте.)

Шесть, семь, восемь, девять, десять. (Хлопки в ладоши.)

Даже мудрая пчела (Машем руками-крылышками.)

Сосчитать бы не смогла! (Считаем пальчиком.)










Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи

- Итак, сейчас вы закрепите полученные знания.

- Возьмите в руки линейку. Определите, сколько миллиметров содержится в двух сантиметрах.



- Теперь отсчитайте от нуля 40 миллиметров. Сколько сантиметров помещается в 40 миллиметрах?


- Верно. Теперь откройте тетради и запишите число, «Классная работа».

- Итак, сейчас вы потренируетесь строить отрезки, длина которых выражена в миллиметрах. Один чертит отрезок на доске и комментирует свои действия, остальные выполняют задание в тетради.

- Начертите отрезок длиной 5 миллиметров; начертите отрезок длиной 8 миллиметров; начертите отрезок длиной 15 миллиметров. (проверяет в тетрадях, оказывает помощь при затруднениях)

- Я вижу, вы справились с заданием. Теперь выполните 3 номер на 10 странице учебника. Что нужно сделать?

- Верно. Выполняете письменно в тетради, один ученик выходит к доске.

(после сравнения каждой пары значений разбирает с обучающимися правильность решения)



(отвечает один ученик)

- В двух сантиметрах 20 миллиметров, так как этот промежуток содержит 20 делений.

- 4 сантиметра, так как считав короткие деления, мы встретили 4 больших деления и остановились на 4 сантиметрах.



Выполняют работу.





- Сравнить значения.


1. 1 см и 9 мм

1 см больше 9 мм, так как в 1 см - 10 мм, а 10 больше 9, значит, нужно поставить знак «больше».

2. 20 мм и 2 см

20 мм равно 2 см, так как в 1 см – 10 мм, а в 2 см – 20 мм, 20 мм равно 20 мм, значит, нужно поставить знак «равно».

3. 1 см 8 мм и 18 мм

1 см 8 мм равно 18 мм, так как 1 см – это 10 мм, к 10 мм прибавляем 8 мм, получает 18 мм. 18 мм равно 18 мм, значит, нужно поставить знак «равно».

4. 2 см 1 мм и 3 см

2 см 1 мм меньше 3 см, так как в 2 см – 20 мм, плюс 1 мм, получим 21 мм. В 3 см – 30 мм. 21 мм меньше 30 мм, значит, нужно поставить знак «меньше».


Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

- Итак, теперь я предлагаю вам самостоятельно выполнить задание на карточке. Что вам нужно сделать?

- Верно, ваша задача – вставить вместо пропусков такие числа, чтобы равенства стали верными. Приступайте к выполнению.

- Закончили. Сейчас я предлагаю вам проверить решение по эталону. Для этого возьмите простой карандаш, радом с верным равенством ставите «+».

- Итак, у кого 7 плюсов? У кого есть ошибки?

- В чем были затруднения?

(разбирают ошибки и затруднения)

- Заполнить пропуски.


Выполняют задание

Осуществляют проверку


Поочередно поднимают руки.

Называют.

Заполните пропуски:

8 см 5мм =…мм

15 мм =…см ...мм

2 см 7 мм =….мм

60 мм = …см

5 см =….мм

48 мм = …см …мм

3 см 2 мм =…мм

Эталон – слайд 6

Включения в систему знаний и повторение

- Я предлагаю вам решить задачу, указанную на слайде. Я читаю вслух, вы следите.

- Длина тела божьей коровки 7 мм, а длина тела кузнечика 2 см 3 мм. Длина тела какого насекомого больше и на сколько миллиметров?

- Итак, о чем задача?

- Что известно?


- Что требуется найти?



- Составьте схему в тетради.






- Что требуется найти в задаче?



- Можно ли это узнать сразу?

- Что нужно узнать, чтобы ответить на этот вопрос?



- Что нужно сделать, чтобы это узнать?


- Все ли известно для того, чтобы выполнить данное действие?



- Можете ли вы сделать это сразу?





- Все ли известно для того, чтобы найти ответ на вопрос задачи?

- Итак, что нужно сделать первым действием?


- Что дальше нужно сделать?



- Что необходимо сделать следующим действием?




- Что еще нужно сделать, чтобы ответить на вопрос задачи?

- Итак, запишите решение задачи.











- У всех такой ответ? Кто решил по-другому?

- Итак, давайте выполним проверку.








- Запишите ответ.





- О божьей коровке и кузнечике.

- Длина тела божьей коровки 7 мм, а длина тела кузнечика 2 см 3 мм.

- Нужно определить, длина тела какого насекомого больше и на сколько миллиметров.

(один обучающийся составляет схему на доске, остальные в тетради)

- Божья коровка - 7 мм

Кузнечик – 2 см 3 мм

Неизвестно, на сколько одно насекомое больше другого.

- Нужно определить, длина тела какого насекомого больше и на сколько миллиметров.

- Нет.

- Нужно узнать разницу длин тел божьей коровки и кузнечика.

- Нужно вычесть из большей длины меньшую.

- Нет, нужно сравнить длины тел божьей коровки и кузнечика и узнать, длина чьего тела больше.

- Нет, так как длины тел насекомых даны в разных единицах. Нужно перевести длину тела кузнечика в миллиметры.

- Да.


- Перевести длину тела кузнечика в миллиметры.

- Сравнить длины тел насекомых и определить, длина чьего тела больше.

- Вычесть из значения длины тела большего насекомого значение длины тела меньшего насекомого.

- Больше ничего.

(Один ученик записывает решение на доске, остальные в тетради)

1) 2 см 3 мм = 20 мм + 3 мм = 23 (мм) – длина тела кузнечика

2) 7 мм

3) 23-7=16 (мм) – на столько длина тела кузнечика больше длины тела божьей коровки

Отвечают

(Один ученик у доски, другие пишут в тетрадях)

- 1) 16+7=23 (мм) – длина тела кузнечика

2) 23 мм = 20 мм + 3 мм = 2 см 3 мм

2 см 3 мм = 2 см 3 мм – верно, значит, задача решена верно

(записывает ответ).

Слайд 7







Схема на доске:



7 мм ?

2 см 3 мм




Рефлексия учебной деятельности

- Итак, урок подходит к концу. Назовите тему урока.



- Что вы изучили сегодня на уроке?

-Что узнали? Чему научились?







- Какую цель вы поставили в начале урока?


- Взгляните на пункты плана, все ли пункты вы выполнили?

- Что такое миллиметр?

- Как обозначается миллиметр?

- Как на линейке найти миллиметр?



- Сколько миллиметров в одном сантиметре?

- Сколько миллиметров в одном дециметре?

- Как с помощью линейки измерить длину объекта в миллиметрах?




- Ребята, кто узнал что-то новое, у кого все получилось, поднимите две руки.

-У кого возникли трудности, поднимите одну руку.

(Обсуждают, какие трудности возникли)

- Ваше домашнее задание - .узнать, какие окружающие нас объекты можно измерить в миллиметрах, составить список, в котором вы указываете название объекта и его размер в миллиметрах. Это творческая работа, поэтому нет ограничений в оформлении.

-На этом урок подошел к концу. Я была рада с вами работать. Урок окончен.

- Тема нашего урока «Миллиметр».

- Единицу длины - миллиметр.

- Узнали, что такое миллиметр, как он обозначается, историю появления миллиметра, связь миллиметра с другими величинами длины, как измерять длину предметов в миллиметрах. Научились определять миллиметр, обозначать его, переводить сантиметры и дециметры в миллиметры и наоборот, измерять длину предметов в миллиметрах.

- Познакомиться с мерой длины – миллиметр.

- Да.

- Миллиметр – единица длины.

- Миллиметр обозначается двумя маленькими буквами м (мм).

- На линейке миллиметры обозначаются маленькими черточками. Расстояние между двумя маленькими черточками – миллиметр.

- В одном сантиметре десять миллиметров.

- В одном дециметре сто миллиметров.

- Чтобы измерить длину объекта в миллиметрах, нужно установить начало деления линейки на начало объекта, затем отсчитать количество маленьких черточек. Номер той черточки, на которой заканчивается объект – количество миллиметров.

Поднимают руки.




Прощаются.






Заполните пропуски:

8 см 5мм =…мм

15 мм =…см ...мм

2 см 7 мм =….мм

60 мм = …см

5 см =….мм

48 мм = …см …мм

3 см 2 мм =…мм


Заполните пропуски:

8 см 5мм =…мм

15 мм =…см ...мм

2 см 7 мм =….мм

60 мм = …см

5 см =….мм

48 мм = …см …мм

3 см 2 мм =…мм


Заполните пропуски:

8 см 5мм =…мм

15 мм =…см ...мм

2 см 7 мм =….мм

60 мм = …см

5 см =….мм

48 мм = …см …мм

3 см 2 мм =…мм


Заполните пропуски:

8 см 5мм =…мм

15 мм =…см ...мм

2 см 7 мм =….мм

60 мм = …см

5 см =….мм

48 мм = …см …мм

3 см 2 мм =…мм


Заполните пропуски:

8 см 5мм =…мм

15 мм =…см ...мм

2 см 7 мм =….мм

60 мм = …см

5 см =….мм

48 мм = …см …мм

3 см 2 мм =…мм


Заполните пропуски:

8 см 5мм =…мм

15 мм =…см ...мм

2 см 7 мм =….мм

60 мм = …см

5 см =….мм

48 мм = …см …мм

3 см 2 мм =…мм


Заполните пропуски:

8 см 5мм =…мм

15 мм =…см ...мм

2 см 7 мм =….мм

60 мм = …см

5 см =….мм

48 мм = …см …мм

3 см 2 мм =…мм


Заполните пропуски:

8 см 5мм =…мм

15 мм =…см ...мм

2 см 7 мм =….мм

60 мм = …см

5 см =….мм

48 мм = …см …мм

3 см 2 мм =…мм


Заполните пропуски:

8 см 5мм =…мм

15 мм =…см ...мм

2 см 7 мм =….мм

60 мм = …см

5 см =….мм

48 мм = …см …мм

3 см 2 мм =…мм


Заполните пропуски:

8 см 5мм =…мм

15 мм =…см ...мм

2 см 7 мм =….мм

60 мм = …см

5 см =….мм

48 мм = …см …мм

3 см 2 мм =…мм


Заполните пропуски:

8 см 5мм =…мм

15 мм =…см ...мм

2 см 7 мм =….мм

60 мм = …см

5 см =….мм

48 мм = …см …мм

3 см 2 мм =…мм


Заполните пропуски:

8 см 5мм =…мм

15 мм =…см ...мм

2 см 7 мм =….мм

60 мм = …см

5 см =….мм

48 мм = …см …мм

3 см 2 мм =…мм


Заполните пропуски:

8 см 5мм =…мм

15 мм =…см ...мм

2 см 7 мм =….мм

60 мм = …см

5 см =….мм

48 мм = …см …мм

3 см 2 мм =…мм


Заполните пропуски:

8 см 5мм =…мм

15 мм =…см ...мм

2 см 7 мм =….мм

60 мм = …см

5 см =….мм

48 мм = …см …мм

3 см 2 мм =…мм


Заполните пропуски:

8 см 5мм =…мм

15 мм =…см ...мм

2 см 7 мм =….мм

60 мм = …см

5 см =….мм

48 мм = …см …мм

3 см 2 мм =…мм


Заполните пропуски:

8 см 5мм =…мм

15 мм =…см ...мм

2 см 7 мм =….мм

60 мм = …см

5 см =….мм

48 мм = …см …мм

3 см 2 мм =…мм


Заполните пропуски:

8 см 5мм =…мм

15 мм =…см ...мм

2 см 7 мм =….мм

60 мм = …см

5 см =….мм

48 мм = …см …мм

3 см 2 мм =…мм


Заполните пропуски:

8 см 5мм =…мм

15 мм =…см ...мм

2 см 7 мм =….мм

60 мм = …см

5 см =….мм

48 мм = …см …мм

3 см 2 мм =…мм